Тематическое планирование по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему
Тематическое планирование по литературе для 6 класса по учебнику Меркина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_6_klass.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ урока | Дата проведения урока | Содержание (тема урока) | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1. | О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). | Развивать мировоззренческие представления о роли чтения, книги и искусства в жизни человека. Характеризовать структуру учебника, выявлять особенности. | |
2. | Миф «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории и героизме. | Составлять цитатный план, находить нужную информацию в учебнике, Интернете. Выразительно читать фрагменты мифов, выявлять художественную идею. Формулировать вывод о роли античных мифов для развития литературы и искусства. | |
3. | Миф «Прометей». Стремление познать мир и реализовать свою мечту. | ||
4. | Миф «Яблоки Гесперид». Мифологический сюжет и герои. | ||
5. | Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты). «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о нибелунгах» (фрагменты). Обобщенное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой. | Воспринимать текст литературного произведения, характеризовать героя, соотносить содержание литературных произведений с принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. | |
6. | Предание и его художественные особенности. «Солдат и смерть». | Готовить художественный пересказ сказки. Исполнять фольклорный текст с учетом особенностей жанра. Выявлять и характеризовать структуру волшебной сказки. Готовить сообщение на самостоятельно выбранную тему. Представлять материал в табличном виде. Сопоставлять миф и сказку и формулировать выводы о различиях. | |
7. | «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. | ||
8. | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле; краткость, образность. | ||
9. | «Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы; характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений; пользоваться при рассказе иллюстративным рядом. Составлять план и давать ответ по плану; формулировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы; готовить сообщения по теме, проводить самостоятельное исследование текста одного из памятников древнерусской литературы. Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | |
10. | «Повесть о разорении Рязани Батыем». Исторические события в памятниках древнерусской литературы. | ||
11. | Поучительный xapaктер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). «Поучение» Владимира Мономаха. | ||
12. | Систематизация материала к домашнему сочинению на тему «Поучение моему другу». | ||
13. | М.В. Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии. | Характеризовать эмоциональное состояние лирического героя стихотворения; определять ведущий мотив стихотворений; формулировать вывод; создавать устный портрет М.Ломоносова на основе личных впечатлений, а также на материале произведений живописи, скульптуры, статей учебника. | |
14. | «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». Выражение в стихотворении мыслей поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея произведения. | ||
15. | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского. | Подбирать материал и готовить сообщение; участвовать в коллективном творческом проекте; выявлять и характеризовать признаки баллады; выразительно читать балладу; характеризовать образ поэта, отражённый в посвящённых ему стихотворениях; составлять ассоциативные ряды и на их основе формулировать микровывод. Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы. | |
16. | Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. | ||
17. | Своеобразие сюжета. Фантастика, народно - поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. | ||
18. | Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. | ||
19. | Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского В. А. История жанра баллады. Шиллер Ф. «Перчатка». | ||
20. | И. В. Гете «Лесной царь». Жанровые признаки. В. Скотт «Клятва Мойны». Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладах. | ||
21. | Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы. «Деревня». | Характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта; выразительно читать лирические стихотворения, определять двусложные размеры стиха; составлять письменное высказывание по предложенному началу; выявлять в тексте историческую основу и художественный вымысел; составлять ассоциативные ряды, составлять цитатный план, участвовать в инсценировании эпизодов. Готовить выставку, посвященную А. С. Пушкину. Осваивать элементы текстологической работы. Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | |
22. | «Редеет облаков летучая гряда...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина А. С. | ||
23. | «Осень». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. | ||
24. | «Зимнее утро». Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина. | ||
25. | «Зимний вечер». Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений. | ||
26. | История создания произведения «Дубровский». Картины жизни русского поместного дворянства. | ||
27. | Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. | ||
28. | Нравственная проблематика произведения «Дубровский». | ||
29. | Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. | ||
30. | Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. | ||
31. | Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. | ||
32. | Систематизация материала к классному сочинению по произведению Пушкина А. С. «Дубровский». | ||
33. | Классное сочинение по произведению Пушкина А. С. «Дубровский». Тема: «Благородный разбойник Владимир Дубровский». | ||
34. | М. Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. «Тучи». | Подбирать эпиграфы для различных видов устных и письменных работ; выявлять мотивный ряд стихотворений; сопоставлять стихотворения различных поэтов; находить краеведческий материал и использовать его в рассказе о жизни поэта; сопоставлять различные портреты М.Ю. Лермонтова и формулировать вывод; определять трёхсложные размеры стиха, составлять ассоциативные ряды, готовить стихотворение для конкурсного исполнения. | |
35. | «Парус». Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. | ||
