Урок развития речи по литературе. 6 класс. "Зима - волшебница".
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок-практикум, на котором обучающиеся закрепляют навыки анализа поэтического текста, определяют значимость средств художественной выразительности, учатся создавать собственные тексты на основе стихов и картин русских художников на тему "Зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima-volshebnica._no12.rar | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Сизова Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 3» г. Ухты, Республики Коми
Тема урока: «Зима – волшебница»
( «В мастерской художника слова». Урок развития речи. Художественные средства )
Урок по литературе в 6 классе
Комментарии к уроку: на уроке – практикуме в рамках поурочного планирования под редакцией Т.Ф. Курдюмовой совершенствуются знания, умения и навыки учащихся в процессе анализа поэтического текста. Продолжительность урока – 45 мин.
Цель урока: создание условий для развития устной и письменной речи учащихся на основе
анализа поэтического текста с точки зрения художественных средств языка.
Оборудование урока:
- таблица для анализа поэтического текста
- стихи русских поэтов о зиме
- иллюстрации картин русских художников на тему «Зима»
- мультимедийный проектор
- презентация «В мастерской художника»
- таблица для рефлексии
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Этап вызывания исходной мотивации 2 мин. | Задает вопросы: - Вы любите рисовать? - Чем предпочитаете рисовать? - А еще чем можно рисовать? | В результате этого диалога дети подходят к тому, что рисовать можно и с помощью слов. Не случайно поэтов и писателей называют художниками слова |
II. Целеполагание 3 мин. | Напоминает детям о том, что при выполнении задания по стихам А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро» они испытали затруднения, когда отвечали на вопрос о художественных особенностях стихотво - рений, предлагает добиться успеха в ходе разговора о художественных средствах при анализе стихов русских поэтов о зиме. Помогает учащимся определить цели урока.
| Обсуждая тему урока, решают, что должны учиться видеть слова-«краски» в тексте, их роль в поэтической речи, стараться самим ярко, образно выражать свои мысли и чувства устно и письменно. |
III. Работа по группам. Анализ художественного текста 22 мин. | Предлагает «побывать в мастерской художника слова». Выдаются карты со стихами русских поэтов о зиме. (Приложение 1. 1.). Детям надо выбрать одно понравившееся стихотворение для анализа, таким образом формируются группы. Рекомендует обратиться к учебнику, стр. 4 -7 (статья о тропах), стр. 246 - 252 (краткий словарь литературоведческих терминов) | Анализируют поэтический текст, заполняют таблицу (Приложение 2), обсуждают ответы, обмениваются мнениями, делятся впечатлениями, готовят краткое выступление группы. Слово предоставляется каждой группе, а их 4. Анализируют стихотворение по плану (Приложение 1.2). Выводы по итогам работы: предложенные стихотворения ярко, красочно, эмоционально описывают зиму. Каждый из авторов представил ее действительно волшебницей, очарова – тельной, пленительной, преображающей природу. Истинному художнику удается не только увидеть красоту природы, но и создать творение, захватывающе, образно, выразительно рассказывающее о ней Именно художественные средства в этом помогают.
|
IV. Самостоятельная работа 12 мин. | Подводит учеников к самостоятельной работе: «Мастера слова поделились с нами своими секретами, теперь дело за вами». Самостоятельная работа дает возможность учащимся выбрать задание по желанию. Работать можно индивидуально, в парах или в группе. | 1. Выбирают одно из заданий, работают по желанию индивидуально, в парах или в группах: - работают с цитатами из стихов, посвященных зиме, определяют тропы и вносят в таблицу. ( Приложение 3.1) - становятся «соавторами» поэта: восстанавливают тропы на месте пропусков в стихотворении П.Вяземского «Первый снег». (Приложение 3.2) - выбирают один из предложенных зимних пейзажей, озаглавливают его, составляют текст или отдельные предложения по данной картине, используя тропы ( Приложение 3.3) 2. По окончании самостоятельной работы - задание №1 проверяют по «ключу»; - задание №2 проверяют по авторскому стихотворению, прочитанному учителем; - выполнявшие задание №3 зачитывают свои работы
|
V. Завершение урока. Рефлексия. 4 мин. | Вместе с учениками подводит итоги урока, побуждает детей к самоанализу деятельности и ее результатов, выявляет уровень осознания учащимися содержания пройденного. Предлагается таблица, в которой надо «продолжить предложения» (Приложение 4) | Заполняют таблицу, анализируют свою деятельность на уроке, содержание учебного материала, эмоциональное состояние во время работы. |
VI. Домашнее задание 2 мин. | Домашнее задание должно позволить детям проявить творческие способности. Учитель настраивает их на творческую работу по выбору. При выполнении любого задания учащимся надо показать умение пользоваться художественными средствами. | Выбирают одно из заданий: 1) написать сочинение-миниатюру на зимнюю тематику; 2) написать сочинение-описание по картине (дети сами выбирают картину для описания); 3) проанализировать стихотворе – ние о зиме (Приложение 5); 4) сочинить стихотворение о зиме.
|
Приложения:
Приложение 1.1. Карточки с заданиями.
Отрывок из стихотворения Отрывок из стихотворения
«Крещенская ночь» И.А.Бунина «Зимняя сказка» Э.А. Асадова
Темный ельник снегами, как мехом, Метелица, как медведица,
Опушили седые морозы, Весь вечер буянит зло,
В блестках инея, точно в алмазах, То воет внизу под лестницей,
Задремали, склонившись березы. То лапой скребет в стекло.
Неподвижно застыли их ветки, Дома под ветром сутулятся,
А меж ними на снежное лоно, Плывут в молоке огоньки,
Точно сквозь серебро кружевное, Стоят постовые на улицах,
Полный месяц глядит с небосклона. Как белые снеговики.
А над лесом все выше и выше Сугробы выгнули спины,
Всходит месяц,- и в дивном покое, Пушистые, как из ваты,
Замирает морозная полночь И жмутся к домам машины,
И хрустальное царство лесное. Как зябнущие щенята…
Отрывок из стихотворения
«Белая ночь» А.И.Полежаева Стихотворение А.Л. Чижевского
Чудесный вид, волшебная краса! Земля лежит в убранстве новом!
Белы, как день, земля и небеса! Пологом иссиня-свинцовым
Вдали, кругом, холодная, немая – Нависло небо. Тихий снег
Везде одна равнина снеговая; Спустился, как пушистый мех,
Везде один безбрежный океан, И стало всюду одноцветно,
Окованный зимою великан! Крадется холод незаметно
Всё ночь и блеск! Ни облака, ни тучи Через вспотевшее стекло,
Не пронесет по небу вихрь летучий, На подоконнике бело,
Не потемнит воздушного стекла… Лежат подушки снеговые;
Природа спит, уныла и светла!.. Покровы зимние впервые
Чудесный вид, волшебная краса! Надела бурая земля,
Белы, как день, земля и небеса! И просветленные поля
Под рыхлой белой пеленою
Нам веют новою зимою.
Приложение 1.2.
- Выразительно прочитайте стихотворение.
- Озаглавьте текст.
- Определите основную мысль текста.
- Укажите художественные средства. Как они помогли автору выразить отношение к тому, о чем он написал?
- Каково ваше впечатление о прочитанном стихотворении?
Приложение № 2. Таблица для работы с художественными средствами
Стихотворение Тропы | Стихотворение _____________________________ Озаглавьте: |
Эпитеты | |
Сравнения | |
Олицетворения | |
Метафоры | |
Основная мысль текста |
Приложение № 3. Самостоятельная работа.
3.1. Укажите, какие художественные средства (подчеркнуты) использованы в данных строках. Сокращенно запишите на полях листа. Образец сокращений: м- метафора, о- олицетворение, с- сравнение, э-эпитет.
