Нравственные проблемы рассказа А.Платонова «Юшка»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Тема: Нравственные проблемы рассказа А.Платонова «Юшка».
Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока
по литературе на тему:
«Нравственные проблемы рассказа А. Платонова «Юшка».
Автор: Бережная Е.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Благодарновская СОШ»
Оренбургская обл.,
Тюльганского р-она, с. Благодарное
2015г.
Аннотация.
Урок «Нравственные проблемы рассказа А.Платонова «Юшка», соответствует требованиям ФГОС. Урок ориентирован на углубление представлений учащихся о понятии «любовь» как духовно -нравственной категории на примере содержания рассказа А.Платонова. Разработка урока прошла апробацию.
Введение.
Идея урока: рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о нравственности.
Данный урок имеет ярко-выраженную личностно-ориентированную направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в письменной форме своё понимание нравственных понятий.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- индивидуальная,
- фронтальная
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:
- методика исследовательских заданий,
- личностно-ориентированное обучение;
- элементы технологии проблемного обучения
ПРИЁМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:
- эвристическая беседа,
- вызов к размышлению,
- работа со словом.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
- анализ текста,
- самостоятельная работа,
- работа со словарём,
- составление афоризма,
- написание синквейна.
Предмет: литература
Тема: Нравственные проблемы рассказа А.Платонова «Юшка».
Цель: углубить представление учащихся о понятии «любовь» как духовно -нравственной категории на примере содержания рассказа А.Платонова
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;
- формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
- различать основные нравственно- этические понятия;
- соотносить поступок с моральной нормой;
- оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;
- проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре или группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
- составлять литературный портрет героя;
- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- находить дополнительную информацию, используя словари и интернет-ресурсы;
- составлять кластер для получения информации и сравнения героев произведения;
-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;
-обсуждать проблемные вопросы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
- воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;
- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования ,приводить убедительные доказательства;
- писать отзыв, синквейн и пирамидальное письмо, используя полученную информацию.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
- формулировать целеполагающий вопрос на уроке.
Тип урока: урок формирования нравственных ценностей
Вид урока: урок-размышление
Материально-техническое обеспечение: художественный текст, портрет писателя, толковый словарь, высказывания из Библии.
Класс, возрастная группа: 7класс.
Межпредметные и внутрипредметные связи: ИЗО, русский язык(словарь Ожегова)
Ход урока.
Старая мудрость говорит: не плачьте об
умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть.
В. Распутин
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Библия
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.
Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?
И я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. И помогут нам раскрыть истинный смысл этих понятий две книги: небольшой рассказ Андрея Платонова с таким негромким и коротким названием «Юшка» и Библия – священное писание, которое для многих поколений на земле долгие века было руководством в жизни.
– Дома вы прочитали рассказ «Юшка». Я думаю, что он не оставил вас равнодушными к судьбе Юшки.
3. Мотивация
- Над чем заставил вас задуматься рассказ?
– Произведения Платонова требуют работы мысли и сердца. Мы проживём вместе с его героями совсем короткое время – один урок. Именно проживём, чтобы постараться понять их, а может быть, и самих себя.
– Почему рассказ назван «Юшка»?
– Нужны ли нам такие произведения и их герои? На эти вопросы мы ответим в конце урока.
4. Определение темы. Целеполагание (совместно с учащимися.)
Вам даны эпиграфы на отдельном листе. Выберите, пожалуйста, тот, какой вы считаете более точно подходит к рассказу.
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. (Б.Пастернак)
Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. (О.Волков)
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья. (М.Ю.Лермонтов)
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой. (И.Суриков)
- Какие задачи поставим на уроке?
Игра «Ассоциации»
– Прежде чем начнём работать с текстом, мне бы хотелось понять, как вы воспринимаете Юшку, какие чувства у вас вызвал этот герой. Для этого поиграем в игру «Ассоциации». Я попрошу вас придумать за одну минуту ассоциации к образу Юшки.
(Обобщаем ответы учащихся.)
– На вид Юшка неказистый, некрасивый, неприметный. Я его представляю подорожником, который опалён солнцем. Его топчут ногами, а он всё равно растёт, живёт да ещё лечит нас, людей, от болезней.
4. Изучение нового материала
– Ребята, это ваше представление Юшки. А каким его видит автор? С первых строк рассказа мы знакомимся с главным героем. Автор даёт нам портрет Юшки.
(Работа с текстом – читаем портрет Юшки.)
– Что мы узнали о нём? Дополните ваше восприятие героя тем, что мы только что прочитали.
Словарная работа в тетради.
