Урок литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Кузнецова Людмила Николаевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №31»

Открытый урок

по литературе в 5Б классе

«Васина дорога к правде и добру»

(по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

            Разработала и провела:                                                                                                                                                       Кузнецова Л. Н.,

                                   учитель русского языка и литературы

Саранск – 2017

В. Г. Короленко «Дети подземелья». Васина дорога к правде и добру.

Тип урока: комбинированный

Структура: - проверка домашнего задания

- знакомство с новым понятием

-самостоятельная работа (практическое применение знаний и умений, полученных ранее)

- закрепление

Форма работы: групповая.  

Планируемые УДД:

Личностные – формирование нравственной позиции, осознание важности конкретного урока в учебном процессе, осмысление понятия «доброта», «гуманность», «человеколюбие».

Познавательные – формирование умения находить и формулировать проблему, определять пути ее решения, находить причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, работать с информацией, содействовать формированию умения анализировать художественное произведение, делать выводы, содействовать развитию связной речи учащихся, аналитического и творческого мышления;

Регулятивные – формирование умений планирования работы,

Коммуникативные–формирование умения работать в группе: договариваться, выслушивать и адекватно воспринимать чужое мнение, вовлекать всех участников группы в работу.

Эпиграф: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня» (В. Г. Короленко)

По центру доски написаны дата, тема урока, эпиграф; висит портрет В. Г. Короленко.

На левой стороне доски изображение сердца, написано заглавие «Человеческое сердце». Здесь дети на протяжении урока будут размещать ассоциации к слову «доброта».

На правой стороне доски написано заглавие «Серый камень»,  символизирующий образ холода, безжалостности и т.д. На этой стороне доски дети будут размещать ассоциации, противоположные слову «доброта».

Ход урока

I.  Оргмомент

II. Целеполагание

-Ребята, я предлагаю вам посмотреть на репродукции картин знаменитых художников Василия Григорьевича Перова, Ильи Репина и Фирса Сергеевича Журавлёва, которые жили и творили в то же время, что и В.Г. Короленко. Всмотритесь в картины «Спящие дети», «Тройка», «Нищая» и «Дети-нищие». Скажите мне, пожалуйста, что объединяет повесть «Дети подземелья» и эти произведения? Можем ли мы сказать, что писатель и художники говорят нам об одном и том же? О чем? (О тяжелой доле детей, о страдании).

-Какие чувства вызывают у вас эти дети? (Сострадание).

-Что такое сострадание? (Жалость и сочувствие к другим людям).  

-А не мешает ли вам музыка, которая звучит у нас сегодня на уроке?

-Можете сказать, кто ее автор? (Это П.И. Чайковский, называется она «Печальная песня»).

-А как эта музыка может быть связана с нашим уроком? (П.И. Чайковский тоже жил и творил в это время, поэтому страдания простого народа, детей он видел каждый день).

-Но всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении и светлые нотки, светлые тона.

Попробуем их увидеть. А для этого я предлагаю вам отправиться по дороге, по которой шел через все страницы повести главный герой, дорогой сердца.                                                            

-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? (О доброте, взаимопомощи,

отзывчивости. Мы подумаем о том, какую роль сыграла доброта в Васиной жизни и в жизни детей подземелья).                                                                        

-Попробуйте сформулировать тему урока. (Васина дорога к правде и добру).   

Запишите в тетрадь число и тему урока.

Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.

-Помните, как сказал пан Тыбурций Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». Эти слова будут эпиграфом нашего урока.

Запишите эпиграф в тетрадь. 

III. Создание проблемной ситуации

-Как вы понимаете эти слова? Дома вы должны были подумать, какими качествами или, добродетелями,  должен быть наделён человек, «имеющий сердце»? (Доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование). А что погубило маленькую Марусю? (Серый камень). А какие ассоциации к словосочетанию «серый камень» возникают у вас? Обратите внимание на изображение сердца и камня на доске.

Ученики подходят к доске и приклеивают понятия на определённую сторону доски. В итоге должна получиться следующая картина:

«человеческое сердце»                                                «серый камень»

 Любовь, доброта, милосердие,        голод, страх, холод, боль,

 сострадание, совесть, самопожертвование                 ужас, несправедливость

                                                                               безжалостность, равнодушие,  

Эти слова появляются на доске

-А как вы понимаете эти слова?  Попробуйте дать мне лексическое значение этих слов.  

