М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сравнительная характеристика главных героев - Калашникова и Кирибеевича.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Учимся проводить сравнительную характеристику героев: положение в социуме, семейный быт, честь и достоинство, отношение к царю, народу, человеческие качества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Сравнительная характеристика главных героев - Калашникова и Кирибеевича.
Цели по содержанию занятия:
1. Образовательная – способствовать формированию понятий, “художественный образ”, “героический характер”.
2. Развивающая – создать условия для развития у семиклассников умения анализировать образную систему произведения.
3. Воспитательная – помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый
Ход урока.
1.-Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Назовите героев «Песни…» - Какой момент, по вашему мнению, является самым напряжённым? 2.Поговорим о характерах героев. – Между кем происходит главное столкновение?
- Где впервые мы встречаем Кирибеевича? (на пиру)
- Что мы о нём узнаём? Кто он? Из какой семьи? Как выглядит? («Лишь один из них, из опричников…»)
- Что омрачает его жизнь? (любовь) - Насколько сильно его чувство к Алёне Дмитревне? (готов отдать жизнь; «Как увижу её, я и сам не свой…»)
- Какое впечатление производит на нас Кирибеевич после чтения первой главы? (положительное) - Какие качества Кирибеевича показывает Лермонтов? (внешне красив, силён, смел, ради любви готов отдать жизнь)
- Но что настораживает нас в его поведении? (лукавство) - Изменяется ли наше отношение к Кирибеевичу во второй главе? - Прочитайте, что происходит («От вечерни домой шла я нонече…») - Думает ли Кирибеевич о том, как отразится его поступок на репутации Алёны Дмитревны? - Как мы называем людей, которые думают только о себе? (эгоисты) - Почему повествование ведётся от лица Алёны Дмитриевны? (чтобы дать возможность острее почувствовать горе женщины)
Обратимся к третьей главе «Песни…» - Найдите и прочитайте, как ведёт себя Кирибеевич перед боем («И выходит удалой Кирибеевич…»)
- Какие черты характера проявляет герой в этой ситуации? (самоуверенность, хвастливость, считает, что ему нет равных соперников)
- Чем является бой для Кирибеевича? (развлечением)
- Как изменяется внешность Кирибеевича, когда он узнаёт, кто вышел биться с ним? Прочитайте. («И услышав то, Кирибеевич побледнел в лице, как осенний снег…») - Как вы думаете, о чём это говорит?(ещё жива совесть, чувствует свою вину) - Можем ли мы сказать, что Кирибеевич однозначно отрицательный или однозначно положительный герой?(нет)
- Давайте сделаем вывод.(Кирибеевич умён, красив, богат, он знатного рода, силён, смел, сильно любит, но любовь его эгоистична. Он, не задумываясь, разрушает не только жизнь любимой женщины, но и её семьи. Кирибеевич хвастлив, самоуверен, но в нём ещё жива совесть).
– Как вы думаете, почему стало возможным такое оскорбительное поведение Кирибеевича? (он был опричником Ивана Грозного)
3.Поговорим о другом участнике боя.
– Прочитайте отрывок, где мы впервые встречаемся с Калашниковым. – Что мы о нём узнаём? (купец, у него есть жена, дети; Калашников живёт спокойно, жизнь его размеренна; в семье сложился определённый уклад, и вдруг, вернувшись домой, он не находит там жены).
– Прочитайте, как он обращается к жене после её возвращения («Уж ты где, жена, жена ,шаталася?...» - Почему же Степан Парамонович так суров? - В 16 веке существовал свод житейских правил «Домострой», где было записано: «Подобает поучити мужем жен своих с любовию и благорассудным наказанием; жёны мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всём ему покорятися; и что муж накажет, то с любовию приимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию». – Такое обращение к жене не грубость, а стремление следовать правилам поведения, принятым в обществе.
– Как воспринимает Калашников то, что произошло с женой? Прочитайте. («Я скажу вам, братцы любезные, что лиха беда со мною приключилася…») - Какое решение принимает Степан Парамонович? («И я выйду тогда на опричника…») - Как это его характеризует? (смелый, мужественный, стремится защитить честь жены и семьи) - Перенесёмся на Москву-реку, где должен состояться кулачный бой. Прочитайте разговор Калашникова с Кирибеевичем перед боем.
– О каких чертах характера Степана Парамоновича можно говорить? (открытость, честность, бесстрашие)
- За что вышел биться Калашников? (за правду, он вышел на последний бой, на бой с несправедливостью).
–В какой момент наиболее ярко проявляется бесстрашие, мужество Калашникова?(в разговоре с царём;»Я скажу тебе, православный царь…»)
-Можно ли сказать, что Калашников совершает подвиг, так разговаривая с царём?(да) -Карамзин писал: «Сказать неучтивое слово кромешнику, т.е. опричнику, значило оскорбить самого царя…люди земские, от дворянина до мещанина были безгласны, безответны против опричных».
– Есть ли у Калашникова отрицательные черты? (нет)
- Подумайте, кого во все времена сочинители наделяли лучшими качествами? (народ) - Можем ли мы сказать, что Калашников-представитель народа? (выходя на бой, Калашников кланяется царю, церквам, а потом всему народу русскому, тем самым как бы говоря, что хочет отстоять народную правду).
–Прочитаем конец «Песни…». О чём он говорит? (Калашникова похоронили меж трёх дорог, как хоронили в то время преступников, но его могила не забыта народом, народ помнит о его подвиге («И проходят мимо люди добрые…»). – Что же можно сказать о Калашникове? (Он молод, красив, порядочен, любит свою семью, вступается за честь жены и семьи, он открыт, честен, не боится сказать правду царю, совершает подвиг, умирая за народную правду).
Подведем итог урока.
Домашнее задание:
выписать цитаты, характеризующие Калашникова и Кирибеевича.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Цели урока: 1. Познакомить с исторической эпохой царствования Ивана...
М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
В презентации к уроку предложена сравнительная характеристика героев произведения....
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)
Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...
Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....
Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.
Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...