Конспект урока на тему : "Жизнь и творчество Иосифа Александровича Бродского
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
муниципальное общеобразовательное учреждение
Манычская средняя школа №11
Зерноградского района Ростовской области
Конспект урока
«Жизнь и творчество
Иосифа Александровича Бродского»
Учитель русского языка и литературы: Белецкая Т.А.
2010
Цель урока: дать краткий обзор поэзии И.Бродского; познакомить с основами его поэтики.
Оборудование урока: портреты Иосифа Бродского разных лет, возможно прослушивание некоторых стихотворений в авторском исполнении.
Методические приемы: лекция учителя, доклады учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Вид урока: лекция с элементами исследования.
Ход урока
22 октября 1987 года Шведская академия объявила имя очередного лауреата Нобелевской премии по литературе. Им стал живущий в США поэт Иосиф Бродский, пятый вслед за Иваном Буниным(1933), Борисом Пастернаком(1958),Михаилом Шолоховым(1965)и Александром Солженицыным(1970) в ряду отмеченных этой премией русских художников слова. Иосиф Бродский - одаренный ленинградский поэт. Характерной особенностью поэзии Бродского является ориентация не только на русскую, но и на англоязычную традицию. Именно поэтому в своей Нобелевской лекции он назвал учителями, наряду с Мандельштамом, Цветаевой и Ахматовой, Роберта Фроста и Уистиана Одена: «Я назвал лишь пятерых - тех, чье творчество и чьи судьбы мне дороги хотя бы уже потому , что, не будь их, как человек и как писатель я бы стоил немногого: во всяком случае, я бы не стоял бы сегодня здесь..
( слайд 1)
Слово учителя
Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы говорим о современном классике русской литературы, уникальном поэте Иосифе Бродском. Он родился в 1940 году в семье ленинградского военного фотографа, морского офицера. В пятнадцать лет оставил школу ,попытался поступить в военно-морское училище, но не принят в него из-за национальности (еврей).Работал на заводе «Арсенал», в геологоразведочной партии. Он упорно занимался самообразованием: изучал английский и польский языки, углубленно знакомился с американской, английской и польской поэзией, религиозной философией и мифологией. Начал писать стихи в конце 50-х годов.( слайд 2)
Я родился и вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн,
всегда набегавших по две,
И отсюда - все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
Вьющийся между нами, как мокрый волос,
Если вьется вообще. Облокотитесь на локоть,
Раковина - в них различит не рокот
Но хлопки полотна, ставен ладоней, чайник, кипящий на керосине
Максимум - крик чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши сердце,
Что скрыться негде и видно дольше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
Глаз не посетует на недостаток эха.
Сообщение ученицы: В 1963 году состоялись печально известные встречи Хрущева с интеллигенцией, на которых было строго указано, как ей надлежит вести себя. Получив «зеленый свет», ленинградские власти решили «очистить город» от нежелательных представителей свободных творческих профессий, обвинив их в тунеядстве. Первый удар этой кампании пришелся по Иосифу Бродскому. В 1963году был опубликован в «Вечернем Ленинграде» фельетон «Окололитературный трутень».Те, кто обличал поэта в тунеядстве, забыли, что он в свои двадцать с небольшим лет успел поработать фрезеровщиком на заводе, санитаром, кочегаром в котельной, побывать в геологических экспедициях. Объявленный тунеядцем, по решению суда он был выслан в глухую деревушку Архангельской области.( слайд 3)
Это трудное время. Мы должны пережить,
перегнать эти годы,
с каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая, как новость, эти раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.
Находясь в ссылке, Бродский чувствовал поддержку. До него доходили сообщения о том, что Ахматова, Твардовский, К.Чуковский, Шостакович и другие хлопочут о его освобождении. Благодаря стараниям друзей поэт вернулся, досрочно освободившись, в Ленинград. ( слайд4)
Сообщение ученицы: Брежневские чиновники тоже запрещали печатать стихи Бродского, особую ярость вызывали у них публикации поэта на Западе. Там вышли в свет два сборника Бродского( «Стихи и поэмы»(1965), «Остановка в пустыне»(1970).А у нас в стране ему удалось напечатать только четыре стихотворения! Поэтому Бродский принял решение уехать из страны, и 4 июня 1972 года он написал Брежневу: «Покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика…Я принадлежу к русской культуре, я осознаю себя ее частью, слагаемым, и никакая перемена места на конечный результат повлиять не сможет. Язык- вещь более древняя и более неизбежная, чем государство. Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то, с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого он живет, а не клятвы с трибуны. Мне горько уезжать из России. Я родился , вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь, поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…»(Нева.-1989.-№2. - стр. 165 -166).Бродский уехал в США, не получив ответ на свое письмо. В эмиграции изданы его поэтические сборники: «В Англии»(1977), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Часть речи»(1977), «Римские элегии»(1982) , «Новые стансы к Августе»(1983), «Урания»(1987). ( слайд 5)
Слово учителя:
Несмотря на кажущуюся удовлетворенность жизнью (новые стихи, переводы, чтение лекций в американских университетах, профессорская должность), Бродский во многих своих поэтических откровениях говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о горькой обиде, о тоске по родине, которая гложет его сердце.
Чтение стихотворения одним из учеников:
Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху
гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
Трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, которая меня вскормила.
Из забывших меня можно составить
город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли
гунна,
надевал на себя что сызнова входит
в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я вступил в свои сны вороненый
зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
позволял своим связкам все звуки,
помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что сказать
длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь
благодарность.
(«Я входил вместо дикого зверя
в клетку …»)
Современное литературоведение стремится определить эволюцию творчества И. Бродского. М. Лотман видит такие этапы его творчества, как ранний и зрелый. Граница между ними приходится на 1965 – 1968 гг. Стихи раннего И. Бродского простоты по форме, мелодичны, светлы и очищающие воздействуют на читателя.
У зрелого Бродского происходит как бы «похолодание климата» в его поэтическом мире: превалируют здесь темы конца, тупика, пустоты, одиночества, Бессмысленности всякой деятельности. Много места в его стихах начинает занимать тема смерти и любви («Любовь», «Новые стансы к Августе»), семьи («Речь о пролитом молоке»), частной жизни. ( слайд 6)
Его лексика становится резкой («На смерть Жукова»), синтаксис усложняется. Заметно усиливается философское звучание стиха.
Когда снег заметает море и скрип сосны
оставляет в воздухе след глубже,
чем санный полоз,
До какой синевы могут дойти глаза?
до какой тишины
может упасть безучастный голос?
Пропадая без вести из виду, мир вовсе
сводит счёты с лицом,
как заложником Мамелюка.
… так моллюск фосфоресцирует
на океанском дне,
так молчанье е себя вбирает
всю скорость звука,
так довольно спички, чтобы
разжечь плиту,
так стенные часы, сердцебиенью вторя,
остановившись по эту,
продолжают идти по ту
сторону моря.
(«Шведская музыка»)
«Сознание Бродского, - отмечает И. Винокурова, - сознание человека XX века – насквозь атеистично. В «рай» он не верит ни на земле, ни на небе, ни в шалаше. Известные опоры человеческому духу – семья, государство, религия, - никогда и не казавшееся особенно надёжными, для поэта изжили себя окончательно, обрушились разом, одновременно. Треск рушащихся опор – вот, думается, та «музыка», которую Бродский явственно слышит своим слухом художника» (Октябрь. – 1988. - № 7).
Исследователи отличают виртуозное владение И. Бродским средствами языка. В его стихах наблюдается использование арго, газетного и телевизионного словаря. Архаики, политического и технического сленга, уличного просторечия, эпатирующее ораторство «молодёжной вольницы»: ( слайд 7)
Другой мечтает жить в глуши,
бродить в полях и всё такое.
Он утверждает: цель в покое
и в равновесии души.
А я скажу, что это - вздор.
Пошёл он с этой целью к чёрту!
Когда вблизи кровавят морду,
Куда девать спокойный взор?
