Стратегии текстовой деятельности
материал по литературе на тему

Работа над смысловым чтением. Текстовая деятельность (теория и практика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_tekstovoy_deyatelnosti.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель использования стратегий на этом этапе - понимание текста и создание его читательской интерпретации.

У данного этапа есть основное направление чтения – «диалог с текстом».

С точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения.

С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора.

Можно возникнуть вопрос: а не легче ли просто прочесть текст?

Здесь надо понимать: мысль, даже хорошо понятую с чужих слов, никогда не усвоить так осознанно и прочно, как постигнутую собственным умом. «Готовые» знания из книги или объяснения учителя, не станут деятельными участниками умственного труда, как добытые самостоятельно.

Основа всей работы по осмыслению текста – рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.

В неявной, скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. С возникновения вопроса начинается работа самостоятельной мысли, ведущая к ответу.

 Существует несколько стратегий текстовой деятельности

  1. «Чтение в кружок» (попеременное чтение»).
  2. «Чтение про себя с вопросами».
  3. «Чтение про себя с остановками».
  4. «Чтение про себя с пометками».

Чтение в кружок

Целью стратегии «Чтение в кружок» является  проверка  понимания читаемого вслух текста.

           Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас  есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Чтение про себя с вопросами

Цель стратегии «Чтение про себя с вопросами» - научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющие вопросы.

Работу можно проводить в группе или паре.

                   1)Часть группы задает вопросы после чтения каждого абзаца, остальные на них отвечают, потом меняются ролями.

2)Читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает, читаем третий абзац, меняемся ролями  и т.д.

Чтение  про себя с пометками

«Чтение про себя с пометками» используется для работы со сложными научными текстами. Ее целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает пометки.

         + понял, - не понял, ? надо обсудить

                                       или  

        + согласен, - не согласен,

        !! Требуется обсуждение    и т.д.

После прочтения текста предполагается  работа в парах, группах, где   обсуждается  содержание статьи.

 Что соответствует вашим представлениям?

Что противоречит?

Что вы узнали нового?

-   Какие положения ваша пара, группа выносит на обсуждение?

Чтение про себя с остановками

Цель «Чтения про себя с остановками» – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка и прогнозирование содержания последующего.

Вариант стратегии Чтение с остановками  рассмотрим на конкретном примере.

  1. «Чтение с остановками». Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.

Работа с аудиторией .  Предлагаю посмотреть, как данная стратегия работает на практике. Фрагмент занятия внеурочной деятельности в 6 классе. Чтение с остановками  рассказа Татьяны  Тэсс «Голубая ель».  

 (Т.Ник. СосЮра , Одесса, сов. писательница, журналистка, сотрудник газ.»Известия»)

– Что вы знаете о голубых елях?  

   Слайд№1

Ель голуба́я, или Ель колю́чая  — дерево; вид рода ель.
Естественный ареал вида — запад Северной Америки.
Чаще всего растёт в горных долинах вдоль рек и ручьёв, где почва более влажная.
Ель голубая — вечнозелёное хвойное дерево высотой 25—30 метров.
Часто используется как декоративное растение.
В условиях низких зимних температур ель голубая приживается плохо, семян почти не даёт

 Почему это дерево так назвали?  

       Слайд №2

Почему «голубая ель» - ГОЛУБАЯ?

Почему весной она теряет голубой цвет- становясь почти зеленой с сизым оттенком, а к середине лета снова становится голубой?

Цвет хвои - это природный восковой налет, образующийся в процессе фотосинтеза,  т.е. при наличии света. Если вы возьмете иголку голубой ели и проведете по ней пальцем, вы легко в этом убедитесь - она станет зеленой. Зимы у нас снежные и длинные, все эти месяцы она стоит под снегом без света, а когда он сходит- то как бы стирает и последний голубой налет, который снова образуется через месяц-два. Большие ели всегда имеют голубой цвет, поскольку под снегом не находятся, однако в разные месяцы имеют разную интенсивность окраски.

Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

…Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением…
   И вот однажды…
Первая остановка.

  – Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе?

    И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.
Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.

Вторая остановка
– Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?

   На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Третья остановка.

– Рассказ почти завершен.

 Как вы думаете, о чем в конце написал автор?

   Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

У большинства учащихся гипотеза подтверждается.

Итак, стратегия «Чтение с остановками» позволяет  управлять процессом осмысления текста во время его чтения.

(С учащимися составляем синквейн:

1.Дерево.

2. Изуродованное, мертвое.

3. Плачет, просит, умоляет.

4. У кого поднялась рука?    

5. Жестокость.)

При работе с несплошными текстами использую ментальные карты

Осмысление (через ментальные карты) Слайд №

  • Ментальная карта - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Русский язык 6 класс. Изучение темы «Глагол». Учащимся раздаю  вот такие карты «Страна глаголия» в черно-белом варианте. По содержанию учебника знакомимся с  темами (несплошной текст), которые нужно изучить, повторить в данном блоке темы «Глагол». Название  темы  сопоставляем с названиями территорий на  карте, если тема изучалась, обводим территорию сплошной линией, новые понятия – пунктирной. В процессе изучения раскрашиваем территорию, добавляем границы  и даем названия в   связи с изучением нового понятия.

   И еще один пример текстовой стратегии.

Текст, представлен в виде образца морфологического р. им. прил.

 Слайд №

По данному тексту учащимся предлагается составить «Портрет имени прилагательного».

Результат представить в виде предмета, состоящего из частей. А содержание частей помогает определить план морфологического разбора.

(Показываю работы)

Независимо от  типа текста, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль учащихся.

Однако способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Постепенно это станет потребностью,  привычкой, стилем чтения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по построению занятий по развитию основных стратегий саморегуляции деятельности у детей подготовительной группы на занятиях по ознакомлению с окружающем миром.

Методические рекомендации по построению занятий по развитию основных стратегий саморегуляции деятельности у детей подготовительной группы на занятиях по ознакомлению с окружающем миром....

«Стратегии предтекстовой и текстовой деятельности при работе с художественным произведением»

Презентация «Стратегии предтекстовой и текстовой деятельности при работе с художественным произведением». Данные стратегии востребованы при реализации междисциплинарной программы...

Статья «Модернизация профориентационной работы посредством создания стратегии совместной деятельности образовательной организации и широкого круга социальных партнеров»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487672","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация профориентационной работы пос...

Статья «Модернизация профориентационной работы посредством создания стратегии совместной деятельности образовательной организации и широкого круга социальных партнеров»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186965","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация профориентационной работы посредств...

Статья «Модернизация профориентационной работы посредством создания стратегии совместной деятельности образовательной организации и широкого круга социальных партнеров»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187597","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация профориентационной работы посредств...

Литература, 7 класс - Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)

План-конспект урока литературы 7 класса на тему "Стратегия послетекстовой деятельности на примере баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (Таксономия Блума)"...