– Запишем в левую колонку слова, характерные для его внешности. Вы в тетради, я – на доске.
(Совместная работа учителя и учеников)
Неказистый
Жалкий
Тихий
Скромный
Кроткий
Незаметный
Слабый
– Какое чувство вызывают такие люди? (Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом).
– А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире?
– Как относятся к нему дети?
– Выберите из текста самые яркие примеры обращения детей с Юшкой.
(Работа с текстом – кричали на него, бросали камни и т.д. Дети терзали его.)
Словарная работа.
– Терзать – что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы учащихся.)
Обращение к «Словарю Ожегова»
«Терзать – мучить, издеваться, тиранить, истязать».
– Почему дети, которые только начинают жить, и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– Детей удивляло то, что Юшка не отвечает им злостью, не обижается. Дети ждут естественной реакции – зла в ответ на зло. Они хотели, чтобы он рассердился на них. Но Юшка не трогает ребят и молчит. Реакция Юшки – по законам жизни, которые находят отражение в Библии.
Демонстрация высказывания из Библии: «Побеждай зло добром».
– А как сам Юшка объясняет поведение детей? (Он считает, что дети любят его, что он им нужен.)
– А, может быть, у детей есть пример для подражания такого жестокого отношения к Юшке? (Да, взрослые.)
– Почему взрослые равнодушно относятся к Юшке? Ведь они мудрее детей, у них есть свой жизненный опыт.
– Чем автор объясняет их поведение?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– И взрослых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Горе или обиду они с лютой яростью переносят на беззащитного человека. Его молчание превращалось в его вину, а его кротость приводила ещё к большему ожесточению. Дети = взрослые.
– Платонов называет героя «блаженным». Что это значит? (Ответы учащихся.)
Обращение к «Словарю Ожегова»
«Блаженный (блажной) – счастливый, осенённый благодатью».
В 19 веке Жила Блаженная Ксения Петербуржская. Она была женой очень богатого человека. Когда её муж умер, Ксения продала всё его имение и деньги раздала бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыню у тех, кто больше неё нуждался в помощи. Ксения была сама Доброта.
– Что объединяет Ксению и Юшку? (И Юшку, и Ксению объединяет любовь к людям, умение жертвовать собой ради других.)
– Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»? – вопрос дискуссионного характера.
(Ученики доказывают свою точку зрения, высказывают собственное мнение.)
Юшка оправдывает их.
– Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие»?
– Ребята, меня очень затронули слова Юшки: «Сердце в людях бывает слепое». Что значит, по-вашему, «слепое сердце»?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– Тема добра, милосердия, сострадания вечна. Вы правы, что «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро. Это человек, у которого нет сострадания к людям.
– Как вы понимаете слово «сострадание»? (Ответы учащихся.)
Обращение к «Словарю Ожегова»
«Сострадание – сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование».
Запись на доске: Со(вместе) + страдание = разделять чужую боль.
– Как бы мы ни относились к словам Юшки о том, что народ его любит, сам он верит в это искренне. Мы понимаем, что ему живётся среди людей тяжело. Но всё же есть место, где он вольно дышит, где он свободен от всех. Это место – природа.
(Выразительное чтение отрывка учителем)
– Как этот отрывок помогает понять нам образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем о герое?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него здесь нет необходимости скрывать свою «любовь к живым существам». Он умет любоваться природой, в отличие от людей, с которыми он общается.
Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все от него ждали – Юшка осерчал. Платонов мог бы использовать любое близкое по значению слово – «рассердился», «разгневался», «возмутился». Но он употребил именно «осерчал».
– Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.)
– Трудно представить Юшку, кроткого, безответного, разгневанным. Поэтому лучше для него подходит «осерчал». Это слово мягче, «добрее», чем «рассердился», «разгневался», «возмутился».
– Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, впервые в жизни?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– Юшка не согласен с тем, что он лишний человек. Родители его родили, значит, он кому-то нужен, он должен жить.
Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело. Почувствовать тяжесть происходящего ещё сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.
5. Творческое задание
– Если бы вам дали в руки цветные карандаши, как бы вы раскрасили иллюстрацию? (Ответы учащихся)
Юшка умер, все пришли с ним проститься. И снова я обращаюсь к мудрым словам: «Господи, открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их.»
– Когда это произошло? (После смерти Юшки.)
– Изменилась ли жизнь людей после смерти героя? (Изменилась, но не в лучшую сторону. Злоба копилась. Её они срывали друг на друге, так как Юшки больше нет.)
– К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздаётся должное тому, кто неустанно дарит добро людям. Но добро, любовь, по мнению Платонова, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Остаются добрые дела.
– Кто из героев дальше продолжает дело Юшки – делать добро?
– Приёмная дочь, сирота. Она лечит больных. Когда-то Юшка помог ей, теперь она продолжает его дело. Её называют дочерью доброго Юшки.
– За что эта девушка должна быть благодарна Юшке?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– Копил деньги для неё. Чай пил без сахара. Работал в кузнице. Добро прорастает и даёт свои плоды: «Так всякое добро приносит и плоды добрые».
Именно благодаря девушке-врачу узнают и имя человека, которого все привычно звали Юшкой. А звали его Ефим Дмитриевич. Совсем не случайно Платонов своего героя назвал Юшка и Ефим Дмитриевич. Юшка – это кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью. В народе говорят: «Ударь по носу – и юшка потечёт». Юшка – герой – это воплощение добра, утрата его губительна для людей. Со смертью Юшки «вся злоба и глумление остались среди людей и тратились между собой».
Ефим – это благочестивый, благожелательный, священный.
Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богине земледелия и плодородия. Благие зёрна, взращенные на плодотворной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
Словарная работа в тетради
– Вернёмся, ребята, к началу урока, где мы с вами говорили о внешности Юшки. Но, как вы теперь понимаете, важнее не внешность человека, а его внутренний мир.
Я вам говорила, что произведения Платонова требуют работы мысли и сердца.
– Каким Юшка запомнился нам?
– Запишем в правую колонку слова, характерные для его внутреннего содержания. Вы в тетради, я – на доске.
(Совместная работа учителя и учеников)
Добрый
Отзывчивый
Любящий всех
Трудолюбивый
Неравнодушный
Всепрощающий
5. Итог урока
– Как вы помните, в начале урока вам были предложены эпиграфы, в которых содержится главная мысль, идея рассказа. Прочитайте ваши варианты.
– Почем выбрали именно этот эпиграф? (Учащиеся объясняют свой выбор эпиграфа.)
– А теперь давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
– Почему рассказ назван «Юшка»?
– Нужны ли нам такие произведения и их герои? Рассказ написан более 60 лет назад.
- Какие проблемы ставит Платонов в рассказе?
– Независимо от того, какая профессия будет у вас, главное – делать добро, помогать друг другу, не скупиться на ласковые слова: «Возлюби ближнего, как самого себя».
– Каждый из вас может вспомнить своего Юшку, человека, которого вы обижали, смеялись над ним, кричали обидные слова вслед, дразнили, а, может быть, просто не замечали рядом живущего человека, который нуждался в помощи. Приложите руку к сердцу, послушайте, как оно бьётся. Живите так, чтобы рядом с вами было интересно, чтобы можно было довериться вам в трудную минуту. А у тех, кого мы ненароком обидели, давайте попросим прощения: «Прости нас, Юшка!»
6. Рефлексия.
- Составьте синквейн, показывая ваше отношение к главному герою произведения.
7. Домашнее задание
1) Рисунок к понравившемуся эпизоду или иллюстрирование героев рассказа.
2) Сочинение «Что значит «слепое сердце»?
Список используемых источников:
1. «Уроки литературы- уроки нравственности». Методическое
пособие. Составитель: Н.М. Мищенко, КРИРО и ПК, город Сыктывкар, 2006 год.
2. Интернет- ресурсы: http://www.proshkolu. ruhttp://www. nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Не рождается зло от добра и обратно, Различать их нам взгляд человеческий дан» ( по рассказу А.Платонова «Юшка») Конспект урока по литературе в 7 классе
Урок литературы в 7 классе...
Крнспект урока литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" и презентация
Данный конспект предназначен для учащихся 7 класса. Цель: 1) познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Юшка»; 2) углуб...
открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка".
Тема урока "Дорога добра".Дети на уроке проходят такой дорогой вместе с главным героем Юшкой. Путь этот непростой, но Юшка его преодолевает, делая только добро всем и всему на земле.Рассуждать о добре...
Урок литературы по рассказу А.Платонова "Юшка"
Урок обобщения и систематизации знаний...
Урок литературы в 7 классе по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»
Тема урока: «Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)Цели урока:- продолжить изучение творчества А.Платонова;-провести анализ рассказов «Юшка» и «Неизве...
Конспект урока - «педагогической мастерской» «Юшка» в 7 классе (по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Цель: создать условия для· освоения нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...
Юшка – незаметный человек с большим сердцем. (по рассказу А. Платонова «Юшка»).
Цель:Составить образ человека с большой буквы на примере героя рассказа А. Платонова «Юшка».Задачи:Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображен...