" Выполнение проектных работ на уроках технологии, как условие развития творческих способностей учащихся"
статья по технологии

Статья по предмету Технология на тему " Выполнение проектных работ на уроках технологии, кака условие развития творческих способностей учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наше время ставит перед учителями задачу воспитания творческой, активной, образованной и культурной личности. Именно сейчас становится актуальной проблема развития творческих способностей ребенка. И в этом главная роль принадлежит школе, особенно предмету «Технология».

Предмет «Технология» позволяет обучающимся раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности, т. е. предоставляет огромные возможности для воспитания разносторонней личности. На уроках технологии я стараюсь реализовать эти возможности. Для развития творческого потенциала обучающихся средствами предмета необходима материально-техническая база, наглядные средства, творчество и мастерство педагога.

Развивая творческие способности обучающихся на уроках технологии, мы, учителя, воспитываем творческое отношение к труду, который является источником познавательной деятельности. Творческое отношение к труду позволяет приобрести такие качества как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, применение и выполнение оптимальных методов работы. Таким образом развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии является важной задачей в процессе обучения и воспитания. Из опыта работы могу сказать, приходится составлять планирование своей деятельности таким образом, чтобы в наибольшей степени развивать творчество обучающихся. Главной педагогической целью считаю развитие творческих способностей обучающихся. Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Большие возможности для развития творческих способностей школьников создаёт проектная учебная деятельность. Для реализации этой цели на своих уроках считаю целесообразным прививать знания технологической культуры и проектно-технологического мышления, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, всё это позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, условий для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Исходя из этого считаю, творчеству учить необходимо, а творческое начало не дается человеку с рождения от природы. Развиваю, опираясь на принципы мотивации к творческой деятельности; освоения универсальных способов деятельности; согласования процесса обучения и индивидуальных особенностей обучающихся; выбора форм обучения. Наилучшим образом создаются условия для развития творчества в технологиях проектирования. Работая над проектными работами обучающиеся составляют представление об изделии с момента его зарождения до реализации в действительности. При этом дети приобретают опыт решения нестандартных задач. Работая над проектом обучающиеся реализуют свои способности и инициативу, умело находят применение своим универсальным учебным действиям. Таким образом технологии проектирования создают условия для развития творческих задатков личности обучающегося. Так, например, при выборе темы проекта, акцент делаю на самостоятельности её придумывания. В своих рекомендациях по работе над проектом, предлагаю подходить к решению разделов творчески, разрабатывать только свои модели, изделия. Большое внимание уделяю оформлению дизайну проекта, поощряя творческую фантазию. Большое значение имеет системно-деятельностный подход при постановке задач, личных целей и интересов. Это своего рода философия образования, на которой строятся системы развивающего обучения со своими технологиями, приёмами и теоретическими особенностями. Так, например, в пятом классе при оформлении проекта «Планирование кухни-столовой», предлагаю обучающимся разные варианты оформления проекта: низкий уровень обучения — план размещения мебели и оборудования, рисунок интерьера; средний и высокий уровень обучения — план размещения мебели и оборудования кухни и макет интерьера с изготовлением его элементов в технике бумагопластики. Конечно же, в основе творческих способностей лежат умственные. И не обязательно, чтобы высокий уровень развития интеллекта предполагал развитые творческие способности. Поэтому, если обучающиеся с низким уровнем обучения проявляют творчество и инициативу, это только поддерживается. Важное внимание уделяю самостоятельной работе обучающихся, в процессе которой они имеют возможность проявлять творческую инициативу. При возникновении вопроса в процессе выполнения работы, обучающиеся не получают готового ответа, а дорабатывают его самостоятельно: «А как я думаю?». Таким образом, у обучающихся совершенствуются и формируются универсальные учебные действия, необходимые при ведении домашнего хозяйства, в быту и на производстве. К каждому разделу стараюсь подобрать учебно-методический комплект, который состоит из инструкционных карт, образцов изделий, заданий для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядных пособий. Например, в шестом классе при изучении раздела «Материаловедение», обучающимся дается задание составить коллекцию тканей, выполнив творческую работу. В седьмом классе при изучении этого же раздела планирую коллекция тканей представить в виде творческой композиции — плоскостного панно. При изучении нового материала использую исторические и энциклопедические сведения. На уроках использую проблемный метод обучения, который учит школьников мыслить самостоятельно, творчески. Пример. Изучая, в 6 классе, раздел « Интерьер жилого дома» обучающиеся выполняют проект «Комнатные растения жилого дома» применяют электронные презентации своих работ. При изучении раздела «Технология изготовления швейного изделия» обучающиеся выполняют творческий проект «Диванная подушка». Процесс выполнения позволяет школьникам самим находить пути решения проблемы. При изучении раздела «Кулинария» также применяются элементы творчества: это и придумывание своей формы нарезки овощей, и рецепты приготовления и оформления простейших блюд. В 7 классе, изучая раздел «Создание изделий из древесины», обучающиеся знакомятся с творчеством народных умельцев и ремесленников и с удовольствием изготавливают свои работы, применяя творчество и фантазию. Так как класс неделимый то проект делают в парах: разрабатывая технологическую карту, а изделия изготавливают мальчики. При изучении темы «Интерьер жилого дома» обучающиеся разрабатывают свои проекты под названием «Декоративная фоторамка», но с поставленной проблемой, чтобы эта фоторамка отражала либо хобби, либо подарочная рамка, либо рамка-мечта. При этом поощряю творческую инициативу, и поддерживаю даже слабые попытки творческого подхода к работе. (показ работ). Развитие творчества обучающихся есть результат использования элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты. Такой опыт работы дает возможность создать положительный эмоциональный настрой и отношение к предмету, высокий познавательный интерес. Использую метод проектов на уроках. Однако при его использовании возникает противоречие между необходимостью повышения образовательного уровня обучающихся их личными интересами и потребностями. Поэтому разрешаю школьникам выбирать интересующие их задания, моделирующие жизненные ситуации с учётом согласования целей проектной деятельности и структурой образовательной программы. В процессе работы над проектом перед обучающимися ставится проблема, реализуя которую они приобретают новые знания, универсальные учебные действия. Выбор проблемы и степень её сложности согласовывается с возрастными особенностями, уровнем технологической грамотности, с индивидуальными интересами и потребностями обучающихся. В организации работы над проектом очень важен первый этап — выбор объекта проектирования. И это требует особого педагогического руководства: тема проекта должна быть интересной и полезной, позволяющей обеспечить творческую деятельность работы над проектом. И здесь главное место отводится повышению мотивации обучающихся. Условиями, обеспечивающими творческую деятельность в классе, являются: ‒ создание рабочих групп для сотрудничества; ‒ благоприятный психологический климат, поддержка новых идей, поощрение творчества и инициативы; ‒ стимулирование изобретательности обучающихся. Для этого использую приёмы одобрения, поощрения, использование лучших изделий в качестве образцов для показа на уроках технологии. Метод проектов предусматривает получение продукта. Оценка творческой деятельности работы над проектом осуществляется по следующим критериям: качество оформления и выполнения проекта; защита проекта. Во время защиты проекта обучающиеся сами оценивают свои работы: выбирается эксперт, который оценивает проект аргументируя свою оценку. Проектная деятельность является интересной и увлекательной, но вместе с тем и сложной для обучающихся. Метод проектов способствует развитию наблюдательности, учит задавать вопросы и находить ответы на них, проводить исследования и эксперименты. У каждого ребенка есть свои способности. Дети от природы любознательны и у них есть желание учиться. Процесс творчества подводит к придумыванию новых идей или способов решения нестандартных задач: от размышлений о том, что будет изображено на картинке, и как собрать в единое целое композицию, продумывая мельчайшие сюжетные ходы. Все это способствует развитию гибкости мышления, умения найти выход из тупиковой ситуации. Благодаря этим качествам человек может достичь успеха, найти себя и своё место в жизни.

Заключение

Достоинство метода проектов в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат – изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении.

Проектная деятельность – это самый творческий вид конструктивной деятельности школьников, приближающий их к условиям работы дизайнера. При таком способе организации работы образец как объект копирования отсутствует, нет и модели, которая должна, получится. Вместо этого ребенку предлагается набор условий, которые должны удовлетворить изготавливаемый предмет в эксплуатации.

Метод проектов помогает ученикам приобретать разнообразные знания и навыки, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию.


Литература:

1.      В. И. Егоров. Методика преподавания технологии. М.,2005

2.      И. Д. Чечель. Исследовательские проекты в практике школы / И. Д. Чечель. – М.: Педагогика, 1998. — С. 85.

3.      Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1–4 классы, 5–11 классы.- М.: Просвещение, 2010. — с. 204

4.      Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования.

5.      В. В. Гузеев. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // «Директор школы», -1995.-№ 6. 6.      А. В. Хуторской. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская). 7.      Н. Ю. Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого перено...

Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете "Технология"

Метод проектов не является новым в мировой педагогике.В нстоящее время в связи с мдернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике....

Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи             Дети – прирожденные художники, уче...