урок Страницы мятежной жизни
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Литературная гостиная — особая форма проведения урока литературы. На таком уроке ученики полностью и с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени,о котором идёт речь, с интересом, вниманием слушают учителя и принимают деятельное участие в проведении урока. Ни один школьник не останется равнодушным к судьбе того или иного поэта, побывав в такой гостиной. В данной литературной гостиной мы приоткрываем страницы жизни М.Ю. Лермонтова. Литературно-музыкальная гостиная "Страницы мятежной жизни" раскрывает сложность, противоречивость судьбы поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_myatezhnoy_zhizni.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

"Страницы мятежной жизни"

    Цель:

  1. Знакомство с произведениями М. Ю. Лермонтова, фрагментами его биографии.
  2.  Расширение кругозора учащихся в области искусства, через просмотр репродукций картин и прослушивание музыкальных фрагментов, подчёркивающих драматизм творчества поэта.
  3. Погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М. Ю. Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности.

    Задачи: 


Образовательные:

  • прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю. Лермонтова;
  • нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта;
  • показать актуальность содержания произведений Лермонтова

Развивающие:

  • развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта
  • воспитывать желание понять внутренний мир поэта, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов

Воспитательные:

  • Формирование дружеских отношений между учащимися;
  • Формирование умения быстро принимать решения;
  • Формирование толерантного отношения к представителям других народов;
  • Формирование навыков публичного выступления.

Форма проведения:  литературная гостиная.

Литературная гостиная — особая форма проведения урока литературы. На таком уроке ученики полностью и с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени,о котором идёт речь, с интересом, вниманием слушают учителя и принимают деятельное участие в проведении урока. Ни один школьник не останется равнодушным к судьбе того или иного поэта, побывав в такой гостиной. В данной литературной гостиной мы приоткрываем страницы жизни М.Ю. Лермонтова. Литературно-музыкальная гостиная "Страницы мятежной жизни" раскрывает сложность, противоречивость судьбы поэта.

Возраст участников: 15 – 16 лет.

Время проведения: 45 – 50 минут.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы.. 

Оформление класса:  портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг с произведениями М.Ю. Лермонтова,  высказывания о поэте.

Звучит торжественная музыка.

Учитель  : 2014 год указом Президента России был  объявлен Годом Культуры. В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире».

В 2014 году  Президент России Владимир Путин подписал Указ «О проведении в 2015 году  Года литературы».

  В 2014 году вся   Россия отмечает 200 лет со дня рождения великого русского поэта и прозаика М.Ю. Лермонтова.

Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству. Михаил Юрьевич оставил потомкам более 400 стихов, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.

 (слайды- портреты Лермонтова)

Лермонтов:

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

Всегда кипит и зреет что-нибудь

В уме моем. Желанье и тоска

Тревожат беспрестанно эту грудь.

 Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-нибудь.

1 ведущий: В Пензенской области расположилось старинное село Тарханы, куда Лермонтова привезли полугодовалым ребёнком. Барский дом был похож на все другие усадьбы, деревянный с мезонином. В этом доме поэт прожил много лет с горячо любящей его бабушкой.

2 ведущий: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Его родители Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы.

Юрий Петрович – 27 –летний отставной капитан, небогатый дворянин, красивый и пылкий молодой человек. В своё время он окончил первый Кадетский корпус в Петербурге. С Марией Михайловной Юрий Петрович познакомился в селе Васильевском, где она гостила у своих родственников.

1 ведущий: Урождённая Арсеньева, Мария Михайловна была единственной дочерью богатых родителей. Марии Михайловне было 15 лет, когда её отец покончил с собой. Гибель отца болезненно отразилась на хрупкой девушке, склонной к уединению и мечтательности, чтению романов. Есть предположение, что она училась в одном из дворянских петербургских институтов для дворянских девиц. У неё в обиходе были альбомы с выписками из произведений любимых авторов, она играла на клавесине, пела чувствительные романсы, мечтала о любви. Для девушки такого склада типична была покорность родителям. Но эта хрупкая мечтательная девушка, полюбив бедного армейского капитана из «захудалого» дворянского рода, сумела добиться своего – выйти за него замуж, несмотря на сопротивление матери и её родных. Свадьба состоялась почти против воли Елизаветы Алексеевны, матери Марии Михайловны.

2 ведущий: Мама умела, когда Михаилу было 2,5 года. Отца Лермонтова  бабушка не любила, считала, что он не сможет дать сыну материальный достаток. Так Мишель лишился и матери, и отца. Эта душевная рана вылилась в горькие строки.

Лермонтов:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина!

Но ты свершил свой подвиг, мой отец,

Постигнут ты желанною кончиной;

Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец

Того, кто был всех мук твоих причиной!

Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

Однако ж тщетны были их желанья:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!

1 ведущий: Разносторонняя одарённость Лермонтова появилась очень рано. Он играл на скрипке, лепил из воска, хорошо играл в шахматы, рисовал. Музыкальность у него от матери. Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив сына на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слёзы катились по его лицу.

2 ведущий: Из воспоминаний поэта.

Лермонтов: Когда я был 3х лет, то была песня, от которой я плакал. Не могу теперь её вспомнить, но уверен, что если бы услыхал её, она произвела бы прежнее действие. Её певала мне покойная мать.

Исполняет романс «Колыбельная» «Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою…»

2 ведущий: Бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, дала клятву: сделать для внука все возможное и невозможное. И она это сделала. И это был её подвиг. Хилый, болезненный Мишель жил под постоянным наблюдением врача, в полном достатке и средств, и друзей.  У него были учителя немецкого, французского, греческого и латинского языков, арифметики и других наук. В одном из стихов  Лермонтов вспоминает свои мальчишеские годы:

Чтец:

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться,- памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей.

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную  вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

1 ведущий: . Осенью 1827г. бабушка вместе с 13-летним Мишей перебралась в Москву для продолжения его образования. Она решила отдать его в Московский университетский пансион. Наняла ему учителя английского языка. И вскоре он стал читать Шекспира и Байрона в оригинале. Поэзия Байрона произвела на Лермонтова сильное впечатление. И он сравнивал себя с этим поэтом.

Чтец: Нет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой

2 ведущий:1830 год.  Лермонтов – студент Московского университета. Пишет много, но мало кому показывает свои стихи. Молодой с пожилой душой, он чувствует, что проживет недолгий срок.

Лермонтов:

Боюсь ли смерти я? О, нет!

 Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

когда-нибудь увидел свет.

1 ведущий: Каким же казался Лермонтов своим сверстникам? 

Петр Вистенгоф –однокурсник – писал о том, что  Лермонтов имел тяжелый, несходчивый характер, любил посещать балы, был всегда изысканно одет и постоянно в окружении хорошеньких дам.

 Одних он поражает живостью и веселостью, другим кажется холодным, раздражительным

2 ведущий:  Как всякий настоящий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии. Перечитывая его стихи, мы можем прочесть историю его души и понять его как человека.

1 ведущий: Волнения любви поэт начал чувствовать очень рано. Одним из первых адресатов его любовной лирики стала Екатерина Сушкова, красивая, умная, ироничная – юношеское увлечение поэта в 1830г.

   Михаил Юрьевич очень переживал из-за своей незавидной внешности, имел комплекс неполноценности, который при его несносном характере, болезненном самолюбии и огромном желании любить делал его личную жизнь невыносимой.

Чтец: «Я не люблю вас и люблю»

2 ведущий: И.С.Тургенев вспоминал: «В наружности  Лермонтова было что-то зловещее и трагичное, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз. Вся его фигура…возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь тотчас узнавал всякий.»

1 ведущий: Но с годами облик его менялся: гений преображал его. И впоследствии люди, видевшие его впервые, обращали внимание на огромные пламенные глаза, высокое чело и серьёзную мысль, которая одухотворяла его внешность. В женском обществе поэт чувствовал себя легко и свободно.  Казалось, он старался доказать самому себе, что женщины могут его любить, несмотря на малый рост и некрасивую наружность.

2 ведущий: В 1831г. Лермонтов познакомился с Варенькой Лопухиной, милой, умной девушкой, и влюбился с первого взгляда.   Но Вареньку выдали замуж и Лермонтов пишет: «Расстались мы, но твой портрет я на груди своей храню»

 Чтение стиха уч-ся «Я жить хочу! Хочу печали»

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

1 ведущий: Тема любви встречается во многих произведениях М.Ю. Лермонтова.

Звучит вальс А.Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад».)

Сцена из «Маскарада»

2 ведущий: В 1828 году Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830-году становится студентом отделения словесности. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Его привлекает военная карьера, и он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

 1 ведущий:  28 января 1837 года Лермонтов написал первую часть стихотворения "Смерть поэта". Это стихотворение - поступок Лермонтова и восход его на русском поэтическом небосклоне. И не только на поэтическом.  Этим стихотворением поэт брал на себя великую миссию - быть продолжателем дела Пушкина. Это было и пророчество собственной судьбы, добровольно избранной им.

Чтец: «Смерть поэта» (до «…увял торжественный венок»

2 ведущий: Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, поэтому и шла на Кавказе война.

1 ведущий: На войне Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».

Но поэта поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа. Именно там и появился известный в живописи образ печального Демона

Романс «Я тот, которому певала ты в полуночной тишине»

(слайды из «Демона»)

1 ведущий: В мае 1838 года поэт возвращается в Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине.

2 ведущий: Родиной для Лермонтова была вся Россия, верным сыном которой он оставался всегда.

Чтец: «Люблю Отчизну я, но странною любовью»

Люблю отчизну яно странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

1 ведущий: 1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нем говорят. Его приглашают. Знакомства с ним добиваются.

2 ведущий: Но этот блеск и суета были лишь внешней жизнью. В другой, внутренней, жизни он вовсе не чувствовал себя счастливым баловнем успеха.

И скучно и грустнои некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

1 ведущий: 1840 год. В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.

2 ведущий: И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ: “Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк”.

1 Ведущий: Поэта посылали под пули на Северный Кавказ. На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием.

2 Ведущий:

Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.

Сценка.

1-я Дама — Вы очень расстроены сегодня?

Лермонтов — У меня нет причин веселиться, сударыня.

2-я Дама — Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.

Лермонтов — Простите, у меня дурные предчувствия.

1-я Дама — Вам нездоровится?

Лермонтов — Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.

Дама — Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…

Лермонтов — Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.

Дама — Прочтите нам что-нибудь новое.

Лермонтов — Новое? Извольте!

Не смейся над моей пророческой тоскою;

Я знал: удар судьбы меня не обойдет;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдет;

Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

Мне в мире не найти; настанет час кровавый,

И я паду, и хитрая вражда

С улыбкой очернит мой недоцветший гений;

И я погибну без следа

Моих надежд, моих мучений,

Но я без страха жду довременный конец.

Давно пора мне мир увидеть новый;

Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый!..

Пускай! я им не дорожил.


1 Ведущий: По дороге на Кавказ Лермонтов заехал в Пятигорск, где и встретился с майором Мартыновым. Здесь и произошла известная ссора, ставшая роковой.

2 ведущий: Повод был пустячный. Лермонтов что-то по обыкновению сострил, нарисовал 2-3 карикатуры на Мартынова, все посмеялись. Мартынов разозлился.

Сценка.

Мартынов: Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах!
Лермонтов: Что ж, на дуэль, что ли вызовешь меня за это?
Мартынов: Да. Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук я буду ждать Вас с секундантами. Честь имею. (Уходит).

Лермонтов (один) ходит, думает, садится за стол, пишет письмо (озвучивается):  «Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым. Сам виноват: не шути с дураком. Нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял по его злобному взгляду».

Звучит трагическая музыка

Сцена дуэли

2 ведущий: 15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит на дуэли русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

1 ведущий: Поэту было 26 лет.

 Чтец.

Учитель : Так закончилась земная жизнь и началась великая  вечная жизнь поэта. И мы, его потомки и почитатели, несём в душе его образ, человека грустного и весёлого, строгого и нежного , ласкового и скромного, смелого и благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным умом. Поэта гениального, так рано оставившего этот мир, бессмертного и навсегда молодого.

   Чтец: «Эпитафия»

Простосердечный сын свободы,

Для чувств он жизни не щадил;

И верные черты природы

Он часто списывать любил.

Он верил темным предсказаньям,

И талисманам, и любви,

И неестественным желаньям

Он отдал в жертву дни свои,

И в нем душа запас хранила

Блаженства, муки и страстей.

Он умер. Здесь его могила.

Он не был создан для людей.

Романс «По небу ночному ангел летел…»

Танец ангела


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...

Лермонтов. Страницы мятежной жизни.

Литературно-музыкальная гостиная "Страницы безмятежной жизни (М.Ю.Лермонтову посвящается)"...

Презентация к уроку литературы «Страницы мятежной жизни»

Презентация посвящается М.Ю.Лермонтову, знакомит детей с основными этапами жизни писателя...

"Страницы мятежной жизни" литературно-музыкальная композиция

"Страницы мятежной жизни" Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни"

Литературно-музыкальная композиция посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...

Страницы мятежной жизни

Классный час, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...