Анализ стихотворения И. Бродского «И вечный бой…». Блок и Бродский-два петербуржца
презентация урока для интерактивной доски по литературе (8 класс)

Говорухина Галина Владимировна
Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения И. Бродского «И вечный бой…» с использованием элементов проектного обучения, элементов проблемного диалога, применение на практике техники «медленного чтения» («artful reading» искусного чтения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл И. Бродский "И вечный бой..."2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ стихотворения И. Бродского «И вечный бой…»

Слайд 2

И.Бродский «И вечный бой…» И вечный бой. Покой нам только снится. И пусть ничто не потревожит сны. Седая ночь, и дремлющие птицы качаются от синей тишины. И вечный бой. Атаки на рассвете. И пули, разучившиеся петь, кричали нам, что есть ещё Бессмертье... ... А мы хотели просто уцелеть . Простите нас. Мы до конца кипели, и мир воспринимали, как бруствер. Сердца рвались, метались и храпели, как лошади, попав под артобстрел. ...Скажите... там... чтоб больше не будили. Пускай ничто не потревожит сны. ...Что из того, что мы не победили, что из того, что не вернулись мы ?.. 1965

Слайд 3

Какие вопросы возникают при первом прочтении стихотворения? О чём оно? Где и когда происходит действие? Как «вечный бой» соотносится со «сном»? Кто эти «мы», от лица которых ведется рассказ? Что такое «там», возникающее в первом стихе последней строфы?

Слайд 4

Цель: изучение структуры поэтического языка через изучение устройства самого текста (детальное изучение художественных особенностей конкретного текста ); п рименение на практике техники «медленного чтения» ( «artful reading » - искусного чтения ) п ри таком подходе нас заинтересует не только вопрос «Что выражено?», а именно вопрос «Как выражено?»

Слайд 5

Анализ первой строфы И вечный бой . Покой нам только снится . И пусть ничто не потревожит сны . Седая ночь , и дремлющие птицы качаются от синей тишины . 1.К каком времени выдержана первая строфа? 2.Какую тему задают первые два стиха? 2.В 3-7 стихах найдите антитезу «вечному бою». 3.Назовите синонимические образы сна и покоя. 4.Кто видит эти сны? Понятно или нет?

Слайд 6

Анализ второй строфы И вечный бой . Атаки на рассвете . И пули , разучившиеся петь , кричали нам , что есть ещё Бессмертье ... ... А мы хотели просто уцелеть . 1.Какое местоимение появляется в последнем стихе ? 2.Кто же лирический герой ? 3.Кому Бродский даёт слово?

Слайд 7

Словарная работа БРУ́СТВЕР , -а, м. Воен. Земляная насыпь, вал на наружной стороне окопа для укрытия бойцов и орудий от неприятельского огня.

Слайд 8

Анализ третьей строфы Простите нас. Мы до конца кипели, и мир воспринимали, как бруствер. Сердца рвались, метались и храпели, как лошади, попав под артобстрел . 1.В каком времени выдержаны 2 и 3 строфы? 2.Найдите глаголы, которые переносят действие в прошлое. 3.Высокая поэтическая лексика 1-ой строфы уступает место лексике КАКОЙ? 1.Найдите сравнение в 3-ей строфе. 2.Какие ассоциации вызывают пули? 3.А кто под артобстрел попадает?

Слайд 9

Определение темы и идеи стихотворения Какие события истории стали в стихотворении темой для поэтических размышлений? Какую идею передаёт с равнение рвущихся сердец с лошадьми, пуль с птицами?

Слайд 10

Определение ритма и размера стихотворений Блока и Бродского А. Блок И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль ... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль ... И. Бродский И вечный бой. Атаки на рассвете. И пули, разучившиеся петь, кричали нам, что есть ещё Бессмертье... ... А мы хотели просто уцелеть . Как разбиты строки? Почему такое дробление строк? Бродский дробит пятистопный размер Блока!

Слайд 11

Анализ четвёртой строфы ... Скажите... там ... чтоб больше не будили . Пускай ничто не потревожит сны . ...Что из того , что мы не победили , что из того, что не вернулись мы ?.. 1.На сколько четверостиший поделена 4-я строфа? 2. Первое четверостишие относится к какому времени? 3 .С какой просьбой обращаются солдаты? 4 .Можете предположить, что это «там»? 5 .Какой эффект создают повторяющиеся многоточия ? 6.Какой оборот 2-ого четверостишия передаёт устную речь?

Слайд 12

Сопоставление стихотворений А . Блока и И . Бродского Стихотворение Бродского связано с хрестоматийным стихотворением А. Блока «Река раскинулась…» из цикла «На поле Куликовом». И его первые два стиха «И вечный бой./Покой нам только снится…» являются цитатой из стихотворения Александра Блока. У Бродского сражение времен Второй мировой войны, а у Блока на поле Куликовом. У Бродского бой идет от лица человека, исполняющего воинский долг. У Блока - за Русь, за историческую судьбу . Блок чувствовал себя частицей огромной России, которой предназначено Богом большое значение, и Блок воспринимал это на уровне своего предвидения, он слышал голос истории. У Бродского стихотворение лишено политической идеологии, просто желание жить. Без всяких идеологий, просто быть. Стихотворения роднит одна строчка «И вечный бой». Но у Блока с восклицательным знаком (как вечное противостояние света и тьмы, добра и зла),у Бродского без восклицательного знака. Он заменяет восклицательное предложение повествовательным, таким образом, противопоставляя героике войны прозу военной жизни.

Слайд 13

О чём же говорит поэт в стихотворении? На какие размышления наводят строки стихотворения? Какие средства использует автор для выражения мыслей? И вечный бой. Покой нам только снится. И пусть ничто не потревожит сны. Седая ночь, и дремлющие птицы качаются от синей тишины. И вечный бой. Атаки на рассвете. И пули, разучившиеся петь, кричали нам, что есть ещё Бессмертье... ... А мы хотели просто уцелеть . Простите нас. Мы до конца кипели, и мир воспринимали, как бруствер. Сердца рвались, метались и храпели, как лошади, попав под артобстрел. ...Скажите... там... чтоб больше не будили. Пускай ничто не потревожит сны. ...Что из того, что мы не победили, что из того, что не вернулись мы ?.. 1965

Слайд 14

И вечный бой. Покой нам только снится. И пусть ничто не потревожит сны. Седая ночь, и дремлющие птицы качаются от синей тишины. ( И.Бродский ) И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... ( А.Блок ) Видеоролик из фильма «А зори здесь тихие» (1 серия. 1.18.15) Соня Гурвич читает строчки из стихотворения Блока.

Слайд 15

Сопоставление стихотворений А. Блока и И . Бродского Стихотворение Бродского связано с хрестоматийным стихотворением А. Блока «Река раскинулась…» из цикла «На поле Куликовом» И его первые два стиха «И вечный бой./Покой нам только снится…» являются цитатой из стихотворения Александра Блока. У Бродского сражение времен Второй мировой войны, а у Блока на поле Куликовом. Хотелось бы сказать о психологическом состоянии воинов в стихотворениях: у Бродского бой идет от лица человека, исполняющего воинский долг, а у Блока - за Русь, за историческую судьбу. Блок чувствовал себя частицей огромной России, которой предназначено Богом большое значение, и Блок воспринимал это на уровне своего предвидения, мистически, он слышал голос истории . У Блока «бой» окутан героическим «святым» ореолом («святое знамя») и обозначает вечное противостояние света и тьмы, добра и зла – недаром выражение «вечный бой!» сопровождается восклицательным знаком. У Бродского стихотворение лишено политической идеологии, просто желание жить. Без всяких идеологий, просто быть. Стихотворения роднит одна строчка «И вечный бой». Но у Блока с восклицательным знаком, у Бродского без восклицательного знака. Он заменяет восклицательное предложение повествовательным, таким образом, противопоставляя героике войны прозу военной жизни.

Слайд 16

Домашнее задание Какие события истории стали темой для поэтических размышлений И . Бродского? Как вы считаете, почему фраза «И вечный бой…» является актуальной по сей день? ! Написать 5-10 предложений, соблюдая композиционную и логическую структуру: тезис, аргумент и микровывод .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Анализ стихотворения И. Бродского "Письма римскому другу"

Тема достаточно сложна для подростков, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над формированием ценностного самоопределения школьников. Урок или уроки (2 часа) (в зависимости от под...

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)

Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....

«Стихи вне времени. Анализ стихотворения И. Бродского «Дидона и Эней».

Комбинированный урок с   сочетание различных форм занятий, урок   художественного восприятия произведения....

Анализ стихотворения И.Бродского «От окраины к центру»

Это конспект урока по литературе в 11 классе с анализом....

Материал к уроку «Сопоставительный анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Не ослеплён я музою моей…» и И.А. Бродского «Посвящение»

И у Баратынского, и у Бродского нет заискивания перед читателями, а есть глубокое родство стихов и их авторов. Их стихотворения являются примером самобытности осмысления каждым поэтом своего места в л...

О чём кричит «чёрный буксир» Иосифа Бродского? -материалы к анализу стихотворения И.Бродского "Стансы городу"

Наверное, невозможно обнаружить все реминисценции русской классики в стихотворении И. Бродского. Это связано, как с субъективностью любого прочтения, так и с разным восприятием текста во времени. (......