План - конспект урока "А.С. Пушкин "Метель". Пейзаж как один из главных композиционных элементов"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Добряк Инна Александровна

Цель: показать, какую роль играет пейзаж в повести А.С. Пушкина «Метель»; учить ведению диалога во время анализа художественного произведения;

развивать у учащихся умение и навыки анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы; работать с художественным текстом;

воспитывать нравственно-духовные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_metel.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Литература

7-Б класс

Тема. А.С. Пушкин «Метель».

Пейзаж как один из главных композиционных элементов

Подготовила и провела: И.А.Добряк

2016

Тема. А.С. Пушкин «Метель». Пейзаж как один из главных композиционных элементов

Цель: показать, какую роль играет пейзаж в повести А.С. Пушкина «Метель»; учить ведению диалога во время анализа художественного произведения;

развивать у учащихся умение и навыки анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы; работать с художественным текстом;

воспитывать нравственно-духовные ценности.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы: урок-диалог(Беседа с элементами игры,слово учителя, словарная работа, просмотр фрагмента из фильма,выразительное чтение, работа с текстом,  работа с таблицей, работа с иллюстрацией Д. Шмаринова, работа с аудиозаписями музыки Г.В. Свиридова, беседа с учащимися)

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, повесть А.С. Пушкина «Метель»,  презентация «Пейзаж как один из главных композиционных элементов», музыкальные иллюстрации

Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина: вальс, «Тройка», иллюстрация Д. Шмаринова к повести А.С. Пушкина «Метель», фрагменты из кинофильма «Метель», стихотворения

А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы», раздаточный материал.

Эпиграф к уроку.

От судьбы не сбежать и не скрыться,

Что начертано, сбудется враз.

Суждено вам летать – будут крылья,

Суждено воевать – будет враг.

Суждено полюбить – будет счастье,

И закружит вас вихрем метель.

Вспоминайте из Пушкина Машу

И не бойтесь случайных потерь…

С.Чеботарёв.

Ход урока

1.Организационный момент

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А.С. Пушкина «Метель» и выясним, какую роль в повести играет пейзаж.

2.Актуализация опорных знаний

1). Беседа с элементами игры. Ребята, пожалуйста, возьми снежинку, прочитайте и ответьте на вопрос.

-  В каком году начинаются события повести? (1811)

- Продолжите фразу: «Мария Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно…» («…была влюблена»)

- Какое впечатление произвела на читателей главная героиня повести Марья Гавриловна в начале произведения?

- Какую шутку сыграла метель с героями повести?

- Как закончилась судьба Владимира?

- Чем привлекает читателя личность Бурмина?

- Что вспомнила Мария Гавриловна, слушая признание Бурмина в любви? (Страницы романа)

- Продолжите последнюю фразу повести: «Бурмин побледнел …» («…и бросился к её ногам»)

2). Слово учителя.

 - Срывая снежинки и отвечая на вопросы, мы раскрыли репродукцию картины, на которой изображён зимний пейзаж. Давайте вспомним лексическое значение слова «пейзаж».

3). Словарная работа.

Пейзаж (фр.)-1) реальный вид какой - либо местности; 2) в искусстве – изображение природы.

3.Работа над темой урока

1) Слово учителя.

- В повести А.С. Пушкина «Метель» главную роль играет природная стихия. Не случайно произведение названо так. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели. Очень интересно, что Пушкин выбирает не ливень, не грозу, а именно метель. Она, как мне кажется, больше всего подходит в данном сюжете.

- Запишите слово «метель», подберите к нему слова-ассоциации.

2) Просмотр фрагмента, изображающего природную стихию, из фильма «Метель».

3) Проверка.

- Прочитайте свои слова – ассоциации к слову «метель». (Снег, ветер, вихрь, метёт, холодно, замёрз)

4) Слово учителя.

- А теперь давайте дополним свои ассоциации пушкинскими. Перед вами тексты из известных стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы».

5) Выразительное чтение.

1.Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно…

2. Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

3. Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Бесы».

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

6). Слово учителя.

- Прочитайте пушкинские ассоциации. Лексика Пушкина более выразительная, богатая, эмоциональная, и нам легче представить картину метели.

Для Пушкина значение «метели» не ограничивается определением «сильный ветер со снегом, вьюга». Для него метель – это и состояние внешнего мира: «мятеж», «смута», «путаница», «неразбериха», и внутреннее состояние человека: «волнение», «беспокойство», «тревога», «страх».

- Почему повесть называется «Метель»? Как герои произведения связаны с этой стихией?

7). Работа с текстом.

- Найдите описание метели в восприятии героев повести.

- Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев?

- Выпишите слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношения каждого из героев с метелью.

8). Работа с таблицей.

Маша

Владимир

Бурмин

“На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием…Метель не утихала, ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу”

“Такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею; Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались…Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать…Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был в снегу…Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал”.

«Непонятное беспокойство овладело мною, казалось кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонек и велел ехать туда».

- Сделайте взвод о взаимодействии героев и метели. Что происходит с героями?

1. Маша.

- Машу метель пытается остановить, но потом всё-таки позволяет ей отправиться в путь и добраться до церкви.

- Почему Машу называют «молодой преступницей»?

- Посмотрите на репродукцию картины Д. Шмаринова «Метель». Как идея произведения А.С. Пушкина отражена в репродукции? (Использование чёрно-белого цвета, он указывает на внутреннюю борьбу, внутри личностный конфликт в момент, когда Маша убегает из дома)

2. Владимир.

Описание метели в восприятии Владимира занимает 1/6 всего текста.

- Словами какой части речи насыщен текст. Зачем это понадобилось автору? (Глаголы, которые передают действие Владимира во время метели и действие метели. Это нужно для динамичности, стремительности повествования. Держит читателя в напряжении, через глаголы показывает борьбу Владимира и метели).

- Зачем так часто используется повтор слов, упоминание о времени? (Герой торопится, не успевает, а следовательно, переживает, беспокоится. Так передаётся чувство волнения и тревоги читателю, усиливается беспокойство)

- Какое состояние испытывает Владимир во время метели? Меняется ли оно? (Сильное беспокойство, успокоился и с ужасом увидел, отчаяние, слёзы брызнули из глаз, остался недвижим, как человек, приговорённый к смерти)

- Композитор Георгий Васильевич Свиридов создал вальс к кинофильму «Метель». Послушайте, пожалуйста, и сравните выражение состояния Владимира со словами Пушкина и музыкой Свиридова. Какие чувства сближают их?

- Какие чувства, ощущения возникли у вас?

- Заметили ли вы что-то общее в вальсе «Метель» и действиях Владимира?(И через музику, и через слова метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира)

Владимира стихия кружит и запутывает, он опаздывает и приезжает в Адрино под утро, никого там не застав.

3. Бурмин

- Как описание метели связано с душевным состоянием, характером Бурмина? (Какая-то сила выталкивает ехать в самую бурю и приводит в церковь)

9). Итоговая беседа с учащимися

- Вспомните, что такое композиция?

- Какое место в построении произведения занимают действия, связанные с метелью?

- Так что же такое метель? (Метель - полноправный герой повести, она живое существо со своим характером и целями.И в отношении к каждому герою она преследует свои цели, изменив их жизненные планы, их судьбу)

- Как вы понимаете слово «судьба»? (Судьба – предначертание жизненного пути, предопределение)

- А как судьба-метель распорядилась жизнью героев? (Она развела судьбы Маши и Владимира, но соединила Машу и Бурмина)

- Обратимся к эпиграфу. Согласны ли вы с мнением Чеботарёва, что «от судьбы не сбежать и не скрыться»?

10). Прослушивание музыки Г.В. Свиридова «Тройка».

Эмоциональное состояние, которое испытали герои во время метели, нам подскажет и заставит задуматься о судьбе музыка Г.В. Свиридова.

11). Итоги урока.

12). Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Метель – главный герой повести А.С. Пушкина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 8 класс. Д.И.Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии "Недоросль"

Методическая разработка  содержит материал по биографии писателя, его времени. Даётся подробное  описание работы Д.И.Фонвизина над комедией. Вводятся понятия классицизм, новаторство....

План-конспект урока химии в 9 классе по теме "характеристика химического элемента на основе ПСХЭ Д.И.Менделеева и строения атома"

План-конспект урока химии в 9 классе по теме "Характеристика химического элемента на основе ПСХЭ Д.И. Менделеева и строения атома"...

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...

План-конспект урока для учащихся 1 класса на тему "Гимнастика с элементами акробатики, кувырка вперёд и стойка на лопатках", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях

План-конспект урока для учащихся 1 класса на тему "Гимнастика с элементами акробатики, кувырка вперёд и стойка на лопатках", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях...

План-конспект урока английского языка по теме «Day by day» с элементами гражданско-патриотического воспитания в 6 классе

Данный план-конспект разработан для проведения урока английского языка в 6-м классе по учебнику «Spotlight-6» по теме "Day by day". В ходе урока использованы элементы гражданско-...

План-конспект урока по геометрии 7 класс построение треугольника по трем элементам

План-конспект урока по геометрии 7 класс построение треугольника по трем элементам...