Страницы мятежной жизни
классный час (5, 6, 7 класс) на тему
Классный час, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stranitsy_myatezhnoy_zhizni.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час, посвященный 200-летию со дня рождения
М.Ю. Лермонтова «Страницы мятежной жизни»
Цели: расширить представление учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова
Задачи:
Образовательные: знакомство с годами жизни и творчеством выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова.
Развивающие: развитие творческой деятельности учащихся.
Воспитательные: привитие любви к русской классической литературе; воспитание чувства гордости за великих людей России; воспитание у обучающихся эстетического вкуса и потребности к чтению на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход мероприятия
Поэты не рождаются случайно
Они летят на землю с Высоты
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев,
Всегда печальны и верны мечте.
И в хаосе проблем, их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив задание
Их, отзывают Высшие Миры…
И. Тальков
Звучит вальс А. Хачатуряна к драме «Маскарад».
Учитель: 15 июля 1841 года у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 28 лет…
Чтец 1: Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
Чтец 2: И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок,
Чтец 3: Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет.
Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?... издалека.
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
Чтец 1: И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый.
Добыча ревности глухой.
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Чтец 2: Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным.
Он, с юных лет постигнувший людей?..
Чтец 3: И прежний сняв венок, – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Пронзили тайное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд.
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Чтец 1: Замолкли звуки чудных песен.
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
Чтец 2: А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов.
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Чтец 3: Вы, жадною толпой стоящие у трона.
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Чтец 1: Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет? Он не доступен звону злата.
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Учитель: Стихотворение» явившееся «криком возмущения и совести», принесло его автору горькую, непростую славу. Испытание славой, да еще и столь ранней (поэту не было и двадцати трех лет), – тяжелое испытание. Однако Лермонтов «гордо, стыдливо и благородно» принял как восторг перед его талантом, так и гонения, выпавшие на его долю. Так кто же он такой – Михаил Лермонтов? Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Отец поэта, Юрий Петрович, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать Лермонтова, Мария Михайловна – была богатой и знатной дворянкой. Детство Лермонтова было счастливо и несчастливо одновременно. Он рано потерял мать, а бабушка ненавидела отца и не позволяла ему видеть сына.
Чтец: Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть..
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я.
Так напишет о себе поэт.
Учитель: Детство Лермонтова проходило в Тарханах, в усадьбе бабушки Елизаветы Алексеевны, которая души не чаяла в мальчике, окружала его всевозможной заботой. Бабушка неусыпно следила за воспитанием и здоровьем внука, приглашая ему лучших учителей и врачей. В 1827 году Михаил Лермонтов вместе с бабушкой переезжает в Москву и поступает в Благородный пансион при университете. За годы учебы им было написано более 60 стихотворений и несколько поэм.
Чтец: Стихотворение «В минуту жизни трудную».
Ведущий: Характер будущего поэта слагался трудно, сложно, преодолевая противоречия. Болезненная резкость, замкнутость соседствовали в нем с мягкой мечтательностью; чудесный мир фантазий вмещал удивительные образы.
Чтец: Стихотворение «Нет, я не Байрон»
Чтец: Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю»
Учитель: Весной 1832 г. в судьбе Лермонтова наступил решительный перелом: при переходе на следующий курс университета он не сдал экзамен. Произошла история, обычная для творческих натур: студент много знал сверх программы, но не мог ответить на элементарные вопросы. Его не отчислили прямо, но, посоветовали уйти, как было записано в протоколе. По настоянию родни Лермонтов поступил в военную школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Училище, находившееся в Петербурге. В 1834 г. он окончил ее и стал офицером привилегированного лейб-гвардии Гусарского полка. Именно в эти годы Лермонтов сделал попытку приобрести известность в писательском мире. Осенью 1835 г, он представил, драму «Маскарад» цензуре, но та сочла пьесу безнравственной. Лермонтов пытался переделать, но все было напрасно. В те же годы Лермонтов пережил еще одно большое разочарование. Вышла замуж Варвара Лопухина, которую он считал своей невестой.
Чтец: Стихотворение «И скучно, и грустно».
Чтец: Отрывок из поэмы «Мцыри».
Учитель: Любовью к Родине пронизано все творчество Михаила Лермонтова. Его любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна. Он не может все принять в своем отечестве. Любовь к Родине у Лермонтова – искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство.
Чтец: Стихотворение «Люблю отчизну я, но странною любовью».
Учитель: Эту свою отчизну и повидал Лермонтов, когда в 1855 и 1836 гг. пересек страну от приневских равнин до южных степей. Побывал он и в родных ему Тарханах, вгляделся в народную правду... Не здесь ли, «в полях земли родной», искал он убеждения и веры.