1 | Иней мечет жемчуга | |
2 | Деревни кое-где расставлены, Как пятна, в безднах белизны | |
3 | Прелесть утренней зимы | |
4 | От каждой заснеженной ветви лилось сияние | |
5 | Проворно летят за вами другие снежинки, Словно пчелы весной, воздух недвижный пестря | |
6 | Природа спит, уныла и светла | |
7 | Ночь крадется над землей | |
8 | Цепями льдистыми покорный пруд окован | |
9 | Замирает морозная полночь | |
10 | Над пустыней снежных мест Дремлют две звезды | |
11 | Принакрылась снегом, Точно серебром | |
12 | Славный снег! Какая роскошь! |
3.2. В стихотворении П.А.Вяземского «Первый снег» пропущены тропы, попытайтесь восстановить их.
Лазурью светлою______________ небес вершины;
_________________ скатертью подёрнулись долины,
И _______________ бисером усеяны поля.
На празднике зимы ________________ земля
И нас приветствует ______________________ улыбкой.
Здесь снег, как________________________, повис на ели гибкой;
Там, темный изумруд посыпав_____________________,
На _________________ со΄сне он разрисовал узоры.
Рассеялись пары, и ______________________ горы,
И солнца шар вспылал на своде голубом.
Авторский текст:
Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подёрнулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля
И нас приветствует живительной улыбкой.
Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой;
Там, темный изумруд посыпав серебром,
На мрачной со׳сне он разрисовал узоры.
Рассеялись пары, и засверкали горы,
И солнца шар вспылал на своде голубом.
3.3. Озаглавьте выбранный пейзаж, составьте текст или отдельные предложения по данной картине, используя тропы.
Предложены иллюстрации картин:
Жуковский С.Ю. «Зима»
Клевер Ю.Ю. «Зимний пейзаж»
Рыжкова Н. «После пурги»
Шишкин И.И. «Зима»
Шультце И.Ф. «Зима»
Юон К.Ф. «Зима. Мостик»
Приложение 4
Продолжить предложения: | |
Сегодня на уроке мне было… | |
Урок дал мне возможность… |
|
Я выполнял (а) задания … | |
У меня получилось… | |
Мне захотелось… |
Приложение 5
Стихотворение Н.А. Заварзиной «Встреча. Зимняя сказка»
Февраль весне указывал дорогу,
Сзывая птиц сквозь леса тишину.
Улыбки бродят между нами,
Веснушки чествуют тепло.
Переступив порог рассвета,
На небе нежится звезда,
Лучами солнечного света
Одежды выткала она.
Морозец – хрустом под ногами,
Оделось небо в синеву,
Сугробы – россыпью сверкают,
День прибыл, чтоб встречать весну.
Литература для учителя:
Литература 6 класс. В 2 ч.:учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост.Т.Ф.Курдюмова. – 9-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по литературе в 7 классе на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?"
Презентация поможет учащимся 7 класса подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?" по произведениям Леонида Андреева "Кусака" и Андрея Платонова...
Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...
Нетрадиционный урок развития речи по литературе. "На съемочной площадке .Творческая мастерская.рассказ А. П. Чехова "Смерть чиновника"
Методическая разработка показывает приемы элементов поисково- исследовательской групповой работы,знакомства с интересными профессиями ;урок способствует одновременному развитию многих навыков и ...
Урок развития речи по литературе в 8 классе на тему «Сыны Вселенной»
Вашему вниманию я хочу представить урок развития речи по литературе в 8 классе на тему «Сыны Вселенной». (Звучит на фоне музыки стихотворение) Звёзды, звёзды, с давних порПриковали вы навекиЧелов...
Презентация "Проза и стихи - братья или враги?" (к уроку развития речи по литературе в 7 классе)
Презентация к уроку развития речи по литературе в 7 классе "Проза и стихи - братья или враги?"...
Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.
Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....
Технологическая карта урока развития речи по литературе «Самый лучший город на земле» в 5 классе
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Воспитание зрелой гармоничной личности ...