И даже если не вблизи,
а вдалеке? И даже если
сидишь в тепле в удобном кресле,
а кто – нибудь сидит в грязи!
Для зрелой поэзии И. Бродского характерны контрасты, парадоксальные сочетания, многословие. Для русской поэзии стихотворения его необычно длинны. А. Блок считал оптимальным объёмом стихотворения 12 – 16 строк, т.е. 3- 4 четверостишия, у Бродского же стихи порой достигают 200 и более строк. Бродский признает в мире две силы: слово и смерти. Для того, чтобы слово жило, необходим безостановочный поток слов. Он и станет преградой смерти. Литературоведы отмечают в поэзии И. Бродского парадоксальное соединение эксперимента и традиционности.
Тема одиночества, незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим, спасти человечество от надвигающейся катастрофы звучат в стихах зрелого поэта, лауреата Нобелевской премии.
Чтение стихотворения одним из учеников:
Снег идёт, оставляя весь мир
в меньшинстве.
В эту пору – разгул Пинкертонам,
и себя настигаешь в любом естестве
по небрежности оттиска в оном.
За такие открытья не требую мзды;
тишина по всему околотку.
Сколько света набилось
в осколок звезды,
на ночь глядя! Как беженцев в лодку.
Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота,
отщепенец, стервец, вне закона.
За душой, как ни шарь, ни черта.
Изо рта –
пар клубами, как профиль дракона.
Помолись лучше вслух,
как второй Назорей,
за бредущих с дарами в обеих
половинках земли самозваных царей
и за всех детей в колыбелях.
(«Снег идёт, оставляя
весь мир в меньшинстве…»)
И. Бродского часто спрашивали, не хочет ли он вернуться на Родину? Ответ на этот вопрос содержится в данных строчках:
«Теперь уж и взаправду – навсегда
Ведь если может человек вернуться на место преступления, то туда,
Где был унижен, он прийти не сможет…»
А жаль…
Ведь в другом стихотворении поэт обязательно мечтал вернуться:
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно – синий
я впотьмах не найду,
между выцветших лилий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
до свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прожимаясь щекой,
словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед. ( слайд 8)
(«Стансы» 1962)
Все исследователи творчества Бродского отмечали у него большое количество скрытых ссылок на великих предшественников ( от Державина и Пушкина до Хлебникова и Пастернака), следование за Ахмадулиной и Мандельштамом; его стихи – это насыщенный раствор, из которого постоянно выпадают кристаллы книжной культуры.
Вывод урока:
Бродский – поэт самобытный. Как всякое выдающееся явление, Бродский-одиночка, феномен. Но при этом представитель целого культурного пласта, который существует в России. Ломая привычные штампы, Бродский создавал свой поэтический язык, который не сочетался с общепринятыми стилистическими нормами. Поэт сравнивает свою деятельность со строительством Вавилонской башни- башни слов, которая никогда не будет достроена.
Литература:
Бродской И. Ниоткуда с любовью: Стихи // Новый мир. – 1987 - № 12.
Бродской И. Стихи (Послесл. А. Кушнера) // Нева. – 1988. - № 3.
Бродской И. Нобелевская лекция // Кн. Обозрение. – 1988 - № 24.
Бродской И. Стихи разных лет (Вступ. Ст. Е. Рейна) // Дружба народов. – 1988. - № 8.
Бродской И. Стихи из книги «Урания» // Лит. Обозрение – 1988. - №8.
Бродской И. Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна // Известия. - 1988. - 4 дек.
Бродской И. Из разных книг: Стихи (Подг. Текст и публ. Э. Безногова) // Знамя. – 1989 - № 4.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_brodskomu.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
Манычская средняя школа №11
Зерноградского района Ростовской области
Конспект урока
«Жизнь и творчество
Иосифа Александровича Бродского»
Учитель русского языка и литературы: Белецкая Т.А.
2010
Цель урока: дать краткий обзор поэзии И.Бродского; познакомить с основами его поэтики.
Оборудование урока: портреты Иосифа Бродского разных лет, возможно прослушивание некоторых стихотворений в авторском исполнении.
Методические приемы: лекция учителя, доклады учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Вид урока: лекция с элементами исследования.
Ход урока
22 октября 1987 года Шведская академия объявила имя очередного лауреата Нобелевской премии по литературе. Им стал живущий в США поэт Иосиф Бродский, пятый вслед за Иваном Буниным(1933), Борисом Пастернаком(1958),Михаилом Шолоховым(1965)и Александром Солженицыным(1970) в ряду отмеченных этой премией русских художников слова. Иосиф Бродский - одаренный ленинградский поэт. Характерной особенностью поэзии Бродского является ориентация не только на русскую, но и на англоязычную традицию. Именно поэтому в своей Нобелевской лекции он назвал учителями, наряду с Мандельштамом, Цветаевой и Ахматовой, Роберта Фроста и Уистиана Одена: «Я назвал лишь пятерых - тех, чье творчество и чьи судьбы мне дороги хотя бы уже потому , что, не будь их, как человек и как писатель я бы стоил немногого: во всяком случае, я бы не стоял бы сегодня здесь..
( слайд 1)
Слово учителя
Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы говорим о современном классике русской литературы, уникальном поэте Иосифе Бродском. Он родился в 1940 году в семье ленинградского военного фотографа, морского офицера. В пятнадцать лет оставил школу ,попытался поступить в военно-морское училище, но не принят в него из-за национальности (еврей).Работал на заводе «Арсенал», в геологоразведочной партии. Он упорно занимался самообразованием: изучал английский и польский языки, углубленно знакомился с американской, английской и польской поэзией, религиозной философией и мифологией. Начал писать стихи в конце 50-х годов.( слайд 2)
Я родился и вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн,
всегда набегавших по две,
И отсюда - все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
Вьющийся между нами, как мокрый волос,
Если вьется вообще. Облокотитесь на локоть,
Раковина - в них различит не рокот
Но хлопки полотна, ставен ладоней, чайник, кипящий на керосине
Максимум - крик чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши сердце,
Что скрыться негде и видно дольше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
Глаз не посетует на недостаток эха.
Сообщение ученицы: В 1963 году состоялись печально известные встречи Хрущева с интеллигенцией, на которых было строго указано, как ей надлежит вести себя. Получив «зеленый свет», ленинградские власти решили «очистить город» от нежелательных представителей свободных творческих профессий, обвинив их в тунеядстве. Первый удар этой кампании пришелся по Иосифу Бродскому. В 1963году был опубликован в «Вечернем Ленинграде» фельетон «Окололитературный трутень».Те, кто обличал поэта в тунеядстве, забыли, что он в свои двадцать с небольшим лет успел поработать фрезеровщиком на заводе, санитаром, кочегаром в котельной, побывать в геологических экспедициях. Объявленный тунеядцем, по решению суда он был выслан в глухую деревушку Архангельской области.( слайд 3)
Это трудное время. Мы должны пережить,
перегнать эти годы,
с каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая, как новость, эти раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.
Находясь в ссылке, Бродский чувствовал поддержку. До него доходили сообщения о том, что Ахматова, Твардовский, К.Чуковский, Шостакович и другие хлопочут о его освобождении. Благодаря стараниям друзей поэт вернулся, досрочно освободившись, в Ленинград. ( слайд4)
Сообщение ученицы: Брежневские чиновники тоже запрещали печатать стихи Бродского, особую ярость вызывали у них публикации поэта на Западе. Там вышли в свет два сборника Бродского( «Стихи и поэмы»(1965), «Остановка в пустыне»(1970).А у нас в стране ему удалось напечатать только четыре стихотворения! Поэтому Бродский принял решение уехать из страны, и 4 июня 1972 года он написал Брежневу: «Покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика…Я принадлежу к русской культуре, я осознаю себя ее частью, слагаемым, и никакая перемена места на конечный результат повлиять не сможет. Язык- вещь более древняя и более неизбежная, чем государство. Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то, с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого он живет, а не клятвы с трибуны. Мне горько уезжать из России. Я родился , вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь, поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…»(Нева.-1989.-№2. - стр. 165 -166).Бродский уехал в США, не получив ответ на свое письмо. В эмиграции изданы его поэтические сборники: «В Англии»(1977), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Часть речи»(1977), «Римские элегии»(1982) , «Новые стансы к Августе»(1983), «Урания»(1987). ( слайд 5)
Слово учителя:
Несмотря на кажущуюся удовлетворенность жизнью (новые стихи, переводы, чтение лекций в американских университетах, профессорская должность), Бродский во многих своих поэтических откровениях говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о горькой обиде, о тоске по родине, которая гложет его сердце.
Чтение стихотворения одним из учеников:
Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху
гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
Трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, которая меня вскормила.
Из забывших меня можно составить
город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли
гунна,
надевал на себя что сызнова входит
в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я вступил в свои сны вороненый
зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
позволял своим связкам все звуки,
помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что сказать
длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь
благодарность.
(«Я входил вместо дикого зверя
в клетку …»)
Современное литературоведение стремится определить эволюцию творчества И. Бродского. М. Лотман видит такие этапы его творчества, как ранний и зрелый. Граница между ними приходится на 1965 – 1968 гг. Стихи раннего И. Бродского простоты по форме, мелодичны, светлы и очищающие воздействуют на читателя.
У зрелого Бродского происходит как бы «похолодание климата» в его поэтическом мире: превалируют здесь темы конца, тупика, пустоты, одиночества, Бессмысленности всякой деятельности. Много места в его стихах начинает занимать тема смерти и любви («Любовь», «Новые стансы к Августе»), семьи («Речь о пролитом молоке»), частной жизни. ( слайд 6)
Его лексика становится резкой («На смерть Жукова»), синтаксис усложняется. Заметно усиливается философское звучание стиха.
Когда снег заметает море и скрип сосны
оставляет в воздухе след глубже,
чем санный полоз,
До какой синевы могут дойти глаза?
до какой тишины
может упасть безучастный голос?
Пропадая без вести из виду, мир вовсе
сводит счёты с лицом,
как заложником Мамелюка.
… так моллюск фосфоресцирует
на океанском дне,
так молчанье е себя вбирает
всю скорость звука,
так довольно спички, чтобы
разжечь плиту,
так стенные часы, сердцебиенью вторя,
остановившись по эту,
продолжают идти по ту
сторону моря.
(«Шведская музыка»)
«Сознание Бродского, - отмечает И. Винокурова, - сознание человека XX века – насквозь атеистично. В «рай» он не верит ни на земле, ни на небе, ни в шалаше. Известные опоры человеческому духу – семья, государство, религия, - никогда и не казавшееся особенно надёжными, для поэта изжили себя окончательно, обрушились разом, одновременно. Треск рушащихся опор – вот, думается, та «музыка», которую Бродский явственно слышит своим слухом художника» (Октябрь. – 1988. - № 7).
Исследователи отличают виртуозное владение И. Бродским средствами языка. В его стихах наблюдается использование арго, газетного и телевизионного словаря. Архаики, политического и технического сленга, уличного просторечия, эпатирующее ораторство «молодёжной вольницы»: ( слайд 7)
Другой мечтает жить в глуши,
бродить в полях и всё такое.
Он утверждает: цель в покое
и в равновесии души.
А я скажу, что это - вздор.
Пошёл он с этой целью к чёрту!
Когда вблизи кровавят морду,
Куда девать спокойный взор?
И даже если не вблизи,
а вдалеке? И даже если
сидишь в тепле в удобном кресле,
а кто – нибудь сидит в грязи!
Для зрелой поэзии И. Бродского характерны контрасты, парадоксальные сочетания, многословие. Для русской поэзии стихотворения его необычно длинны. А. Блок считал оптимальным объёмом стихотворения 12 – 16 строк, т.е. 3- 4 четверостишия, у Бродского же стихи порой достигают 200 и более строк. Бродский признает в мире две силы: слово и смерти. Для того, чтобы слово жило, необходим безостановочный поток слов. Он и станет преградой смерти. Литературоведы отмечают в поэзии И. Бродского парадоксальное соединение эксперимента и традиционности.
Тема одиночества, незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим, спасти человечество от надвигающейся катастрофы звучат в стихах зрелого поэта, лауреата Нобелевской премии.
Чтение стихотворения одним из учеников:
Снег идёт, оставляя весь мир
в меньшинстве.
В эту пору – разгул Пинкертонам,
и себя настигаешь в любом естестве
по небрежности оттиска в оном.
За такие открытья не требую мзды;
тишина по всему околотку.
Сколько света набилось
в осколок звезды,
на ночь глядя! Как беженцев в лодку.
Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота,
отщепенец, стервец, вне закона.
За душой, как ни шарь, ни черта.
Изо рта –
пар клубами, как профиль дракона.
Помолись лучше вслух,
как второй Назорей,
за бредущих с дарами в обеих
половинках земли самозваных царей
и за всех детей в колыбелях.
(«Снег идёт, оставляя
весь мир в меньшинстве…»)
И. Бродского часто спрашивали, не хочет ли он вернуться на Родину? Ответ на этот вопрос содержится в данных строчках:
«Теперь уж и взаправду – навсегда
Ведь если может человек вернуться на место преступления, то туда,
Где был унижен, он прийти не сможет…»
А жаль…
Ведь в другом стихотворении поэт обязательно мечтал вернуться:
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно – синий
я впотьмах не найду,
между выцветших лилий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
до свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прожимаясь щекой,
словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед. ( слайд 8)
(«Стансы» 1962)
Все исследователи творчества Бродского отмечали у него большое количество скрытых ссылок на великих предшественников ( от Державина и Пушкина до Хлебникова и Пастернака), следование за Ахмадулиной и Мандельштамом; его стихи – это насыщенный раствор, из которого постоянно выпадают кристаллы книжной культуры.
Вывод урока:
Бродский – поэт самобытный. Как всякое выдающееся явление, Бродский-одиночка, феномен. Но при этом представитель целого культурного пласта, который существует в России. Ломая привычные штампы, Бродский создавал свой поэтический язык, который не сочетался с общепринятыми стилистическими нормами. Поэт сравнивает свою деятельность со строительством Вавилонской башни- башни слов, которая никогда не будет достроена.
Литература:
Бродской И. Ниоткуда с любовью: Стихи // Новый мир. – 1987 - № 12.
Бродской И. Стихи (Послесл. А. Кушнера) // Нева. – 1988. - № 3.
Бродской И. Нобелевская лекция // Кн. Обозрение. – 1988 - № 24.
Бродской И. Стихи разных лет (Вступ. Ст. Е. Рейна) // Дружба народов. – 1988. - № 8.
Бродской И. Стихи из книги «Урания» // Лит. Обозрение – 1988. - №8.
Бродской И. Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна // Известия. - 1988. - 4 дек.
Бродской И. Из разных книг: Стихи (Подг. Текст и публ. Э. Безногова) // Знамя. – 1989 - № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Таруса в жизни и творчестве М.И. Цветаевой"
Интегрированный урок, посвящённый роли Тарусы в жизни и творчестве М. Цветаевой....
Конспект урока по литературе."Жизнь и творчество Е.Стюарт"
Урок по творчеству Е.Стюарт может быть проведен в 6-9 классах...
Конспект урока по теме "Жизнь, творчество и личность М.А.Булгакова. Знакомство с романом "Мастер и Маргарита"
В данном конспекте содержатся цели урока и его оборудование, тезисно представлена биография и творческий путь М.А.Булгакова, а также выступления учащихся с кратким и сообщениями....
Конспект урока по теме "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя", 6 класс
Данный урок является 1-м по изучению творчества Н.В.Гоголя в 6 классе. Конспект содержит цели урока, представлены основные этапы жизни и творчества писателя, словарная работа и домашнее задание....
конспект урока по теме "Жизнь и творчество В.В. Маяковского"
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе по теме: " В.В. Маяковский. Жизнь и творчество"...
конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"
конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных....
Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"
Знакомство с биографией русского поэта Ф.И.Тютчева...