Литература. 11 класс. Конспект урока "О любви".
методическая разработка на тему
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ (часть С).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. | 177.16 КБ |
Вопросы для самостоятельного изучения пьесы М. Горького "На дне". | 14.84 КБ |
Билеты по русскому языку за курс 8 класса. | 57.19 КБ |
Русский язык. 11 класс. | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вопросы для самостоятельного анализа пьесы М.Горького «На дне».
1. Чем объединены одинокие обитатели ночлежки, «бывшие люди»? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противостояние социального плана?
2. В чем традиционность, восходящая к А. Н. Островскому, конфликта в любовном треугольнике Василиса — Васька Пепел — Наталья и в чем чеховская новизна множества драм в разных «ячейках» подвала-пещеры?
3. Кто из обитателей ночлежки мечтатель, фантазер, склонный верить утешениям Луки, а кто скептик, «бесчувственный» правдолюбец?
4. Что такое монолог, диалог и полилог? Какова их роль в пьесе? Каким образом полилог, многоголосие, восполняет провалы в общении персонажей?
5. Почему в пьесе звучат две противоположные по смыслу темы: с одной стороны, песня «Солнце всходит и заходит», а с другой — стихи Беранже о подвиге безумца, который навеет человечеству сон золотой?
Вопросы для самостоятельного анализа пьесы
1. Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле: «если веришь, то есть»?
2. Можно ли сказать, что Лука активно противостоит былым романтическим героям Горького, тем, которые смело могли сказать о себе «мы с солнцем в крови рождены»?
3. Почему так трудно было актерам МХАТа и постановщику «На дне» К. С. Станиславскому снизить величие доброты и сострадания Луки?
Вопросы для самостоятельного анализа пьесы
1. Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку («Старик — не шарлатан!») на суде обитателей ночлежки после ухода старика?
2. Как раскрывается скрытый смысл имени Лука («светлый») в отношениях странника к Ваське Пеплу и Наталье, Актеру и Анне, Бубнову и Сатину? Каковы особенности психологизма Горького, воплощенного в сказочках, притчах, назидательных притчах, в фигурной речи Луки?
3. Являются ли монологи Сатина о человеке, о правде — боге свободного человека переходным звеном от былых романтических верований Горького (образы Данко и Сокола) к будущему поклонению разуму, научному знанию?
4. Сказывается ли в поведении героев пьесы этимология имен: Лука («светлый»), Настя («воскресшая»), Василиса («царственная»), Константин («постоянный») и др.?
5. Почему серии афористических высказываний, рифмующихся реплик как важнейшей особенности стилистики «На дне» были неизбежны? Чем нов афористический стиль в спорах о Правде и Человеке на рубеже XX века?
Предварительный просмотр:
Вопросы к зачету по русскому языку за курс 8 класса
1. Виды подчинительной связи в словосочетании
2. Подлежащее. Чем может быть выражено подлежащее?
3. Сказуемое. Чем может быть выражено сказуемое?
4. Виды сказуемого.
5. Тире между подлежащим и сказуемым
6. Второстепенные члены предложения
7. Определение. Согласованные и несогласованные определения
8. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения
9. Обстоятельства. Виды обстоятельств
10. Приложение. Правописание приложение
11. Односоставные предложения. Виды.
12. Назывные предложения
13. Определенно-личные предложения
14. Неопределенно-личные предложения
15. Обобщенно-личные предложения
16. Безличные предложения
Вопросы по русскому языку в 8 классе. 1. Виды подчинительной связи в словосочетании 2. Подлежащее. Чем может быть выражено подлежащее? 3. Сказуемое. Чем может быть выражено сказуемое? 4. Виды сказуемого. 5. Тире между подлежащим и сказуемым 6. Второстепенные члены предложения 7. Определение. Согласованные и несогласованные определения 8. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения 9. Обстоятельства. Виды обстоятельств 10. Приложение. Правописание приложение 11. Односоставные предложения. Виды. 12. Назывные предложения 13. Определенно-личные предложения 14. Неопределенно-личные предложения 15. Обобщенно-личные предложения 16. Безличные предложения | Вопросы по русскому языку в 8 классе. 1. Виды подчинительной связи в словосочетании 2. Подлежащее. Чем может быть выражено подлежащее? 3. Сказуемое. Чем может быть выражено сказуемое? 4. Виды сказуемого. 5. Тире между подлежащим и сказуемым 6. Второстепенные члены предложения 7. Определение. Согласованные и несогласованные определения 8. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения 9. Обстоятельства. Виды обстоятельств 10. Приложение. Правописание приложение 11. Односоставные предложения. Виды. 12. Назывные предложения 13. Определенно-личные предложения 14. Неопределенно-личные предложения 15. Обобщенно-личные предложения 16. Безличные предложения |
Вопросы по русскому языку в 8 классе. 1. Виды подчинительной связи в словосочетании 2. Подлежащее. Чем может быть выражено подлежащее? 3. Сказуемое. Чем может быть выражено сказуемое? 4. Виды сказуемого. 5. Тире между подлежащим и сказуемым 6. Второстепенные члены предложения 7. Определение. Согласованные и несогласованные определения 8. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения 9. Обстоятельства. Виды обстоятельств 10. Приложение. Правописание приложение 11. Односоставные предложения. Виды. 12. Назывные предложения 13. Определенно-личные предложения 14. Неопределенно-личные предложения 15. Обобщенно-личные предложения 16. Безличные предложения | Вопросы по русскому языку в 8 классе. 1. Виды подчинительной связи в словосочетании 2. Подлежащее. Чем может быть выражено подлежащее? 3. Сказуемое. Чем может быть выражено сказуемое? 4. Виды сказуемого. 5. Тире между подлежащим и сказуемым 6. Второстепенные члены предложения 7. Определение. Согласованные и несогласованные определения 8. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения 9. Обстоятельства. Виды обстоятельств 10. Приложение. Правописание приложение 11. Односоставные предложения. Виды. 12. Назывные предложения 13. Определенно-личные предложения 14. Неопределенно-личные предложения 15. Обобщенно-личные предложения 16. Безличные предложения |
Материалы
к зачету по русскому языку
в 8 классе
Учитель – Нанава Т.Ф.
Классы – 8а, 8б, 8в
БИЛЕТ 1
1. Рассказать о видах подчинительной связи в словосочетании.
2. Практическая работа
Упражнение 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Согласование | Управление | Примыкание |
|
|
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, в течение дня, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, более быстрый, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь, дом стоит.
Упражнение 2
1. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
2. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело - ценности нравственные.
3. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Впервые вижу его днем.
4. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
5. Замените словосочетание КУСТЫ ЧЕРНИКИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
6. Замените словосочетание ОГОРЧЁННО ВЗДОХНУЛ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание ПУТЬ ЖИЗНИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
8. Замените словосочетание СКИФСКИЕ КУРГАНЫ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
БИЛЕТ 2
1. Рассказать о подлежащем. Чем может быть выражено подлежащее?
2. Практическая работа
Упражнение 1. Выписать подлежащее, указать, чем выражено
1) Колокольчик однозвучный утомительно гремит.
2) Она заботилась нежно о своих родителях.
3) И никто с начала мира не видал такого пира.
4) Уважать старших – долг каждого человека.
5) Слезливый слезами обольется, смешливый со смеху надорвётся.
6) Двести двадцать делится на двадцать без остатка.
7) Вышедший протянул мне письмо.
8) Все три всадника ехали молча.
Упражнение 2. Прочтите текст и выполните задания
(1)Снежный барс имеет и другое общепринятое название — ирбис. (2)Оно укоренилось давно. (3)Еще в XVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных азиатских охотников, многие из которых говорили на тюркском наречии. (4)Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка».
(5) Снежный барс по ряду признаков занимает промежуточное положение между большими и малыми кошками. (6)С большими кошками барса роднит узор на голове, манера держать хвост, когда животное спокойно, и еще ряд анатомических особенностей. (7)Зато барс, как и другие малые кошки, умеет мурлыкать; поза, которую животное принимает, трапезничая. (8)Учитывая эту схожесть и с теми, и с другими кошками, барсов порой называют «средними кошками». (9)Но вот по своим габаритам они ничуть не уступают леопарду, типичному представителю «больших».
Задание 1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
1) барс имеет (предложение 1)
2) переняли название (предложение 3)
3) что означало (предложение 4)
4) манера держать (предложение 6)
Задание 2. Какое утверждение ошибочно?
1) в третьем предложении три грамматических основы
2) в шестом предложении две грамматических основы
3) в девятом предложении простое глагольное сказуемое
4) в восьмом предложении одна грамматическая основа
Упражнение 3. В каких предложениях допущены ошибки в определении состава подлежащего?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Комендантша с дочерью удалились.
Николай с Денисовым ходили по залам.
Белые шапки надели старые пни.
Из-за, из-под пишутся через дефис.
Мать с сыном пошла гулять.
Одна пчела много не натаскает.
Около ста книг подарено библиотеке.
БИЛЕТ 3
1. Рассказать о сказуемом. Чем может быть выражено сказуемое?
2. Практическая работа
Упражнение 1 Определить, чем выражено сказуемое
1. Наступила поздняя осень.
2. Весело играет оркестр.
3. Лес пуст и гол
4. Ижевск – это столица Удмуртии
5. Дважды два - четыре
6. Сады сажать – жизнь радовать
Упражнение 2. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) дополнением;
г) определением;
д) обстоятельством;
е) не является членом предложения.