-Нелегко, не правда ли? Мне в этом помог Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей. 

IV. Словарная работа

На доске появляются толкования слов. 

Добродетель всякая есть свет душевный.

Гуманизм – слово латинского происхождения. Латинское gumanus – человечный. Однокоренные слова: гуманист, гуманный, гуманность

Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Милосердие - готовность помочь кому–нибудь или простить кого–нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–нибудь несчастьем, горем.                 Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.                                                                                                      

Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.                                              

-А Вася наделён этими добродетелями? Найдите в тексте подтверждения этому.

V. Анализ рассказа. Работа в группах

Сейчас мы будем работать в группах. Класс делится на 6 групп, соответственно количеству слов, выделенных на уроке.

-Ребята, найдите в рассказе и зачитайте слова, подтверждающие, что Вася очень любил своих друзей, помогал им, проявлял к ним доброту.

  1. Любовь («Теперь грустная улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры…»)
  2. Доброта («…я тотчас же бегом отправлялся через болото, на гору, к часовне, предварительно наполнив карманы яблоками…»), (Вася со своей сестрой Соней ухаживали за могилкой Маруси, высаживали там цветы, подолгу сидели у могилы, читали там книги и давали друг другу обеты)
  3. Милосердие («Вася стал носить в подземелье свои игрушки…»)          

Фикультзминутка

- А сейчас

 Мы немного отдохнём.

 Встанем, глубоко вздохнём.

 Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

И до пола дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Снова книгу открываем

И читать мы продолжаем.

  1. Сострадание («А при взгляде на  Марусю, державшую обеими руками кусок булки, у меня заныло сердце»)    
  2. Совесть («Я дрожал при мысли…то не мог бы при встрече поднять на них глаза от стыда»)
  3. Самопожертвование (Чтобы скрасить последние дни умирающей Маруси, Вася выпросил красивую куклу у своей сестры Сони – подарок покойной матери. Маленькая Маруся умерла. Отец Васи был оскорблён поступком сына, думая, что тот украл куклу).

-Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Мы не можем быть милосердными без сострадания, любви без самопожертвования не бывает.

-Каким же стал Вася после встречи с Марусей и Валеком?

-Каким мы видим героя до встречи с ребятами? (Его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома).  

-А каким он стал в конце произведения? (После встречи с Валеком и Марусей он проявляет лучшие свои качества, а главное, он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди).

-Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? (Отец и сын открыли для себя друг друга)

-А что хорошего эта дорога дала Валеку и Марусе?

Вывод учителя:

Вася научился сострадать, стал отзывчивым, добрым, заботливым, способным помочь другим, согреть своим теплом, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким. Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

-Докажите  текстом, что жизнь Васи изменилась.

-Прочитайте отрывок  «На могиле Маруси. Что же изменилось, выделим те ключевые  слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.  

Чтение отрывка «На могиле Маруси»: «Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности.

Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты». (Обещания).

-Что же изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)

-Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.  

-Обратимся ещё раз к эпиграфу: Почему же, лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?

-А вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (Оно очерствело от горя)

-Каким стало в конце произведения?  Урок из этой истории вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына.

Да, добрый человек отдает добро, любовь, и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.

VI. Обобщение.

 - Был ли лёгким путь Васи к правде и добру?

(Нет. Он прошёл одиночество, недоверие, злобу со стороны близких, смерть Маруси, переживание за друзей. Вася проходит школу гуманизма)
VII. Выводы.

- Ребята, всем нам, конечно же, понятно, что доброта – это одно из самых лучших проявлений человеческого характера. Она помогает дружить, общаться с разными людьми, помогать друг другу, а самое главное – жить в согласии со своими родными. Давайте все негативные слова, олицетворяющие «серый камень», уберём и послушаем своих одноклассников:

1ученик

Ребята!

Не  прячьте  доброты  своей,

Откройте  сердце  всем  наружу.

Тем, что  имеете, щедрей

Делитесь, распахните  душу.

