Конспект урока Лермонтов "Песня про купца Калашникова"
план-конспект урока по литературе (7, 8 класс) на тему

Кошиль Инна Олеговна

Конспект урока с приложениями на тему "Песня про купца Калашникова" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov.pesnya_pro_kuptsa_kalashnikova.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЭМА  М.Ю. ЛЕРМОНТОВА « ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА». ОБРАЗЫ И ЯЗЫК ПОЭМЫ.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Дать понятие о том, как Лермонтов смог показать историзм и своеобразие характера героя через знакомство с историческим материалом о правлении Ивана Грозного; обучать умению давать характеристику героям и мотивировать свое мнение о них, понимать их нравственный мир; показать связь литературного произведения с фольклорными жанрами.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, текст поэмы, опорные таблицы.

ХОД УРОКА.

1 .Объявление темы, цели, урока.

2. Актуализация знаний об эпохе, изображенной в произведении.

- Рассказ об эпохе 30-х г. 19 века;

-характеристика эпохи Ивана Грозного (картины И.Е.Репина «Иван Грозный убивает своего сына», В.М.Васнецова «Иван Грозный»);

-работа с понятием «опричник»;

-чтение отрывков из «Домостроя»- свода житейских правил 16 века.

ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ

По выходе из школы гвардейских прапорщиков Лермонтов окунулся в литературную жизнь. Это было время, когда всколыхнулся интерес к народной жизни, народному поэтическому творчеству. Занятия Лермонтовым стариной и историей России подтолкнул его к написанию поэмы из русской жизни, в которой действующим лицом является боярин времен Ивана Грозного. Личность царя всегда занимала поэта. Над поэмой «Боярин Орша» он работает в 1835-1836гг.

Лермонтов заинтересовался русской стариной, народными преданиями, поверьями песнями. Он серьезно изучает «Сборник Кирши Данилова». Его увлекает характер русской былины. Зарождается замысел песни, в которой выразилась бы русская жизнь периода, который особенно интересовал поэта,- времени  начал царствования Ивана Грозного. Хотя «Песня…» появилась в печати  в 1838г., уже в 1836 автор начал работать над ней. Привычкой Лермонтова было дать «вылежаться написанному». Датой создания песни считается 1837год.

   «Самый выбор предмета свидетельствует о состоянии духа поэта недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем». (В.Г.Белинский).

    Произведение повествует о событиях 16 века – эпохе царя Ивана Грозного. В «Истории государства Российского» Карамзин подчеркивает неоднозначность этой фигуры, противоречия в характере царя «…имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова. Хвалился милостью и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан, хвалился правосудием, карая вместе с равным удовольствием и заслуги, и преступления.»

   Один из главных героев поэмы – молодой опричник Кирибеич, из  славной семьи Малютиной.

  В 1565 г царь оставил свою резиденцию в с. Коломенское и выехал в Александровскую слободу. Оттуда в послании к боярам и духовенству он сообщил об отказе власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова «опричь» - кроме). Он был уверен, что его позовут на трон, это и произошло. Иван  IV продиктовал  свои условия: разделить страну на две части: опричнину и земщину.

    В опричнину царь включил наиболее важные в стратегическом и экономическом отношении земли. На этих землях хозяйничало опричное войско. Набирались опричники из молодых дворян и дворянских детей, отличавшихся удалью. Они должны беспрекословно исполнять волю государя, обо всем доносить, отрекшись от всего и всех.  Внешним отличием опричников служила собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царя.  На все поступки опричников царя глядел сквозь пальцы, опричники всегда были правы. Главой опричного террора стал Малюта Скуратов (таково прозвище Григория Лукьяновича Скуратова) – дворянин, приближённый Ивана IV.

   Историки отмечают, что «сказать неучтивое слово опричнику - значило оскорбить самого царя», что «люди земские, от дворянина до мещанина были безгласны, безответны против опричных» они упоминают о похищении жён знатных людей Иваном Грозным и его приближенными. Опричники стали бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их преданность и верность,  и они действительно исполняли его волю.
 

  Правила семейно-бытовой жизни 16 века изложены «Домострое». Это памятник древнерусской литературы. В этом своде житейских правил говорится: «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним, но с покорением истину отвечай ему, яко самому Богу, и во всем повинуйся ему. Обидим (обиженный) не мсти, обвиненный моли, зла на зло не воздавай грешащих не осуждай»

У героев «Песни…»- Кирибеечева  и Калашникова- нет прототипов, но Лермонтов, следуя историческим источникам , правдиво изобразил характеры и конфликты, верно передал дух и колорит эпохи. «Песня..» переносит читателя в далёкое прошлое.

3. Работа с опорными таблицами.

4. Анализ произведения.
 
-Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного?
 -Найдите отрывки, раскрывающие характер Кирибеевича?
 -Как в характере Алёны Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене?
 - С какой целью выходят на бой Кирибеевич и Калашников?
 -Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Какова роль Ивана Грозного в поэме?
 -Сравните характеры Калашникова и Кирибеевича.

5. Проблемный вопрос.
Семейно-бытовая драма- общественный конфликт.

6. Язык и жанр произведения.

  Жанр своего произведения Лермонтов определил как песню. Он стремился приблизить поэму к фольклорным, эпическим сказаниям.
 Троекратное повторение, свойственно народным песням и традиционное обращение с хвалебными словами к хозяевам дома.
 

                              Ай ребята пойте.                              

                              Ай ребята пейте.

Гусляров почитали на Руси, сам князь подносил чарку, и никто не мог заставить гусляров говорить неправду, были они своего рода «гласом народа»
 

Белинский, определяя фольклорные элементы в поэме писал:
 «Поэт …. перенёсся в историческое прошлое, подслушал биение его пульса
,  проник в сокровеннейшие тайники его духа, усвоил склад его старинной речи»

   Воздействие народных традиций сказалось на трактовке личности Ивана Грозного. Для народных песен государь- главное лицо , идея народной жизни. Судьба отечества была в руках царя и всё, что касалось его личности, касалось вместе с тем и народа. Первые слова в поэме это обращение к царю, что характерно для народных песен.

  Картина царского пира предваряется изображением Ивана Грозного с помощью отрицательного параллелизма («не сияет на небе солнце красное…то за трапезой сидит…». )

  В поэме встречаем таки художественные приемы, как использование традиционных эпитетов «вино сладкое, заморское», сравнений, инверсий, прямого отрицания. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом  «и».
 

          Уж как завтра кулачный бой
         На Москве-реке при самом царе,
         И я выйду туда на опричника.

7. Подведение итогов урока.
Центральной темой «Песни..» ставится борьба добра и зла, борьба правды и кривды.
 Очевидно, что без фигуры царя столкновение Калашникова с Кирибеевичем могло быть понято как семейно-бытовая драма. Присутствие царя, покровителя и защитника опричника, усиливает общественный конфликт. Окончательна оценка разыгравшейс трагедии принадлежит народу. Ни царь, ни время не властны над подвигом Калашникова. Его могила, затерявшаяся «промеж трех дорого» ( как «преступник», Калашников не был похоронен на кладбище), не забыта народом.

8. Домашние задание.
 
 Ответить на вопрос с использованием цитат «Кто в песне является настоящим героем и почему?»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....

Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока по "Песне про купца Калашникова.." М.Ю.Лермонтова

Это второй урок в системе уроков по "Песне..." Тема урока: "Бой на Москва-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Оценка персонажей с позиций народа"...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Урок "Песня про купца Калашникова"

про купца Калашникова...