1. Льет в окошко зимний месяц золотистый свет.
2. Сменила мудрость молодости пыл.
3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.
4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.
5. Желание наказать обидчика было очень сильно.
6. Мы шли в течение всего дня.
7. Врач запретил мне читать лёжа.
8. На столе стояла шкатулка из серебра.
9. Я не видел реки великолепнее Енисея.
10. Вальсы играет гармонь вдалеке.
11. Шепчут губы чье-то имя.
12. Вследствие дождей дороги размыло.
13. Ночь на миг дыханье задержала.
14. Он поторопился, потому и ошибся.
15. Он просил нас зайти к нему.
16. Сбылась, мечта увидеть Париж.
17. С горы хорошо видно мой дом и школу.
18. Байкал — самое глубокое в мире озеро.
Упражнение 3. Запишите предложения, выделите грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив.
1. Клевать сразу перестало.
2. Жить – Родине служить.
3. Состав, загнанный по ветке, начали разгружать.
4. Охота странствовать напала на него (Грибоедов).
5. Я советую тебе вернуться домой
6. У Мцыри было одно стремление – победить.
7. Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу.
8. Не может судьба одни щедроты сыпать.
9. Мы зашли узнать о предстоящей экскурсии.
10. Я получил возможность поближе узнать попутчика.
БИЛЕТ 4
1. Виды сказуемого.
2. Практическая работа
Упражнение 1. Определите вид сказуемого
1. простое глагольное сказуемое
2. составное именное сказуемое
3. составное глагольное сказуемое
1. Я хочу говорить словами совсем простыми
2. В любом сочетании звуков дети предполагают какую-то закономерность
3. Песни мои оставались верны боям и походам гражданской войны.
4. С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни.
5. Мы будем достойно и смело, отважно и честно народу служить.
6. В осеннем солнечном лесу человек становится чище.
7. Мою любовь, широкую как море, вместить не могут жизни берега.
8. В продолжительном плавании и сны перестают сниться береговые.
9. Шумливы только мелкие речки
10. Моя родимая страна цвести не устает.
11. Еще полны рассветами все ночи соловьиные.
12. Спит черемуха в белой накидке.
13. Есть спокойная гордость в молчанье полей.
14. Весь мир одет был в солнце и росу.
15. Солнце начинало склоняться к закату.
16. Черепицы стеклом светиться не будут.
17. Небо из-за горы казалось необъятно огромным и новым.
18. Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
19. Была равнина снежная бела.
20. От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
Упражнение 2.
1. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым. А. Дом будут строить каменщики. Б. Сирень начинает отцветать в начале мета. В. Он казался всесторонне образованным человеком. Г. В путешествии мы узнали очень много интересного. Д. Мы предложили ему поиграть с нами. | 2. Найдите предложение с составным именным сказуемым. А. Ребята будут купаться в реке. Б. Он не станет со мной дружить. В. Ей туфли впору будут. Г. Я должен был признать свои ошибки |
3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым. А. Он собирается заниматься в новой спортивной школе. Б. Стану сказывать я сказку. В. Я буду учителем в вашей школе. Г. Я буду строить новый дом. | 4. Найдите предложение с составным именным сказуемым. А. Он был высокого роста. Б. Я готов с вами поспорить. В. Я был рад помочь вам. Г. Вы должны трудиться. |
БИЛЕТ 5
1. Тире между подлежащим и сказуемым.
2. Практическая работа
Упражнение 1. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:
а) «+» нужно; б) «–» не нужно.
1. Книга источник знаний.
2. Пруд как блестящая сталь.
3. Бедность не порок.
4. Ртуть тоже металл.
5. Сады сажать жизнь украшать,
6. Дважды два четыре.
7. Путешествие это та же книга.
8. Мой рабочий день десять часов в сутки.
9. Чтение вот лучшее учение.
10. Март начало весны.
Упражнение 2. Укажите, где нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым
а) «+» нужно; б) «–» не нужно.
1 вариант | 2 вариант |
1.Самая большая радость в мире это делать счастье для других. 2.Жизнь нескончаемый экзамен 3.Молодость бескорыстна и великодушна. 4.Неиспользуемые знания утрачиваемые знания. 5.Одно из самых главных стихотворений времен Великой Отечественной войны «Жди меня» К.Симонова. 6.Сыновья у тебя как высокие полдни. 7.Простота есть необходимое условие прекрасного. 8.Для меня жить значит работать. 9.Краткость душа поэзии. 10.Жизнь моя железная дорога, вечное стремление вперед. | 11.Большое дело уметь подойти к разным людям без наигранной простоты. 12.Дело художника рождать радость. 13.Управлять людьми значит предвидеть. 14.Жизнь без движения пуста. 15.Скромность одна из величайших черт русского народа. 16.Солдат есть великое звание человека, способного умереть за идею. 17.Хороший вкус это прежде всего чувство меры. 18.Глаза как ночь. 19.Человек без Родины соловей без песни. 20.Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием. |
БИЛЕТ 6
1. Второстепенные члены предложения
2. Практическая работа
Упражнение 1.
1. Указать предложения, в которых есть дополнения.
а) Отправилась осень в поле, в луга
б) Вот под самыми облаками летят большие птицы.
в) Зашумел в лесу золотой дождь.
г) Сметала осень в высокие стога душистые копны снега.
д) Шлют птицы прощальный привет родным местам.
2. Указать предложения с определениями
а) Листья налились, отяжелели и потекли.
б) Выплыло красное солнышко и стало рассыпать свои яркие лучи.
в) Небо медленно заволокло тучами.
г) В вершинах деревьев зашевелилась листва
д).Зайчик весело запрыгал по росистому лугу.
3. Найти предложение с обстоятельствами
а) Утром мы во двор идём
б) Золотая осень землю наряжает.
в) К далекому пути готовятся дикие утки.
г) По опушкам леса ещё растут подосиновики.
д) По высокому небу плывут облака.
4.Указать предложения, в которых есть дополнения.
а) Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга.
б) В кустах послышался едва заметный шорох.
в) Закат тяжело пылает.
г) От края до края раскинулась широкая радуга
д). Настало доброе летнее утро.
5. Указать предложения с определениями
а) Бьются о скалы морские волны
б) Они выбегают на песок, потом уходят обратно.
в) Близко к морю подходят сады.
г) высокой стеной стоят горы и защищают берег от туманов.
д).На берегу моря растут пальмы.
6. Найти предложение с обстоятельствами
а) Постепенно гаснут звёзды на небе.
б) Чист и прозрачен воздух росистым утром.
в) Сильный порыв ветра вырвался..
г) Проходит летняя пора.
д) Заяц плакал и часто моргал красными глазами от слёз.
Упражнение 2. Запишите предложения, выделите грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив.
1. Клевать сразу перестало.
2. Жить – Родине служить.
3. Состав, загнанный по ветке, начали разгружать.
4. Охота странствовать напала на него (Грибоедов).
5. Я советую тебе вернуться домой
6. У Мцыри было одно стремление – победить.
7. Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу.
8. Не может судьба одни щедроты сыпать.
9. Мы зашли узнать о предстоящей экскурсии.
10. Я получил возможность поближе узнать попутчика.
БИЛЕТ 7
1. Определение. Согласованные и несогласованные определения
2. Практическая работа
Упражнение 1. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения.
а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;
б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;
в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.
Упражнение 2. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно выражается несогласованное определение.
а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;
б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;
в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным.
Упражнение 2. В этом предложении определением является слово (слова):
а б в
Засыпала звериные тропинки
г д е
Вчерашняя разгульная метель.
Упражнение 3.Укажите словосочетание, где инфинитив является определением
а) просил приехать
б) просьба приехать
в) приказ наступать
г) приказал привезти
д) решил узнать
е) мог узнать
Упражнение 4. Укажите номер предложения, в котором выделенное слово не является определением.
1) Из окна направо была видна через ворота часть улицы.
2) Он имел слабость думать, что стоя он сохраняет больше величия.
3) В прихожую вошел человек в ватнике.
4) Мы, русские, … питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения.
Упражнение 5. Распределите предложения по группам: предложения, в которых выделенное слово является 1) согласованным определением 2) несогласованным определением.
1) А была она…злой души баба.
2) Долго не находил я никакой дичи.
3) Истоки памяти почти всегда скудны.
4) Меня уже не интересует выдуманная жизнь.
5) Публика постарше ругается очень громко.
БИЛЕТ 8
1. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения
2. Практическая работа
Упражнение 1. Найти в предложениях дополнения, определить способ их выражения, указать, прямое или косвенное.
1. Никто не встретил меня.
2. Я вспомнил свой поединок.
3. Оба тогда мы болтали пустое.
4. Вдруг закричали в толпе, что государь ожидает пленных.
5. Нас с Савельичем проводили до ворот.
6. Марья Ивановна просила меня спасти ее.
7. К первому присоединился второй инвалид, и они стали раздевать башкирца.
8. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза.
Упражнение 2. Указать предложение, в котором есть прямое дополнение.
1) Десять делится на пять без остатка.
2) Поля тянулись до самого небосклона. ( Тургенев ).
3) Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в зашумевшую воду.
4) Я не смотрел этого спектакля.
5) Все вспоминали о прошлом.
Упражнение 3.
1. Указать предложения, в которых есть дополнения.
