Программа элективного курса "Друзья А.С.Пушкина"
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Предлагаемый курс ориентирован на учащихся 7 классов. Несмотря на связь с основным программным материалом, данный курс обладает содержательной самостоятельностью, т.к. содержание этого курса выходит за рамки традиционных программ по литературе. Это позволяет свободно включить его в учебный процесс на различных этапах обучения в 8-9 классах, что способствует расширению тем базовых общеобразовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_pushkina_programma_elektivnogo_kursa.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г.Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
Обсуждена Согласована Утверждаю
на заседании МО на совете МС и.о. директора школы
______________ _____________ ______Караваева Т.П.
Программа
элективного курса по литературе
«Друзья Пушкина»
7 класс
составлена
Караваевой Т.П.,
учителем русского языка и литературы
2017 г.
Пояснительная записка
Предлагаемый курс ориентирован на учащихся 7 классов. Несмотря на связь с основным программным материалом, данный курс обладает содержательной самостоятельностью, т.к. содержание этого курса выходит за рамки традиционных программ по литературе. Это позволяет свободно включить его в учебный процесс на различных этапах обучения в 8-9 классах, что способствует расширению тем базовых общеобразовательных программ.
Данный курс может содействовать решению задач предпрофильной подготовки учащихся в области гуманитарных знаний, способствовать самоопределению учеников относительно профиля обучения в старших классах. Тематика данного курса призвана пробудить познавательный интерес учащихся.
Предметом изучения данного курса является близкое окружение А.С. Пушкина. Тема интересна не только обилием замечательных имен, умов, которые она в себя вбирает, но и тем, что вне этого окружения трудно в полной мере представить все вехи формирования личности и таланта великого русского поэта. Неслучайно тема пушкинского окружения остается одной из важнейших в пушкиноведении
При составлении программы предусмотрены:
- междисциплинарная интеграция (т.к. в процессе подготовки к занятиям учащиеся знакомятся с исторической обстановкой в России первой половины XIX века, постигают логику историко-литературного процесса);
-практическая направленность - возможность выхода на уроки русского языка и литературы с сообщениями, подготовленными в рамках элективного курса, а также возможность выступить в роли консультантов на уроке по изучению темы дружбы в лирике А.С. Пушкина; почувствовать себя в роли лицеистов при подготовке и проведении литературно-музыкальной композиции;
-интерактивность - возможность получать информацию по интересующей теме через сеть Интернет, посещать сетевые сообщества, проверять свои знания с помощью тестов с обратной связью; семинары, практикумы, диспуты и дискуссии как основные формы организации занятий курса;
- -учёт индивидуальных способностей и потребностей учащихся: ребята сами выбирают как способы получения и обработки информации, так и форму «отчётной» работы.
-рейтинговая система оценки деятельности (каждый вид работы ученика оценивается по 10-балльной шкале самим учеником, его одноклассниками и преподавателем; на заключительном занятии оглашается общая сумма баллов как один из показателей активности и успешности деятельности в рамках курса).
Основные идеи курса:
- литературоведческое обогащение школьников с целью расширения круга знаний;
- развитие у учащихся речевой культуры;
- развитие основных навыков исследовательской деятельности, навыков анализа художественных произведений;
- нравственное воспитание подростков, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.
Цель курса
-получить более глубокие, чем предполагает стандартная программа, знания о жизни и творчестве великого поэта, составить живое мнение об А.С. Пушкине как человеке и личности, о людях, его окружавших, обогатить свои представления об историко-литературном процессе в России XIX века;
- -совершенствовать умения самостоятельного сбора, анализа информации и создания исследовательских творческих работ;
- -приобретение опыта публичного представления своей работы, овладение навыками самопрезентации.
Курс ориентирован на решение следующих задач:
- изучение жизни и деятельности представителей ближайшего окружения А.С. Пушкина с тем, чтобы иметь более полное представление о личности великого русского поэта;
- более полное постижение учащимися этапов жизни и творчества поэта;
- систематизация уже имеющихся у учащихся знаний о жизненном и творческом пути поэта;
- обучение анализу поэтического текста;
- -уметь находить изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
Техническое обеспечение:
- при подготовке к занятиям ученики имеют возможность использовать для поиска и обработки материала кабинет информатики (разрешён доступ к сети Интернет), личные ПК и компьютер в кабинете русского языка и литературы;
- при проведении занятий ученики имеют право выбора технических средств, необходимых для презентации «отчётных» работ (в случае, если работы эти выполнены в виде продукта PowerPoint либо HTML-проекта): телевизор+DVD-проигрыватель или видеомагнитофон, компьютер, проектор и экран, интерактивная доска.
Рекомендуемые формы выполнения «отчётных» работ на конференцию:
1) сообщение
2) доклад
(могут быть выполнены с привлечением технических средств обучения)
3) компьютерная презентация (вариант – экскурсия по «портретной галерее»)
4) HTML-проект
5) комментирование видеофильма
6) создание собственного видеоролика
7) другой вид работы (по выбору ученика)
Примерный перечень источников информации при подготовке к занятиям курса:
1) Биобиблиографический словарь. – М.: Издательство «АСТ», 2000.
2) Волконская М.Н. Записки княгини Волконской. - М.: Художественная литература, 1974.
3) Данзас К.К. Последние дни жизни и кончина А.С. Пушкина.- М.: Художественная литература, 1976.
4) Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах /под ред. Благого Д.Д. – М.: Детская литература, 1979.
5) Керн А.П. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1974.
6) Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2003.
7)Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. – М.: Художественная литература, 1985.
8) Пущин И.И. Записки о Пушкине. – М.: Детская литература, 1983.
9) Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина. – М.: Просвещение, 1985.
10)Ресурсы сети Интернет.
11) Русские писатели. Биобиблиографический словарь в двух частях. Часть вторая/ под ред. Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1990.
12) Стихотворения Александра Пушкина. – М.: Детская литература, 1965.
Поэтические тексты А.С. Пушкина к занятиям курса:
Год 1814: «Князю А.М. Горчакову», «Год 1815: «К Пущину. 4 мая», «Моё завещание друзьям», «Воспоминание. К Пущину», «Послание к Галичу», «К Дельвигу», «Послание к Юдину», «Князю А.М. Горчакову».
Пирующие студенты».
Год 1816: «К Жуковскому», «Друзьям».
Год 1817: К Каверину», «Дельвигу», «Товарищам», «Разлука».
Год 1818: «К Чаадаеву».
Год 1819: «К Щербинину», « Послание к князю Горчакову».
Год 1821: «Дельвигу», «Чаадаеву».
Год 1822: «В.Ф. Раевскому», «Друзьям».
Год 1825: «19 октября».
Год 1826: «Пущину».
Год 1827: « 19 октября 1827 года».
Год 1828: «Друзьям».
Год 1832: «Чем чаще празднует Лицей…».
Год 1836: «Была пора: наш праздник молодой…».
