Урок литературы в 9 классе по теме "Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Знакомство с любовной лирикой Н. А. Некрасова, о его взаимоотношениях с А. Я. Панаевой. Формирование умения анализировать, делать выводы по прочитанным стихотворениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_v_zhizni_i_tvorchestve_n.a._nekrasova.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе «Любовь в жизни и творчестве Н.А. Некрасова»
Учитель русского языка и литературы Матвеева Нина Николаевна МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка Вольского района Саратовской области» Тип: урок усвоения новых знаний. Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой Н.А. Некрасова, продолжить формирование умений анализировать поэтический текст.
Методы обучения: Личностные УУД. |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок литературы: вы со мной как с учителем незнакомы, я с вами как с учениками тоже незнакома. Так давайте познакомимся: меня зовут Нина Николаевна, как вас зовут – я вижу (у учащихся на груди бэйджики с их именами). - Пусть наш урок будет своеобразным учебным экспериментом, а чтобы он удался, нам нужно взаимно постараться. | |
Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи | Я предлагаю начать урок с поэтической разминки. Посмотрите на экран. Вспомните автора данных строк: 1)Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе лишь прошлое страданье И молодость погибшую мою. 2) Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. 3) Ещё томлюсь тоской желаний, Ещё стремлюсь к тебе душой – Ещё ловлю я образ твой… Вопрос: какой темой объединены эти строки? | Ответы учащихся М. Ю. Лермонтов А.С. Пушкин Ф.И. Тютчев Данные стихи объединены темой любви. |
Ребята, вам известно, что у каждого поэта, писавшего о любви, была своя муза. Посмотрите на портрет. Я, думаю, он вам знаком. Это А.Я. Панаева. Чья муза? | А. Я .Панаева – чья муза | |
Помогите мне сформулировать тему нашего урока? | Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова. | |
Совершенно верно, речь пойдет о поэзии, о стихотворениях Н. А. Некрасова, в которых отражена тема любви. Что мы должны узнать на уроке, чему поучиться? Какую проблему можно поставить в связи с темой нашего урока. Проблемный вопрос Современна ли поэзия Н. А. Некрасова, может ли его любовная лирика вызывать интерес сегодня и почему? | Узнать о Панаевой, проследить историю любви А.Н. Некрасова и А.Я. Панаевой. показать умение анализировать стихотворения | |
Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Информация о домашнем задании. Рефлексия. | Слово учителя Примиритесь же с музой моей Я не знаю иного напева Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей! При звуке имени Н. А. Некрасова первое слово, которое всплывает в нашей памяти – гражданственность. И тут же вспоминаем другие строки: Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из её груди, Лишь бич свистал, играя… И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная» Неужто гражданский пафос – это всё, что наполняло жизнь Н. А. Некрасова, неужто человек, исполненный гражданского пафоса не может влюбляться, ревновать, терять голову, жениться наконец? Конечно, может. И конечно в биографии Н. А. Некрасова помимо высокой иссеченной кнутом музой, была и другая, имя которой Авдотья Яковлевна Панаева. Давайте вспомним, что вы знаете о музе Н А. Некрасова . Н.А. Некрасов испытал страстную любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой. Их союз в лучшие его годы был освящен любовью, дружбой, близостью духовных интересов, совместной работой. Союз их длился около 20 лет. Авдотья Яковлевна была женщиной умной, талантливой , красивой, волевой и независимой. Все, чем мы в жизни дорожили, Отношения с Панаевой стали темой множества лирических стихов Некрасова - они-то и позволяют нам теперь проследить хотя бы в общих чертах историю этой любви, занявшей столь важное место в жизни поэта. А сейчас ребята поработаем в группах, будем анализировать стихотворения, по плану, который представлен в ваших инструктивных картах. На эту работу отводится 3 минуты. Вам, ребята, я предлагаю стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» (1 группа). Для ребят второй группы я приготовила стихотворение « Я не люблю иронии твоей». И стихотворение «Прости! Не помни дней паденья а» я попрошу проанализировать ребят из 3 группы. Вопросы для анализа стихотворения 1.Выразительно прочитайте стихотворение 2.Найдите ключевые слова в каждой строфе и объясните их смысл. 3. Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении? Какие средства выразительности помогли в этом поэту? Ответы учащихся. Обобщение: О какой любви пишет Н.А. Некрасов? Ребята, скажите, какая группа ответила более удачно? Физминутка Творческое задание: А сейчас давайте вернемся к нашему проблемному вопросу, который я ставила перед вами в начале урока. Напишите эссе А чтобы погрузиться в работу нас будет сопровождать прекрасная музыка. На эту работу отводится 3 минуты. Чтение сочинений. Ведь вы, ребята, на пороге этого чувства, и может кто-то из вас уже задумался, какой будет ваша любовь. Как приятно слышать, что у вас Такое позитивное отношение, и дай Вам бог быть счастливыми в любви.
Дом задание. Выучить наизусть 1 стихотворение. Письменно его проанализировать. 1. на уроке я работал активно/пассивно 2. своей работой на занятии я доволен/ не доволен 3. за время занятия я не устал / устал 4. материал занятия был полезен / бесполезен интересен / скучен | Сообщение о Панаевой Работа в группах Ответ каждой группы. Вывод.Он воспевает в своих стихах не только глубокую любовь, взаимное понимание и дружбу любящих, но нередко повествуют о драматических страницах своей любви Прочитанные строки подтверждают то, что их любовный роман был очень бурным, сложным. Работа в тетрадях Ответы учащихся Ответы учащихся. 1.счастливуюлюбовь, Без ссор и размолвок. 2. счастливой, чтоб было взаимопонимание, уважение, чтоб было больше радостных и светлых. 3.Чтоб мою любовь не омрачало горе. Выставляют оценку. 2,3 ученика комментируют свою оценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Презентация к уроку литературы на тему "Антон Павлович Чехов.Жизнь и творчество".
Презентация содержит материал об образовании, первых произведениях, театральной деятельности А. П. Чехова....
Урок литературы в 10 классе "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова"
Первый урок в цикле уроков о творчестве Н.А. Некрасова"....
Презентация к уроку литературы "Ф.М. Достоевский. По страницам жизни и творчества"
Презентация сопровождает лекцию учителя на первом уроке по творчеству Ф. Достоевского в 10 классе. На слайдах представлены важные периоды биографии писателя и его творческого пути....
Конспект урока по литературе 10 класс Н.А.Некрасов Жизнь и творчество
Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов Жизнь и творчество...
Презентация к уроку литературы 10 класс. Иван Сергеевич Тургенев: жизнь, судьба, творчество. 1 урок
Первый урок по изучению творчества И.С.Тургенева....
Урок по литературе 11 класс А. И. Куприн. Жизнь и творчество
Цели: познакомить с особенностями жизни и творчества Куприна; развивать навыки восприятия лекционного материала, самостоятельной работы с книгой. Задачи: отметить реализм как художественный метод пи...