а) Отправилась осень в поле, в луга
б) Вот под самыми облаками летят большие птицы.
в) Зашумел в лесу золотой дождь.
г) Сметала осень в высокие стога душистые копны снега.
д) Шлют птицы прощальный привет родным местам.
2. Указать предложения с определениями
а) Листья налились, отяжелели и потекли.
б) Выплыло красное солнышко и стало рассыпать свои яркие лучи.
в) Небо медленно заволокло тучами.
г) В вершинах деревьев зашевелилась листва
д).Зайчик весело запрыгал по росистому лугу.
3. Найти предложение с обстоятельствами
а) Утром мы во двор идём
б) Золотая осень землю наряжает.
в) К далекому пути готовятся дикие утки.
г) По опушкам леса ещё растут подосиновики.
д) По высокому небу плывут облака.
4.Указать предложения, в которых есть дополнения.
а) Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга.
б) В кустах послышался едва заметный шорох.
в) Закат тяжело пылает.
г) От края до края раскинулась широкая радуга
д). Настало доброе летнее утро.
5. Указать предложения с определениями
а) Бьются о скалы морские волны
б) Они выбегают на песок, потом уходят обратно.
в) Близко к морю подходят сады.
г) Высокой стеной стоят горы и защищают берег от туманов.
д).На берегу моря растут пальмы.
БИЛЕТ 9
1. Обстоятельства. Виды обстоятельств
2. Практическая работа
Упражнение 1. Найти в предложениях обстоятельства, указать их вид
1.Внизу рассыпался аул. (М.Ю.Лермонтов)
2.Войска наши выступили накануне (А.С.Пушкин)
3.На станции остановился я для перемены лошадей (А.С.Пушкин)
4.От радости в зобу дыханье сперло (И.А.Крылов)
5.В углу комнаты лежал, свернувшись калачиком, щенок.
6.Пруд, как сталь, сверкал на солнце.
7.Несмотря на страшную усталость, спать не хотелось
8. Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день.
9. Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна.
10. Видом моря любоваться собралась толпа гостей.
11. Здесь горы с двух
сторон стоят, как две стены.
12. И звуки полетят, красуясь и играя.
13. Он по болезни освобождён от занятий физкультурой.
14. Сгоряча он не почувствовал боли.
15. Звонко кукушка вдали куковала.
16. При старании вы сможете добиться больших успехов.
17. В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.
Упражнение 2. Записать предложения, объяснить знаки препинания, определить роль инфинитива.
1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2. Отправляйся проверить, а мы подождем.
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5. Уточнить сведения помогли в архиве.
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
8. У командира была способность быстро принимать решения.
9. Дивизия продолжала двигаться вперед.
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.
Упражнение3.
1. Указать предложения, в которых есть дополнения.
а) Отправилась осень в поле, в луга
б) Вот под самыми облаками летят большие птицы.
в) Зашумел в лесу золотой дождь.
г) Сметала осень в высокие стога душистые копны снега.
д) Шлют птицы прощальный привет родным местам.
2. Указать предложения с определениями
а) Листья налились, отяжелели и потекли.
б) Выплыло красное солнышко и стало рассыпать свои яркие лучи.
в) Небо медленно заволокло тучами.
г) В вершинах деревьев зашевелилась листва
д).Зайчик весело запрыгал по росистому лугу.
БИЛЕТ 10
1. Приложение. Правописание приложений
2. Практическая работа
Упражнение 1. Определите, есть ли дефис при приложении. Поставьте цифру, обозначающую номер предложения, и рядом с ней +, если приложение выделяется дефисом, и - , если нет.
1. Идет человек незрячий, ведет его девочка проводник.
2. Здесь, за этой оградой близкой, на виду у притихших вод, жил когда-то поэт Багрицкий.
3. Едут-едут на восток други добровольцы.
4. Не быстра река Тобол и не светла.
5. Откуда эта пушка громобой?
6. Цветастая панорама – наш стадион Динамо.
7. Был толковый мост на двух кряжах быках.
8. Здесь вещею силой героя народа ковалась великая наша Победа.
9. Над Москвой рекой поднимались здания.
10. Вот я снова в городе Москве.
Упражнение 2. Найдите приложения в следующих предложениях. Поставьте, где необходимо, дефис.
1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом (Гоголь). 2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров (Бондарев). 3 Сердце камень тревогам закрыто (Шевелева). 4. Металлическую трубу антенну монтируют сейчас на земле (Песков). 5. Город Симбирск жил собственными противоречиями (Шагинян). 6. В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке (Паустовский). 7. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался (Паустовский). 8. К нему нередко приезжали таинственные люди, они все держались, как актеры трагики, которым случайно приходилось играть роли простаков (М. Горький). 9. Но и в светлый день победы вспомним, братцы, за беседой про солдата сироту (Твардовский). 10. Сидят на курганах орлы степняки (Софронов). 11. Пусть реки есть мощней намного – но Волга матушка одна (Твардовский). 12. И эти обыкновенные мышиные глазки бусинки вспыхнули красным огнём (Пришвин). 13. Ещё очень красива бывает сухая берёза, вся сплошь покрытая сетями пауков охотников (Пришвин). 14. Это не просто собака, это собака актриса (Пришвин). 15. Возможно, далёкие наши азиатские предки кочевники гибли от скорпионов (Пришвин). 16. Коня взял к себе мельник Панкрат (Паустовский). 17. Там всё так смешано, в этом городе музее (Пришвин). 18. Мне, что ли, хлеб соль подносите? (Паустовский). 19. Маше стало жаль расставаться с этим берегом, с лугами, с шалашом и дедом корзинщиком (Паустовский). 20. Нас встретила красавица девушка. 21. Старик сторож осмотрел бахчу.
БИЛЕТ 11
1. Односоставные предложения. Виды.
2. Практическая работа
Упражнение 1. Указать виды односоставных предложений, используя цифровое обозначение:
1 – обобщённо-личное предложение,
2 – безличное предложение,
3 – определённо-личное предложение,
4 – неопределённо-личное предложение,
5 - назывное.
1. Всё больше заносит снегом окошко.
2. Вхожу по узенькой тропинке в лес, осыпаемый снежными хлопьями.
3. Весело катались на санках с высокой снежной горы.
4. Снегу намело в деревне почти до крыш.
5. Зимним ранним утром наблюдаешь за тихим падением порхающих в воздухе снежинок.
6. Готовь сани летом, а телегу зимой.
7. Зимний день. Упражнение 2. Укажите вид односоставного предложения:
а) определенно-личное;
б) неопределенно-личное;
в) обобщенно-личное;
г) безличное;
д) назывное.
1. Люблю грозу в начале мая.
2. Нас угостили ужином.
3. Начало смеркаться.
4. Приятная прохлада.
5. Повеяло теплым ветром.
6. Уж не увидимся больше.
7. Минут через пять Мишку впустили.
8. Цыплят по осени считают.
9. Помнишь рощу над рекой?
10. Не стоит спешить с ответом.
Упражнение 3.
1. Найти определенно – личное предложение
А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б) Волка яблоками не закидаешь.
В) По ниве прохожу я узкою межой.
Г) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
2. Найти неопределенно- личные предложение
А) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
Б) Ради розы терпят и шипы.
В) Нигде жилья не видно на просторе.
Г) Со скрипом опустили трап.
Д) Еду - еду в чистом поле.
3. Найти безличное предложение
А) Ведут ко мне коня.
Б) Не спится, няня.
В) Люблю тебя, моя Россия, за ясный взгляд твоих очей.
Г) Кому-то принесли от мастера ларец
БИЛЕТ 12
1. Назывные предложения
2. Практическая работа
Упражнение 1. Найдите в тексте односоставные предложения и определите их вид, отметив номера предложений:
определенно-личные -
неопределенно-личные -
обобщенно-личные –
безличные –
двусоставные –
назывные –
1. Вдруг потемнело.
2. Нас отрезало от мира.
3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел.
4. Человек с флажком стоял на земле.
5. Потом он отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком.
6. Внезапно понимаю происходящее.
7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз.
8. Становится страшно.
9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь.
10. Момент отрыва ощутим.
11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет.
12. Смотрю в окно.
13. Удовольствие, радость, торжество.
14. В окне я увидел движение ландшафта.
15. Нахожу его круговращательным.
16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств.
17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота.
18. Мне не спится.
19. Вспоминаю вчерашнее.
20. Да, из черного не сделаешь белое…
21. Но можно попытаться.
БИЛЕТ 13
1. Определенно-личные предложения
2. Практическая работа
Упражнение 1. Найдите определенно-личные предложения
1. Его срочно вызвали на работу.
2. Начинало светать.
3. Это задание выполнишь после уроков.
4. В нашем районе сеют лен.
5. Хорошо в лесу зимой!
6. За правое дело стой смело.
7. Ребята, бережно относитесь к хлебу!
8. У нас любят спорт.
9. Аленке спать не хотелось.
10. Перед выступлением всегда волнуешься.
11. Герасиму отвели под кухней коморку.
12. Изредка выводили медведей пред окна барского дома.
13. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд.
14. Зимой свет зажигают рано.
15. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.
Упражнение 2. Определи вид предложения.
1. На братских могилах не ставят крестов.
2. Желаю вам успехов в учебе.
3. Родину себе не выбирают.
4. Без совести и при чужом уме не проживешь.
5. Снегу намело почти до крыши.
6. Голубые вспышки электросварки.
