Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_v_romane_tolstogo.docx | 607.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Конспект
открытого урока по литературе
10 класс
«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Подготовила Ипатова Раиса Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Богородицкой СШ
Смоленского района,
высшая квалификационная категория
2016 год
Тема: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Класс: 10 класс
Тип урока: урок – погружение в литературный материал
Цели урока:
Личностные
- помочь осознать значение семьи в жизни человека и общества;
- способствовать принятию ценностей семейной жизни;
- формирование уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Метапредметные
- способствовать развитию умения анализировать изучаемый материал, работать с дополнительными источниками;
- содействовать развитию умения сопоставлять, обобщать, устанавливать аналогии, находить различия;
- развивать умение организовывать совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать на основе согласования позиций и учёта интересов других;
- учить формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные
- развивать умение анализировать литературное произведение;
- учить сопоставлять сцены и эпизоды, поведение героев, делать выводы;
- способствовать развитию умения понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней.
Оборудование:
- Ноутбук и проектор
- Иллюстрации к теме
- Презентация «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого»
- Раздаточный материал
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
1. Работа по вопросам:
- Как называется роман, который мы изучаем?
- На каком приёме построено заглавие?
- Почему Л.Толстой именно так назвал своё произведение?
- Как вы понимаете смысл заглавия?
Если первая часть заголовка понятна, то вторая … До сих пор литературоведы не перестали спорить о том, как следует понимать вторую половину заглавия, т. е. какой смысл вложен в слово «мир».
- Каково значение этого слова?
2. Работа над значением слова.
- Обратимся к толковому словарю С. М. Ожегова и Н. Ю. Шведова.
Две словарные статьи. Два слова. Омонимы.
МИР' – 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. Мир в семье. Сохранить мир на Земле.
2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир.
3. Спокойстви, тишина. Мир полей. Мир вашему дому.
МИР'' – 1. Земной шар, а также люди, население земного шара. Мир тесен.
2. Светская жизнь, в противоположность монастырской жизни, церкви.
3. Община с её членами. Всем миром. На миру и смерть красна. Жить в миру.
В сущности, это слово употреблено в двояком значении.
Во-первых, им обозначается обычная, невоенная жизнь людей, их судьбы в период между войнами, вдали от сражений, в мирных условиях быта.
Во- вторых, «мир» обозначает человечекую общность людей, основанных на близком сходстве или полном единении. «Жить в миру» - значит жить среди людей, вместе с людьми. Слово «мир» синонимично понятиям «масса людей», «народ», «общество».
«Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединённые братской любовью – будем молиться», - думает Наташа Ростова.
Как бы то ни было, в заглавии присутствует мысль о народном единении, братстве людей во имя противостояния войне как злу. О войне, о «мысли народной» в романе мы уже говорили, но есть ещё в романе и мирная жизнь. Ведь первоначально роман был задуман как произведение о дворянских семьях, затем центр внимания был перенесён на историю народа. Однако в романе широко развёрнуты картины жизни дворянства.
II. Формулирование учащимися темы урока, постановка целей.
- Сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока
- Каковы цели нашего урока?
- Какими способами мы будем достигать намеченных целей?
«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
«Война и мир» - это раздумье Л. Толстого о тайнах счастья и согласия людей» (Слайд № 1)
Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям.
Л.Н. Толстой
В романе Л.Толстого дворянские семьи представлены широко. Это семьи… - Назовите их.
- Болконских
- Ростовых
- Безуховых
- Курагиных
- Друбецких
- Карагиных
- Бергов и т. д.
- Какие три семьи крупно изображены в романе? (Слайд №2)
- К разным дворянским семьям Толстой относится по-разному. Все семьи разные. Попробуем выяснить уклад семейной жизни, семейные ценности, традиции каждой из этих трёх семей: Курагиных, Ростовых и Болконских.
III. Семейство Курагиных.
1. Беседа по вопросам:
- Назовите членов этой семьи
- Когда мы впервые встречаемся с главой этой семьи? Каким мы его видим?
- Как он отзывается о своих сыновьях? (об Анатоле и Ипполите).
2. Сообщение ученика о семье Курагиных (Князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен)
3 . Чтение фрагмента текста «Мысли Пьера по поводу его женитьбы на
Элен» (том 1, часть 3, глава 1, стр. 258). .
4. Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации № 3- 8)
- Отсутствие всяких моральных принципов и нравственных традицицй
- Брак основан на расчёте и порочности
- Отсутствие семейного благополучия
- Дети не являются целью супружества, Элен цинично заявляет, что она «не дура, чтобы желать иметь детей»
- Бездетность Элен как наказание
Этой семье и ей подобным чужды патриотические чувства, они равнодушны к судьбе народа, страны, зато проявляют изворотливость в корыстных исканиях почестей, наград, выгод.
- Какие семьи противопоставлены им?
IV. Семья Ростовых. Анализ фрагментов текста, позволяющих сделать выводы о нравственных ценностях семьи Ростовых.
- Когда мы впервые знакомимся с этим семейством?
1. Именины матери и дочери Ростовых (том 1, часть 1, главы 7,8, 15,16, 17)
- Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.
- Приём хозяевами гостей.
- Приход молодёжи. Характер беседы.
- Обстановка за обедом.
- Развлечения и обычаи у Ростовых.
Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова (главы 7-11 – сцены именин; главы 18-21 – смерть Безухова). Толстой, чередуя эти главы, передаёт тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.
Эпизод следует за сценами вечера у Шерер.
- Отметьте сходство (и там и тут гости).
- Отметьте различия.
Мир Ростовых – это мир простоты и естественности, чистоты и сердечности, вызывает восхищение патриотизм «ростовской породы».Радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера у Шерер.
- Сравните хозяйку дома, графиню Наталью Ростову и Анну Павловну Шерер.
- Как принимает гостей граф Илья Ростов?
«Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих имениниц».
- Каковы выводы?
2. Возвращение Николая Ростова домой (том 2, часть 1, главы 1,2).
Анализ эпизода учеником.
3. Сцена «Проигрыш Николая Ростова» (том 2, часть 1, главы 14 – 16). Анализ эпизода учеником.
4. Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации№ 9- 16)
Итак, Ростовы – люди простые. Они не умеют ни беречь, ни приумножать богатства. Илья Андреевич, глава семейства, очень добр, нерасчётлив, плохо разбирается в хозяйстве и всей душой привязан к жене и детям. Оба его сына – участники Отечественной войны, ни один не стремится сделать карьеру. Николай Ростов презирает чистеньких адъютантиков вроде Бориса Друбецкого. Он воюет по-солдатски просто, скромно. Петя отказывается от университетского образования ради участия в освободительной войне. Он героически погибает в партизанском бою.
- Какая неотъемлемая черта отличает семью Ростовых?
Патриотизм. В опасное для родины время они без всяких громких фраз готовы всем пожертвовать для неё.
Автор любит в Ростовых то, что он любит в народе: патриотизм, душевную искренность и непосредственность – и отказывает им в том, в чём он отказал народу: в организующей и направляющей силе мысли, идеи.
V. Семья Болконских.
Перенёсёмся из Москвы в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея.
1. Жизнь Болконских в Лысых Горах. Сообщение ученика
(том 1, часть 1, главы 22- 25, стр. 109-110)
- Чтение эпизода «Наказ сыну» (глава № 25, стр.138)
2. Анализ эпизода «Известие о сыне» (том 2, часть 1, глава 7, стр.401)
3. Чтение эпизода «Князь Андрей и княжна Марья у кроватки болеющего Николушки» (том 2, часть 2, глава 8-9, стр. 465, 472-473)
4. Пьер у Болконских (том 2, часть 2, глава 14, стр. 494). Сообщение ученика.
- Назовите наиболее запоминающиеся детали в жизни Болконского.
- Что отличает Болконских от семейства Ростовых?
Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.
- В чём сходство Болконских и Ростовых?
Та же взаимная любовь членов семьи друг к другу, та же близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми.
5. Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации).
VI. Самостоятельный вывод учащихся. Составление синквейна (слайд № 22)
- Как относится Л.Толстой к нормам жизни Ростовых и Болконских?
Ростовы и Болконские – два типа дворянских семей в романе. Семьи простые, патриархальные, где люди не тянутся к министерским портфелям и рвут друг у друга из рук портфели с завещанием, семьи, сохраняющие тёплую чистоту родственных отношений, вызывают глубокую симпатию у автора.
- Каковы нравственные ценности этих семей?
- Есть ли у этих семей продолжение?
VII. Рефлексия
- Что нового в понимании семьи дали мне прочитанные и проанализированные сцены?
- Какой тип семьи близок мне?
- Чему научил меня роман Толстого?
- Что нужно для счастья?
VIII. Домашнее задание: индивидуальные задания
1. Князь Андрей: портрет и поведение в салоне Шерер (том 1, часть 1, главы 3,5,6).
2. Князь Андрей в кругу своей семьи в Лысых Горах (том 1, часть 1, главы 22- 25).
3. Князь Андрей на войне 1805 года (мечта о подвиге, встреча с Тушиным, подвиг, разочарование в Наполеоне)
Том 1, часть 2, главы 20, 21; часть 3, главы 12, 16
(выразительно читать наизусть «Что это? Я падаю?...» до конца абзаца), 19.
4. Душевный кризис героя и возрождение в 1809 году
(том 2, часть 1, глава 9; часть 2, главы 11, 1; часть 3, главы 1-6, 16, 17, 18 )
5. Его настроение перед Бородинским боем.
6. Смерть князя Андрея (том 4, часть 1, главы 14-16)
Приложение к уроку
- Обратимся к толковому словарю С. М. Ожегова и Н. Ю. Шведова
Две словарные статьи. Два слова. Омонимы
МИР' – 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. Мир в семье. Сохранить мир на Земле.
2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир.
3. Спокойстви, тишина. Мир полей. Мир вашему дому.
МИР'' – 1. Земной шар, а также люди, население земного шара. Мир тесен.
2. Светская жизнь, в противоположность монастырской жизни, церкви.
3. Община с её членами. Всем миром. На миру и смерть красна. Жить в миру.
- Составим синквейн
Схема синквейна | Семья Ростовых | Семья Болконских | Семья Курагиных |
Существительное | |||
Два прилагательных | |||
Три глагола | |||
Фраза (предложение) | |||
Сушествительное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».
Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы»....
МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"...
«Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».
Уроки по творчеству Л.Н.Толстого, целью которых является показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; формировать предста...
Презентация к уроку литературы: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Данная презентация соответствует второму уроку в блоке уроков на данную тему....
План-конспект урока литературы в 10 классе: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Урок с использованием обучающих структур и мыслительных приемов сингапурской системы обучения....
Урок литературы в 10 классе "Мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"
Урок содержит проблемные ситуации (на установку причинно-следственных связей); ведётся контроль за выполнением заданий с помощью рабочих листов учащихся; самоконтроль учащихся с помощью ТОУУ. Дл...
Методическая разработка урока по литературе «Мысль семейная» в романе-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
Лев Николаевич Толстой в русской и мировой культуре является не только писателем, но философом, сумевшим отобразить свои мысли, размышления и мировоззрение в творчестве. Он сумел глубоко проникнуть в ...