Лингвопоэтический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»
методическая разработка (литература, 5 класс) на тему
Методичекая разработка урока литературы в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f.i.tyutchev_est_v_oseni_pervonachalnoy.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Тема: Лингвопоэтический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»
Цель:
- познакомиться с правилами лингвопоэтического анализа текста;
- научиться правильно читать и воспринимать поэтический текст, чувствовать живую связь стихотворной формы и лирического содержания.
Ход урока
I. Слово учителя
- Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»
Вы его читали дома, некоторые учили наизусть.
Вам предстояло ответить на вопросы:
- О чем это стихотворение (тема)
- Какова его главная мысль (идея).
Прежде чем ответить на вопросы, давайте еще раз прочтем его.
II. Чтение стихотворения учителям.
- Какие слова и выражения в тексте нуждаются в дополнительном объяснении, истолковании.
Лучезарны – сверкающие, сияющие (ясная погода, вечерняя заря долго не гаснет, небо светлое).
Лазурь – синева, светло – синий цвет (небо светлого цвета)
Бодрый серп – серп – орудие труда для срезывания хлебных злаков.
Бодрый – полный сил, деятельности, энергии
- Как вы понимаете выражение «бодрый серп гулял»?
Это метафора. Автор изображает труд, энергичный, радостный, приносящий удовлетворение.
«Гулял»:
1.совершал прогулку (здесь: переносное значение)
2.перемещался в разных направлениях.
Оба значения уместны в данном случае.
Праздная (борозда) – ничем не занятая, без дела (здесь: сжатая, убранная).
Пустеет воздух – становится пустым.
- А как вы это понимаете? (осенью пропадает мошкара, насекомые, не слышно их гудения, жужжания).
III. Лингвопоэтический анализ стихотворения.
Попробуем теперь найти слова (назовем их ключами, в которых содержится понимание смысла текста).
Дивная пора простор осень
Отдыхающее поле
(слов может быть больше, в результате общей работы лишние «отсеиваются»)
- Выясним лексическое значение данных слов и, объясним, какое значение они приобретают в тексте.
Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.
- Чем же эта пора (время) прекрасна? С какими словами это слово связано? («день… хрустальный», т.е. очень прозрачный). Сравним слова «хрустальный» и «прозрачный». Одинаково ли их значение в тексте стихотворения?
(Нет, «прозрачный»- пропускающий сквозь себя свет. А «хрустальный - это еще и сверкающий, обладающий своеобразным мелодичным звоном. Выражение «хрустальный» более точное, передающее ясность. Прозрачность дня, когда умолкает пенье птиц («птиц не слышно боле»), и в наступившей тишине наиболее различимы, становятся отдельные звуки.)
Простор – свободное пространство.
После того как на полях все убрали, становится действительно просторно:
где раньше стояли стеной, может быть, выше человеческого роста колосья, теперь пусто, все хорошо видно. Простор – то, что не стесняет взора, не имеет преград.
Осень – время года, когда заканчиваются полевые работы. Именно осенью наблюдаются перечисленные выше явления.
Отдыхающее (поле) – отдыхом восстанавливающее силы, чтобы на следующий год вновь повторился цикл полевых работ. (Прием олицетворения).
- Так о чем же это стихотворение?
(Это стихотворение о прекрасной осенней поре, с ее своеобразными красками, простором, чистотой, незыблемостью)
В стихотворении утверждается мысль о вечной красоте природы, красоте жизни.
Тютчев удивительно верно изобразил фрагмент картины под названием Жизнь: все проходит, и все повторяется.
И каждое мгновение жизни прекрасно.
- Какое самое – самое главное слово из числа ключевых вы назовете? (Дивная).
Именно слово дивная является стержневым, т.к. весь последующий текст – это расшифровка, пояснение главного. Идея стихотворения – красота и умиротворенность природы.
IV. Домашнее задание: выписать из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь» ключевые слова, объяснить, почему они ключевые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...
«Поэт всесилен, как стихия…» (Лингвопоэтический анализ стихотворения А.Фета «Как беден наш язык!- Хочу и не могу…»)
Методическая разработка урока литературы в 10 классе...
Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.
Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....
Вопросы к лингвистическому анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
В разработке составлены вопросы к полному анализу стихотворения....
Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Осенняя роза"
ОСЕННЯЯ РОЗА Осыпал лес свои вершины,Сад обнажил свое чело,Дохнул сентябрь, и георгиныДыханьем ночи обожгло. Но в дуновении морозаМежду погибшими одна,Лишь ты одна, царица-роза,Благоуханна ...
Материалы конкурса стихотворений «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» по произведениям русских поэтов для учащихся средней школы
Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы....
Тютчев Ф.И. Стихотворение "Есть в осени первоначальной".
Карточка-задание....