Чтец: Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна с ней с первой зимой,
Как с первыми людьми ее народы!
Туман здесь одевает неба своды.
И степь раскинулась лиловой пеленой.
И как она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы.
Учитель: 1840 год. Наступил канун отъезда Лермонтова на Кавказ. Верный дорогой привычке, он приехал провести последний вечер к Карамзиным, сказать грустное «прости», собравшимся друзьям. Софья Карамзина очень просила Лермонтова прочесть ее любимое стихотворение. Лермонтов оглянул всех беглым взглядом, потом точно задумался и медленно начал:
Чтец: Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей – клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Учитель: Когда он закончил читать, слезы потекли по его щекам, а друзья, очарованные этим, едва ли не самым поэтическим его произведением и редкой музыкальностью созвучий, стали горячо его хвалить. «Это по-пушкински», – сказал кто-то из присутствующих.
- «Нет, брат, далеко мне до Александра Сергеевича, – сказал он, грустно улыбнувшись, – да и времени работать мало остается: убьют меня, Владимир!»
Учитель: В апреле 1840 года Лермонтов был сослан в действующую армию на Кавказ, где его ждала роковая встреча с майором Мартыновым, За три года до этого он был сослан сюда за стихи на смерть Пушкина. Он писал о судьбе любимого им поэта – строки стихов вырисовывали и его судьбу. Он грозил возмездием палачам – палачи слали его под пули. Странными, неведомыми путями сплетались судьбы поэтов и их убийц.
Звучит прелюдия Шопена. На фоне приглушенной музыки чтецы читают стихи.
Чтец 1: Не смейся над моей пророческой тоской;
Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет?
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
И я паду…
Чтец 2: В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Учитель: Он лежал не в долине Дагестана, а у подножия Машука. Полдневный жар отпылал. Над Кавказом грохотала гроза.Предчувствие Лермонтова сбылось: в Петербург он больше не вернулся.
Чтец 1: И ты высокого призванья,
Свершить для света не успел –
И, вызвав жадное вниманье,
Нам сладких песен не допел.
Чтец 2: Недавний гость в пустыне мира,
Не долго ты средь нас гостил;
Ты чаши жизненного пира
До половины не допил.
Чтец 3: И там, где жизнь полна созвучий
Для вдохновений молодых,
Ты вдруг угас звездой падучей
На рубеже небес родных небес…
Вальс А. Хачатуряна звучит в полную силу.
Учитель: Необыкновенная поэзия Лермонтова - это его завещание потомкам. Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, создав такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих людей. Признанный гигант мировой литературы Лев Николаевич Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина».
Как сказал, известный литературовед Ираклий Андроников: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
Литература:
- Арзамасцев В.П. Тарханы. Государственный лермонтовский музей-заповедник. М.: Советская Россия, 1986.
- Афанасьева В.В. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М.: Детская литература, 1984.
- Большая литературная энциклопедия. Красовский В.Е. и др. М.: «Слово», 2005.
- Запащикова, Л.В. «Нет, я не Байрон, я другой…» : Интеллектуальная игра для старшеклассников, посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова / Л.В. Запащикова // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 6. – С. 28-31.
- Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4-х томах. М.: «Художественная литература», 1976.
Интернет-ресурсы:
- Берлина, О.Н. Творчество М.Ю. Лермонтова: Сценарий литературно-музыкальной композиции / О.Н. Берлина, И. Н. Нежданова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Епишкина, Н.Г. Вспоминая Лермонтова: Сценарий литературно-музыкальной композиции / Н.Г. Епишкина, Н.И. Жихорева, Н.Ю. Золотова, Ю.В. Кузнецова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Жукова, О.В. М.Ю. Лермонтов: Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной памяти М.Ю. Лермонтова / О.В. Жукова, Т.А. Терещенко // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...
Лермонтов. Страницы мятежной жизни.
Литературно-музыкальная гостиная "Страницы безмятежной жизни (М.Ю.Лермонтову посвящается)"...
Презентация к уроку литературы «Страницы мятежной жизни»
Презентация посвящается М.Ю.Лермонтову, знакомит детей с основными этапами жизни писателя...
"Страницы мятежной жизни" литературно-музыкальная композиция
"Страницы мятежной жизни" Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни"
Литературно-музыкальная композиция посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию М.Ю.Лермонтова "Страницы мятежной жизни"
Страницы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. «Семейный дневник»...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов
Сценарий литературно-музыкальной композиции"Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов...