Вопросы к лингвистическому анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Болотова Антонина Афанасьевна

В разработке составлены вопросы к полному анализу стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_k_lingvisticheskomu_analizu._tyutchev.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы к лингвистическому анализу

стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

  1. Какую картину вы мысленно увидели, прочитав стихотворение?
  2. О чём, по-вашему, стихотворение?
  3. Как вы думаете, а как бы мог Тютчев назвать это стихотворение?
  4. Почему отказался от названия?
  5. А если названия нет, то поэт, по-вашему, облегчает задачу читателя или затрудняет её?
  6. Слово «есть» стоит на первом месте. Что оно обозначает?
  7. «В осени» - на втором месте в строке.  Как вы понимаете значение слова «осень»?
  8. Как понимаете значение слова «первоначальная» (об осени)? Почему именно это слово выбрал?
  9. Как, на ваш взгляд следует читать первую строку?
  10. Вторая строка – «Короткая, но дивная пора». Какую роль выполняет союз «но»? Как вы понимаете смысл этой строки?
  11. Обратите внимание в третьей и четвёртой строках на существительные «день» и «вечера». Почему Тютчев использует «день» - в ед. ч., а «вечера» - во мн. ч?
  12. Вслушайтесь: «День стоит как бы хрустальный». Как называется такой художественный приём? Почему же «как бы», а не «как»?
  13. Что означает слово «лучезарный»?
  14. Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что он передаёт?
  15. Что вы представляете, читая вторую строфу?
  16. «Тонкий волос паутины». Почему поэт выбрал паутины тонкий волос, ведь в словах «паутина» и «ниточка паутины» уже есть указание на «тонкость» паутины. Значит, всё дело в слове «волос»! Поясните.
  17. Как называется художественный приём, когда явлению природы придают черты человека?
  18. Какое слово перекликается с «тонким волосом паутины»? Что оно обозначает?
  19. О каком времени в жизни человека можно так сказать: «весна жизни», «лето жизни», «осень жизни»?
  20. В четвёртой строке притягивают наш взгляд слова «на праздной борозды».  Как вы их понимаете? Растолкуйте.
  21. Как, по – вашему, следует читать вторую строфу? (укажите по строчкам)
  22. Третья, заключительная строфа начинается строкой «Пустеет воздух, птиц не слышно боле». Объясните её.
  23. Во второй строке появляется образ «зимних бурь». Объясните значение слова «буря».
  24. А слова о «первых зимних бурях», какое они производят впечатление на вас – тяжёлое или светлое? Поясните.
  25. Теперь прочитайте третью и четвёртую строчки:  

                                                               И льётся чистая и тёплая лазурь

                                                                     На отдыхающее поле.

             Какое слово притягивает к себе ваше внимание?

  1. Что оно означает?
  2. Обратите внимание на определения, которые поэт подобрал к этому слову. Почему именно такие определения?
  3. В последней строке стихотворения слова, которые находятся в сильной позиции, а потому очень важны для поэта, - «отдыхающее поле». О каком поле можно так сказать?
  4. Как же нужно читать третью строфу? (голос, темп) На что нужно обратить внимание?
  5. Как вы теперь ответите на вопрос, «о чём оно»?
  6. Предлагается на выбор три темы сочинений:
  • Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф. И. Тютчева.
  • «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома.
  • Путешествие золотого листочка.

            Выберите понравившуюся тему и напишите сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...

Вопросы и задания для анализа стихотворений Ф.И.ТЮТЧЕВА

Вопросы и задания для анализа стихотворенийФ.И.ТЮТЧЕВА...

Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.

Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Осенняя роза"

ОСЕННЯЯ РОЗА  Осыпал лес свои вершины,Сад обнажил свое чело,Дохнул сентябрь, и георгиныДыханьем ночи обожгло. Но в дуновении морозаМежду погибшими одна,Лишь ты одна, царица-роза,Благоуханна ...

Материалы конкурса стихотворений «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» по произведениям русских поэтов для учащихся средней школы

Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы....