Урок литературы в 6 классе «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти» (по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Кузнецова Людмила Николаевна

Урок литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ (УРОК ТВОРЧЕСТВА) ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 6 классе  

 по сказке – были М. Пришвина «Кладовая солнца».  

ТЕМА: «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти»

ЭПИГРАФ: «Быть счастливым – делать добро»  

                        Анатолий Чепуров, смоленский поэт 20 века.

 ЦЕЛЬ: Совершенствовать навыки анализа текста. Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем; приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой. Выявить проблему поиска своего пути, формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части; закрепить убеждения учащихся в рачительном отношении к природе; развивать критическое мышление через чтение и письмо (синквейн). Развивать творческие особенности учащихся; прививать любовь к чтению произведений М. М. Пришвина.

Развивать (УУД) универсальные учебные действия учащихся.  Продолжить  развитие понятия жанра, ритма; повторить тропы речи.

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

Показать роль и значение художественных средств и приемов в изображении природы, в её одухотворении;  раскрыть замысел писателя; показать единство человека и природы; продолжить обучение школьников  анализу литературного произведения,  отработку навыков  комментированного чтения.

Развивающая:

Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся и устной  речи детей; развивать навыки аналитического чтения произведения;  умение выделять главное в художественном произведении;  навыки поисково – исследовательской деятельности учащихся; умения художественного пересказа отдельного эпизода; расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.

Научить применять средства ИКТ на уроках литературы.

Воспитательная:

Задуматься об ответственности человека за судьбу природы.

Воспитывать бережное отношение к художественному тексту и к родной природе, научить «вслушиваться» и «вдумываться» в окружающий мир.

ОБОРУДОВАНИЕ:  иллюстрации учащихся по сказке-были «Кладовая солнца», портрет писателя М.М. Пришвина, презентация, сборники произведений М.М. Пришвина, таблица «художественные средства выразительности». Компьютер, мультимедийный центр для показа презентации. ИКТ как инструмент развития УУД.

ТИП УРОКА:

 Урок – исследование (урок творчества).

МЕТОДЫ:

 - аналитическое чтение;

 - объяснительно – иллюстративный;

 - беседа по вопросам;

 - частично – поисковый.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:

 - работа с учебником;

 - работа с иллюстрациями;

 - поиск тропов, художественных деталей портрета;

 - исследовательская работа.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 - устные ответы учащихся на вопросы;

 - характеристика героя по плану;

 - чтение в лицах;

 - художественный пересказ;

 - сообщения учащихся;

 - индивидуальные и групповые задания.

ХОД УРОКА.

 I этап. Самоопределение к деятельности.

 Организационный момент.

 Учитель.

 - Ребята, знакома ли вам ягода, которая изображена на слайде?  Если не знаете, я вам помогу. Это клюква. Эта ягода растет на болоте и славится своими целебными свойствами. По богатству биологически активных веществ и минеральных солей клюква является одной из самых полезных дикорастущих ягод, применяемых для лечения многих заболеваний. В народе клюкву называют «молодильной» ягодой. А  как вы думаете, почему  именно эта ягода изображена на слайде?  

(Потому что в произведении Пришвина «Кладовая солнца» дети отправились за клюквой).

- Действительно, в сказке - были «Кладовая солнца» действие разворачивается на болоте, где и растет эта ягода.  Сегодня мы с вами будем рассуждать о композиции и сюжете  произведения,  о взаимоотношениях  между людьми, человеком и природой. И нам с вами предстоит работа по дальнейшему исследованию сказки – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос: «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти». Запишите число и тему урока.

Обратите внимания на слова смоленского поэта  Анатолия Чепурова, которые станут эпиграфом к  нашему уроку. (Зачитать отдельно каждое слово). Не случайно в конце предложения нет никакого знака препинания. Одной из целей нашего урока станет выбор правильного знака завершения нашего эпиграфа. В процессе обсуждения мы должны будем разъяснить его смысл. Запишите эпиграф.

Итак, возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках.

УУД:

 Личностные: самоопределение.

 Регулятивные: целеполагание.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя) способствуют формированию УУД.

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На столах учащихся лежат: листы оценки своей деятельности на уроке, листы для сбора информации по образу главных героев (таблица), листы для составления кластеров и синквейнов.

  - Итак, в роли кого мы с вами сегодня будем выступать?

 (В роли читателя, исследователя, мыслителя).

 Выполняя эти роли, мы проследим, как формируется ваша жизненная позиция на примере одного произведения,  на примере главных героев: Насти и Митраши.

 Итак, в путь!  

- Прежде чем мы с вами  перейдем к работе с текстом художественного произведения, давайте вспомним  тропы, т.е. средства выразительности, с помощью которых и создаются яркие образы и зрительные картины. К.Г.Паустовский о языке произведения  М.М.Пришвина   сказал: «Слова у Пришвина  цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники». Я хочу вернуть вас на страницы произведения «Кладовая солнца». Пришвин о клюкве сказал так «рассыпалась яркими бусинами»  

 - Как называется это изобразительно-выразительное средство? (Метафора). В произведении следующий  троп помогает живо представить образ удивительной ягоды  «осыпучая клюква». Как в литературе мы называем это изобразительно – выразительное средство? (Эпитет). К какому тропу относится следующее словосочетание «красная, как кровь»?  (Сравнение).  Следующий троп «прячется в болотной кочке» помогает образному восприятию мира природы. Назовите изобразительно-выразительное средство. Красота природы, ее богатый мир раскрывается и при помощи данного тропа «Клюква величиной с орех». Как он называется.  

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.  

Выводы: Тропы используются для создания ярких  образов и зрительных картин.

 УУД:

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Логические УУД: подведение под понятие слова; установление причинно – следственных связей  между текстом и художественной иллюстрацией к нему.        

III этап. Постановка учебной задачи.

- Каким же образом эта маленькая ягода, красная, как кровь, «осыпучая клюква»  повлияла на отношения Насти и Митраши, помогла им  разобраться, в чем правда жизни? Чтобы решить эту проблему, я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. А чтобы урок наш прошел плодотворно и эффективно, сегодня вы, познакомившись с заданиями до начала урока, самостоятельно разделились  на  3  группы.  

Первая группа учащихся на основе текста должна проследить нравственное  развитие  литературных героев, а также используя иллюстративный материал, подготовить публичную презентацию своей работы, заполнить таблицу цитатами из текста.  

Второй группе необходимо проанализировать легенду об Антипыче и ответить на вопрос: Зачем М. М. Пришвин включил эту легенду в произведение?

Третьей группе учащихся предстоит объяснить  значение образов - символов  в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца» и составить кластер. На выполнение данного вида работы вам отводится 10 минут. После того, как предоставленное время истечет, вы должны будете представить итог своей работы. Это может сделать один представитель от группы или так, как вы решите. Здесь вам вновь предоставляется свобода выбора. 

IV этап.  Групповая работа. Творческая работа. Составление кластера, синквейнов, заполнение таблиц цитатами из текста.  

V этап. Физкультминутка. Здоровьесбережение.

     Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать.

     Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….

     Надеюсь, что вы достали свою звезду, готовы к ответам…

VI этап. Этап актуализации самостоятельно приобретенных знаний.

- Предоставляю слово 1 группе.  

1 группа (Персонажи)

- Почему про Настю сказано, что она была как «Золотая курочка на высоких ножках»?       ( Настя напоминает золотую курочку не только цветом волос или веснушками, но и заботливостью, трудолюбием).

- Почему Настя незаметно сошла с «набитой» тропы? (Настя попала под власть унижающего человека чувства жадности. Ее охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества).

- Каков смысл эпизода встречи девочки с лосем? Почему именно лось видит Настю, а не Настя лося? (Лось ползающую от жадности по земле девочку даже не признал за человека; Настя забыла о брате).

- Почему Настя, по воле автора, увидела Травку в самый сложный для себя момент (плачет, лежа на земле)? (Травка, как напоминание о любви, верности, возвращает героиню к человечности, к правде).

- Объясните, почему Настя всю собранную клюкву отдала эвакуированным детям? (Оказалось, что девочка "мучилась про себя за свою жадность".  И в этом поступке -победа  Насти над собой, самая трудная победа).

- Как учителя называли между собой Митрашу? ( Мужичок в мешочке).

- Что должен означать уход Митраши с протоптанной людьми тропинки? (Пренебрежение опытом поколений, влекущее за собой опасные последствия: ведь Митраша выбрал более короткий (легкий) путь). Короткий путь исследователя отнюдь не является легким, но требует действительно учитывать опыт, накопленный людьми. Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошел по тонкой тропинке. Но он пока еще был только мальчиком, и ему не хватило жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: «И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка».  Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: «Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы». Характерно, что корзинка с едой осталась у Насти.

Пришвин нам показал не только момент выбора пути двумя детьми, он показал нам путь человеческой мысли. Человечество всегда стоит перед выбором: пойти по старой, хорошо известной дороге или по новой, неизведанной тропе. Но эволюция, развитие всего человечества происходит именно потому, что находятся люди, выбирающие тонкую тропку исследователя или вовсе идущие вперед по бездорожью, чтобы проложить путь будущим поколениям. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».  Качества исследователя закладываются в человеке с раннего детства).

- Расскажите, как случилось, что Митраша попал в беду? Почему это произошло?

- Какую роль в повести играет собака Антипыча – Травка? Как описывает ее М. М. Пришвин? Назовите основные черты характера собаки.

 - М. М. Пришвин считал Травку главным героем повествования, почему? 

- Предоставляем слово 2 группе.

2 группа (Составить связный текст)

1. Какова роль легенды об Антипыче в произведении «Кладовая солнца»? (Без этой легенды сложнее было бы понять, к чему пришел Пришвин. Он как связующее звено, помогающее понять самое главное: всегда в любых ситуациях нужно оставаться человеком, заботиться о ближнем, любить и помогать друг другу).  

2. Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? (Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 - 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее "травить" (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее – Травка).

3. Все - таки Антипыч жив или умер? (Для вывода после рассказа детей) (Умер). (Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. "Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно". Казалось, "он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)". (Хранитель мудрости, правды и истины).

4. Как зовут Антипыча? (Антип - старинное русское имя).

5. А может быть, это отчество - Антипыч? Кого мы зовем по отчеству?

(Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность).

6. Почему именно к Антипычу идут за советом? (Антипыч очень  много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками).

7. Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?

("Не знавши броду, не лезьте в воду", "Кто смел, тот два съел"...

Внешне это неброский, не героичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают "загадки" Антипыча, т. к. то, что не испытано, то и не понятно).

8. Антипыч - "хранитель правды", тайны.  Что же это за правда?

(Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете).

9. Вместе напишем синквейн о Правде. Что, по – вашему, правда?

Структура синквейна

1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;

2 строка – два имени прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;

5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным.

 Возможный вариант синквейна, к которому должны прийти учащиеся:

1. Правда.  

2. Горькая, чистая…

 3. Колет, ходит, режет.

4. Мирное сосуществование и борьба.

 5. Истина.

Беседа по вопросам:

1. На какие мысли наводит синквейн?  Как человек постигает правду? Как человек приходит к правде?  (Человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе. К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия).

2. Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? Что понимала Травка и как будто не понимали люди? Почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? (Борьбы против чего? Поступки людей определяют: с одной стороны - любовь к ним, с другой - эгоизм к ним же. Правда Антипыча состоит из борьбы за любовь, чтобы в суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит окружающим любовь, доброту, тепло, свет. Таким является Антипыч для людей. «Правда» жизни, её важнейший смысл заключается в единстве человека и природы, в родственном и мудром отношении человека к природе).

6. Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы: люди - природа. (Митраша, Настя, Травка, мать, отец, Антипыч, разведчики болотных богатств (геологи) - ель, сосна, волк - Помещик, тетерев - Косач, лось, змея, солнце, клюква, трава, пень).

7. Есть один из перечисленных предметов природы, который очень похож на Антипыча. Определите его. Что это?  (Это солнце!)

8. Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча? (Посмотрите на солнце! (Аппликация солнца с отдельными лучами на доске.) Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. Все мы разные, и каждый борется за место под солнцем, т. е. со-существуем вместе).

 9. Какое оно для всех - солнце? Найти отрывок в произведении, выразительно прочитать) («…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло». Правда солнца - та же правда Антипыча. Та же суть: любовь, добро, тепло, свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод ее омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке.  Антипыч  жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека).  

10. Природа - общенародное богатство. Что такое богатство? Что мы понимаем под словом "богатство"?  

 11. Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу. Каким же содержимым наполнена эта "кладовая"? Можно ли считать эту "кладовую" бездонной? (Нет. На сколько лет хватит торфа? (100) А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять? Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа - друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя).

12. Для кого открыта «кладовая солнца»? (Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по - настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях).

13. Была ли открыта "кладовая" для Антипыча? (Да. Разумно распоряжался он богатствами. Брал в меру. Оберегал, сохранял лес. Передал правду по наследству).

14. Что значит овладеть правдой Антипыча? (Значит, любить природу, слиться с нею, бескорыстно беречь ее, а значит любить Родину).

15. Где в произведении мы читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой? («Бывает наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь -  весь - то человек, большой, прекрасный: И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там). 

Выводы:  «Правда» жизни, её важнейший смысл заключается в единстве человека и природы, в родственном и мудром отношении человека к природе.

- Я приглашаю к разговору 3 группу, которая объяснит значение образов – символов в произведении и завершит композиционную мозаику. (Расставить символы)

3 группа (Объяснение образов – символов, составление кластера) Составьте кластер: образы – символы и объясните их значение.

- Каково значение образов – символов?

- Перечитайте эпизод «Сосна и ель». Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование?  (Скрещенные деревья – деревья соперничают между собой, как и Настя с Митрашей. Не случайно спор детей произошел под этими деревьями. Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга).

- Какую роль играют в повести звери и птицы?

- Пришвин, описывая животных всего несколькими чертами,  дает им характеристику. Составьте описание врага человека – волка Серого помещика

- Для чего автор вводит в повествование образы – символы:   солнце, облако, тетерев -косач; пенек, змея, костер, лежачий камень? Что они помогают понять читателю?

- Тетерев косач – олицетворение красоты природы, умиротворение, ничего не предвещало беды.

- Облако и солнце - Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое "как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

- Лежачий камень – отправная точка перед бедой.

- Пенек – символ добра, так как пенек отдавал тепло.

- Змея – увидев змею, Настя признала в ней себя.

- Серый помещик – символ зла.

- Костер – Символ тепла, единства.

Выводы: Таким образом, природа сочувствует, переживает, помогает человеку. У каждого зверька, птицы свои повадки, характер, облик, голос. Пришвин с любовью рисует их, не идеализируя, не сближая со сказочным представлением о каждом из них. Иногда какое-нибудь животное напоминает героев, служит для разъяснения их состояния или черт характера. Так, например, глухарь Косач похож на важничающего Митрашу. А змея-гадюка становится для Насти упреком, заставляет опомниться от порыва жадности, бездушия по отношению к брату.

- Я хочу обратить ваше  внимание, что по такому сюжетному пути прошли наши герои в поисках истины.

- Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности?

- В чем, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?

- Символом чего является сердце? (Любви, жизни). И почему именно этим образом - символом мы завершили нашу мозаику? (Потому что быть добрым – значит быть счастливым).

Составив композиционную мозаику и раскрыв образы литературных  героев, мы с вами должны решить, какой же знак будет самым правильным знаком завершения для нашего эпиграфа. Быть счастливым – делать добро!

(ставлю!)

- Я тоже так считаю, вы совершенно правы.

Выводы: Когда человек помогает другим людям, протягивает руку помощи в трудную минуту, готов всегда и во всем подставить плечо, тогда он испытывает чувство удовлетворения. Вот тогда он по-настоящему счастлив. И в этом тоже - правда жизни! Настя с Митрашей сделали правильные выводы.

Учащиеся выделяют и удерживают предмет обсуждения, критерии его оценки. Регулятивные УУД:

Планирование вида деятельности для осуществления групповой работы и создания собственного продукта (кластера и синквейна).

VII этап. Домашнее задание.

Напишите сочинение – миниатюру на тему: 

1. Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?

2. Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»?

Запишите домашнее задание. 

VIII этап. Рефлексия  деятельности.  Мне бы хотелось знать, с каким настроением вы уходите сегодня с урока. Ребята, теперь вы сами оцените свою работу на уроке: 

 1. На уроке я работал … активно / пассивно

 2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен

 3. Урок мне показался … коротким / длинным

 4. За урок я … устал / не устал

 5. Моё настроение стало … лучше / хуже

 6. Материал урока мне был … понятен / не понятен

 7. Домашнее задание мне кажется … лёгким / трудным

Общеучебные универсальные действия:

Интерпретация полученных данных, вывод по результатам исследовательской работы.

Самооценка детьми собственной деятельности.

 

 

  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Модель интегрированного урока по литературе и биологии для 6 класса по сказке - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"

Данный урок разработан в соавторстве с учителем литературы Воротниковой О. Г. в рамках реализации авторской программы "Человек и природа"....

Конспект урока и презентация по литературе на тему сказка-быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе

Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были "Кладовая солнца" в шестом классе. На пе...

Конспект урока литературы, 8 класс. "Любовь есть прощение". А. Платонов "Возвращение"

Основная цель урока - формирование умения анализировать художественные образы....

Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.

Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения....

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...