Величие народа- созидателя в картинах подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасов. « Железная дорога».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Автор урока: учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 20" Нуруллина Р.В.;
учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ № 20" Муллабаева Р.Р.
Учебный предмет: интегрированный урок литературы с историей
Класс: 6 В
Автор УМК:
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
.
Тема | Величие народа- созидателя в картинах подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасов. « Железная дорога». |
Цели | Продолжить знакомство с творчеством Н.А. Некрасова, познакомить с историей создания стихотворения «Железная дорога»; Формировать у обучающихся умение проводить комплексный анализ поэтического текста; Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; Воспитать уважение к людям труда |
Планируемый результат | Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя текст произведения Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; Оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
Методы | наглядный, практический, метод контроля |
Основные понятия | Честность, картины подневольного труда, отношение к народу, его труду |
Межпредметные связи | История, искусство |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Коровина В.Я. и др. Литература: учебник для 6 класса: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. Презентация по биографии Н.А.Некрасова. Портреты Н.А. Некрасова, П.А. Клейнмихеля. Творческие работы учащихся |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | 1. Я желаю вам, чтобы ваш труд на уроке принёс успешный результат. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи. | Готовятся к уроку |
| Уметь совместно окунуться в период времени жизни и творчества Н.А. Некрасова (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) | ||
2. Формулировка темы урока, постановка цели (2 мин) Цели: - организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми. | слайды о развитии железной дороги (1-4) Организует формулировку темы урока детьми. Знакомит с целью урока. | - Какая тема нашего урока? | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). | |||
3. Постановка учебной задачи (10 мин) Цель: - организовать формирование знаний о поэте, эпохи и истории создания
| Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877 гг.) – поэт, чья популярность затмила в своё время многих поэтов. Во многом это объясняется тем, что основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу. Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с такой силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа. Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видел людские страдания и слёзы, несправедливость и жестокость по отношению к народу, будь то городская улица, больница для бедняков, железнодорожная насыпь или несжатая полоса за деревней. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога" которое было написано в 1862 году. Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, и они стали свободными. Что же изменилось в их жизни? Ответить на этот вопрос нам поможет учитель истории Равиля Рамзаевна Ребят, посмотрите на изображения, которые представлены у вас в рабочих листах. Из курса Истории Средних веков каким вы видите повседневную жизнь крестьян? Я уже говорила вам на уроках истории о процессе закрепощения крестьян и в России. Знаете ли вы, с чем связаны события 1861 года? Чтобы ответить на данный вопрос, воспользуетесь текстом, который лежит у вас на столах. Рядом лежат трафареты. Поочередно подбирайте трафареты таким образом, чтобы читаемые слова были одной части речи. Правильный ответ на данный вопрос написан на трафарете, который подойдет к названному мной условию. Как вы думаете, что рассчитывали получить мужики от господ? Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? Перед вами лежат карточки с легендами, связанными со строительством николаевской железной дороги. Прочитайте тексты, представленные в ваших рабочих листах (Приложение 1), в течение двух минут свои отрывки и задайте вопросы группам напротив. Теперь, надеюсь, у вас сформировалось представление о том, каким образом крестьянский труд способствовал возведению николаевской железной дороги. Пришло время перейти к поэзии: истории в стихах. | Организует формирование знаний о подневольном труде крестьян. Работа с иллюстративным материалом. Определение причинно-следственных связей. Работа с текстом, трафаретами, датами. Обобщение информации. Работа с текстом. Смысловое чтение. Формулируют вопросы. Отвечают на вопросы одноклассников. | Как эти слайды связаны с нашим уроком? Что вы знаете о Н.А. Некрасове? Помимо различных податей и поборов, крестьяне, как правило, должны были обрабатывать поле своего сеньора. Это называлось барщиной. Вместо барщины, а иногда и вместе с ней крестьяне платили оброк, то есть отдавали сеньору определённую часть того, что выращивали на собственных полях или добывали охотой и промыслами. Кроме того, полагалось передавать десятую часть своих доходов Церкви. Этот древнейший налог называется десятиной. 19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Некоторые крестьяне шли на заработки в город. Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков. Примерные ответы учеников:
| Знать содержание текстов, обобщить знания, полученные знания Знать основные термины (барщина, оброк) | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника (Регулятивные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД). | |
