Урок литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse_po_povesti_v.g._korolenko_v_durnom_obshchestve.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №31»
Открытый урок
по литературе в 5Б классе
«Васина дорога к правде и добру»
(по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Разработала и провела: Кузнецова Л. Н.,
учитель русского языка и литературы
Саранск – 2017
В. Г. Короленко «Дети подземелья». Васина дорога к правде и добру.
Тип урока: комбинированный
Структура: - проверка домашнего задания
- знакомство с новым понятием
-самостоятельная работа (практическое применение знаний и умений, полученных ранее)
- закрепление
Форма работы: групповая.
Планируемые УДД:
Личностные – формирование нравственной позиции, осознание важности конкретного урока в учебном процессе, осмысление понятия «доброта», «гуманность», «человеколюбие».
Познавательные – формирование умения находить и формулировать проблему, определять пути ее решения, находить причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, работать с информацией, содействовать формированию умения анализировать художественное произведение, делать выводы, содействовать развитию связной речи учащихся, аналитического и творческого мышления;
Регулятивные – формирование умений планирования работы,
Коммуникативные–формирование умения работать в группе: договариваться, выслушивать и адекватно воспринимать чужое мнение, вовлекать всех участников группы в работу.
Эпиграф: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня» (В. Г. Короленко)
По центру доски написаны дата, тема урока, эпиграф; висит портрет В. Г. Короленко.
На левой стороне доски изображение сердца, написано заглавие «Человеческое сердце». Здесь дети на протяжении урока будут размещать ассоциации к слову «доброта».
На правой стороне доски написано заглавие «Серый камень», символизирующий образ холода, безжалостности и т.д. На этой стороне доски дети будут размещать ассоциации, противоположные слову «доброта».
Ход урока
I. Оргмомент
II. Целеполагание
-Ребята, я предлагаю вам посмотреть на репродукции картин знаменитых художников Василия Григорьевича Перова, Ильи Репина и Фирса Сергеевича Журавлёва, которые жили и творили в то же время, что и В.Г. Короленко. Всмотритесь в картины «Спящие дети», «Тройка», «Нищая» и «Дети-нищие». Скажите мне, пожалуйста, что объединяет повесть «Дети подземелья» и эти произведения? Можем ли мы сказать, что писатель и художники говорят нам об одном и том же? О чем? (О тяжелой доле детей, о страдании).
-Какие чувства вызывают у вас эти дети? (Сострадание).
-Что такое сострадание? (Жалость и сочувствие к другим людям).
-А не мешает ли вам музыка, которая звучит у нас сегодня на уроке?
-Можете сказать, кто ее автор? (Это П.И. Чайковский, называется она «Печальная песня»).
-А как эта музыка может быть связана с нашим уроком? (П.И. Чайковский тоже жил и творил в это время, поэтому страдания простого народа, детей он видел каждый день).
-Но всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении и светлые нотки, светлые тона.
Попробуем их увидеть. А для этого я предлагаю вам отправиться по дороге, по которой шел через все страницы повести главный герой, дорогой сердца.
-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? (О доброте, взаимопомощи,
отзывчивости. Мы подумаем о том, какую роль сыграла доброта в Васиной жизни и в жизни детей подземелья).
-Попробуйте сформулировать тему урока. (Васина дорога к правде и добру).
Запишите в тетрадь число и тему урока.
Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.
-Помните, как сказал пан Тыбурций Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». Эти слова будут эпиграфом нашего урока.
Запишите эпиграф в тетрадь.
III. Создание проблемной ситуации
-Как вы понимаете эти слова? Дома вы должны были подумать, какими качествами или, добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»? (Доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование). А что погубило маленькую Марусю? (Серый камень). А какие ассоциации к словосочетанию «серый камень» возникают у вас? Обратите внимание на изображение сердца и камня на доске.
Ученики подходят к доске и приклеивают понятия на определённую сторону доски. В итоге должна получиться следующая картина:
«человеческое сердце» «серый камень»
Любовь, доброта, милосердие, голод, страх, холод, боль,
сострадание, совесть, самопожертвование ужас, несправедливость
безжалостность, равнодушие,
Эти слова появляются на доске
-А как вы понимаете эти слова? Попробуйте дать мне лексическое значение этих слов.
-Нелегко, не правда ли? Мне в этом помог Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей.
IV. Словарная работа
На доске появляются толкования слов.
Добродетель всякая есть свет душевный.
Гуманизм – слово латинского происхождения. Латинское gumanus – человечный. Однокоренные слова: гуманист, гуманный, гуманность
Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Милосердие - готовность помочь кому–нибудь или простить кого–нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–нибудь несчастьем, горем. Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.
-А Вася наделён этими добродетелями? Найдите в тексте подтверждения этому.
V. Анализ рассказа. Работа в группах
Сейчас мы будем работать в группах. Класс делится на 6 групп, соответственно количеству слов, выделенных на уроке.
-Ребята, найдите в рассказе и зачитайте слова, подтверждающие, что Вася очень любил своих друзей, помогал им, проявлял к ним доброту.
- Любовь («Теперь грустная улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры…»)
- Доброта («…я тотчас же бегом отправлялся через болото, на гору, к часовне, предварительно наполнив карманы яблоками…»), (Вася со своей сестрой Соней ухаживали за могилкой Маруси, высаживали там цветы, подолгу сидели у могилы, читали там книги и давали друг другу обеты)
- Милосердие («Вася стал носить в подземелье свои игрушки…»)
Фикультзминутка
- А сейчас
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
И до пола дотянулись.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Снова книгу открываем
И читать мы продолжаем.
- Сострадание («А при взгляде на Марусю, державшую обеими руками кусок булки, у меня заныло сердце»)
- Совесть («Я дрожал при мысли…то не мог бы при встрече поднять на них глаза от стыда»)
- Самопожертвование (Чтобы скрасить последние дни умирающей Маруси, Вася выпросил красивую куклу у своей сестры Сони – подарок покойной матери. Маленькая Маруся умерла. Отец Васи был оскорблён поступком сына, думая, что тот украл куклу).
-Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Мы не можем быть милосердными без сострадания, любви без самопожертвования не бывает.
-Каким же стал Вася после встречи с Марусей и Валеком?
-Каким мы видим героя до встречи с ребятами? (Его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома).
-А каким он стал в конце произведения? (После встречи с Валеком и Марусей он проявляет лучшие свои качества, а главное, он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди).
-Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? (Отец и сын открыли для себя друг друга)
-А что хорошего эта дорога дала Валеку и Марусе?
Вывод учителя:
Вася научился сострадать, стал отзывчивым, добрым, заботливым, способным помочь другим, согреть своим теплом, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким. Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.
-Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.
-Прочитайте отрывок «На могиле Маруси. Что же изменилось, выделим те ключевые слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.
Чтение отрывка «На могиле Маруси»: «Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности.
Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты». (Обещания).
-Что же изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)
-Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.
-Обратимся ещё раз к эпиграфу: Почему же, лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?
-А вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (Оно очерствело от горя)
-Каким стало в конце произведения? Урок из этой истории вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына.
Да, добрый человек отдает добро, любовь, и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.
VI. Обобщение.
- Был ли лёгким путь Васи к правде и добру?
(Нет. Он прошёл одиночество, недоверие, злобу со стороны близких, смерть Маруси, переживание за друзей. Вася проходит школу гуманизма)
VII. Выводы.
- Ребята, всем нам, конечно же, понятно, что доброта – это одно из самых лучших проявлений человеческого характера. Она помогает дружить, общаться с разными людьми, помогать друг другу, а самое главное – жить в согласии со своими родными. Давайте все негативные слова, олицетворяющие «серый камень», уберём и послушаем своих одноклассников:
1ученик
Ребята!
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
2 ученик
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей, и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
3 ученик
Добро, как Божья благодать,
Спасением в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
VIII. Домашнее задание.
Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других. Напишите об этом.
Нарисуйте эмблему к словам «милосердие», «доброта».
Рефлексия
- А теперь оцените урок и свою работу, продолжив фразы
На уроке мне понравилось…….
Я научился ……
1ученик
Ребята!
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу
2 ученик
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей, и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
3 ученик
Добро, как Божья благодать,
Спасением в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
АНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Тема урока: «Васина дорога к правде и добру»
(по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Тип урока: комбинированный
Структура: - проверка домашнего задания
- знакомство с новым понятием
-самостоятельная работа (практическое применение знаний и умений, полученных ранее)
- закрепление
Данный урок является третьим уроком в изучении повести.
Форма работы: групповая. Учитывался дифференцированный подход при формировании групп, подбирались разноуровневые задания в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.
Планировала сформировать следующие УДД:
Личностные – формирование нравственной позиции, осознание важности конкретного урока в учебном процессе, осмысление понятия «доброта», «гуманность», «человеколюбие».
Познавательные – формирование умения находить и формулировать проблему, определять пути ее решения, находить причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, работать с информацией, содействовать формированию умения анализировать художественное произведение, делать выводы, содействовать развитию связной речи учащихся, аналитического и творческого мышления;
Регулятивные – формирование умений планирования работы,
Коммуникативные–формирование умения работать в группе: договариваться, выслушивать и адекватно воспринимать чужое мнение, вовлекать всех участников группы в работу.
Выбор форм, методов и содержания планировался в соответствии с целью урока: использовались структура и технологии критического мышления.
Главным этапом является самостоятельная и групповая работа учащихся – анализ поступков и добродетелей главного героя повести. Эта работа уже проводилась на уроках литературы коллективно, на данном уроке круг участников сузился, а учитель только направлял и корректировал работу учеников. В результате лексической работы и анализа отрывков повести учащиеся увидели реализацию авторского замысла в произведении. Именно этот этап позволил реализовать поставленные задачи.
Контроль усвоения осуществлен на последнем этапе.
На дом ученикам было задано следующее: Написать о том, приходилось ли учащимся проявлять соучастие в жизни других, и нарисовать эмблему к словам «милосердие», «доброта».
На мой взгляд, это поможет выяснить, как они поняли текст, почувствовали его, заставит школьников задуматься над изученным произведением, поможет закрепить пройденный материал.
В конце урока были сделаны выводы и подведены итоги работы.
Урок был эффективен в смысле развития у школьников необходимых навыков и умений: анализа произведения, выразительного чтения, устной речи, различных видов пересказа текста. Мною были использованы общепсихологические принципы организации внимания на уроке, такие как последовательность, логичность в изложении материала. Для объяснения устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока были использованы приемы переключения внимания учащихся, т.е. разные виды работы на уроке: выразительное чтение, беседа по тексту, постановка проблемных вопросов, творческий пересказ отрывков из текста, словарная работа.
Считаю, что поставленные цели достигнуты. Но самостоятельная работа учащихся в группе только формируется, они еще недостаточно владеют принципом групповой работы, иногда занимают позицию зрителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов, информирующая об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....
Материалы к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко " В дурном обществе"
Презентация к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г Короленко " В дурном обществе". Представлены иллюстрации, словарный материал, вопросы по тексту повести, кроссворд, литературоведческ...
Разработка урока литературы. 5 класс. В.Г.Короленко "В дурном обществе". Слово о писателе. Знакомство с героями повести.
Первый урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Знакомство с писателем, который всегда жил "по совести", героями его повести-Васей и его отцом, городом, в котором происхо...
конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"...