36. | «Узник». Чувство трагического одиночества. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова. | ||
37. | «Утес». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. | ||
38. | Своеобразие романтической поэзии Байрона. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. | Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы и варианты их переводов на русский язык. | |
39. | Повесть Гоголя Н. В. «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести. | Выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов. Характеризовать роль отдельных эпизодов и сцен; сопоставлять образы героев повести и формулировать выводы; составлять план характеристики образов; формулировать художественную идею произведения; пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести; сопоставлять иллюстрации художника с содержанием эпизодов повести; писать изложение с заменой лица; участвовать в творческом проекте; принимать участие в дискуссии, аргументировать собственную читательскую и гражданскую позицию; правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям. | |
40. | Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. | ||
41. | Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. | ||
42. | Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. | ||
43. | Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). | ||
44. | Борьба долга и чувства в душах героев повести. | ||
45. | Роль детали в раскрытии характеров героев повести Гоголя Н. В. | ||
46. | Смысл финала повести «Тарас Бульба». | ||
47. | И.С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | Рассказывать о творческой истории произведения; определять авторский замысел; давать характеристику прочитанному; формулировать художественную идею; составлять сложный план, цитатный план; характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль; составлять ассоциативные ряды; определять роль композиции в идейно-тематическом замысле; характеризовать образ рассказчика в эпическом произведении. | |
48. | Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. | ||
49. | Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения И. С. Тургенева «Ермолай и мельничиха». | ||
50. | И.С.Тургенев. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания. | ||
51. | Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Тема народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская...». Основной пафос стихотворения: разоблачение социальной несправедливости. | Отличать трехсложные размеры стиха от двусложных; характеризовать стихотворный текст; формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях; объяснять понятие «коллективный портрет»; выявлять авторскую позицию в поэтическом произведении; формулировать художественную идею произведения; подбирать материал для литературно – художественной выставки. | |
52. | «Великое чувство! у каждых дверей…». Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. | ||
53. | Л. Н. Толстой. Повесть «Детство»: «Маmаn», «Что за человек был мой отец?», «Детство» (главы по выбору). Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого. | Составлять комментарий к заданным словам, устное высказывание на заданную тему; готовить художественный пересказ фрагмента; составлять цитатный план для устного ответа; готовить устное сообщение об автобиографическом характере повести; писать сочинение- зарисовку; подбирать ключевые слова для характеристики философского учения Л. Н. Толстого. | |
54. | Становление личности ребенка под воздействием окружающей среды. | ||
55. | Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображенная в восприятии ребенка. | ||
56. | В. Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. | Сопоставлять характеры героев повести; характеризовать нравственную позицию героев; формулировать вопросы для размышления; определять художественную идею произведения; давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях; участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию. Использовать иллюстративный материал при характеристике произведения. Характеризовать образ рассказчика и выявлять его отношение к событиям и героям. Определять художественную идею произведения. | |
57. | Дети и взрослые в повести В. Г. Короленко. | ||
58. | Система образов в повести В. Г. Короленко. | ||
59. | Авторское отношение к героям повести В. Г. Короленко. | ||
60. | Систематизация материала к классному сочинению по произведению В. Г. Короленко. | ||
61. | Классное сочинение по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Тема: «Образы детей в произведении». | Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | |
62. | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий». | Характеризовать роль детали в юмористическом произведении; находить в изучаемом тексте крылатые слова и характеризовать их художественную роль; создавать письменный рассказ по предложенной теме; готовить сообщение о проблематике рассказов А.П. Чехова. Подбирать материал и составлять покадровый сценарий для диафильма. Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. | |
63. | Тема, приемы создания характеров персонажей рассказа «Толстый и тонкий». | ||
64. | Отношение автора к героям рассказа «Шуточка». | ||
65. | «Налим». Приемы создания комического эффекта. | ||
66. | История жанра рассказа. Жанровые признаки в рассказах Достоевского («Мальчик у Христа на елке»), Ф. М., Чехова А. П. («Лошадиная фамилия»), Зощенко М. М. («Аристократка»). Особая роль события рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный. | ||
67. | Образ родины в русской поэзии. И. А. Бунин. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…». Обращение поэта к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей. И. Северянин «Запевка». | Совершенствовать умения исследовательской работы с текстом; сопоставлять тематически близкие произведения живописи и литературы; выполнять художественный пересказ текста; давать отзыв об эпизоде; находить материал о символике цвета, характеризовать второй план художественного произведения; готовить текст и проводить заочную экскурсию по выставке картин художников. Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | |
68. | Рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. | ||
69. | Символика цвета в произведении Бунина И. А. «Лапти». | ||
70. | Систематизация материала к классному сочинению по рассказу «Лапти» Бунина И. А. | ||
