Конспект урока "Мои взаимоотношения с И.Бродским"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Дидактическая цель: осознание поэзии И.Бродского как органической части развивающейся русской литературы; пробуждение интереса к творчеству поэтов, связанных с Архангельским Севером.
Образовательные цели: расширение, обобщение знаний о литературной карте Архангельской области, осознание смысла поэтических текстов и их языковых особенностей.
Развивающие цели: обучение умению сравнивать, обобщать, доказывать; развитие устной и письменной речи.
Воспитательные цели: создание условий для пробуждения в школьниках уважение к родному языку, родной литературе как отражению народной мудрости и истории; развитие активности и инициативы, коммуникативности, толерантности, умения сотрудничать.
Тип урока: комбинированный с элементами мастерской сотрудничества. Рассчитан на 2 часа работы.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernokova_v.l.konspekt_uroka_moi_vzaimootnosheniya_s_i.brodskim.docx | 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 11 классе
общеобразовательной школы
«Мои взаимоотношения с Иосифом Бродским»
Валентина Леонидовна Чернокова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Конёвская школа» Песецкого района
Архангельской области
Дидактическая цель: осознание поэзии И.Бродского как органической части развивающейся русской литературы; пробуждение интереса к творчеству поэтов, связанных с Архангельским Севером.
Образовательные цели: расширение, обобщение знаний о литературной карте Архангельской области, осознание смысла поэтических текстов и их языковых особенностей.
Развивающие цели: обучение умению сравнивать, обобщать, доказывать; развитие устной и письменной речи.
Воспитательные цели: создание условий для пробуждения в школьниках уважение к родному языку, родной литературе как отражению народной мудрости и истории; развитие активности и инициативы, коммуникативности, толерантности, умения сотрудничать.
Тип урока: комбинированный с элементами мастерской сотрудничества. Рассчитан на 2 часа работы.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Некоторые этапы построения мастерской, используемые на уроке.
1. Индукция - актуализация личного опыта, пробуждение личностного интереса. Использование ситуации разрыва (осознания неполноты своих знаний, поиск ответов).
2. Социоконструкция – создание продукта в группе. Этап построен от простого к сложному.
3. Самоконструкция - создание собственного продукта: на этапе рефлексии каждый создает творческий продукт (синквейн, ассоциации, эссе и др.).
4. Социализация – предъявление своего продукта другим: прочтение записей в группе для выступления, чтение вывешенных синквейнов и других, не прозвучавших вслух, работ.
5. Межгрупповая социолизация – защита групповых работ по очереди или наиболее интересных.
6. Рефлексия – отражение своего проживания мастерской, ведущее к созданию творческого продукта по впечатлениям.
Оформление: слайд-фильм «Иосиф Бродский»
Высказывания «Последний гений», «Гений одиночества», «Он не первый. Он, к сожалению, единственный» (С.Довлатов), «Один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы», «Последний реальный новатор», «Поэт нового измерения», «Литературный трутень» (на магнитной доске).
Фото видов природы Якутии, Тянь-Шаня, Казахстана, Белого моря.
Ход урока
Учитель:
- Индукция: Этот человек был последовательно учеником фрезеровщика на заводе «Арсенал», помощником прозектора в морге, истопником в котельной, матросом на маяке, рабочим в геологических экспедициях в Якутии и даже участвовал в авантюрном плане по угону самолета за границу, внештатным рецензентом в журнале «Аврора», переводчиком и даже снимался в фильме «Поезд в далекий август» - видимо, испытывая жгучий интерес к неизведанному.
«Литературный трутень», как его назвали в одной из статей, и в то же время – лауреат Нобелевской премии «за всеобъемлющее творчество»!
- Кто же он такой? (И.А.Бродский) (слайд-фильм) – 5 мин.
-Вы заметили, как сформулирована тема урока? Да-да, не «Моё отношение…», а именно взаимоотношения с поэтом. В чем разница между словами? (ответы учеников)
(из Толкового словаря: ОТНОШЕНИЕ – мнение по поводу чего-либо, система суждений и ощущений в связи с чем-либо, ВЗАИМООТНОШЕНИЕ – взаимное отношение между кем-либо или чем-либо). Мне хочется, чтобы таинственный и непонятный мир Бродского для вас стал ближе, чтобы вы открыли «своего» Бродского, чтобы вы, как и он, всегда оставались самими собой. Итак, навстречу Поэту…
II. Социоконструкция и самоконструкция
Задание группам:
(На слайде заголовки трех стихотворений: И.Бродский «Пилигримы», А.Плещеев «Странник», А.Пушкин «Странник»)
- Бродский, Плещеев и Пушкин. Посоветуйтесь в группах (по 4 человека) и запишите, почему возможно сближение имен этих поэтов.
- Группы объясняют основание для сравнения.
(интерес Бродского к творчеству Пушкина и Плещеева, круг тем, волновавших всех поэтов, сходен и т.д.…)
Учитель: Не только схожесть заглавий стихотворений, но и определенная общность судьбы их авторов делает возможным сравнительный анализ предложенных произведений. Каждый из трех поэтов в молодости перенес опалу и ссылку. Биография А.С.Пушкина вам хорошо известна.
(Сообщение заранее подготовленного ученика): А. Н. Плещеев был членом кружка Петрашевского и (как Достоевский) в 1849 г. приговорен к расстрелу, который в последний момент заменили четырьмя годами каторги и солдатчиной. В 1859 г. Плещеев вернулся в Москву и продолжил занятия литературой. В центре его зрелой лирики – образ прогрессивно мыслящего, но уже не способного к борьбе, сломленного жизнью интеллигента.
Учитель: Судьба Иосифа Бродского, перенесшего ссылку в глухой д. Норенская Архангельской области и осужденного на изгнанничество, более драматична, чем судьба Плещеева, который прожил долгую жизнь и в последние годы жизни, благодаря полученному наследству, путешествовал за границей, где и умер (в Париже). В жизни Бродского была Норенская осень, как в жизни Пушкина – Болдино.
Бродский. Какие ассоциации у вас вызывает эта фамилия? (Бродский→Бродить→Бродяга→Странник→Странный→Сторонний)
- На столы группам раздаются тексты стихотворений А.Пушкина «Странник» (1835), А.Плещеева «Странник» (1858), И.Бродского «Пилигримы» (1958). Предлагается работа в группах (20 мин)
1 группа – работает со стихотворением «Пилигримы» И.Бродского и составляет схему мира стихотворения и представляет её.
(Задание: 1.Внимательно прочитайте стихотворение. Выполните задания: запишите свои размышления, а потом «соберите» общее выступление)
2. Распределите слова-символы в 2 столбика
Духовный мир | Материальный мир |
3. Подумайте, мимо какого мира идут пилигримы. Почему? Что оставляют они позади, и что ждёт их впереди?
4. Схематично изобразите мир стихотворения Бродского. Не забудьте указать место пилигримов в этом мире.
5. Обратите внимание на дату написания стихотворения…
2 группа – работает со стихотворением «Странник» А.С.Пушкина и составляет схему мира стихотворения и представляет её.
(Задание: 1.Внимательно прочитайте стихотворение. Выполните задания: запишите свои размышления, а потом «соберите» общее выступление.)
2. Распределите слова-символы в 2 столбика
Духовный мир | Материальный мир |
2. Кто такой странник в стихотворении А.С.Пушкина?
3. Какой путь проходит пушкинский странник?
4. Кто поможет страннику в выборе пути?
5. Обратите внимание на дату написания стихотворения…
3 группа – работает со стихотворением «Странник» А.Н.Плещеева и составляет схему мира стихотворения и представляет её.
(Задание: 1.Внимательно прочитайте стихотворение. Выполните задания: запишите свои размышления, а потом «соберите» общее выступление.)
2. Распределите слова-символы в 2 столбика
Духовный мир | Материальный мир |
3.Какой путь прошел странник А.Плещеева?
4. О чем мечтает лирический герой стихотворения?
5. Обратите внимание на дату написания стихотворения…
III. Социализация. Ученические группы представляют результаты работы.
Заслушивается выступление 2 группы (чтение стихотворения, представление схемы и комментария)
Учитель:
Интересно, какой различный духовный опыт извлекают поэты из событий своей жизни. С.Бочаров в книге «Пушкин. Краткий очерк жизни и творчества» пишет: «Сюжет «Странника» - внутренний перелом в человеке после данного ему откровения о скорой гибели мира». Тема конца света, «данная в образе горящего дома, преломляется в плане личного спасения; чувствуя себя не готовым к суду. Странник резко меняет жизнь, оставляет дом, жену, детей, друзей и бросается в бегство:
Дабы скорей узреть – оставя те места,
Спасенья верный путь и тесные врата».
В последней строке - прямая ссылка к Новому Завету: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Евангелие от Матфея, гл. 7., 13-14)
Итак, ребята, вы правильно определили, что странничество у позднего Пушкина (вы отметили, что стихотворение написано за год до гибели поэта, ему 36 лет)– это христианский путь духовного спасения.
Заслушивается выступление 3 группы. (чтение стихотворения, комментарий)
Учитель:
У Плещеева странничество – это изгнание. Последние строки стихотворения «Не одинок, не странник ты теперь: Ты отдохнешь, любовию согрет…» - убедительное тому доказательство. (Обратили внимание, ребята, на возраст поэта, написавшего стихотворение? – это возраст Христа, 33 года).
Заслушивается выступление 1 группы. (чтение стихотворения, комментарий)
Учитель:
Взгляды И.Бродского на поэзию и жизнь шире. Странничество – это отрицание привычных ценностей жизни, движение «мимо» - этого мира, Бога, даже самого себя. А сколько поэту, написавшему «пилигримов»? (Всего 18 лет, он ваш ровесник). (Прослушивание песни в исполнении М.Голиковой, написанной на это стихотворение)
IV. Рефлексия
Из записей в ходе групповой работы в мастерской:
- Выберите слово или словосочетание, особенно важное для вас, для понимания содержания стихотворения, для самих А.Пушкина, А.Плещеева и И.Бродского и подчеркните.
- Обведите в кружок самое важное для вас.
- Выпишите с большой буквы посреди строки и оформите любым пунктуационным знаком из ряда, предложенного на доске: ! . ? … .
- На полученную тему напишите текст (сочинение-миниатюру) (15-20 мин.)
- Тексты читаются вслух (по желанию)
Итоги урока
- Какие чувства вы испытали, работая сегодня на уроке?
- О чем пришлось задуматься?
-Что было трудно?
- Какие моменты урока-мастерской особенно запомнились?
(из ответов обучающихся: И.Бродский – настоящий философ, его стихотворения – настоящие загадки, интересно, что сходные мысли и мотивы можно увидеть в стихотворениях разных эпох; не думали, что стихотворения так трудны по сравнению с теми, что изучали ранее; интересно, что поэты задают вопросы, важные сегодня…)
Учитель:
Понять смысл произведений Бродского непросто потому, что они представляют собой диалог в культурном пространстве. В них угадываются сочинения других поэтов – мотивы, образы, выражения...
Вместе с ними стихотворения Бродского образуют единый текст, обладающий сверхсмыслом. Постараемся услышать этот полилог.
Вспомним другие произведения русской литературы, в которых звучит тема, о которой мы сегодня говорили. Это…(уже знакомый вам по эпиграфу к «Пилигримам» Шекспир, это Данте и его «Божественная комедия», это Сервантес и его « Дон Кихот», это Г.Р.Державин и его «Река времен...», это М.Ю.Лермонтов и его «Выхожу один я на дорогу...», это Н.Гумилев – поэт, путешественник, офицер...и его «Заблудившийся трамвай» , это Н.Лесков и его «Очарованный странник»…Это Библия – «Всяк, живущий на земле есть путник».
Учитель:
Иосиф Бродский! Думаю, «самый счастливый в своей жизни», как он сам себя назвал в одном интервью, и самый мудрый.
Прочитайте эти строки, написанные о ссылке в Норенскую, и согласитесь со мной: «Я помню, как сидел в маленькой избе, глядя через квадратное, размером с иллюминатор, окно на мокрую, топкую дорогу с бродящими по ней курами, наполовину веря тому, что я только что прочёл… Я просто отказывался верить, что ещё в 1939 году английский поэт сказал: «Время… боготворит язык», а мир остался прежним».
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими ее дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими, пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Время, проведенное в архангельской деревне Норенской, сделало поэта мудрым всего за два года. Больше всего он любил говорить о том, что любил больше всего на свете – о поэзии…
Но мы научились драться
и научились греться
у спрятавшегося солнца
и до земли добираться
без лоцманов, без лоций,
но -- главное -- не повторяться…
А тоска по родным местам оставалась в стихах всегда:
И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
-- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед….
Потому что для своей страны он остался навсегда Странником. У поэта Бродского, который «по возрасту …мог бы быть уже в правительстве…», но которому «не по душе а) столбики из цифр, б) их интриги, в) габардиновые их вериги…», который сам себе дал эту оценку.
Я думаю, ваши взаимоотношения с И.Бродским будут близкие, дружеские, прямые, как сам поэт определи их в Нобелевской лекции: «Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения».
Домашнее задание:
Прочитать несколько стихотворений И.Бродского, написанных после ссылки в Норенскую. Напишите небольшое эссе на одну из тем «Мои взаимоотношения с Бродским», «А все-таки жаль, что нельзя с Иосифом Александровичем…», «Приезжаю к Бродскому в Норенскую…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского
Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...
План-конспект урока Взаимоотношения между военнослужащими
план-конспект для проведения урока в 11 классе...
Конспект урока на тему : "Жизнь и творчество Иосифа Александровича Бродского
муниципальное общеобразовательное учреждениеМанычская средняя школа №11Зерноградского района Ростовской области Конспект урока«Жизнь и...
Конспект урока литературы "И. Бродский. Очерк жизни и творчества"
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "И.Бродский. Очерк жизни и творчества"....
План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского»
Hабота с лирическими текстами русского и американского поэта, эссеиста, драматурга и переводчика – Иосифа Бродского. Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не...
Анализ стихотворения И. Бродского «И вечный бой…». Блок и Бродский-два петербуржца
Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения И. Бродского «И вечный бой…» с использованием элементов проектного обучения, элементов проблемного диалога, применение на практике техн...
О чём кричит «чёрный буксир» Иосифа Бродского? -материалы к анализу стихотворения И.Бродского "Стансы городу"
Наверное, невозможно обнаружить все реминисценции русской классики в стихотворении И. Бродского. Это связано, как с субъективностью любого прочтения, так и с разным восприятием текста во времени. (......