Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из которого, смеясь, выглядывала Ася, дразня господина Н. Н. Кстати, как вы думаете, почему на подоконнике стоит герань? - ответ - Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н.Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно, она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь. - Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему? - ответ - Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему не принесла героям счастья? Кто в этом виноват?
Итак, повесть называется «Ася». Почему?
Но какое настоящее имя носит героиня? (Аня – грация, миловидность, Анастасия (Ася) – рожденная заново).
Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Оставляем этот вопрос открытым, мы еще вернемся к нему, но одна особенность у нас уже есть: смысл названия, у Тургенева оно всегда очень значимо.
Вывод: Повесть называется «Ася» по имени главной героини, так как она не только оказалась главной, то есть лучшей, истинной по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти и мыслях рассказчика.
Я думаю, что пришло время познакомиться с Асей. У вас есть на неё досье?
Ответ учащихся. Имя-Ася, как зовёт ее брат Гагин, Анна- полное имя Возраст-17-18 лет Происхождение- дочь дворянина и горничной, воспитание домашнее и обучение в пансионе Цель путешествия- по решению брата Место проживания- Германия, за городом З.., в винограднике над Рейном Чувства, переживания- странное поведение, вызванное ощущением необычности положения, переживания, связанные с зарождающейся любовью, горячность, переменчивость в настроении.
Какова же Ася? Правда ли , она странная? В чём её странность?
Микровывод: Ася как бы освещает всё вокруг, с ней чувствуется живее, слышится звонче. Человек становится счастливее.
Сопоставим психологическое состояние и действия героев в 11-12 главах и увидим. Насколько они не соответствуют друг другу. Он Она Веселый печальная Любуется боится Вошел хочет бежать Не думал ни о чем о многом думала Ему очень хорошо мысль о смерти Смеется дает клятву.
Микровывод: Н.Н. боится Асиной «странности», боится неожиданностей и беспокойств, которое ему сулит женитьба на ней. Он поступает «благоразумно», «по правилам», «как честный человек», а любовь- это нарушение всех правил.
А почему Тургенев отказывает герою в имени ? Что вы можете о нем сказать ? У вас есть на него досье? Ответ : Имя –господин Н.Н. Возраст- 25 лет Происхождение- дворянин Цель путешествия- «уехал за границу не для того, чтобы «окончить моё воспитание, а просто мне захотелось посмотреть на мир Божий…» Место проживания – Германия, городок З.., в двух верстах от Рейна Чувства, переживания- любование природой, Рейном, воспоминания о некоей вдове, удивление перед загадкой Гагина и Аси, странностью девушки, зарождение любви к Асе, желание разгадать загадку отношений Гагина и Аси, ошибочность представлений о них. Радость от известия, что Гагин и Ася –брат и сестра, противоречивые чувства после записки Аси, малодушие, нерешительность во время свидания с Асей.
- Как жил господин Н. до встречи с Асей? (гл.1) Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир. - Что значит «жил без оглядки»? Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних. - Испытывал ли он настоящие чувства? Даже чувства он себе придумывал (история с «жестокосердной» вдовой). - Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное») - Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью. - Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя? Счастье. Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева. - Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив? Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли? - Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной. В чём же странности её характера? Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня… - В чём причина этой странности? История Аси, рассказанная Гагиным. - А какова вторая причина странностей героини? Чувство, которое пугает Асю своей новизной - В душе господина Н. происходит очень сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу.
Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в тексте слова со значением чувства. Подчеркните слова со значением «чувства». 1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала… Мне стало досаднее. 2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце… - Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.
- Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько.
- Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа.
-Что привлекло господина Н. в Асе? В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим. - Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют? Заполнение 1 колонки таблицы - Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси? - Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он? Предательство, чужая тайна. - Проанализируйте сцену разрыва (глава шестнадцатая). Какой цвет и свет? Что и как говорят герои? Почему Ася на свидании «словно мертвая птица», ведь она надеется на любовь? Этот ключевой образ птицы поможет понять мысль писателя: не судьба! Ася убегает, понимая, что любовь не будет иметь продолжения. Заполнение 2 колонки таблицы.
| Первое свидание | Второе свидание | Цвет и свет | Светлые глаза, синева неба, воздух был насыщен блеском | Довольно темно | Интонация речи героев | Ласка в голосе, засмеялась тихим смехом | Испуганный шёпот, прерывистые звуки, резкие слова | Место свидания | В винограднике у подножия горы | Небольшая комната | Музыка | Вальс | ------------------------- | Ключевой образ | Летящая птица, крылья | Испуганная птичка, рука, как мёртвая |
-Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья. Этот ключевой образ птицы помогает понять основную мысльписателя6 не судьба! Ася убегает, понимая, что любовь не будет иметь продолжения.
Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа (обобщенного образа) «тургеневской девушки» Что же для него характерно? Ответы учащихся, обобщение через презентацию.
Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства. Устремленность в будущее. Сильный характер, готовность к самопожертвованию. Активность и самостоятельность в решении своей судьбы. Строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью. Непосредственность. Любовь к природе. «странность» внутреннего мира героини. Требовательность в выборе любви
В чём привлекательность тургеневской героини для современного читателя?
Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.
Я предлагаю вам сравнить сцену свидания из романа И.С.Тургенева «Рудин». Какими вы увидели героев, что их объединяет? (инсценирование фрагмента из романа «Рудин», сцена свидания)
- Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18) - Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку. - «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей…» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь?
Главную мысль, идею всего произведения Тургенев вкладывает в уста своего героя, который только после разрыва с Асей убеждается в своей любви к ней. Автор наказывает своего героя за то, что тот не узнал любовь, что сомневался в ней. В любви нельзя сомневаться, любовь нельзя откладывать на завтра. Идея: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». Как вы это понимаете? (анализ анкет)
Осознание чувства любви к нему пришло слишком поздно. Нельзя откладывать любовь и счастье «на завтра». Вся история досказана в 21 главе. Зачем Тургеневу нужна глава 22? Что читатель узнаёт о господине Н.Н.? В чём видит Тургенев драму господина Н.Н.? ( Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы…И я сам – что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, тех крылатых надежд и стремлений? Так лёгкое испарение ничтожной травки переживает все радости, все горести человека- переживает самого человека). |