71. | Классное сочинение по произведению Бунина И. А. «Лапти»: «Тема долга, чести, совести, нравственного подвига в рассказе». | ||
72. | Детские годы А. И. Куприна. Рассказ «Белый пудель». Основные темы и характеристики образов. | Составлять отзыв об эпизоде; готовить устный рассказ по заданному началу; выявлять особенности речи героев; характеризовать художественную идею произведения; подбирать заглавия к частям рассказа; готовить художественный пересказ текста; характеризовать картины русских художников. | |
73. | Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия в произведении «Белый пудель». | ||
74. | Идейное содержание рассказа «Тапёр». Детали портрета героя, его язык как средство создания образа. | ||
75. | Мир детей и мир взрослых в рассказе Куприна А. И. «Тапер». | ||
76. | Краткие сведения о С. А. Есенине. Стихотворение «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения. | Составлять устный отзыв о стихотворении; проводить самостоятельную исследовательскую работу по предложенной теме; готовить сообщение о художественно-изобразительных средствах в стихотворениях С.А. Есенина; находить в тексте и характеризовать цветообраз, определять его роль в структуре произведения. Готовить материалы для словаря поэтических образов. | |
77. | «Разбуди меня завтра рано...». Одухотворенная природа — один из основных образов С.А.Есенина. | ||
78. | Краткие сведения о М. М. Пришвине. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. | Отличать жанр сказки от жанрового образования «сказка-быль»; проводить самостоятельно исследовательскую работу с текстом; создавать сочинение-зарисовку; определять конфликт произведения. С помощью иллюстративного ряда составлять художественный пересказ текста. Находить элементы фабулы в произведении. | |
79. | Художественный вымысел в произведении «Кладовая солнца». | ||
80. | Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца». | ||
81. | Значение пейзажа в раскрытии переживаний героев повести «Кладовая солнца». | ||
82. | Роль отдельных эпизодов в повести «Кладовая солнца». | ||
83. | Тема детства в русской и зарубежной литературе. Образы детей в произведениях Чехова А. П., М. Твена, О. Генри, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. | ||
84. | Краткие сведения о Н. М. Рубцове. Стихотворение «Звезда полей». Образный строй. | Участвовать в обсуждении; выразительно читать стихи о природе; определять тему и идею поэтического текста; создавать сочинение-миниатюру; устанавливать связи между тематически близкими стихотворным и прозаическим текстами. | |
85. | «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. | ||
86. | Краткие сведения о А. А. Ахматовой. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. «Перед весной бывают дни такие…». «Родная земля». Клятва в верности и любви к родине. | Определять тему стихотворений; выразительно читать лирические стихотворения; участвовать в обсуждении; определять мотивы стихотворений; находить образно- выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. | |
87. | Тема духовной свободы народа. «Мужество». Защита основ жизни. «Победа». | ||
88. | Изображение войны в стихотворении М. В. Исаковского «В прифронтовом лесу». С. С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…». | Определять тему стихотворений, выразительно читать лирические стихотворения о войне; участвовать в обсуждении; определять мотивы стихотворений; находить образно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль; устанавливать внутрипредметные связи. | |
89. | Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях. К. М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…». | ||
90. | Р. Г. Гамзатов «Журавли». Изображение трагических событий отечественной истории. Д. С. Самойлов «Сороковые». | ||
91. | Краткие сведения о В.П.Астафьеве. Автобиографичность прозы писателя. История создания произведения «Конь с розовой гривой». | Определять тематику и проблематику произведения; выразительно читать по ролям; формулировать вопросы к эпизодам произведения; характеризовать образы произведения. Самостоятельно по контексту устанавливать лексическое значение слова; устанавливать межпредметные связи. Находить иллюстративный материал в Интернете. | |
92. | Тема, проблематика рассказа Астафьева В. П. | ||
93. | «Конь с розовой гривой». Пейзаж. Внутренний монолог в произведении. | ||
94. | Художественные детали, раскрывающие характер героя произведения Астафьева В. П. | ||
95. | Образы животных в произведениях Астафьева В. П., Казакова Ю. П., Дж. Лондона, Э. Сетона- Томпсона. Нравственные проблемы в произведениях о животных. | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений. | |
96. | Животные в жизни и творчестве писателей- анималистов. | ||
97. | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания. | Находить специфические для восточной сказки речевые и сюжетные элементы; пересказывать эпизод с заменой лица; выразительно читать восточную сказку. | |
98. | Тематика и проблематика «Сказки о Синдбаде-мореходе». | ||
99. | Краткие сведения о Я. И В. Гримм. Сказка «Снегурочка». | Сопоставлять русские литературные сказки и сказки братьев Гримм; формулировать выводы; готовить художественный пересказ. | |
100. | Тематика, проблематика сказки «Снегурочка». | ||
101. | Краткие сведения о Генри О. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви и счастья в новелле О. Генри. | Выявлять особенности характера героя; находить в тексте художественные детали, важные для характеристики сюжета и персонажа; осуществлять художественный пересказ. | |
102. | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | ||
103. | История жанра новеллы. Жанровые признаки в произведениях П. Мериме, Э. А. По. Особая роль необычного сюжета. | Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы. | |
104. | Краткие сведения о Дж. Лондоне. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | Готовить сообщение о художественных средствах рассказа; характеризовать личность героя; работать с материалами учебника; формулировать микровыводы и выводы; составлять цитатный план, пересказывать по плану. | |
105. | Воспитательный смысл произведения «Любовь к жизни». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)
Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами л...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...