Вопросы к лингвистическому анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
В разработке составлены вопросы к полному анализу стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_k_lingvisticheskomu_analizu._tyutchev.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы к лингвистическому анализу
стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
- Какую картину вы мысленно увидели, прочитав стихотворение?
- О чём, по-вашему, стихотворение?
- Как вы думаете, а как бы мог Тютчев назвать это стихотворение?
- Почему отказался от названия?
- А если названия нет, то поэт, по-вашему, облегчает задачу читателя или затрудняет её?
- Слово «есть» стоит на первом месте. Что оно обозначает?
- «В осени» - на втором месте в строке. Как вы понимаете значение слова «осень»?
- Как понимаете значение слова «первоначальная» (об осени)? Почему именно это слово выбрал?
- Как, на ваш взгляд следует читать первую строку?
- Вторая строка – «Короткая, но дивная пора». Какую роль выполняет союз «но»? Как вы понимаете смысл этой строки?
- Обратите внимание в третьей и четвёртой строках на существительные «день» и «вечера». Почему Тютчев использует «день» - в ед. ч., а «вечера» - во мн. ч?
- Вслушайтесь: «День стоит как бы хрустальный». Как называется такой художественный приём? Почему же «как бы», а не «как»?
- Что означает слово «лучезарный»?
- Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что он передаёт?
- Что вы представляете, читая вторую строфу?
- «Тонкий волос паутины». Почему поэт выбрал паутины тонкий волос, ведь в словах «паутина» и «ниточка паутины» уже есть указание на «тонкость» паутины. Значит, всё дело в слове «волос»! Поясните.
- Как называется художественный приём, когда явлению природы придают черты человека?
- Какое слово перекликается с «тонким волосом паутины»? Что оно обозначает?
- О каком времени в жизни человека можно так сказать: «весна жизни», «лето жизни», «осень жизни»?
- В четвёртой строке притягивают наш взгляд слова «на праздной борозды». Как вы их понимаете? Растолкуйте.
- Как, по – вашему, следует читать вторую строфу? (укажите по строчкам)
- Третья, заключительная строфа начинается строкой «Пустеет воздух, птиц не слышно боле». Объясните её.
- Во второй строке появляется образ «зимних бурь». Объясните значение слова «буря».
- А слова о «первых зимних бурях», какое они производят впечатление на вас – тяжёлое или светлое? Поясните.
- Теперь прочитайте третью и четвёртую строчки:
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
Какое слово притягивает к себе ваше внимание?
- Что оно означает?
- Обратите внимание на определения, которые поэт подобрал к этому слову. Почему именно такие определения?
- В последней строке стихотворения слова, которые находятся в сильной позиции, а потому очень важны для поэта, - «отдыхающее поле». О каком поле можно так сказать?
- Как же нужно читать третью строфу? (голос, темп) На что нужно обратить внимание?
- Как вы теперь ответите на вопрос, «о чём оно»?
- Предлагается на выбор три темы сочинений:
- Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф. И. Тютчева.
- «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома.
- Путешествие золотого листочка.
Выберите понравившуюся тему и напишите сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...
Лингвопоэтический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»
Методичекая разработка урока литературы в 5 классе...
Вопросы и задания для анализа стихотворений Ф.И.ТЮТЧЕВА
Вопросы и задания для анализа стихотворенийФ.И.ТЮТЧЕВА...
Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.
Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....
Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Осенняя роза"
ОСЕННЯЯ РОЗА Осыпал лес свои вершины,Сад обнажил свое чело,Дохнул сентябрь, и георгиныДыханьем ночи обожгло. Но в дуновении морозаМежду погибшими одна,Лишь ты одна, царица-роза,Благоуханна ...
Материалы конкурса стихотворений «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» по произведениям русских поэтов для учащихся средней школы
Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы....
Тютчев Ф.И. Стихотворение "Есть в осени первоначальной".
Карточка-задание....