Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Фатхуллова Зулфия Алимзяновна

Рабочая программа по литературе для 8 класса в соответствии ФГОС. Имеет разделы 1)планируемые результаты овоения учебного педмета,2) содержание учебного предмета,3)календарн-тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_8_klass_fgos.docx49.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

    Тематическое планирование по литературе.

   Класс- 8

   Учитель - Фатхуллова З.А.

   Количество часов:

   Всего 70 часов;  в неделю 2 часа.

    Плановых контрольных уроков -  1 ч.,  развития речи  - 4 ч., внеклассного чтения – 4ч.

Рабочая программа по предмету «Литература»  составлена на основе следующих нормативных документов и программных материалов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644; Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 об утверждении);
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;

 Учебник «Литература» для учащихся 8 класса общеобразовательных     учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М: Просвещение, 2014г.

Планируемые результаты освоения учебного  предмета

Назва

ние раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

Ученик  научится

Ученик  получит возможность научиться

Русский фольк

лор

  • Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
  • различать фольклорные и литературные произведения;
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях песен;
  • выразительно читать песни;
  • выявлять в текстах песен характерные художественные приёмы.

  • Видеть в песнях воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • придумывать сюжетные линии для песен;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Регулятивные УУД

  • Удерживать цель деятельности до получения её результата;
  • выбирать цели из предложенных вариантов;
  • определять совместно с педагогом критерии оценки своей учебной деятельности;
  • сверять свои действия с целью.
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • наблюдать собственную учебную и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • определять с помощью учителя причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

  • Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения;
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

Коммуникативные УУД

  • Определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи;
  • высказывать и обосновывать мнение;
  • использовать наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы;
  • использовать компьютерные технологии.

Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России.

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам народов России.
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
  • Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

.Сформированность ответственного отношения к труду.

  • Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, языку.
  • Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
  • Сформирован

ность ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения в транспорте и на дорогах.

  • Развитость способности понимать художественные произведения.
  • Сформирован

ность основ экологической культуры.

Русская

литера-

тура

  • Определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, сочинения, создания проекта;
  • выражать личное отношение к худож. произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения  / фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  • ориентироваться в информа-ционном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литера-турой; пользоваться системой поиска в Интернете.
  • Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;
  • вести самостоятельную проектно  - исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера).

Зарубеж

ная литера

тура

  • Осознанно воспринимать художественное произведение;
  • анализировать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному.

Сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя.

                          Содержание учебного предмета

   

            Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры).

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в 8 классе.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому). В программе указаны произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учащихся 8 класса в школе обязательно; вариативность касается наполнения этих блоков.

А

В

С

     

Введение -1ч

 Литература и история

Русская литература (59 часов)

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Основные литературные направления: классицизм. Классицизм как литературное направление. Классицистическая комедия. Система образов персонажей

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Тема, проблематика, идея  и герой - рассказчик в романе. Историзм и психологизм в литературе

А.С. Пушкин  «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

Н.В. Гоголь «Ревизор». Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: гипербола, литота, аллегория

        Русская литература и история

А.С. Пушкин         «Туча», «19 октября». «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги

А.С. Пушкин         «Пиковая дама»

М.Ю. Лермонтов         «Мцыри». Романтизм в русской литературе. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Стихотворение «Осень».

Н.В. Гоголь         «Шинель». Тема «маленького человека» и ее развитие. Портрет в художественном произведении

Ф.И. Тютчев         «Осенний вечер».А.А.Фет«Первый ландыш». Пейзаж

Л.Н. Толстой         «После бала». Автор-повествователь в художественном произведении. Лирическое отступление. Роль интерьера. Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Повесть «Юность».

А.П. Чехов         «О любви»

А.А. Блок         «Россия», «На поле Куликовом»

С.А.Есенин         Поэма  «Пугачев»

М.А.Булгаков«Собачье сердце». Литературный  портрет, авторская позиция. Гротеск, гипербола, сатира, фантастика, аллегория

М.М.Зощенко «История болезни»

А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (главы по выбору). Авторские  отступления. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон

Русский фольклор        Жанры фольклора. Предание  «О покорении Сибири Ермаком»,  песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная», «Вдоль по улице метель метет», исторические песни «Пугачев в темнице»

И. А. Крылов. Крылов — поэт и мудрец. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз»

Поэзия пушкинской эпохи.К.Ф.Рылеев "Смерть Ермака"

Проза конца XIX – начала XX вв.          И.А. Куприн «Куст сирени»

Поэзия конца XIX – начала XX вв.         И.А.Бунин  «У птицы есть гнездо…», «Листопад», «Не видно птиц"

Поэзия 20-50-х годов ХХ в. Н.А.Заболоцкий «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться», «Вечер на Оке»

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. (М.Исаковский,А.Фатьянов)

Проза о детях        В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Поэзия 2-й половины ХХ в. Б.Ш. Окуджава  «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»

Проза русской эмиграции Н.Оцуп «Мне трудно без России жить…»,З.Гиппиус «Знайте!»

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов Ю.Кузнецова «Где папа?»

Литература народов России (1 час)

Р.Гамзатов.Стихотворение «Журавли»

Зарубежная литература (9 часов)

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»

М. де Сервантес         «Дон Кихот» (главы по выбору)

В. Шекспир         Сонеты №76 «Увы, мой стих не блещет новизной…», №91 «Кто хвалится родством своим со знатью»

Ж-Б. Мольер         «Мещанин во дворянстве»

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)

Зарубежная романистика XIX– ХХ века         В. Скотт «Айвенго»

Современная зарубежная проза

А.Тор «Маяк и звёзды»

Календарно-тематическое планирование

    №

п/п

Изучаемый раздел,

тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Введение. Литература и история.  

1

Устное народное творчество (4 ч.)

2

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях.

1

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Из древнерусской литературы (2 ч.)

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

1

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события.

1

 

Из литературы XVIII века (3 ч.)

6

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

1

7

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения.

1

8

РР.  Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века»

1

Из литературы XIX века (33ч)

9

И. А. Крылов. Крылов — поэт и мудрец. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз».

1

10

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

1

.

11

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «19 октября». «Зимняя дорога», «Я помню чудное мгновение.

1

12

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

1

13

Внеклассное чтение.А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

1

14

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения.

1

15

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.

1

16

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1

17

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

1

18

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

1

19

Внеклассное чтение.А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

1

20

Р. Р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

1

21

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова

1

22

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре

1

23

Особенности композиции поэмы «Мцыри».

1

24

Р.р. Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».

1

25

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории.

1

26

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

1

27

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

1

28

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

1

29

Особенности композиционной структуры комедии.

1

30

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

1

31

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

1

32

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).Сюжет и герои

1

33

«История одного города» : средства создания комического.

1

34

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Старый гений».Сюжет и герои.

1

35

«Старый гений»: проблематика и поэтика.

1

36

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

1

 

37

«После бала». Особенности композиции и поэтика рассказа.

1

38

Нравственные проблемы в повести Л. Н. Толстого «Юность»

1

39

Поэзия родной природы. М.Ю.Лермонтов «Осень».

Ф.И. Тютчев         «Осенний вечер». А.А.Фет «Первый ландыш».

1

40

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви».

1

41

Р.р Письменный ответ на проблемный вопрос «В чем нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей»

1

 Из литературы XX века (17 ч.)

 

42

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

1

43

И.А.Бунин  «У птицы есть гнездо…», «Листопад», «Не видно птиц"

1

44

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1

 

45

М.А. Булгаков        «Собачье сердце». Литературный  портрет, авторская позиция.

1

46

Гротеск, гипербола, сатира, фантастика, аллегория

1

47

А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия».

48

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему.

1

49

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

1

50

М.М.Зощенко. «История болезни»

1

51

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».

52

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.

1

53

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».

1

54

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.Исаковский, А.Фатьянов.

55

Поэзия 20-50-х годов ХХ в.         Н.А.Заболоцкий «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться», «Вечер на Оке»

1

56

Поэзия 2-й половины ХХ в. Б.Ш. Окуджава  «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»

1

57

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Тема детства в его творчестве.  Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».  Красота души русских людей

1

58

Проза русской эмиграции. Н.Оцуп. «Мне трудно без России жить…», З.Гиппиус «Знайте!»

1

59

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов Ю.Кузнецова «Где папа?»

1

Литература народов России(1 ч)

60

Р. Гамзатов. Стихотворение «Журавли»

1

Зарубежная литература (9 часов)

61

У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

1

62

Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

1

63

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

1

64

Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены) Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

65

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя

1

66

Дж. Свифт. Слово о писателе .«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

67

Итоговая контрольная работа

1

68

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1

 

69

Современная зарубежная проза.

А.Тор «Маяк и звёзды»

1

70

Итоговый урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...