Тематическое планирование курса:
№ п/п | Тип занятия | Тема занятия | Содержание | Результат | Межпредметная интеграция | Колич часов |
1 | Вводное занятие | «Лицейское братство» | 1. Знакомство с лицейскими товарищами А.С. Пушкина. Примерные темы выступлений: «Кюхля», «Жанно», «Ленивец сонный», «Князь», «Повеса из повес»; 2. .Выразительное чтение и анализ стихов Пушкина | Выработка следующих умений: 1.расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина 2.формирование навыков общения в разных ситуациях; 3.составление тезисов статьи; 4.заучивание наизусть понравившееся стихотворение Пушкина. | Выход с сообщением на урок литературы по теме «Дружба и друзья в лирике Пушкина». | 2 |
2 | экскурсия | Заочная экскурсия по Лицею. | 1.воспитание эстетического вкуса. 2.формирование читательской самостоятельности. 3.развитие навыков исследовательской работы; 4.приобщение к миру искусства. | Проведение экскурсии в пушкинском центре | 3 | |
2 | семинар | «Друзья-лицеисты» | Лицеисты-поэты (Илличевский, Кюхельбекер, Дельвиг) и Пушкин. Дружество или конкуренция? | 1.обучение лингвистическому анализу текста; 2.выразительное чтение стихов лицейского периода. 3.Написание мини- сочинения «Дружба и друзья в судьбе поэта. | Сообщение на уроке литературы по теме «Историко-литературный процесс в русской литературе 19 века» | 2 |
3 | Литературно-музыкальная композиция | «Друзья мои, прекрасен наш союз» | Значимость лицейской дружбы | 1.воспитание эстетического вкуса. 2.формирование читательской самостоятельности. 3.приобщение к миру искусства. | Выступление перед учителями, учащимися, родителями | 4 |
3 | семинар | «Друзья-учители» | Значение дружбы с Жуковским, Чаадаевым, Карамзиным в жизни и творчестве Пушкина. Литературное общество «Арзамас». «Юный чудотворец». | 1.выразительное чтение и анализ стихов,посвященных В.Жуковскому, П.Чаадаеву, Н.Карамзину. 2.Выпуск газеты « Царскосельские встречи Пушкина. | Выход с сообщением на урок истории тема «Культура 19 века»). | 2 |
4 | семинар | Зелёная лампа» | Знакомство с товарищами А.С. Пушкина по обществу «Зелёная лампа» (братья Всеволожские, М.А. Щербинин, граф Я.Н. Толстой, П.Б.Мансуров, Ф.Ф. Юрьев). Стихотворные послания поэта к друзьям. | 1.расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина 2.формирование навыков общения в разных ситуациях; 3.составление тезисов статьи; 4.заучивание наизусть понравившееся стихотворение Пушкина. | Сообщение на уроке русского языка по теме « Три периода в истории русского языка» | 2 |
5 | диспут | «Пушкин и декабристы» | Вопросы к диспуту: 1) «Декабристы разрушили «Арзамас»? 2) Пушкин и декабристы: соратники или попутчики? | 1формирование умения отстаивать свою точку зрения; | Выход с сообщением на урок истории | 2 |
6 | семинар | «Женщины-друзья Пушкина» | Знакомство с В.Ф. Вяземской, П.А. Осиповой-Вульф, Е.А. Карамзиной. Кто они, эти «добрые ангелы»? | 1.расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина 2.формирование навыков общения в разных ситуациях; 3.составление тезисов статьи; 4.заучивание наизусть понравившееся стихотворение Пушкина. | 1 | |
7 | семинар | «…она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…». Крепостные друзья Пушкина. | Примерные темы для сообщений: 1) «Добрая подружка». 2) «Никита Козлов: верный слуга, хранитель, друг – от рождения до последних минут жизни поэта». | 1.Формирование читательской самостоятельности. 2.Развитие навыков исследовательской работы; | Выступление в качестве консультанта на уроке литературы в 5-м классе (тема «Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила») | 2 |
8 | диспут | «Его я просто полюбил, Он бодро, честно правит нами…». Пушкин и Николай I: была ли дружба? | Тезисы для диспута: 1) высказывание И.И. Пущина ( «…была у него [Пушкина] странная привычка вертеться около властных…») 2) « …но холопом и шутом не буду даже у царя небесного» (из дневника А.С. Пушкина). | 1.Формирование читательской самостоятельности. | Выход с сообщением на урок истории | 2 |
9 | Конференция | Творческий отчет | Подготовка к творческому отчету Подведение итогов, результаты рейтинга, выводы. | 1.Развитие творческих способностей учащихся ,их литературного дара. 2.Написание работ исследовательского характера пушкинской тематики. 3 Приобретение опыта публичного представления своей работы, овладение навыками самопрезентации. | Школьная научно-практическая конференция | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Элективный курс "В мире Пушкина"
Элективный курс "В мире Пушкина" предназначен для внеурочных занятий по литературе для пятиклассников....
"Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях" программа элективного курса для 8-9 классов
quot;Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях" программа элективного курса для 8-9 классов....
Программа элективного курса "В мире Пушкина"
Программа для учителя литературы...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...