Тематическое планирование по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Тематическое планирование по литературе для 5 класса по учебнику Меркина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_5_klass.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока | Дата проведения урока | Содержание (тема урока) | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1. | Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство словесного образа. | Работа с учебником и диском; лексическая работа. | |
2. | Литература и мифология. Античный миф. «Олимп». | Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. | |
3. | Происхождение мира и богов в античных мифах. «Рождение Зевса». | ||
4. | Мифологические герои и события в мифе. Гомер. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Мифы древних славян как форма познания действительности. | ||
5. | Литература и фольклор. Истоки устного народного творчества. Его основные виды. Загадка как метафора, вид словесной игры. | Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства - фольклорной и литературной. Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях. | |
6. | Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Темы пословиц. | ||
7. | Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). «Царевна-лягушка». Особенности волшебной сказки. | Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Выявлять характерные для народных сказок и былин художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы). Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку. | |
8. | Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. | ||
9. | Трудолюбие, доброта и находчивость как главные достоинства героев сказки. | ||
10. | Сюжет и реальная основа в бытовой сказке. «Чего на свете не бывает?». «Устное народное творчество – золотое наследие русской старины». | ||
11. | Сказки народов России. «Падчерица». Противопоставление мечты и действительности, добра и зла. Положительный герой и его противники. | ||
12. | Древнерусская литература. Из «Повести временных лет». Историческая основа событий, нашедшая отражение в легенде «Кий, Щек и Хорив». | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. | |
13. | «Хазары». Особенности языка произведения. | Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека. | |
14. | Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Поучительный характер произведений древнерусской литературы. | ||
15. | Пересказ отрывков из «Повести временных лет» с использованием старинных выражений. | ||
16. | Жанр басни. История ее развития. Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII-XVIII вв. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений рус- ской литературы первой половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | |
17. | Ж. Лафонтен. Басня «Желудь и Тыква». Нравственные проблемы и поучительный характер басен. Г. Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». | ||
18. | М. В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…». | ||
19. | С. В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. | ||
20. | Басни И. А. Крылова. «Волк и Ягненок». Образы животных в басне. Выражение народной мудрости в басне, поучительный характер. | ||
21. | Своеобразие языка басен Крылова. «Волк на псарне». «Свинья под дубом». Мораль в басне, формы ее воплощения. | ||
22. | Русская басня XX века. Последователи И. Крылова в жанре басни. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. В. К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». | ||
23. | А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Семья Пушкиных и книга. Многообразие тем лирики А. С. Пушкина. «Няне». Роль художественных средств в создании словесной картины. | Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | |
24. | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Стихотворная сказка. | ||
25. | Беззащитность добра и зла в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях. | ||
26. | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. | ||
27. | А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные традиции, мотивы народного творчества, богатство, выразительность средств. | ||
28. | А.С. Пушкин. «Зимняя дорога». Стихотворная речь. Ритм, рифма, строфа. | ||
29. | Поэзия 19 века о родной природе: «Когда волнуется желтеющая нива…» (М. Ю. Лермонтов), «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды» (Ф. И. Тютчев), «Весна, весна! Как воздух чист!..» (Баратынский Е. А.), «Чудная картина…» (А. А. Фет). | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. | |
30. | Краткие сведения о детских годах М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | |
31. | Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | ||
32. | Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. | ||
33. | Н. В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). | Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. ^ | |
34. | Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. | ||
35. | Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. | ||
36. | Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма. | ||
37. | Систематизация материала к классному сочинению по произведению Н. В. Гоголя. | ||
38. | Классное сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» на указанную тему. | ||
39. | Детские впечатления И. С. Тургенева. Повесть «Муму». Реальная основа повести. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений рус- ской литературы первой половины XIX в. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. | |
40. | Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. | ||
41. | Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. | ||
42. | Образ Муму. | ||
43. | Смысл финала повести. | ||
44. | Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. | ||
45. | Образ рассказчика. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. | ||
46. | Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. | ||
47. | Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы ее выражения. | ||
48. | Детские впечатления Н. А. Некрасова. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | |
49. | Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. | ||
50. | Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. | ||
51. | Авторское отношение к героям. | ||
52. | Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины. | ||
53. | Л. Н. Толстой. Сведения о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. | ||
54. | Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | |
55. | Поэтичный образ Дины. | ||
56. | Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. | ||
57. | Смысл названия. Поучительный характер рассказа. | ||
58. | Систематизация материала к классному сочинению по произведению Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». | ||
59. | Классное сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» на указанную тему. | ||
60. | Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Рассказ «Пересолил». | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. | |
61. | «Злоумышленник». Роль художественной детали. Смысл названия. | ||
62. | Детские годы И. А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции и пейзажной лирике поэта. | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | |
63. | Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России. | ||
64. | Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия. | ||
65. | Краткие сведения о Л. Н. Андрееве. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | |
66. | Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. | ||
67. | Краткие сведения об А. И. Куприне. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. | ||
68. | Образ главного героя. Смысл названия. | Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | |
69. | Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе. | ||
70. | Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | ||
71. | А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений рус- ской литературы. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. | |
72. | Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. | ||
73. | Детские годы С.А. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворение «Ты запой мне ту песню, что прежде...». | ||
74. | «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина. | ||
75. | Краткие биографические сведения о А. П. Платонове. Рассказ «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание рассказа. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. | |
76. | Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка. | ||
77. | «Никита». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка. | ||
78. | Краткие сведения о П. П. Бажове. Сказ «Медной горы хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования. | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | |
79. | Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей. | ||
80. | Краткие сведения о Н. Н. Носове. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. | ||
81. | Краткие сведения о Н. П. Астафьеве. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. | ||
82. | Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. | ||
83. | Картины родной природы. | ||
84. | Систематизация материала к классному сочинению по произведению В. П. Астафьева «Васюткино озеро». | ||
85. | Классное сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» на указанную тему. | ||
86. | Краткие сведения о Носове Е. И.. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. | Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | |
87. | Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | ||
88. | Родная природа в произведениях писателей 20 века: В. Ф. Бокова «Поклон», Н. М. Рубцова «В осеннем лесу», Р. Г. Гамзатова «Песня соловья». | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений рус- ской литературы. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | |
89. | Родная природа в произведениях писателей 20 века: В.И. Белова «Весенняя ночь»; В.Г. Распутина «Век живи — век люби» (отрывок). | ||
90. | Систематизация материала к классному сочинению на указанную тему. | ||
91. | Классное сочинение на тему «Красота земли». | ||
92. | Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). | Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы. Выразительно читать наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы. Характеризовать героя зарубежной литературы. Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека. | |
93. | Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве. | ||
94. | Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. | |
95. | А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). | ||
96. | Краткие сведения о М. Твене. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок):образы детей, проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | |
97. | Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. | ||
98. | Краткие сведения о Ж. Рони- старшем. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. | |
99. | Детские впечатления Д. Лондона «Сказание о Кише». Период раннего взросления, обстоятельства жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых. | ||
100. | Образы животных в произведениях художественной литературы. Ю. П. Казаков: рассказ «Арктур — гончий пес». | ||
101. | В. П. Астафьев: рассказ «Жизнь Трезора». | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | |
102. | Нравственные проблемы в произведениях о животных. Дж. Лондон: повесть «Белый Клык». | ||
103. | Э. Сетон-Томпсон: рассказ «Королевская аналостанка». | Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | |
104. | Животные в жизни и творчестве писателей- анималистов. | ||
105. | Краткие сведения об А. Линдгрен. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)
Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами л...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...