Программа элективного курса "Друзья А.С.Пушкина"
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Предлагаемый курс ориентирован на учащихся 7 классов. Несмотря на связь с основным программным материалом, данный курс обладает содержательной самостоятельностью, т.к. содержание этого курса выходит за рамки традиционных программ по литературе. Это позволяет свободно включить его в учебный процесс на различных этапах обучения в 8-9 классах, что способствует расширению тем базовых общеобразовательных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzya_pushkina_programma_elektivnogo_kursa.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  г.Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 46»

Обсуждена                         Согласована                               Утверждаю

на заседании   МО             на совете МС                            и.о. директора школы

______________                _____________                    ______Караваева Т.П.

Программа

элективного курса по литературе

«Друзья Пушкина»

7 класс

                 

             

                             составлена

Караваевой Т.П.,

учителем русского языка и литературы

                                                                                             

2017 г.

Пояснительная записка

     Предлагаемый курс ориентирован на учащихся 7 классов. Несмотря на связь с основным программным материалом, данный курс обладает содержательной самостоятельностью, т.к. содержание этого курса выходит за рамки традиционных программ по литературе. Это позволяет свободно включить его в учебный процесс на различных этапах обучения в 8-9 классах, что способствует расширению тем базовых общеобразовательных программ.

     Данный курс может содействовать решению задач предпрофильной подготовки учащихся в области гуманитарных знаний, способствовать самоопределению учеников относительно профиля обучения в старших классах. Тематика данного курса призвана пробудить познавательный интерес учащихся.

     Предметом изучения данного курса является близкое окружение А.С. Пушкина. Тема интересна не только обилием замечательных имен, умов, которые она в себя вбирает, но и тем, что вне этого окружения трудно в полной мере представить  все вехи формирования личности и таланта великого русского поэта. Неслучайно тема пушкинского окружения остается одной из важнейших в пушкиноведении

При составлении программы предусмотрены:

- междисциплинарная интеграция (т.к. в процессе подготовки к занятиям учащиеся знакомятся с исторической обстановкой в России первой половины XIX века, постигают логику историко-литературного процесса);

-практическая направленность - возможность выхода на уроки русского языка и литературы  с сообщениями, подготовленными в рамках элективного курса, а также возможность выступить в роли консультантов на уроке по изучению  темы дружбы в лирике А.С. Пушкина; почувствовать себя в роли лицеистов при подготовке и проведении литературно-музыкальной композиции;

-интерактивность - возможность получать информацию по интересующей теме через сеть Интернет, посещать сетевые сообщества, проверять свои знания с помощью тестов с обратной связью; семинары, практикумы, диспуты и дискуссии как основные формы организации занятий курса;

- -учёт индивидуальных способностей и потребностей учащихся: ребята сами выбирают как способы получения и обработки информации, так и форму «отчётной» работы.  

-рейтинговая система оценки деятельности (каждый вид работы ученика оценивается по 10-балльной шкале самим учеником, его одноклассниками и преподавателем; на заключительном занятии оглашается общая сумма баллов как один из показателей активности и успешности деятельности в рамках курса).

     Основные идеи курса:

     - литературоведческое обогащение школьников с целью расширения круга знаний;

     - развитие у учащихся речевой культуры;

     - развитие основных навыков исследовательской деятельности, навыков анализа   художественных произведений;

     - нравственное воспитание подростков, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.

Цель курса

-получить более глубокие, чем предполагает стандартная программа, знания о жизни и творчестве великого поэта, составить живое мнение об А.С. Пушкине как человеке и личности, о людях, его окружавших, обогатить свои представления об историко-литературном процессе в России XIX века;

- -совершенствовать умения самостоятельного сбора, анализа информации и создания исследовательских творческих работ;

- -приобретение опыта публичного представления своей работы, овладение навыками самопрезентации.

     Курс ориентирован на решение следующих задач:

  •  изучение жизни и деятельности представителей ближайшего окружения А.С. Пушкина с тем, чтобы иметь более полное представление о личности великого русского поэта;
  •  более полное постижение учащимися этапов жизни и творчества поэта;
  • систематизация уже имеющихся у учащихся знаний о жизненном и творческом пути поэта;
  • обучение анализу поэтического текста;
  • -уметь находить изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;

   

     Техническое обеспечение:

  • при подготовке к занятиям ученики имеют возможность использовать для поиска и обработки материала кабинет информатики (разрешён доступ к сети Интернет), личные ПК и компьютер в кабинете русского языка и литературы;
  • при проведении занятий ученики имеют право выбора технических средств, необходимых для презентации «отчётных» работ (в случае, если работы эти выполнены в виде продукта PowerPoint либо HTML-проекта): телевизор+DVD-проигрыватель или видеомагнитофон, компьютер, проектор и экран, интерактивная доска.

 Рекомендуемые формы выполнения «отчётных» работ на конференцию:

1) сообщение

2) доклад

(могут быть выполнены с привлечением технических средств обучения)        

3) компьютерная презентация (вариант – экскурсия по «портретной галерее»)

4) HTML-проект

5) комментирование видеофильма

6) создание собственного видеоролика

7) другой вид работы (по выбору ученика)

Примерный перечень источников информации при подготовке к занятиям курса:

1) Биобиблиографический словарь. – М.: Издательство «АСТ», 2000.

2) Волконская М.Н. Записки княгини Волконской. - М.: Художественная литература, 1974.

3) Данзас К.К. Последние дни жизни и кончина А.С. Пушкина.- М.: Художественная литература, 1976.

4) Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах /под ред. Благого Д.Д. – М.: Детская литература, 1979.

5) Керн А.П. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1974.

6) Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Часть 1.  – М.: Просвещение, 2003.

7)Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. – М.: Художественная литература, 1985.

8) Пущин И.И. Записки о Пушкине. – М.: Детская литература, 1983.

9) Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина. – М.: Просвещение, 1985.

10)Ресурсы сети Интернет.

11) Русские писатели. Биобиблиографический словарь в двух частях. Часть вторая/ под ред. Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1990.

12) Стихотворения Александра Пушкина. – М.: Детская литература, 1965.

Поэтические тексты А.С. Пушкина к занятиям курса:

Год 1814: «Князю А.М. Горчакову», «Год 1815: «К Пущину. 4 мая», «Моё завещание друзьям», «Воспоминание. К Пущину», «Послание к Галичу», «К Дельвигу», «Послание к Юдину», «Князю А.М. Горчакову».

Пирующие студенты».

Год 1816: «К Жуковскому», «Друзьям».

Год 1817: К Каверину», «Дельвигу», «Товарищам», «Разлука».

Год 1818: «К Чаадаеву».

Год 1819: «К Щербинину», « Послание к князю Горчакову».

Год 1821: «Дельвигу», «Чаадаеву».

Год 1822: «В.Ф. Раевскому», «Друзьям».

Год 1825: «19 октября».

Год 1826: «Пущину».

Год 1827: « 19 октября 1827 года».

Год 1828: «Друзьям».

Год 1832: «Чем чаще празднует Лицей…».

Год 1836: «Была пора: наш праздник молодой…».


Тематическое планирование  курса:

№ п/п

Тип занятия

Тема занятия

Содержание

Результат

Межпредметная интеграция

Колич часов

1

Вводное занятие

«Лицейское братство»

1. Знакомство с лицейскими товарищами

А.С. Пушкина.  Примерные темы выступлений:

«Кюхля», «Жанно», «Ленивец сонный», «Князь», «Повеса из повес»;

2. .Выразительное чтение и  анализ  стихов Пушкина

Выработка следующих умений:

1.расширение и углубление  знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина

2.формирование навыков общения в разных ситуациях;

3.составление тезисов статьи;

4.заучивание наизусть понравившееся стихотворение Пушкина.

Выход с сообщением на урок литературы

 по теме «Дружба и друзья в лирике Пушкина».

2

2

экскурсия

Заочная экскурсия по Лицею.

1.воспитание эстетического вкуса.

2.формирование читательской самостоятельности.

3.развитие навыков исследовательской работы;

4.приобщение к миру искусства.

Проведение экскурсии в пушкинском центре

3

2

семинар

«Друзья-лицеисты»

Лицеисты-поэты (Илличевский, Кюхельбекер, Дельвиг) и Пушкин.

Дружество или конкуренция?

1.обучение лингвистическому анализу текста;

2.выразительное чтение стихов лицейского периода.

3.Написание мини- сочинения «Дружба и друзья в судьбе поэта.

Сообщение  на уроке литературы по теме «Историко-литературный процесс в русской литературе 19 века»

2

3

Литературно-музыкальная композиция

 «Друзья мои, прекрасен наш союз»

Значимость лицейской дружбы

1.воспитание эстетического вкуса.

2.формирование читательской самостоятельности.

3.приобщение к миру искусства.

Выступление перед  учителями, учащимися, родителями

4

3

семинар

«Друзья-учители»

Значение дружбы с Жуковским, Чаадаевым, Карамзиным в жизни и творчестве Пушкина. Литературное общество «Арзамас».

«Юный чудотворец».

1.выразительное чтение и анализ стихов,посвященных В.Жуковскому, П.Чаадаеву, Н.Карамзину.

2.Выпуск газеты

 « Царскосельские встречи Пушкина.

Выход с сообщением на урок истории тема «Культура

19 века»).

2

4

семинар

Зелёная лампа»

Знакомство с товарищами А.С. Пушкина  по обществу «Зелёная лампа» (братья Всеволожские, М.А. Щербинин, граф Я.Н. Толстой, П.Б.Мансуров,

Ф.Ф. Юрьев).  Стихотворные послания поэта к друзьям.

1.расширение и углубление  знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина

2.формирование навыков общения в разных ситуациях;

3.составление тезисов статьи;

4.заучивание наизусть понравившееся стихотворение Пушкина.

Сообщение на уроке русского языка по теме

« Три периода в истории русского языка»

2

5

диспут

«Пушкин и декабристы»

Вопросы к диспуту:

1) «Декабристы разрушили «Арзамас»?

2) Пушкин и декабристы: соратники или попутчики?

1формирование умения отстаивать свою точку зрения;

Выход с сообщением на урок истории

2

6

семинар

«Женщины-друзья Пушкина»

Знакомство с

В.Ф. Вяземской, П.А. Осиповой-Вульф,

Е.А. Карамзиной.

Кто они, эти «добрые ангелы»?

1.расширение и углубление  знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина

2.формирование навыков общения в разных ситуациях;

3.составление тезисов статьи;

4.заучивание наизусть понравившееся стихотворение Пушкина.

1

7

семинар

«…она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…». Крепостные друзья Пушкина.

Примерные темы для сообщений:

1) «Добрая подружка».

2) «Никита Козлов: верный слуга, хранитель, друг – от рождения до последних минут жизни поэта».

1.Формирование читательской самостоятельности.

2.Развитие навыков исследовательской работы;

Выступление в качестве консультанта на уроке литературы в

5-м классе (тема «Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

2

8

диспут

«Его я просто полюбил,

Он бодро, честно правит нами…».

 Пушкин и Николай I: была ли дружба?

Тезисы для диспута:

1) высказывание И.И. Пущина

( «…была у него [Пушкина] странная привычка вертеться около властных…»)

2) « …но холопом и шутом не буду даже у царя небесного» (из дневника А.С. Пушкина).

1.Формирование читательской самостоятельности.

Выход с сообщением на урок истории

2

9

Конференция

Творческий отчет

Подготовка к творческому отчету Подведение итогов, результаты рейтинга, выводы.

1.Развитие творческих способностей  учащихся ,их литературного дара.

2.Написание работ исследовательского характера пушкинской тематики.

3 Приобретение опыта публичного представления своей работы, овладение навыками самопрезентации.

Школьная научно-практическая конференция

        3



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Элективный курс "В мире Пушкина"

Элективный курс "В мире Пушкина" предназначен для внеурочных занятий по литературе для пятиклассников....

"Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях" программа элективного курса для 8-9 классов

quot;Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях" программа элективного курса для 8-9 классов....

Программа элективного курса "В мире Пушкина"

Программа для учителя литературы...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...