4. Физминутка | 1. Густой зелёный ельник у дороги, 2. Она улыбается редко... 3. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... (Ф.Тютчев) 4. Однажды, в студеную зимнюю пору, 5. Поздняя осень. Грачи улетели, Только не сжата полоска одна… | Выполняют упражнение | ||||
5.Стадия осмысления содержания (закрепление, самоконтроль) (22 мин) Цели: - организовать закрепление знаний содержания стихотворения ,умения анализировать данное произведение | - С чего начинается стихотворение? (слайд) - Вспомните, что такое эпиграф? - В чём особенность эпиграфа? - На что настраивает нас эпиграф? О чём пойдёт речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? - Действительно ли об этом рассказано в стихотворении? Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда, народного труда. - К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? Перед тем как начать анализ выясним значение некоторых слов. Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части?(слайды) Каким настроением проникнуто? Как рисуется Некрасовым образ родины в 1 части? | С эпиграфа Краткое изречение, которое автор даёт перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль Написан в форме диалога, в котором участвуют отец и сын Какой замечательный человек этот Пётр Андреич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу. Нет. В стихотворении говорится, что строителем дороги является народ, а граф лишь руководил работой Истинным строителем железной дороги является многострадальный народ Слова на слайде | - ядреный – (перен) отличный, сильный, здоровый, крепкий. -десятник - старший над группой рабочих. -колтун – болезнь волос, которые сваливаются в неразделимые космы, войлок. -заступ – устаревший синоним для копательной лопаты -скопище – толпа, сборище -подрядчик – лицо, обязавшееся по договору выполнять определенную работу -лабаз – сарай, навес, амбар для мелкого корма Выразительное чтение наизусть 1 главы стихотворения. Высказывают собственное мнение. | Уметь делать выводы | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). | |
6.Анализ произведения Работа с учебником Словарная работа | Организует фронтальную проверку. - Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения? Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, — описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани — это рассказ о страданиях строителей дороги. - Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению?
- Как называет голод поэт? - Какова цена строительства железной дороги? Во сне Ваня видит фантастическую картину толпу мертвецов, бегущих по сторонам дороги при свете луны. Призраки окружают героев диким пением, пугают мальчика, то, что он слышит из их уст – это реальные, страшные картины подневольного труда простых людей. - Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание С одной стороны автор рисует образ мертвеца, с другой стороны – это реальный труженик, доведенный тяжелым трудом до того, что он стал похож на мертвеца. Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы. - Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее? - Что возразил генерал, когда Ваня сказал, что строителя дороги являются мужики? - Что генерал говорит о людях из народа? - Поняли ли рабочие, что их обманули? Заканчивается третья часть словами генерала: Вы бы ребенку теперь показали Светлую сторону… Генерал возмущен той страшной картиной, которую герой нарисовал мальчику, и призывает показать «светлую сторону» жизни, которую и показывает лирический герой в четвёртой части. Так называемая «светлая сторона» – это описание окончания строительства железной дороги: Рабочие после окончания строительства, остались должны подрядчику. Как это могло произойти? Следующая сцена – появление почтенного лабазника, то есть купца, торговца. Уже само описание этого персонажа противопоставляется рабочему народу. Особого внимания заслуживает фраза: Пот отирает купчина с лица… Следующая строфа своей абсурдностью вызывает ощущение ужаса: Бочку рабочим вина выставляю И – недоимку дарю!.. Казалось, это заявление подрядчика должно было вызвать возмущение среди рабочих, но они кричат «ура» и впрягаются вместо лошадей в повозку купчины. Самая светлая картина в произведении оказалась самой безобразной. | Отвечают на вопросы, ищут по тексту, аргументируют ответ цитатами из текста Описанию строительства железной дороги, её строителей Они как бы противопоставляются друг другу. В 1-ой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинами подневольного труда «Труд этот, Ваня, был страшно громаден, не по плечу одному!» «Он - то согнал сюда массы народные…» «Мы надрывались под зноем, под холодом…» «Это все братья твои – мужики!» … Водит он армии; в море судами В ночь эту лунную Губы бескровные, веки упавшие, Ноги опухли; колтун в волосах; Ямою грудь, что на заступ старательно «Видел, папаша, я сон удивительный,- Русских племен и пород представители По мнению генерала, представителя господствующего класса, оторванного от трудовой жизни, народ – «Варвары! Дикое скопище пьяниц!..», способен только разрушать. Не умея активно протестовать против обсчётов и обмана, рабочие лишь крепко затылки почесали, да махнули рукой. Слушай, мой милый: труды роковые Кончены – немец уж рельсы кладет. Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках… Сравним с описание белоруса: Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли; колтун в волосах…
и описание лабазника: В синем кафтане – почтенный лабазник, Толстый, присадистый, красный, как медь… Выпряг народ лошадей – и купчину С криком «ура!» по дороге помчал... Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?.. | - что согнало тысячи людей на строительство железной дороги между Москвой и Петербургом? Приведите цитату. - в каких условиях работали рабочие? Почему многие из них погибали? - какую песню поют призраки, о чем они напоминают едущим в поезде? - чем заканчивается вторая часть стихотворения? -что возразил генерал, когда Ваня сказал, что строителями дороги являются мужики? - что он говорит о людях? - какие светлые картины показывает поэт в последней заключительной части? В чем их смысл? - поняли ли рабочие, что их обманули? -каков идейный смысл стихотворения «Железная дорога»? - какое значение имеет описание осени в начале стихотворения? Голод заставляет людей выполнять часто тяжёлую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей. С одной стороны, голод убивает людей, с другой стороны, голод творит, так как заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое Многие - в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе. Антитеза: жизнь противопоставлена гробу, т.е. смерти. Здесь выражена мысль о том, какой тяжёлый труд, какое напряжение всех сил требуется для созидания, какой ценой создаётся всё ценное. Забыли, конечно! А строителем дороги объявлен граф Клейнмихель. Об истинных, настоящих строителях, «мирных детях труда» никто и не вспоминает Песня мертвецов звучит как исповедь, как наказ потомкам, а так же как упрёк тем, кто забыл истинных строителей дороги. Всё дело в действующей в то время системе штрафов. Например, человек, не вышедший на работу из-за болезни, мог быть оштрафован. Своих денег у рабочих не было, поэтому на какие-то нужды им нужно было брать деньги в долг у подрядчика, всё это впоследствии вычитывалось из заработной платы. На строительстве железных дорог в основном работали крестьяне, которые практически все были неграмотными, они не могли проверить правильность записей десятников и «махнули рукой» понимая, что их обманывают, но поделать с этим ничего нельзя. | Провести анализ и синтез текста
| Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Пробудить чувство ответственности за поступки(личностные УУД0 Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы (Регулятивные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию (Познавательные УУД). Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД). | |
7. Работа в группах | Предлагает составить синквейн 2.Предлагает дать развернутый ответ на вопрос: .Почему лирический герой обращается именно к Ване? Ведь на его месте мог быть человек с жизненным опытом. | Групповая работа. Учащиеся составляют синквейн со словами "народ" и "дорога" Пишут мини - сочинение | ||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Заполняют бланк самооценки | -какой нравственный урок извлекли ? - Оцените свою деятельность на уроке, | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | ||
9. Домашнее задание. (слайд) 1. В стихотворении нарисована картина далекого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? дайте устный ответ на этот вопрос. 2. Подготовить выразительное чтение стихотворения. 3.Выучить из второй главы три последние строфы со слов: «Эту привычку к труду, благородную…» | Организует работу в классе по записи домашнего задания. | Записывают задания | Оценка своих возможностей, достижения целей | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |
Приложение 1
Задание 1. Описать повседневную жизнь крестьян с опорой на иллюстрацию Перечислите основные повинности крестьян в пользу сеньора.
Иллюстрация 1.
Управляющий наблюдает за жатвой. Миниатюра. XIV в.
Иллюстрация 2.
Юрьев день. Художник С. В. Иванов
Задание 2. Отметить на карте путь железной дороги от Петербурга до Москвы.
Отметьте на карте дату строительства николаевской железной дороги.
Задание 3. Смысловое чтение.
Сформулируйте вопросы по тексту.
Факты, связанные с дорогой
- В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился.
- Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.
- Строительные работы велись на протяжении десяти лет (в 1842-1851) и потребовали больших финансовых вложений, оригинальных технических решений, привлечения множества отечественных и зарубежных специалистов и значительного числа рабочей силы. В возведении дороги приняли участие более 800 тыс. рабочих, преимущественно из числа крепостных крестьян.
- «Санкт-Петербургские ведомости» написали тогда: «1-е ноября останется днем, навсегда памятным для России: в этот день происходило... открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы - голову и сердце России».
- В середине XIX в. Петербурго-Московская дорога была наиболее совершенной в техническом отношении и самой протяженной двухпутной железной дорогой в мире - ее протяженность составила 604 версты (644 км).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,Помочь уч...
Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...
Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Учебный предмет: литератураКласс:6Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2013.Тема урока: Н.А.Некрасов...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Н. А. Некрасов. Стихотворение "Железная дорога". Картины подневольного труда".
Данный урок соответсвует УМК "Литература. 6 класс. Коровина В.Я."...
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»...
Конспект урока по литературе в 7 классе. "Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога"
План-конспект открытого урока по литературе."Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога"...