Лермонтов. Страницы мятежной жизни.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Литературно-музыкальная гостиная "Страницы безмятежной жизни (М.Ю.Лермонтову посвящается)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov.doc | 132.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Землянко Любовь Викторовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6»,
г. Муром Владимирской области
Страницы мятежной жизни
(М.Ю. Лермонтову посвящается).
1 Чтец: Бог нашей драмой коротает вечность
Сам сочиняет, ставит и глядит.
(Омар Хайям).
2 Чтец: Страницы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. «Семейный дневник». (Звучит мелодия ноктюрна №1 Ф. Шопена).
- Чтец: В ту ночь в мире творилось что - то странное: над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали свою дорогу.
- Чтец: Зато почти всю ночь в самом доме горел свет, и суетились люди. Спали беззаботно лишь хозяева дома - семья генерал - майора Федора Толя, сдавшего несколько комнат отставному капитану Юрию Петровичу Лермонтову. Поздно ночью капитану сообщили, что он стал отцом: жена родила сына.
- Чтец: Тяжело перенесла роды мать. (Сцена затемняется, на экране высвечивается портрет матери).
- Чтец: От тревог, переживаний и от бессонной ночи осунулся отец.
(Высвечивается портрет отца). - Чтец: Но была в доме женщина, сохранившая даже в эти трудные
часы спокойствие и твердую решительность. Она молча, без
суетливости, подавала воду или лекарство, не теряя присутствие духа,
ухаживала за роженицей, отдавала распоряжение прислуге.
(Высвечивается портрет бабушки Арсеньевой).
- Чтец: В эту тревожную ночь в доме у Красных ворот мы знакомились с
главным действующими лицами семейной драмы, перипетии которой
окажут существенное влияние на характер, душу, а, может быть и на
всю судьбу одного из величайших поэтов России - Михаила Лермонтова. - Чтец: Ему дали жизнь Мария Михайловна и Юрий Петрович.
- Чтец: Но та статная женщина, готовая оказать любую помощь в этом доме, поставить его на ноги, воспитает, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.
- Чтец: Тугой узел семейной драмы завязался именно в ту пору, когда
Юрий попросил руки Марии Михайловны, а Елизавета Алексеевна, ее
мать, произнесла слово «нет». «Нет» повторила за нею вся родня,
потому что считала: они не пара, слишком беден по нынешнем временам
этот отставной капитан. - Чтец: Но Мария Михайловна сказала «да» и сумела настоять на своем.
И он стал ее мужем. - Чтец: А что же Елизавета Алексеевна? Ради дочери она пошла на
уступки. Но неприязнь к Юрию сохранилась и нарастала с каждым днем.
(Звучит 2частъ сонаты Бетховена).
1 Чтец: Здоровье Марии Михайловны вызывало опасения. Годы болезни
закончились трагедией: 24 февраля 1817г она скончалась. Лермонтову не
было еще и трех лет. Но день похорон матери он запомнил на всю свою
жизнь: Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею черный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочес... и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчание...
5 марта, спустя положенные по христианскому обычаю девять дней, Юрий Петрович вынужден был покинуть Тарханы. Взять с собой сынка Елизавета ему не позволила. В духовном завещании бабушка сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. Капитан должен был у ступить...
2 Чтец: Шли годы. Мишель болезненно переживал разлуку с отцом. Юрий Петрович изредка приезжал в Тарханы, чтобы повидаться с
сыном, но изменить ничего не мог.
В день, когда будущему поэту исполнилось 17лет, он получил известие о скоропостижной смерти отца.
3 Чтец: Из завещания Юрия Петровича: «Прошу тебя уверить свою
бабушку, что я вполне отдавал ей справедливость во всех поступках ее в
отношении твоего воспитания и образования, и к горести моей, должен
был молчать, когда видел противное, дабы избежать неминуемого
удовольствия.... Скажи ей, что несправедливости ее ко мне я всегда
чувствовал очень сильно и сожалел о ее заблуждении, ибо, явно, она
полагала видеть во мне своего врага, тогда, когда, когда я был готов
любить ее всем сердцем, как мать обожаемой мной женщины». Так
разрешился первый акт драмы.
1 Чтец: Страницы короткой жизни М. Лермонтова «На перепутье».
Москва! Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский, сильно, пламенно и нежно...
4 Чтец: В 1827г Лермонтов становится москвичом, успешно выдержав
экзамены в Благородный пансион при столичном университете. Переезд в
древнюю столицу принес поэту много новых сильных впечатлений.
Первые стихи. Первая любовь... Первые столкновения с миром зла и
несправедливости.
3 Чтец; 11 марта 1830г пансион неожиданно посетил император. Он
был один, без свиты. Во время перемены ученики всех возрастов с криком
устремились из классных комнат в широкий коридор, превратив его в
арену для гимнастических упражнений. На царя никто не обращал
внимание. Вдруг один из воспитанников, узнав его, стал истошно
приветствовать. Через две недели прибыло высочайшее распоряжение:
пансион преобразовать в гимназию.
2 Чтец: Это было первым столкновением поэта с царем. И первым
крушением.
1 Чтец: 16 августа 1830г, за полгода окончания учебы, Лермонтов был уволен из пансиона. В сентябре того же года ученый совет «подверг проверке знания Михаила, и, найдя их достаточными, допустил к слушанию лекций. Каким запомнили его однокурсники?
4 Чтец: И.А. Гончаров: «Нас, первогодичных, помнится, было 40. между
прочим, здесь был и Лермонтов, впоследствии знаменитый поэт, тогда смуглый сутуловатый юноша, с черными выразительными глазами. Он казался апатичным, говорил мало и сидел, всегда... опершись на локоть».
- Чтец: Вистенгоф: «Он садился постоянно на одном месте, отдельно
от других, в углу аудитории, у окна, облокотившись, по обыкновению, на
один локоть иуглубясъ в чтение принесенной книги, не слушая лекции.» - Чтец; А.И. Герцен: «Учились мы чему-нибудь? Могли ли научиться?
Полагаю, что да. Преподавание было скудное... Университет, впрочем, не
должен оканчивать научное воспитание... его дело - возбудить вопросы,
научить спрашивать. Именно это и делали такие профессора, как
Павлов, а с другой стороны - как Каченовский. Но больше лекций и
профессоров развивала студентов аудитория юным столкновением,
обменом мыслей, чтений».
- Чтец: Каким запомнился университет Лермонтову?
- Чтец: Святое место! Помню я как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры, Твоих сынов, заносчивые споры
О боге, о вселенной...
1 Чтец: «Святое» место. Но на экзамене, продемонстрировав начитанность сверх программы, он неожиданно вступил в пререкания с экзаменатором, недовольным его пренебрежительным отношением к основному лекционному материалу. И после объяснения с администрацией в списке студентов против фамилии Лермонтов -появилась угрожающая запись: «Посоветовано уйти!»
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанъя, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не может?
2 Чтец:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Целить веселье все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
3 Чтец:
... ишу спокойствие напрасно,
Гоним повсюду мыслит одной.
Гляжу назад - прошедшее ужасно; Гляжу вперед - там нет души родной!
- Чтец: И вот - новый поворот в судьбе поэта! Лермонтов уезжает в
Петербург, надеясь завершить образование в тамошнем университете. - Чтец: Из письма, посланного с дороги: «Я обретаюсь в ужасной тоске.
Извозчик едет тихо, дорога пряма как палка, на квартире вонь, и перо
довольно прескверное...» - Чтец: И вот - Петербург...
Увы! Как скучен этот город
С его туманом и водой!
Куда ни глянешь - красный ворот,
Как шиш, торчит перед тобой.
Нет милых сплетен - все сурово,
Закон сидит на лбу людей.
Все удивительно и ново –
И нет, не пошлых новостей!
1 Чтец: По приезде, однако, выяснилось, что Лермонтов не сможет учиться в Петербургском университете, устав «дозволял перевод не иначе как с условием, чтобы проситель начал сызнова», т.е. выдержал вступительные экзамены! Лермонтов оказался на перепутье...
3 Чтец: А.С. Пушкин писал в «Пророке»: «И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился».
- Чтец: Но к Лермонтову явился не небесный посланец, а родственник и
друг А. Столыпин, тот самый «Монго» который избрал для себя военную
карьеру. Он был моложе Лермонтова, но его советы действовали
неотвратимо. Жребий был брошен: Лермонтов поступил в школу
гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров... - Чтец: Как тут не вспомнить мудрого Омара Хайяма: «Небрежен
ветер: в вечной книге жизни мог и не той страницей шевельнуть» Что
означало учиться в школе подпрапорщиков? Прежде всего, надо было
полностью изменить уклад жизни.