7. Умом Россию не понять.
8. Небо начинало темнеть.
9. После уроков идем всем классом в кино.
10. В темноте что-то серело.
Упражнение 3.
1. Найти определенно – личное предложение
А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б) Волка яблоками не закидаешь.
В) По ниве прохожу я узкою межой.
Г) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
2. Найти неопределенно- личные предложение
А) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
Б) Ради розы терпят и шипы.
В) Нигде жилья не видно на просторе.
Г) Со скрипом опустили трап.
Д) Еду - еду в чистом поле.
3. Найти безличное предложение
А) Ведут ко мне коня.
Б) Не спится, няня.
В) Люблю тебя, моя Россия, за ясный взгляд твоих очей.
Г) Кому-то принесли от мастера ларец
БИЛЕТ 14
1. Неопределенно-личные предложения
2. Практическая работа
Упражнение 1. Определить вид предложений.
Что же говорят об этом удальце?
Люблю дымок спалённой жнивы.
Тихая, звёздная ночь.
Кому владеть мечом?
Береги платье снову, а честь смолоду.
Не отходи от меня, друг мой.
На обломках самовластья напишут наши имена.
С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться.
Тебе внимать, твой видеть милый взор.
Непредвиденный дождь.
Упражнение 2. Укажите неопределенно-личные предложения:
1. Люблю грозу в начале мая.
2. Нас угостили ужином.
3. Начало смеркаться.
4. Приятная прохлада.
5. Повеяло теплым ветром.
6. Уж не увидимся больше.
7. Минут через пять Мишку впустили.
8. Цыплят по осени считают.
9. Помнишь рощу над рекой?
10. Не стоит спешить с ответом.
Упражнение 3.
1. Найти определенно – личное предложение
А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б) Волка яблоками не закидаешь.
В) По ниве прохожу я узкою межой.
Г) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
2. Найти неопределенно- личные предложение
А) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
Б) Ради розы терпят и шипы.
В) Нигде жилья не видно на просторе.
Г) Со скрипом опустили трап.
Д) Еду - еду в чистом поле.
3. Найти безличное предложение
А) Ведут ко мне коня.
Б) Не спится, няня.
В) Люблю тебя, моя Россия, за ясный взгляд твоих очей.
Г) Кому-то принесли от мастера ларец
БИЛЕТ 15
1. Обобщенно-личные предложения
2. Практическая работа
Упражнение 1. Определить вид предложений.
Преодолели еще один перевал, и прекрасная панорама открылась нашему взору.
В дверь несмело постучали, и в комнату просунулась вихрастая голова с испуганными глазами.
Ведите беспощадную борьбу с праздностью, ленью, лживостью и лестью, закаляйте свое здоровье.
По нивам, по лугам, уставленным стогами, брожу в прохладной полутьме и песнь сама слагается в уме.
На другой, в воскресенье, ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки.
Мне поручили организовать экскурсию.
Для школьников заказали несколько справочников по разным предметам.
Сыграй другую, гармонист, походную сыграй.
Поля, луга и леса одевались зеленью.
Поток, усиленный грозой, шумел.
Упражнение 2. Укажите обобщенно-личные предложения:
1. Люблю грозу в начале мая.
2. Нас угостили ужином.
3. Начало смеркаться.
4. Приятная прохлада.
5. Повеяло теплым ветром.
6. Уж не увидимся больше.
7. Минут через пять Мишку впустили.
8. Цыплят по осени считают.
9. Помнишь рощу над рекой?
10. Не стоит спешить с ответом.
Упражнение 3.
1. Найти определенно – личное предложение
А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б) Волка яблоками не закидаешь.
В) По ниве прохожу я узкою межой.
Г) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
2. Найти неопределенно- личные предложение
А) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
Б) Ради розы терпят и шипы.
В) Нигде жилья не видно на просторе.
Г) Со скрипом опустили трап.
Д) Еду - еду в чистом поле.
3. Найти безличное предложение
А) Ведут ко мне коня.
Б) Не спится, няня.
В) Люблю тебя, моя Россия, за ясный взгляд твоих очей.
Г) Кому-то принесли от мастера ларец
БИЛЕТ 16
1. Безличные предложения
2. Практическая работа
Упражнение 1. Найдите безличные предложения.
Вечерело
Вокруг была глухомань.
Хотелось выйти на воздух.
Весь этот заповедный край скрывала глухая ночь.
Лучше этого места нет.
Звезды одиноко горели над соснами.
Не спалось.
Ночь погасила цвета.
Упражнение 2. Найдите безличные предложения, в которых простое глагольное сказуемое выражено неопределенной формой глагола.
В саду не было запаха прелой травы.
Звенеть росе в лугах!
В ненастье и во время грозы клева не было.
Грозы природе не избежать.
Трудно было остаться дома в первый зимний день.
Тебе не понять красоты этого сурового края.
Начинало светать.
Не осилить морозного чуда.
Упражнение 3.
1. Найти определенно – личное предложение
А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б) Волка яблоками не закидаешь.
В) По ниве прохожу я узкою межой.
Г) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
2. Найти неопределенно- личные предложение
А) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
Б) Ради розы терпят и шипы.
В) Нигде жилья не видно на просторе.
Г) Со скрипом опустили трап.
Д) Еду - еду в чистом поле.
3. Найти безличное предложение
А) Ведут ко мне коня.
Б) Не спится, няня.
В) Люблю тебя, моя Россия, за ясный взгляд твоих очей.
Г) Кому-то принесли от мастера ларец
БИЛЕТ 1. Виды подчинительной связи в словосочетании |
БИЛЕТ 2. Подлежащее. Чем может быть выражено подлежащее? |
БИЛЕТ 3. Сказуемое. Чем может быть выражено сказуемое? |
БИЛЕТ 4. Виды сказуемого. |
БИЛЕТ 5. Тире между подлежащим и сказуемым |
БИЛЕТ 6. Второстепенные члены предложения |
БИЛЕТ 7. Определение. Согласованные и несогласованные определения |
БИЛЕТ 8. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения |
БИЛЕТ 9. Обстоятельства. Виды обстоятельств |
БИЛЕТ 10. Приложение. Правописание приложение |
БИЛЕТ 11. Односоставные предложения. Виды. |
БИЛЕТ 12. Назывные предложения |
БИЛЕТ 13. Определенно-личные предложения |
БИЛЕТ 14. Неопределенно-личные предложения |
БИЛЕТ 15. Обобщенно-личные предложения |
БИЛЕТ 16. Безличные предложения |
Предварительный просмотр:
ДЕНЬГИ.
…они превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, ум в глупость… . Деньги осуществляют братание невозможностей.
К.Маркс.
1.Сформулируйте проблему, поставленную автором. Прокомментируйте ее.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Определите и напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
ДЕНЬГИ.
…они превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, ум в глупость… . Деньги осуществляют братание невозможностей.
К.Маркс.
1.Сформулируйте проблему, поставленную автором. Прокомментируйте ее.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Определите и напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
4. Сделайте вывод.
ДЕНЬГИ.
…они превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, ум в глупость… . Деньги осуществляют братание невозможностей.
К.Маркс.
1.Сформулируйте проблему, поставленную автором. Прокомментируйте ее.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Определите и напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
4. Сделайте вывод.
ДЕНЬГИ.
…они превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, ум в глупость… . Деньги осуществляют братание невозможностей.
К.Маркс.
1.Сформулируйте проблему, поставленную автором. Прокомментируйте ее.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Определите и напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
4. Сделайте вывод.
Обучающее сочинение – рассуждение.
ДЕНЬГИ.
…они превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, ум в глупость… . Деньги осуществляют братание невозможностей.
К.Маркс.
Порядок работы
1.Сформулируйте проблему, поставленную автором. Прокомментируйте ее.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Определите и напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
4. Сделайте вывод.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ СОЧИНЕНИИ – РАССУЖДЕНИИ.
Осмысление текста : проникновение в глубь авторской мысли.
Анализ текста : его разбор с целью полного понимания.
Определение позиции автора - определение того, о чем говорится, развертывается суждение,
смысловое ядро, задуманное автором.
Определение основой мысли - определение главного в утверждении автора.
Определение проблемы текста – вычленение вопроса, требующего осмысления,
рассуждений.
Комментарий к проблеме - пояснительные замечания об актуальности, значимости
для людей.
Аргументация : приведение примеров из собственного или читательского опыта, Библии, жизни великих людей, средств массовой информации, статистики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Снежная королева Г.Андерсена"
Это презентация поможет в проведении урока литературы по творчеству Г.Андерсена...
Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.
На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...
Урок-исследование по литературе в 8 классе "...А от любви заходится душа"(внеклассное чтение)
Урок -исследование по литературе в 8 классе (вн. чт.) "...А от любви заходится душа" (по творчеству З.Л.Ласмановой)Урок посвящён формированию интереса к к литературно-краеведческому наследию Тай...
Урок литературы в 8-м классе " История одной любви" ( по повести И.С.Тургенева "Ася")
Этот урок формирует у учащихся чувства прекрасного через поэтический текст повести, музыку, знакомит учащихся с произведением 19 века, учит восьмиклассников текстуальному анализу пов...
Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."
Цели:Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализ...
Конспект урока литературы в 6 классе «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Урок в рамках нового ФГОС...
Конспект урока литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Андерсена "Снежная королева"
Конспект урока литератры в 5 классе...