Конспект урока по литературе в 7 классе. "Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Федотова Светлана Викторовна

План-конспект открытого урока по литературе.

"Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov_zheleznaya_doroga.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

            ГКОУ «Горбатовская областная специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат для глухих и позднооглохших детей».

                                          Конспект урока

 литературы  в 7 классе.

Тема «Картины подневольного труда

в стихотворении Н. А. Некрасова

«Железная дорога».

                                                        Подготовила

                                                       учитель русского языка

                                                          Федотова С. В.

Февраль, 2017 год

Тема: Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Цель:  Помочь обучающимся выявить отношение автора к труду простого человека,  показать, как Некрасов рисует картины подневольного труда.

Задачи:

1. Продолжать обучать анализу лирического произведения.

2. Формировать навыки выразительного чтения.

3. Развивать навыки устной связной  речи.

4. Развивать познавательный интерес к  уроку литературы.

5. Расширять словарный запас.

6. Развивать слуховое восприятие.

7. Дифференциация звуков  р - л  на материале урока.

Оборудование: экран, плакаты с речевым материалом, учебник «Литература 6 кл.» В.А. Полухина , карточки с вопросами, презентация.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, плана урока.

3. Речевая зарядка.

4. Повторение. Ответы на вопросы.

5. Работа по тексту стихотворения «Железная дорога».

6. Физкультминутка.

7. Работа с репродукцией картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

Этапы урока

      Деятельность учителя

     Деятельность учащихся

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы, плана урока.

3. Речевая зарядка.

4. Повторение. Ответы на вопросы.

- Был звонок. Начинается урок.

- Встаньте.

- Ребята,  улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения. На уроке будьте внимательны, активны и доброжелательны.

- Как вы слышите?

- Какой сейчас урок по расписанию?

- Вы готовы к уроку?

- Садитесь.

- Прочитаем тему урока.

- Прочитаем план урока.

1. Речевая  зарядка.

2.Повторение. Ответы на вопросы.

3. Работа по тексту стихотворения «Железная дорога».

4. Физкультминутка.

5. Работа с репродукцией картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».

6. Подведение итогов урока.

- Встаньте.

- Будем слушать и говорить.

- Какие дежурные звуки на этой неделе?

- Дежурные звуки  р - л

- Говорите все звуки правильно.

- Соблюдайте правила и ударение.

     История, народ,  рабы, образ генерала, образ белоруса,  железная дорога,  царь-голод, многие гроб обрели себе, рабский труд людей – великий подвиг, любовь к простому русскому человеку, русский народ вынесет всё.

- Кто сегодня дежурный  в

классе? 

- Что было задано на дом ?

- Какое стихотворение мы изучаем?     

- Кто автор  стихотворения? 

- Будем задавать вопросы друг другу и отвечать на них.

(Учитель раздаёт карточки с вопросами)

Вопросы:

- Где прошло детство Некрасова?

- Какая атмосфера была в семье

             

 1. Конкурс  «Разминка».

( Учащиеся делятся на 2 команды. Жюри оценивает работу учащихся по баллам. За  правильные устные ответы даются фишки).

А) Сколько букв в русском алфавите?

Б) Сколько падежей в русском языке?

В) Часть слова стоящая перед корнем?

Г) Какая часть речи отвечает на вопросы Как?, Когда?, Где?.

Д) Какой падеж отвечает на вопросы Кем?, Чем?

Е) Какой частью речи являются слова мне, тебя, его?

2. Конкурс «Страна словарных слов».

( Вставить пропущенные буквы в слова).

  Здра...ствуй,  вправ...,  ф...олетовый, слев..., фотоап...арат, экск....ватор, тер...аса, девяност..., гара..., атм...сфера,  ...десь, трол...ейбус.

3. Конкурс « Ошибки».

(Найти и исправить ошибки в тексте стихотворения С. Маршака).

Дама здавала в багаш                     диван,                                            чимодан, сакваяш,                        картину, карзину,                        картонку                                           и маленькую собачёнку.

4. Конкурс «Половинки».

( Играют командой. Соединить две части пословицы, поговорки в одну).

Для первой команды:

Век  живи,...     люби и саночки

                                          возить.

Любишь кататься,...     век учись.

Труд человека кормит,...   потехе

                                              час.

Делу время,...       а лень портит.

Для второй команды:

Лес рубят-...       вода не течёт.      

Под лежачий камень... щепки

                                     летят.

Терпенье и труд...  а труса кусает

На смелого собака лает,...  всё

                                       перетрут.

(Соединить слова из левого и правого столбиков стрелками).

президент           часть слова

корень                 знак препинания

десять                 часть  речи

скрипка            глава государства

союз                       числительное

запятая                 музыкальный

                              инструмент

(Прочитать зашифрованное слово).

( Учащиеся угадывают зашифрованное слово, выходят к доске, записывают  его).

1.    

2.     

3.

4.        

    

5           

                             

5. Конкурс «Лишнее слово»

( В группе однокоренных слов зачеркнуть лишнее слово).

А) Чёртик, черта, чертить, чёрточка.

Б) Горка, гореть, пригорок, горный.

В) Боль, больной, больница, болтать.

Г) Водить, водяной, водичка, водный.

Д) Слеза, слезает, слёзно, слезливый.

6. Конкурс «Работа по тексту».

 (Выполнить задания по тексту).

               Зима.

1. Пришла долгожданная зима. 2. Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! 3. Улицы покрыты белым снегом. 4. Иней покрыл ветви тополей. 5. Дышится легко и хорошо.

А) Выписать из текста глаголы.

Б) Выписать предложение по схеме:

               

В) Выписать наречия.

( Поменять местами буквы, чтобы получилось слово. В  словах зашифрованы названия животных).

Кута, шадоль, нокь, синьяв, кашок, асил, набак, торк, рбеза, рокова.

- Ребята, сегодня на уроке вы были активны,старательны.

- Вам понравилась викторина?

- Вам было интересно?

- А сейчас подведём итоги викторины.

- Слово предоставляется жюри.

(Выступают члены жюри).

Воспринимают на слух.

        

Отвечают на вопросы.

Читают тему, план урока.

        

Воспринимают речевой материал  на слух.

Проговаривают речевой материал.

Воспринимают, распознают   речевой материал на слух.

Отвечают на вопросы.

Задают друг другу  вопросы по карточкам. Отвечают на вопросы.

Читают вопросы на слайде презентации.

Отвечают на вопросы.

Получают фишки за правильные ответы.

Выполняют задания на карточках.

Выполняют задание. Читают пословицы и поговорки.

Выходят к доске.

Выполняют задание.

Играют. Получают фишки за правильные ответы.

Выполняют задание на карточках.

Выполняют задание на

карточках.

Называют животных.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

4. Разминка.

5. Выполнение заданий на карточках.

6.  Работа у доски.

 

7. Игра

« Зашифрованное

слово».

8. Выполнение заданий на карточках.

9. Игра «Составь слово»

9. Подведение итогов викторины.

5. Работа по тексту стихотворения «Железная дорога».

6.

Физкультминутка.

7. Работа с репродукцией картины К.А. Савицкого

«Ремонтные работы на железной дороге».

8. Подведение итогов урока. Оценки.

9. Домашнее задание.

вопросами).

- Где прошло детство Некрасова?

- Какая атмосфера была в семье будущего поэта?

- Где учился Некрасов?

- Какая главная тема творчества Некрасова?

- О чём рассказывается в стихотворении?

- Кто руководил строительством дороги?

- Что описывает автор в первой части стихотворения?

- Кому автор посвящает данное стихотворение?

Словарная работа по тексту стихотворения.

Слова: подневольный труд, десятники, колтун, варвары, скопище, подрядчик.

(Учитель объясняет значение слов).

- Прочитаем историческую справку о строительстве железной дороги.

(Комментированное чтение слайда презентации).

-  Обратимся ко 2 части стихотворения и прочитаем

2,3,4,5 строфы.

- Какой царь есть в мире?

- Что сделал голод?

- Что обрели люди на строительстве дороги?

- Найдите ответы на вопросы в тексте:

 - В каких условиях работали и  жили люди?

- Как относились начальники к народу?

- Во второй части стихотворения перед нами предстаёт образ больного белоруса.

- Какие эпитеты использует автор для его описания?

( Учитель показывает на слайде образ белоруса, комментирует показ).

- Прочитайте последние строки 2 части стихотворения.

- Какие слова повторяет автор?

- Во что верит автор?

- Обратимся к 3 части стихотворения.

- Что говорит  о народе генерал?

- Ребята, как вы думаете, прав ли генерал?

- Какое ваше мнение о народе?

- Обратимся к 4 части

стихотворения.

- Чем заканчивается строительство дороги?

- Что заработали люди на строительстве дороги?

- Что мы делали?

- Встаньте.

- Проведём физкультминутку.

( Показ слайда из презентации).

- Рассмотрим репродукцию  картины известного художника Константина Аполлоновича Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».

- Что изображено на картине?

- Что делают рабочие?

- Как они одеты?

- Какое выражение лица у людей?

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? Почему?

- Подведём итоги, сделаем выводы по уроку.

- Кто является истинным

строителем железной дороги?

- Во что верит автор?

- Как вы думаете, какие отношения должны быть между людьми?

- Прочитаем выводы по уроку.

(Учитель вывешивает на доску плакат).

Н.А Некрасов в стихотворении показывает подневольный труд людей на строительстве железной дороги. Голод согнал людей на каторжную работу. Они работали в тяжелейших условиях. Начальство относилось к ним жестоко, бесчеловечно. Но автор верит в лучшее будущее народа. Русский народ вынесет всё.

- Откройте тетради.

- Запишите выводы в тетради.

- Что мы делали на уроке ?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Вам понравилось стихотворение Некрасова?

- Спросите меня

- Послушайте, какие оценки вы

получили.

(Учитель за экраном называет оценки).

- Задание на дом: выучить наизусть первую часть стихотворения « Железная дорога».

- Урок окончен. Идите на перемену.

Задают вопросы друг другу.

Слушают учителя. Читают.

Читают по цепочке.

Работают по тексту стихотворения.

 Отвечают на вопросы.

Выполняют

 физкультминутку.

Работают с репродукцией картины.

Отвечают на вопросы.

Читают выводы по уроку.

Записывают выводы в тетради.

Спрашивают об оценках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""

Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"

Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс  "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.

На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,Помочь уч...