урок-презентация
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Марина Ивановна Николаева 1964

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
  2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
  3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
  4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutchev.docx284.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-презентация по литературе на тему "Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева"

 (Ведущая 1) Федор Иванович Тютчев – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам великого Л. Н. Толстого, «нельзя жить». Лучшие стихи Тютчева и сейчас волнуют читателей своей красотой, глубиной и силой мысли. Поэт не создает поэм, его стихи – короткие. Вся поэзия – чуть больше четырехсот лирических  фрагментов.  Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф. И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение и отражается в лирических фрагментах поэта.

В душном воздуха молчанье…

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

(Ведущая 2) (Слайд 3)Поэт родился в (23 ноября [5 декабря )1803 г. в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провел в усадьбе Овстуга Орловской губернии, Москве и подмосковном имении Троицком. Иван Николаевич Тютчев – отец поэта, был гостеприимным хозяином-помещиком. Екатерина Львовна – мать поэта – умная и впечатлительная, но несколько нервная, имела сильное влияние на сына.

(слайд 4)Домашним образованием Тютчева руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, приобщивший своего воспитанника к литературному творчеству. С 12 лет Тютчев занимался переводами.

(Ведущая 3)(Слайд 5) С 1819 по 1821 гг. Тютчев учился в Московском университете на словесном отделении. В студенческие годы участвовал в литературной жизни университета, но политикой почти не интересовался. К революционным выступлениям молодежи относился отрицательно.

С 1821 г. Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел, далее  переехал  в  Мюнхен, где началась его карьера дипломатического чиновника.

За границей поэт прожил 22 года. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от России.

(Ведущая 1)

Успех  в  творчестве  обеспечили  напечатанные  в  «Современнике» в 1836 г.  стихи  под  заголовком  «Стихи,  присланные  из  Германии». 24 стихотворения  поэта  были  прочитаны  и  одобрены  П. А. Вяземским и В. А. Жуковским. Вопрос об отношении к стихам Пушкина остается спорным и по сей день, но Россия узнала о Тютчеве благодаря Пушкину и его журналу «Современник».

1850 год знаменателен в творческой биографии поэта. Н. А. Некрасов опубликовал в «Современнике» 92 стихотворения Тютчева. Читающая Россия по-настоящему узнала Тютчева! Его дарование с особой силой сказалось в лирике природы и в лирике любви.

 Летний вечер

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.

Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

 

(Ведущая 2) Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной… Это любовь. Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство.

(Ведущая 3) Так что же такое любовь, то чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду? Конечно, полного,  исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что любовь, прежде всего, чувство бескорыстное ,чувство вечное. Любовь - это та сила, которой движется жизнь, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить.

Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства.

Любовь неотделима от жизни, она её основа.

(Ведущая 1) Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу"!

Конечно, пытался это сделать и Ф. И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место.

Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований. 

(Слайд 6)

Тютчева обожали женщины, они его боготворили. Федор Иванович никогда не был донжуаном, развратником, ловеласом. Он обожал женщин и они ему отвечали тем же. Его множество прекрасных лирических стихотворений посвящены именно женщинам


(Ведущая 2)
Весной 1823 года(ему было 23 года) он познакомился в Мюнхене с очень юной (15-16 лет) графиней Амалией Лёрхенфельдор(больше известна как Крюденер). В то время, когда они познакомились, Амалия знала, что она очень красива и научилась уже повелевать мужчинами. Ею увлекались и Пушкин, Гейне и Баварский король Людвиг. А Тютчев(как его называли Тэодор) был скромен, мил, всегда при встречах с ней смущался, но был очень предупредителен в отношениях с Амалией. Они начали симпатизировать друг другу, обменялись цепочками от часов(Тютчев подарил ей золотую, а она – ему шелковую). Они вместе много гуляли по Мюнхену, по его прекрасным предместьям, и на берегу красивого Дуная.


В 1824 году Федор Тютчев дарит Амалии стихи “Твой милый взор, невинной страсти полный…”, а также решился просить руки Амалии у её родителей. Сама девушка была согласна, а вот родители – нет, так как им не нравилось то, что Тютчев был молод, не богатый, не титулованный. Чуть позже родители Амалии дали согласие на брак с сослуживцем Тютчева на несколько лет старше от него бароном Александром Крюденером.
Тютчев до глубины души был оскорблен. До конца своих дней Федор Тютчев и Амалия Крюденер остались душевными друзьями. В 1836 году Тютчев пишет еще одно стихотворение, которое посвящает Амалии “Я помню время золотое
…”(романс)

    

(Ведущая 3)(Слайд 7)Время, как известно, лечит, и в 1826 году Федор Тютчев тайно женился на Элеоноре Петерсон, которая была вдовой дипломата Александра Петерсона. У неё от первого брака осталось четверо сыновей.Эмилия-Элеонора Петерсон была из старинного графского рода Ботмеров. Элеонора была старше Федора Тютчева на три года.Их брак продлился двенадцать лет, у них родилось трое дочерей. Первые семь лет их семейной жизни были самыми счастливыми для Федора Тютчева. Почему пять других лет не являются столь счастливыми? Элеонора очень любила своего мужа, просто боготворили. Но в 1833 году она узнает. что её муж увлекся Эрнестиной Дернберг, урожденная Пфеффель(в тот момент была замужем за бароном Фрицем Дернбергом). Она была одной из самых красивых девушек в Мюнхене. Хорошо воспитанная, из семьи баварского дипломата. В те годы Элеонора немного располнела, стала более домашней. Да и не удивительно. Дом, муж, дети… А Эрнестина была очень молодой, многим нравилась. Так что ревновать своего мужа было к кому. Для Элеоноры – это был сильный удар.Она даже пыталась покончить с собой, ударив несколько раз себя в грудь кинжалом для маскарадов.
(Ведущая 1)После огласки всех событий связанных с романом Тютчева, попыткой самоубийства Элеоноры, Федора Ивановича переводят на работу в город Турин. Элеонора простила мужа, так как очень его любила. Они возвращаются в Россию, но через некоторое время Тютчев вернулся в Европу. В 1838 году Элеонора вместе со своими тремя маленькими дочками садится на пароход в Любек, чтоб приехать к мужу. Но в ночь с 18 на 19 на пароходе был сильный пожар. Элеонора перенесла сильное потрясение спасая своих детей. Все эти события окончательно подорвали её здоровье и в августе 1838 года Элеонора скончалась на руках любимого мужа. Тютчев так был ошеломлен смертью своей жены. что поседел за одну ночь. Через десять лет после её смерти он напишет стихотворение “Еще томлюсь тоской желаний…” 

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…

(Ведущая 2)(Слайд 10) Уже в 1839 году Тютчев венчается со своей возлюбленной Эрнестиной Дернберг.Эрнестина красива, образованна, очень умна и она очень близка Тютчеву. Он пишет ей стихи: “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Мечта”, “Вверх по течению вашей жизни”, “Она сидела на полу…”, “Все отнял у меня казнящий Бог…и др.
В этих стихотворениях поразительно сочетается любовь земная, отмеченная чувственностью, страстью, даже демонизмом, и чувство неземное, небесное. Ощущается тревога в стихах, страх перед возможной “бездной”, которая может предстать перед любящими, но лирический герой старается эти пропасти преодолеть. Тютчев пишет о своей новой жене:”…не беспокойтесь обо мне, ибо меня охраняет преданность существа, лучшего из когда-либо созданных Богом. Я не буду говорить вам про ее любовь ко мне; даже вы, может статься, нашли бы ее чрезмерной. Но чем я не могу достаточно нахвалиться, это ее нежностью к детям и заботой о них, за что не знаю, как и благодарить ее. Утрата, понесенная ими, для них почти возмещена… две недели спустя дети так привязались к ней, как будто у них никогда не было другой матери”.
(Слайд 11)Эрнестина удочерила всех дочерей
 Элеоноры и у Тютчева и Элеоноры были еще трое совместных детей – дочь Мария и два сына Дмитрий, Иван.

                                                       

( Ведущая 3)

 

  (Слайд 12)          Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте вместе с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой..

                                        

(Слайд 13) В денисьевский цикл входят стихи, написанные с 1850 по 1864 годы, и позднее посвященные Елене Александровне Денисьевой.

      Все стихи полны трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении, (привязанность к семье и тяга к Денисьевой, чувство вины перед ней).

(Ведущая 1)Тютчев осознавал свою вину, понимал, что сделал возлюбленную несчастной.Он посвящает ей стихотворение» О, как убийственно мы любим».

 Но стихотворение – это не только поэтическая биография Тютчева. Это рассуждение о любви, которая делает несчастными возлюбленных.

Стихотворение относится к литературному направлению романтизма. Лирический герой рассуждает о судьбе возлюбленной, решившейся пойти против общественного мнения, поддавшись своему чувству. Одинокая личность в стихотворении противопоставлена толпе.

Стихотворение относится к интимной лирике, это стихотворение о любви. Не лишено оно и философского обобщения. Жанр наиболее точно можно определить как элегия, в которой сочетаются философские рассуждения, жалобы, мысли о возлюбленной.

О, как убийственно мы любим



О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

(Ведущая 2) Тютчев является непревзойденным мастером пейзажной лирики, что нашло отражение и в стихотворении «Последняя любовь». Поэт показывает, как тесно связана природа с жизнью человека, сравнивая чувство любви со светом.

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
<Между 1852 и началом 1854 г.>

Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.


Денисьева умерла на руках Тютчева 4 августа 1864 года, через четырнадцать лет после начала их мучительного романа.

(Слайд 14)

(Ведущая 3)

C:\Users\Марина\Desktop\slide_22.jpg(Ведущая 1)(Слайд 15)
Тютчев никогда  не порывал со своей семьей. Он любил их обеих: свою законную жену Эрнестину Дернберг и внебрачную Елену Денисьеву и безмерно страдал оттого, что не в состоянии ответить им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему. Но его последняя признательность досталась все же Эрнестине Федоровне — верной, любящей, всепрощающей:
Все отнял у меня казнящий бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Что б я ему еще молиться мог”

  ( Ведущая2)  ( Слайд 16)C:\Users\Марина\Desktop\img15.jpg

C:\Users\Марина\Desktop\img24.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры  для мотивации учащихся на изучение математики и повторения  изученного в начальной школе. К  разработке урока прилагается през...

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по Редактировать Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по теме "Bildende Kunst"

Знакомство учащихся с творчеством выдающихся художников немецкоговорящих стран, в частности с творчеством Альбрехта Дюрера...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"

Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:·        обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...