2 ученик     

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей,  и  для подруг,

Порою  им  бывает  худо,

Добро  твое  им будет чудом.

3 ученик            

Добро, как  Божья  благодать,

Спасением  в жизни  может стать,

Друг, не жалей  огня  души,

Дарить добро всегда спеши.

VIII. Домашнее задание.

Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других. Напишите об этом. 

Нарисуйте эмблему к словам «милосердие», «доброта».

Рефлексия

- А теперь оцените урок и свою работу, продолжив фразы

На уроке мне понравилось…….

Я научился ……

1ученик

Ребята!

Не  прячьте  доброты  своей,

Откройте  сердце  всем  наружу.

Тем, что  имеете, щедрей

Делитесь, распахните  душу

2 ученик     

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей,  и  для подруг,

Порою  им  бывает  худо,

Добро  твое  им будет чудом.

3 ученик            

Добро, как  Божья  благодать,

Спасением  в жизни  может стать,

Друг, не жалей  огня  души,

Дарить добро всегда спеши.

АНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока: «Васина дорога к правде и добру»

(по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Тип урока: комбинированный

Структура: - проверка домашнего задания

- знакомство с новым понятием

-самостоятельная работа (практическое применение знаний и умений, полученных ранее)

- закрепление

Данный урок является третьим уроком в изучении повести.

Форма работы: групповая. Учитывался дифференцированный подход при формировании групп, подбирались разноуровневые задания в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.

Планировала сформировать следующие УДД:

Личностные – формирование нравственной позиции, осознание важности конкретного урока в учебном процессе, осмысление понятия «доброта», «гуманность», «человеколюбие».

Познавательные – формирование умения находить и формулировать проблему, определять пути ее решения, находить причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, работать с информацией, содействовать формированию умения анализировать художественное произведение, делать выводы, содействовать развитию связной речи учащихся, аналитического и творческого мышления;

Регулятивные – формирование умений планирования работы,

Коммуникативные–формирование умения работать в группе: договариваться, выслушивать и адекватно воспринимать чужое мнение, вовлекать всех участников группы в работу.

Выбор форм, методов и содержания планировался в соответствии с целью урока: использовались структура и технологии критического мышления.

       Главным этапом является самостоятельная и групповая работа учащихся – анализ поступков и добродетелей главного героя повести. Эта работа уже проводилась на уроках литературы коллективно, на данном уроке круг участников сузился, а учитель только направлял и корректировал работу учеников. В результате лексической работы и анализа отрывков повести учащиеся увидели реализацию авторского замысла в произведении. Именно этот этап позволил реализовать поставленные задачи.

       Контроль усвоения осуществлен на последнем этапе.  

       На дом ученикам было задано следующее: Написать о том, приходилось ли учащимся проявлять соучастие в жизни других, и нарисовать эмблему к словам «милосердие», «доброта».

На мой взгляд, это поможет выяснить, как они поняли текст, почувствовали его, заставит школьников задуматься над изученным произведением, поможет закрепить пройденный материал.

В конце урока были сделаны выводы и подведены итоги работы.

Урок был эффективен в смысле развития у школьников необходимых навыков и умений: анализа произведения, выразительного чтения, устной речи, различных видов пересказа текста. Мною были использованы общепсихологические принципы организации внимания на уроке, такие как последовательность, логичность в изложении материала. Для объяснения устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока были использованы приемы переключения внимания учащихся, т.е. разные виды работы на уроке: выразительное чтение, беседа по тексту, постановка проблемных вопросов, творческий пересказ отрывков из текста, словарная работа.

      Считаю, что поставленные цели достигнуты. Но самостоятельная работа  учащихся в группе только формируется, они еще недостаточно владеют принципом групповой работы, иногда занимают позицию зрителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Материалы к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко " В дурном обществе"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г Короленко " В дурном обществе". Представлены иллюстрации, словарный материал, вопросы по тексту повести, кроссворд, литературоведческ...

конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"

Разработка урока литературы  по повести Н.В. Гогол​я "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"...

Технологическая карта урока литературы «Оставаться человеком» по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», 5 класс

Беда и радость ходят рядомВечно –Людей спасает только человечностьПимен Панченко, народный поэт БелоруссииДействительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, сов...