Урок литературы в 11 классе «Ненависть или любовь… Что сильнее?». Раннее творчество М.А. Шолохова. «Донские рассказы»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Тема: «Ненависть или любовь… Что сильнее?». Раннее творчество М. А. Шолохова. «Донские рассказы»
Тип урока: урок – «погружение» в текст художественного произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._sholohov._donskie_rasskazy.doc | 819 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района Смоленской области
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
11 класс
«Ненависть или любовь… Что сильнее?»
Раннее творчество М. А. Шолохова.
«Донские рассказы»
Подготовила: Ипатова Р. М.,
учитель русского языка и литературы,
учитель высшей квалификационной категории
2013 год
Тема: «Ненависть или любовь… Что сильнее?»
Раннее творчество М. А. Шолохова. «Донские рассказы»
Тип урока: урок – «погружение» в текст художественного произведения
Цели:
1. Личностные
- ввести учащихся в мир художественных произведений М. А. Шолохова, приобщая их к духовным исканиям писателя;
- на основе изучаемого материала помочь обучающимся осознать общечеловеческие ценности, подвести к выводу, что любовь сильнее ненависти;
- формировать уважение к взглядам и чувствам других людей.
2. Метапредметные
- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере рассказов М. А. Шолохова;
- содействовать развитию диалогической и монологической речи обучающихся.
3. Предметные
- развивать умение анализировать прозаический текст, выявлять
художественные детали, определять их роль в произведении;
- научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активного отношения к действительности;
- закрепить знания учащихся о фабуле.
Оборудование: иллюстрации к «Донским рассказам» М. А. Шолохова;
портрет писателя.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
1. Расскажите о начальном этапе жизни М. Шолохова.
2. Какие рассказы писателя вы прочитали к сегодняшнему уроку?
3. Каковы их особенности? Что вас поразило в данных рассказах?
4. Чувством ненависти или любви наполнены рассказы Шолохова?
5. Попробуйте сформулировать тему нашего урока и определить задачи, которые мы сегодня должны решить.
II. Анализ рассказа М. Шолохова «Чужая кровь».
1. Какова фабульная основа рассказа «Чужая кровь»?
Фабула – событийная основа произведения, последовательность событий в их логической, причинно - следственной связи.
Итак, фабульная основа рассказа «Чужая кровь» довольно проста. У деда Гаврилы и его жены в Гражданской войне погиб сын. После налёта банды они подобрали раненого продкомиссара, выходили его, привязались к нему, как к родному. В память о сыне старики стали его звать Петром. Но с Урала приходит письмо, товарищи зовут Петра на завод, и он уезжает. Старики остались вновь одни.
2. Что перед нами – драма простого, наивного сердца, драма обретённого или утраченного?
Или
Шолохова занимает «извечная» психологическая проблема родительского чувства?
Всё это есть в рассказе. Рассказ о старом казаке деде Гавриле, об отзывчивости на ласку, на любовь человеческого сердца становится рассказом об одном из путей человека к правде.
3. Что говорил Гаврила сыну, провожая на фронт? (Найти в тексте и зачитать).
«Деды и прадеды твои службу несли, должен и ты…»
4. Вспомните, кто ещё из героев, провожая сына на службу, дает ему наставление? Сравните эти наставления.
5. Каков старый казак в рассказе?
Пришли красные – «назло» им надел мундир и медали, полученные за то, что служил монарху верой и правдой – так в экспозиции создаётся образ старого казака, ненавидящего советскую власть.
6. Найдите цитату в тексте рассказа.
«Дед Гаврила на москалей на красных вынашивал, кохал, нянчил – как Петра, ненависть стариковскую, глухую».
7. Каково его чувство к сыну?
Велико его чувство к сыну, который «сгинул», пропал на фронтах Гражданской войны.
Возникает сюжетный мотив «бунта» против горя, нежелание смириться с мыслью о страшной утрате.
Дед Гаврила, словно заслоняясь от самой мысли о возможной гибели сына, ждёт его наперекор всему! Он шьёт ему полушубок, папаху, сапоги. В сундуке хранится мундир сына, заботливо пересыпанный табаком.
8. Как Шолохов, углубляя мотив ожидания, доводит его до трагизма?
Шолохов вводит в повествование сослуживца Петра – казака Прохора Лиховидова, вернувшегося из Турции.
9. Как нарисована встреча с Прохором? Найдите в тексте и прочитайте.
«Перед завтраком глянул Гаврила в окно, сказал почему-то шёпотом:
- Прохор идёт!..»
Молодой Шолохов написал эту сцену с напряжённым драматизмом.
Дед Гаврила, как и полагается хозяину, начинает не с того, что тревожит, что мучит, что криком рвется из груди, а с житейски-будничного:
«Снега ныне рано упали…»
10. Что проявляет старик в данной сцене?
Сила выдержки, твёрдость деда Гаврилы оттеняется женской «слабостью», несдержанностью матери. Не могла она больше терпеть, лукавить.
«Заикнулась было старуха:
- Петра нашего…
- Замолчи, баба!..- строго прикрикнул Гаврила…»
В самой интонации, в невольном испуге: «успеешь…узнать!» - видно сдерживаемое страдание. Но старик с честью перевалил через опасный рубеж, овладел собой, увёл разговор в русло, которого требовал обычай. Полагалось, чтобы гость сам рассказал о том, ради чего пришёл.
И лишь на вопрос гостя: «Как вы тут живёте при советской власти?» Гаврила говорит: «Сына вот жду…»
11. Как ведёт себя старик, узнав о гибели сына?
Затаённое горе старика прорывается неожиданным протестом: «А ежели я не верю?..»
12. Прочитаем эту сцену со слов «Убит, что ли?..» до слов «Брешешь! Не верю!..»
13. Что поражает в этой сцене?
Бурная сила так неожиданно прорвавшегося страдания впечатляет не только сама по себе. Создаётся резкий контраст между мужественной сдержанностью поведения в начальных эпизодах и половодьем хлынувшего горя в конце.
14. Как Шолохов даёт нам почувствовать всю глубину переживаемого несчастья?
В последующей картине Шолохов достигает той сдержанности и строгости, которая позволяет почувствовать всю глубину переживаемого горя.
«А ночью, накинув полушубок, вышел во двор, поскрипывая по снегу валенками, прошёл на гумно и стал у скирда.
Из степи дул ветер, порошил снегом; темень, чёрная и строгая, громоздилась в голых вишневых кустах.
- Сынок! – позвал Гаврила вполголоса. Подождал немного и, не двигаясь, не поворачивая головы, снова позвал: - Петро!.. Сыночек!..
Потом лёг плашмя на притоптанный возле скирда снег и тяжело закрыл глаза».
15. Как очерчен характер деда Гаврилы?
С такой законченностью, что кажется, ничто не в силах изменить его, повернуть на другой путь. Самая сила горя, казалось, лишь должна была укрепить старика в ненависти.
- В чём заключается внутренний драматический конфликт рассказа?
Внутренний драматический конфликт рассказа заключается в столкновении СОЦИАЛЬНОГО и ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.
- Каков один из принципов сюжетного построения рассказа?
Один из принципов сюжетного построения рассказа заключается в том, что писатель ставит своего героя перед всё более усложняющимися психологическими испытаниями.
- Что же такое дед Гаврила – закоренелый ненавистник или безутешно страдающий отец?
- В каком драматическом событии это обнаруживается?
Продотрядники на базу деда Гаврилы (чтение эпизода: «Берите, проклятые! Грабьте!.. Всё ваше!..»)
Твёрд и неумолим «белокурый», начальник, продкомиссар.
Так изображается Шолоховым первая встреча с тем человеком, который «переломит» жизнь старика.
- Расскажите, какой катастрофический поворот событий следует далее?
Налетают бандиты. Тут же, во дворе деда, убивают продотрядников.
Следует решительное испытание деда Гаврилы. И дрогнуло, не выдержало отцовское сердце.
- Чтение эпизода «Нагнулся Гаврила над белокурым…»
- Расскажите, что заставило делать отцовское чувство деда и его жену?
- Как передано нарастание чувств к чужому, «смертью зацелованному» сыну?
Не прямым описанием, а косвенным: дед Гаврила наблюдает за своей старухой, угадывает её переживания:
«Видел Гаврила, как с каждым днём, с каждой бессонной ночью бледнеет и сохнет возле кровати старуха, примечал и слёзы на щеках её, вспаханных морщинами, и понял, вернее – почуял сердцем, что невыплаканная любовь её к Петру, покойному сыну, пожаром перекинулась вот на этого недвижного, смертью зацелованного чьего-то чужого сына…»
Но то, что у старухи выступало явно, более скрыто проступало у старика.
Гаврила «сердцем почуял», что творилось со старухой.
- Почему?
Потому что сходное происходило с ним.
«С каждым днём с ужасом чувствовал Гаврила, что кровно привязывается к новому Петру…»
- Что происходит на наших глазах?
На наших глазах как бы рушится устоявшееся. Где та злоба, которая не давала покоя старику?
Любовь отцовская примиряет.
- Что оказывается сильнее? Ненависть или любовь?
- Почему рассказ назван «Чужая кровь»?
III. Композиция рассказа «Чужая кровь».
Рассказ Шолохова далёк от той классической модели, которая в учебниках: завязка, кульминация, развязка.
- Сколько кульминаций в рассказе?
Два напряжённых до трагизма момента: известие о гибели сына и прощание с Петром во второй. Это прощание и является, в сущности, мощным финалом. Это и развязка.
- Чтение эпизода «Прощание с сыном».
Финал рассказа написан с поражающей силой. Найдены удивительно простые и необыкновенные по душевной пронзительности, по сердечности и горестной силе слова.
IV. Итог. Рефлексия.
- Что сильнее: ненависть или любовь?
- Почему в душе людей рождается ненависть?
- Помогло ли вам погружение в художественный текст Шолохова что-то новое открыть в понимании жизни? Если да, то что?
Итак, писатель словно призывает нас этим рассказом вглядеться в этих хмурых, сурово - сдержанных с виду людей, которые многого не понимают, многого не знают, но их ненависть – порождение проклятого мира, и мы должны найти путь к их сердцу.
V. Домашнее задание.
Написать сочинение – размышление на тему: «Ненависть или любовь… Что сильнее?»
Иллюстрации к рассказу «Чужая кровь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы (по технологии РКМЧП) "Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»".
Урок расширит знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями....
Методическая разработка урока литературы "Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»"
Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы» проводится на основе самостоятельной работы. Задания для каждой груп...
Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).
Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...
Урок литературы в 9 классе по теме "Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова"
Знакомство с любовной лирикой Н. А. Некрасова, о его взаимоотношениях с А. Я. Панаевой. Формирование умения анализировать, делать выводы по прочитанным стихотворениям....
Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"
Тема: Любовная лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта; показать дина...
Урок литературы 7 класс "ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ ( творчество поэтов-участников ВОВ)"
Конспект урока....
Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»
Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....