3 Чтец: Как можно глубже спрятать свои «ученые наклонности».
1 Чтец: Как можно лучше подогнать к своей невоенной внешности
мундир и постараться стать настоящим гусаром; бесшабашным
пьющим и свято чтящим традиции своего полка, вплоть до самых
нелепых и глупых.
4 Чтец: Итак, подчиняясь выбору, Лермонтов сумел переломить себя.
- Чтец: Из воспоминаний поэтессы Евдокии Растопчиной: «Его жизнь и
вкусы приняли другой характер, насмешливый, едкий, ловкий. Проказы,
шалости, шутки всякого рода сделались его любимым занятием. Вместе
с тем полный ума, самого блестящего в разговоре, богатый, независимый,
он сделался душою общества молодых людей высшего круга, он был
запевалой в беседах, удовольствиях, кутежах». - Чтец: Но были не только шалости и шутки. Были стихи. Стихи, от
которых он не мог отказаться. Только писать их надо было тайком.
Писать и прятать...
- Чтец: Перевернем еще одну страницу короткой жизни поэта. «Любовь
и свет». - Чтец: В школе гвардейских подпрапорщиков Лермонтов проведет два
года и назовет их «страшными» за то, что внешне придется стать
таким, как все. За то, что придется надеть на себя маску
легкомысленного и циничного горбуна Маешки. И еще за многое...
Единственный отрадой во всех его превращениях будут стихи и
воспоминания о своей первой - последней любви...
4 Чтец: Из воспоминаний Акима Гирея: «Будучи студентом, он был
страстно влюблен в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном
смысле восхитительную Варвару Лопухину; это была натура пылкая,
восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как
теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку. Эту любовь
Лермонтов пронес через всю свою жизнь».
1 Чтец: они познакомились весной 1831г. компания аристократической молодежи собирались ехать в Симонов монастырь к всенощной. Уселись на длинные «линейки», запряженные шестеркой лошадей и покатились вверх по Арбату веселым караваном. Случайно Лермонтов в этой поездке оказался рядом с Варенькой...
3 Чтец: С наступлением лета Лопухины поехали погостить в
подмосковное имение к Столыпиным. Сюда же приехала и Елизавета
Арсеньева с внуком. Уединенные прогулки в аллеях средневекового парка
сблизили Вареньку с юным Лермонтовым.
2 Чтец: а летом того же года они расстались. Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что они расстаются навсегда. Что в будущем судьба подарит им всего лишь несколько коротких встреч, Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку. Она призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения.
4 Чтец: Чувством любви было переполнено и сердце поэта. По приезде в
Петербург он буквально засыпает письмами ее старшую сестру - Марию.
Но адресованные ей письма предназначались, в сущности, Вареньке. И
читать их нужно, как говорят, между строк.
2 Чтец: «Мне бы хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь написать. Коли догадываетесь -хорошо, я буду, доволен, а нет, значит, если бы я и написал вопрос, вы не смогли бы на него ответить. Это такой вопрос, какой, быть может, вам и в голову не приходит».
4 Чтец: «Прощайте же, любезный друг, не говорю до свиданья, потому что не надеюсь увидеть вас здесь. А между мной и милой Москвой стоят непреодолимые преграды, и. кажется, с каждым днем воздвигает их все больше.... Теперь я более чем когда - либо, буду нуждаться в ваших письмах; они доставят мне величайшую радость в моем заточении; они одни могут связать мое прошлое и мое будущее, которые расходятся в разные стороны, оставляя между собой барьер из двух тяжелых печальных лет— Возьмите на себя этот скучный, но милосердный подвиг, и вы спасете мне жизнь... Я прошу у вас не любезности, а благодеяния...»
1 Чтец: В эти трудные дни образ Вареньки возникал перед ним не только в письмах, но ив стихах. Это была особая тема лирики Лермонтова.
2 Чтец: И вдруг, как гром средь ясного неба: Варенька выходит замуж. Тяжело перенес Лермонтов это известие.
4 Чтец: В Москву полетело злое, полное язвительных намеков письмо: «Госпожа Углицкая мне также сообщила, что мадмуазель ВаrЬе выходит замуж за господина Бахметева. Не знаю, верить ли ей, но, во всяком случае, я желаю им в супружеском согласии до серебряной свадьбы».
- Чтец: За оскорбительными словами стояла боль, помноженная на
обиду. Пером поэта руководил не здравый смысл, а чувство
невосполнимой утраты. - Чтец: Что же все - таки произошло? Почему «милая, умная женщина,
умная, как день, поэтическая» Варенька приняла предложение
немолодого, во всех отношениях «бесцветного» господина Бахметьева?
Предала? Разлюбила? Настояли родители?
1 Чтец: Выходя замуж: за сорокалетнего Бахметьева, она сразу всех освобождала: Лермонтова, - от каких - либо обязательств, родных - от дальнейших забот о ее судьбе, себя - от мучительных надежд на новую встречу и новое чувство. Она выходила за муж так, как уходят в монастырь.
1 Чтец: Чтобы не нарушать полудетской клятвы, чтобы остаться
верной той романтической любви.
3 Чтец: я понял, что душа ее была: Из тех, которым рано все понятно.
Для мук и счастья, для добра и зла
В них пищи много – только невозвратно
Они идут, куда их повела случайность,
Без раскаянья, упреков и жалобы
Им в жизни нет уроков,
Их чувствам повторяться не дано...
2 Чтец: Эти строки будут написаны позднее. А в те дни была обида,
горькая, невыносимая. Пройдут еще не один день и не один месяц,
прежде чем Лермонтов сделает шаг к примирению.
Весной 1838г он напишет письмо Марии и вложит в конверт стихи. Они будут обращены к ее младшей сестре. В них прозвучат страстная мольба о прощении и признании в страстной вечной любви. За этими стихами последуют и другие.
3 Чтец: летом 1841 г в Пятигорске Лермонтов встретит свою кузину Екатерину Быховец. По свидетельству близких поэту людей, она была очень похожа на Лопухину. И даже перед самой гибелью, обращаясь к кузине, Лермонтов искренне скажет...
- Чтец: В.А. Лопухина - Бахметева пережила Лермонтова на десять
лет. Она умерла в 1851г, 36 лет отроду и похоронена в Москве, в соборе
Донского монастыря. - Чтец: Из письма М.А. Лопухиной 18 сентября 1841г: «Последние
известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь
больна. Муле предлагал ехать в Москву - она отказалась, за границу -
отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться.
Быть может, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти
Мишеля, поскольку эти обстоятельства так подозрительны, что это не
может не возбудить известных подозрений»
- Чтец: И вот последняя страница жизни Михаила Лермонтова. «Слава
и смерть». - Чтец: Напрасно молился поэт: «Царь небесный! Спаси меня от куртки
тесной, как от огня. От маршировки избавь меня. В парадировке меня не
ставь». Господь не внял молитве, «тесная куртка» цепко обхватила
стан молодого гусара, мундир сковывал движения, не давал свободно
дышать. 1834 -1836 годы. Юнкер Лермонтов, произведенный «по
экзамену» в корнеты Лейб - гвардии гусарского полка, служил исправно.
Приближался январь.
На всю Россию прогремел злодейский выстрел: 27января в Петербурге, за Черной речкой, был смертельно ранен А. Пушкин.
3 Чтец: И свершилось изреченное поэтом: «Восстань, пророк! И виждъ,
и внемли, исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги
сердца людей...»
1Чтец: Лермонтовская лира зазвучала, как набат, в день народной беды.
- Чтец: 19 февраля 1837г шеф. Третьей его императорского величества
собственной канцелярии граф Бенкендорф доложит императору о
стихах Лермонтова как о чрезвычайном происшествии: «Вступление к
этому сочинению дерзко, а конец - бесстыдное вольнодумство, более чем
преступное». - Чтец: Высочайшее появление последовало 25 февраля 1837г: «Корнера
Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский
полк». Тот самый, что стоял на Кавказе: царю не терпелось отправить
дерзкого поэта под пули горцев.
- Чтец: К счастью, первая ссылка продолжалась недолго. Одно за другим
появляются новые стихи. Россия внимательно прислушивалась к голосу
своего певца. - Чтец: Казалось, литературная слава поэта вот - вот достигнет своего
зенита. Имя Лермонтова у всех на устах, его приглашают в
аристократические салоны, он в центре всеобщего внимания... внешне
он доволен происходящим, но внутренне... Нет, он не был счастлив. - Чтец: Надвигалась катастрофа. Она разразилась 16 февраля 1840г на
балу у графини Лаваль.
Произошло столкновение с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, которому показалось, что стихотворение «Смерть поэта» оскорбляет достоинство французской нации. Он подошел к Лермонтову и бросил с вызовом:
4 Чтец: «Вы слишком пользуетесь тем, что мы в стране, где дуэль
воспрещена».
2 Чтец: ответ был столь же недвусмысленным: «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде. И мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно».
1 Чтец: И снова черные сани, теперь уже с Лермонтовым, скользят к Черной речке. И снова дуэль. А за ней арест и новая ссылка.
2 Чтец: Во время ареста Лермонтова в ордонанс - гаузе произошло
свидание его с В. Г. Белинским. Передавая свои впечатления, критик
напишет Боткину о поэте:
«Глубокий и могучий дух. Как он, верно, смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного. О, это будет русский поэт с Ивана Великого... Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинства того и другого».
1 Чтец: И вновь Лермонтов дет на Кавказ, на сей раз уже в Тенгинский
пехотный полк, расположенный водном из самых опасных пунктов войны
с горцами.
3 Чтец; Впереди всего один год жизни. Лермонтов проведет его в походах
и сражениях. Смерть будит ходить по пятам. Но он не погибнет в бою:
у него другая судьба. Еще раз бабушка добьется для него разрешения
приехать в Петербург. Как мгновение, пролетит трехмесячный отпуск.
В последний раз, обнимут его друзья, провожая на Кавказ.
- Чтец: ... И снова дуэль. И опять, как в случае с Пушкиным, друзья не
смогли удержать его в Пятигорске строкового шага. Да и были ли у него
там друзья, т.е. люди, которые понимали бы на кого они все вместе, по
выражению самого Лермонтова, «в сей миг кровавый» поднимали руку? - Чтец; Нет, конечно, не они поднимали, не они - поднимал Мартынов, и
нехотя поднимал, ведь они дружили когда - то, и если даже он не
понимал, какой человек стоит перед ним на обрыве, все же Мартынов не
Дантес. Наконец, что ему был Мартынов? Неужели в нем Лермонтов
видел врага, неужели в нем слились и российское крепостничество,
удушливое самодержавие, цензура, жестокий свет - словом, все, что он
ненавидел?
- Чтец: Эти условия дуэли - непременно стрелять до трех раз и
пистолеты самого крупного калибра! Был ли враг ему Мартынов? Если
был, то зачем стоял Лермонтову барьера с пистолетом, поднятым
вверх? Или он хотел еще раз испытать судьбу? Это остается загадкой. - Чтец: Весьма вероятно, что умелая, скрытая рука жандармов сделала
свое черное дело. Трагедия свершилась. И никто тогда не написал о Лермонтове, как Одоевский о Пушкине, - «Солнце русской поэзии закатилось...»
Глухо дошла в Петербург весть о смерти поэта. А между тем Лермонтов был именно солнцем русской поэзии. И после смерти Пушкина не было на Руси поэта блистательней, чем Лермонтов.
3 Чтец; Ему шел 27год. Убийство - всегда убийство, и нет для него оправдания.
Но, убивая Лермонтова, убивали не только человека – вычеркивали блестящую главу из русской национальной истории.
1 Чтец; Камни шепчутся возмущенно:
как стерпели друзей сердца?
Как оставили неотомщенной
Благородную кровь певца?
Почему же никто от имени
Оскорбленных людских сердец
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?!
2 Чтец: Но разве время повернется вспять?
Но разве звезды можно расстрелять?
Но разве в силах царь и палачи
Сказать мятежной песне: «Замолчи!»?
4 Чтец; Вереницей идут года,
И невидно их черты конечной.
Лермонтов... Он с нами, навсегда,
В строй живых записан он навечно!
... Это жизни дни его вернулись,
Он в нее хозяином вошел
Именем библиотек и у лиц,
Пароходов, институтов, школ...
В книгах - трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых, смелых глаз.
Он - живой, - не памятником в сквере
Вновь и вновь рождается для нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...
Презентация к уроку литературы «Страницы мятежной жизни»
Презентация посвящается М.Ю.Лермонтову, знакомит детей с основными этапами жизни писателя...
"Страницы мятежной жизни" литературно-музыкальная композиция
"Страницы мятежной жизни" Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни"
Литературно-музыкальная композиция посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию М.Ю.Лермонтова "Страницы мятежной жизни"
Страницы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. «Семейный дневник»...
Страницы мятежной жизни
Классный час, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов
Сценарий литературно-музыкальной композиции"Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов...