Конспект урока "Биохимия любви"
план-конспект урока по литературе на тему
Интегрированный урок по химии, биологии. литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biohimiya_lyubvi.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРУДКОВСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
НОМИНАЦИЯ
« МОДЕЛИ, ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДИКИ, ПРИЁМЫ И ФОРМЫ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК:
«БИОХИМИЯ ЛЮБВИ».
Учителя:
Марченкова Татьяна Валентиновна -
учитель химии,
Сотченкова Ирина Владимировна –
учитель литературы.
Шлапакова Светлана Владимировна –
учитель биологии.
ПРУДКИ
2017
Интегрированный урок в 11 классе выбран был неслучайно, так как в этом возрастном периоде учащиеся наиболее часто испытывают чувство влюблённости, что нередко сопровождается неадекватным поведением, изменением их физического состояния. Все эти симптомы объяснить им самим очень сложно, эту задачу мы взяли на себя.
На уроке мы попытались связать воедино биохимические процессы, эмоциональные и нравственные аспекты данной темы. Поэтому главной целью нашего урока стало формирование представлений о гармоничной любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, литературе в ракурсе психологии межличностных отношений.
Предварительно учащиеся получили домашнее задание повторить материал о строении и свойствах аминов, аминокислот, полипептидов, об обмене веществ в клетке. Также ученикам было предложено прочитать и проанализировать научный текст, подобрать дополнительный материал по некоторым веществам, используя научную литературу.
При изучении творчества И. А. Бунина ученики на уроках литературы также касались отношений между людьми, рассматривали их чувства.
Информация, которую мы использовали на уроке, конечно, выходит за рамки школьной программы и учебника, но мы считаем это оправданным приёмом, так как учащиеся данного класса отличаются высоким уровнем развития, в большинстве своём хорошо учатся, начитанны, любознательны, серьёзно относятся к изучаемым предметам.
Тема урока: «БИОХИМИЯ ЛЮБВИ».
Цели урока: на основе имеющихся знаний о строении и свойствах аминов,
аминокислот, полипептидов, обмене веществ в
клетке сформировать представление о биохимических
процессах, происходящих в организме человека на разных
стадиях проявления любви; формирование представления о
гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе
интеграции знаний по химии, биологии, литературе, мировой
художественной культуре в ракурсе психологии
межличностных отношений;
развивать философское осмысление любви в её целостности
и взаимосвязи в соответствии с мировоззрением учащихся, а
также совершенствовать умения работать с научной
литературой, со схемами, таблицами; высказывать и
аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
воспитывать гармонично-развитую личность, на основе
морально – этических качеств.
Оборудование: телевизор;
видеокассета с записью фрагмента фильма Ромео и
Джульетта»;
видеомагнитофон;
аудиокассета с записью музыки к кинофильму «Титаник» и
стихотворений о любви;
репродукции произведений живописи;
таблица «Потребности» по А. Маслоу
схема «Воздействие адреналина на организм и продукты его
метаболизма»;
фрагмент текста «Любовь и химия» из книги Г. Чепмена
«Пять языков любви». Санкт – Петербург: Библия для
всех.2003;
афоризмы великих мыслителей о любви;
Толковый словарь С.И. Ожегова;
литературные произведения о любви;
плакаты с религиозными символами разных культур.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: межпредметный интегрированный урок.
Методы обучения: исследовательский и частично – поисковый.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Звучит музыка: музыкальный фрагмент их кинофильма «Титаник».
На фоне музыке звучит стихотворение, записанное на магнитофон:
Любовь, любовь – загадочное слово
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Любовь… Она волнует и вдохновляет, о ней сочиняют стихи и поэмы, снимают кино и поют романсы. О ней говорят и думают подростки.
Тема нашего урока «Биохимия любви». Сегодня мы с вами не только обсудим эту проблему, но и поразмышляем о том, что же происходит внутри организма человека, когда возникает это прекрасное чувство.
Звучит запись стихотворения:
Хочу попить. Поесть, одеться модно,
Хочу под крышей дома отдохнуть,
Уюта я хочу, тепла, комфорта
И аромат цветов хочу вдохнуть.
Хочу кататься на велосипеде,
Хочу, чтоб в доме было DVD…
Желаньям нет предела… Но поверьте,
Любовь хочу я только обрести.
В этом стихотворении речь идёт о потребностях. Потребности управляют деятельностью человека, заставляют его совершать поступки.
-А что такое потребности? Обратимся к Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова:
« Потребность- это нужда в чём-либо, требующая удовлетворения».
Американский учёный психолог Абрахам Маслоу составил иерархию потребностей в виде пирамиды. Обратимся к данной классификации потребностей.
Пирамида потребностей (по Маслоу).
Потребность в самоактуализации
и самовыражении
Потребности в эстетике и
красоте
Потребности в принадлежности
и любви
Потребность в безопасности и
защищённости
Физиологические потребности
в утолении жажды, голода и т.п.
В основании пирамиды лежат первичные потребности - в удовлетворении физиологических потребностей в еде, одежде, пище, в защищённости и стабильности. Выше располагаются вторичные потребности, их называют аффилиативными, т.е. потребности более высокого уровня. Они опираются на одну из важнейших человеческих потребностей – потребность в принадлежности и любви. Затем идут потребности в самоуважении, познавательные, эстетические и венчают пирамиду потребности в самоактуализации и самореализации. Надо заметить, что вышестоящие потребности начинают управлять поведением человека, только после того, как будут реализованы потребности более низкого уровня.
Потребность любить и быть любимым основная эмоциональная, чувственная составляющая любого индивида. И сегодня на уроке речь пойдет о любви между мужчиной и женщиной.
Тема любви в искусстве.
Тема любви звучит во многих литературных, музыкальных, художественных произведениях. Она находит своё воплощение в сценическом искусстве и кинематографе.
Перед вами репродукции картин художников, каждый из которых по-своему воспевал это чувство, заставляя сопереживать героям своих произведений: это и Карл Брюллов, и Эдуар Мане, и Огюст Ренуар, и Сальвадор Дали, и Матисс, и Марк Шагал и многие, многие другие.
Любовь - излюбленная тема писателей. В любом литературном произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству.
Тонко описывает любовь Уильям Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Михаил Булгаков в романе « Мастер и Маргарита»… Назовите ещё произведения, в которых говориться о любви и имена героев этих произведений.
( Татьяна Ларина и Евгений Онегин, Мэри и Печорин, Наташа Ростова и Андрей Болконский, Аксинья Астахова и Григорий Мелехов …)
Что такое любовь, каждый из нас понимает, но никто не знает, что это такое. Почему происходят с людьми такие изменения, когда хочется петь, писать стихи, картины, весело смеяться или громко плакать…, совершать несвойственные действия и поступки. Но как записано в Библии - великой книге книг … и ныне и присно, и во веки веков тайна сия велика есть…
Тема любви в литературе.
А что же такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, поэты, писатели и обычные люди.
И вам, ребята, было предложено подумать, поразмышлять, что такое любовь. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Дети выборочно читают свои сочинения о любви.
Достаточно, можно перечислять очень долго. А какая бывает любовь? Охарактеризуйте её, используя слова- антонимы.
Ученики в тетрадях выполняют задание, затем зачитывают.
-Давайте проверим, совпадает ли ваше мнение с моим мнением.
На доске записаны слова- антонимы, отвечающие заданию учителя.
Долгая – короткая
Счастливая – несчастная
Страстная – спокойная
Взаимная – безответная
Земная - неземная
А теперь подчеркнём те прилагательные, которые выражают желаемое для человека в жизни. Итак, все мы хотим любви долгой, счастливой, страстной или же спокойной, взаимной, земной или неземной.
Сегодня мы продолжим разговор о творчестве Ивана Алексеевича Бунина, певца страстной любви. Тема любви - одна из главных в его творчестве. «Всякая любовь - великое счастье, если даже она не разделена» - в этой фразе пафос изображения любви Буниным.
Сборник «Тёмные аллеи», в который писатель объединил свои рассказы о любви, Иван Алексеевич считал своим высшим творческим достижением.
-Назовите, какие рассказы входят в этот сборник?
-«Тёмные аллеи», «Солнечный удар», «Муза», «Поздний час», «В Париже», «Холодная осень», «Визитная карточка», «Натали».
-Какой предстаёт любовь в этих рассказах?
Любовь как вспышка, как метеорное свечение - прекрасно, но непродолжительно.
-Почему в домашнем задании я предложила девочкам перечитать рассказ «Тёмные аллеи», а ребятам «Солнечный удар»?
-Смысл- сопереживание главным героям рассказов.
-Как можно охарактеризовать чувство, переживаемое главными героями: Надеждой из рассказа «Тёмные аллеи» и поручика из рассказа «Солнечный удар»?
-Роковая любовь. (Социальное неравенство. Семейное положение, дети)
-Отчего же расстаются герои рассказов И.А.Бунина?
-Любовь героев лишена гармонии.
-Почему же автор изображает любовь столь трагично, возможно он сам не верит в силу любви и её долговечность?
-Давайте об этом поговорим несколько позже.
ХИМИЯ ЛЮБВИ.
Звучит стихотворение на фоне музыки.
Попробуй химию любви понять-
Влюблённость, страсть и умиротворённость.
На чём основана сердечная сплочённость?
И как своей любовью управлять?
В качестве опережающего домашнего задания вам был предложен текст «Любовь и химия», который нужно было проанализировать, выписать названия химических веществ, встретившихся в тексте, и указать какую роль они играют в организме человека. Приложение № 1.
- Прочитайте свой анализ текста.
Учащиеся выборочно зачитывают анализ текста.
-Какие вещества вы выписали?
АМФЕТАМИНЫ - выделяются в период влюблённости.
ЭНДОРФИНЫ - выделяются на второй стадии любви- благоденствия.
ОКСИТОЦИНЫ - биокатализаторы, выделяются в обеих стадиях.
ФЕРРОМОНЫ, вещества, обладающие характерным тонким, специфическим запахом.
Итак, в тексте вы выделили четыре группы веществ, которые участвуют в биохимических процессах организма.
На доске появляется плакат с данными веществами.
Химия любви?! Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки? Чем может помочь в жизни знания о том, что переход от влюбленности к возникновению большого чувства обеспечивается выработкой и выделением в организмах любящих людей данных химических веществ.
Безусловно, любовь всегда останется чем-то большим, чем простая сумма химических соединений.
БИОЛОГИЯ ЛЮБВИ.
Просмотр фрагмента художественного фильма «Ромео и Джульетта».
Сцена на балконе.
Звучит стихотворение на фоне музыки.
Волненье сердца, замиранье, трепет
И речь, похожая на детский лепет,-
И кажется, в крови адреналин,
Но уверяю, то фенилэтиламин!-
Его влюблённость щедро поставляет,
И он волненье сердца вызывает!
Что же это за удивительное вещество фенилэтиламин? Это органическое вещество, которое относится к группе амфетаминов; оно обладает мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирует ряд функций организма. Из-за высокой биологической активности их также называют биогенными аминами.
-Какие вещества называются биогенными?
-Биогенными – называют вещества, происходящие от живого организма, связанные с ним; оказывающие стимулирующее влияние на организм.
-Фенилэтиламин в одних тканях служит нейромедиатором, т.е. является физиологическиактивным веществом, осуществляющим связь между нейронами, а в других – гормонами - биологическиактивными вещества, которые вырабатывают железы внутренней секреции. Кроме фенилэтиламина к группе амфетаминов относятся адреналин, норадреналин, дофамин.
На доске появляются плакаты с формулами данных веществ, на столах у учащихся также инструкционные карты. Приложение № 2.
Учитель химии.
Итак, биогенные амины или катехоламины - влияют на обменные процессы и регуляцию функций организма.
-А каков их состав и строение? Перед вами формулы биогенных веществ, выявите сходство и различие в составе и строении.
Учащиеся называют черты сходства:
- Наличие бензольного кольца
- Алкильный радикал
- Аминогруппа
- В формулах трёх веществ есть гидроксильная группа, связанная с бензольным кольцом, что обеспечивает их сходство с классом фенолов.
Отличия:
-У фенилэтиламина отсутствуют гидроксогруппы в бензольном кольце, он не принадлежит к классу фенолов.
-Правильно! Как вы думаете, чем можно объяснить сходство ощущений при стрессе и влюблённости, если в организме выделяются одинаковые вещества: адреналин и фенилэтиламин?
-Очевидно, это объясняется наличием у обоих веществ аминогруппы.
-Предположите, какими химическими свойствами должны обладать данные вещества, если они принадлежат к классу аминов?
- реагировать с водой, что сопровождается высвобождением гидроксогруппы и созданием щелочной среды;
-С кислотами;
-С аминокислотами.
-Реакциями окисления или горения с образованием азота, углекислого газа и воды;
-А как вы думаете, что происходит с этими веществами в организме при их выбросе?
-Азот поступает в кровь при окислении
-Создаётся щелочная среда в тканях органов и в крови
-Дезаминирование (аминогруппа переходит в ион аммония ) с выделением в кровь ионов аммония
- Синтезируются новые вещества белковой природы
-Да, симптомы любви и стресса поразительно похожи, т. к. пути перемещения их в организме в обоих случаях одни и те же. Этот вопрос целесообразно рассмотреть с двух сторон, учитывая, что они протекают под действием ферментов.
Учитель биологии.
Изучая тему «Обмен веществ и энергии» мы выяснили, что этот сложнейший процесс состоит из двух стадий: анаболизма (синтеза) и катаболизма (распада). Вот с этой точки зрения и поговорим о метаболизме адреналина. Найдите на столах информационную карту-схему «Воздействие адреналина на организм и продукты его метаболизма». Такая же схема расположена на доске. Приложение № 3.
В мозговом веществе надпочечников вырабатываются последовательно норадреналин- гормон агрессии и адреналин- гормон тревоги. Предполагают, что превращение норадреналина в адреналин происходит в цитоплазме. Процесс стимуляции их выброса контролируется гипоталамусом и стволом мозга. Попадая в кровь-гормон адреналин, способствует образованию фермента фосфорилазы, который в свою очередь обеспечивает процесс фосфолирования белков, поступающих в организм с пищей. Белки расщепляются с выделением энергии.
Влюблённость сравнивают с состоянием стресса, в результате которого выброс адреналина усиливается, количество вырабатываемой энергии увеличивается, чем и объясняется усиление физической выносливости человека. Статистика показывает, что влюблённые болеют значительно реже, или только болеют от любви. В то же время под влиянием образовавшегося фермента фосфорилазы ускоряется распад гликогена в печени, что приводит к резкому повышению сахара в крови и нередко к потере веса. В результате обменных процессов в кровь попадают также и токсические для организма человека продукты; аммиак и перекись водорода. Эти вещества вам хорошо знакомы, вы их изучали на уроках химии и биологии, поэтому я просила подготовить небольшие сообщения о них. Приложение №4.
Спасибо, ребята! Далее, мы продолжим знакомиться с такими веществами как окситоцин и эндорфин. Сейчас мы обратимся к информационному листу, на котором представлены формулы этих веществ. Посмотрите на них внимательно, укажите их сходство и различия.
- Это вещества белковой природы, состоящие из аминокислотных звеньев
- Различных по числу - в одном 31, а в другом-9.
Эти вещества нам незнакомы, прослушайте информацию, которую подготовили для вас ребята, используя дополнительную литературу. Приложение №5.
Спасибо за полезную информацию. В качестве дополнения хочу заметить, что такие вещества как фенилэтиламин, а вместе с ним и адренлин, оказывают на нервную систему возбуждающее действие, в то время как эндорфин - успокаивающее. Также обращаю ваше внимание на то, что эти вещества обладают наркотическими свойствами. Однако, будучи синтезированы в самом организме, они не разрушают его в отличие от наркотиков, привнесённых извне.
Учитель литературы.
Давайте вернёмся к обсуждению вопроса: почему расстаются герои Бунина?
Вероятно, он называл любовью ту стадию проявления чувств, при которой превалирующая роль принадлежит фенилэтиламину. Вероятно, он сам не достигал стадии, когда выделение эндорфина оказывало столь глубокое воздействие, исчезала потребность в выбросе фенилэтиламина.
Можно предположить, что он не встречал в жизни гармоничных любовных союзов.
Давайте вспомним жизненный путь Бунина и попытаемся ответить на вопрос: почему же расстаются герои И.А. Бунина, обратившись непосредственно к биографии писателя.
-Видимо, в его произведениях звучат отголоски его собственной драматичной любви к Вареньке Пащенко (Варваре Владимировне), разрушенной взаимным недоверием и упрёками, ссорами, потерей взаимопонимания.
-Бунин очень страдали тогда, когда распался брак с Анной Николаевной Цакни. Он даже был близок к самоубийству. Может быть, это и сказалось на его творчестве.
-Можно предположить, что на рассказы из сборника «Тёмные аллеи» наложила отпечаток любовь к Галине Кузнецовой, которая была моложе писателя на тридцать лет, и когда произошёл разрыв, Бунин его переносил тяжело и болезненно.
Дискуссия завершается чтением отрывка из литературоведческого рассказа Леонида Николаевича Афонина «Юношеский роман Бунина».
«Можно спорить об автобиографичности «Жизни Арсеньева», находить в ней несовпадения с фактами бунинской биографии, но неоспоримо, что это о Вареньке Пащенко вспомнил Бунин, когда, завершая роман, просто и мудро написал, что время бессильно убить подлинное чувство: «Недавно я видел её во сне – единственный раз за всю свою долгую жизнь без неё. Ей было столько же лет, как тогда, впору нашей общей жизни и общей молодости, но в лице её уже была прелесть увядшей красоты. Она была худа, на ней было что – то похожее на траур. Я видел её смутно, но с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому, никогда».
Ну что же, можно спорить о том, какие впечатления, события, чувства отразились в творчестве Ивана Бунина. Бесспорно то, что они все нашли воплощение в рассказах из сборника «Тёмные аллеи». Бесспорно и то, что отношения между главными героями лишены гармонии. Герои не смогли сохранить свою любовь.
Для гармоничной любви не достаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией. Общность интересов, соответствие уровней интеллектуального развития, стремление к взаимопониманию и совместным радостям - вот далеко не полный перечень того, что позволит нашей любви быть долгой, счастливой, взаимной, страстной и спокойной, земной и неземной.
Учитель химии.
Единство и неразрывность мужского и женского начала нашло отражение и в религиозных символах разных культур, так:
Древнекитайский символ единения представляет собой
круг- символ вечности. Светлая его половина -это мужское
начало - ЯНЬ, а тёмное – женское – ИНЬ.
У иудеев есть символ «Звезда Давида», которая
представляет собой два объединённых треугольника.
Светлый направлен вверх – олицетворяет мужское начало,
тёмный – вниз, женское.
Символом христианства является Крест. Согласно одной из
трактовок вертикальная линия - мужское начало, а
горизонтальная - женское. Точка их пересечения-
соединение двух противоположных начал символизирует
основу мирозданья.
Учитель биологии.
Вот и подошёл к концу наш не совсем обычный урок. И, завершая его, я хочу вам напомнить, что любовь - это эмоциональное отражение сложнейших биохимических процессов, протекающих в организме.
Может быть те знания, та информация, которую вы получили на уроке,
помогут вам обрести терпение, выдержку и на долгие годы сохранить любовь страстной, взаимной и счастливой.
Учитель химии:
У меня в руках «КОНВЕРТ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ», в нём собраны афоризмы великих мыслителей, философов, писателей, поэтов и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас взял из этого конверта частицу их мудрости и следовал бы ей в жизни. Приложение № 6.
На фоне музыки звучит стихотворение, которое завершает урок.
Всей жизни цель – любовь повсюду с нами,
Её не сломят бури никогда.
Она во тьме, над утлыми судами,
Горит, как путеводная звезда.
Бегут года, а с ними исчезает
И свежесть сил и красота лица.
Одна любовь крушенья избегает;
Не изменяя людям до конца.
Подведение итога урока:
Сегодня на уроке вы прекрасно трудились. Впервые мы в одном уроке соединили знания сразу нескольких предметов, и вы, ребята, достойно с этим справились. Оценим ваши знания также по трём предметам: по литературе, химии и биологии, после проверки поисковой работы по
предварительным заданиям, а также и по работе в тетрадях в классе. Спасибо за активное участие и замечательную подготовку к уроку. Желаем вам успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект группового занятия из цикла "Круг ДОБРА" на тему: "Поговорим еще раз о любви"
Данное групповое занятие расчитано на обучающихся старшего звена. В форме беседы на разнообразном материале учащиеся пытаютсся понять, что такое любовь; обращаясь к ярким, неординарным обра...
Конспект урока по литературе «Тема любви в творчестве А.И.Куприна»
Урок – исследование по русской литературе 20 века. Дан материал по теме любви в творчестве А.И.Куприна. На уроке ведется наблюдение за тем, как рассматр...
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
Литература. 11 класс. Конспект урока "О любви".
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ (часть С)....
Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".
Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....
Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе с использованием технологии проблемного обучения. Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения и рассчитан на 2 часа....
Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)
Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...