Урок по литературе "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок позволяет объединить сведения по истории, литературе и истории Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лермонтов "Бородино" | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
С кем мы воевали? Почему война называлась Отечественной? Какая ещё война в истории нашей страны называлась Отечественной? Запишем в тетради с экрана тему сегодняшнего урока. | С Францией. Воевали не только военные, но и гражданское население. С фашистской Германией. |
Мы читали с вами басни И.А. Крылова. Угадайте по иллюстрациям, о какой басне пойдёт речь? Кто прятался в этой басне под маской волка? Кто противостоит ему в басне? Где в нашем городе установлен памятник М.И. Кутузову? Почему именно там? | «Волк на псарне». Наполеон. Кутузов. У Казанского собора. В Казанском соборе хранятся знамёна французской армии, ключи от взятых городов. Там покоится прах Кутузова. |
Кто из вас бывал в Эрмитаже? Заходили вы в галерею героев Войны 1812 года? Обязательно посмотрите на эти светлые, благородные, мужественные лица: Кутузов М.И., Багратион П.И., Давыдов Д.И. Вы узнаете больше имён героев этой войны на уроках истории России. Запись в тетрадях имён героев. | |
Кто из них упоминается в стихотворении «Бородино»? Так кто же действующие лица, если не полководцы? Откройте учебники, прочитаем начало стихотворения. Почему первая и вторая строфы разделены тире? Кто задаёт вопрос? Что заставило его задать этот вопрос? От чьего лица ведётся основное повествование? Что достигается этим? В какое время ведётся диалог? | Никто. Простые русские солдаты и командиры. Это диалог. Молодой солдат. Желание больше узнать, обида за оставление Москвы. Ветеран. Достоверность. Через 25 лет после сражения. |
Кто на картине Виктора Шевченко ветеран Войны 1812 года? Как вы это определили? Посмотрите, каким увидел Шевченко этого же солдата за 25 лет до этого – во время битвы. Как он выглядит? Во что одет? Какое у него выражение лица? По вариантам подберите цитаты (строчки) из текста к иллюстрациям Шевченко. | Ветеран в центре. Он седой, с орденами, его все слушают. Он молодой, новая чистая форма… «Забил заряд я…» «Тут застучали барабаны…» |
Давайте дадим характеристику старому солдату – ветерану Войны 1812 года. Он главный или второстепенный герой? Заполняем пункт 1-ый. Опишите внешность героя, используя иллюстрацию Шевченко. Заполняем пункт 2-ой. Какие просторечные слова и выражения встретились в речи старого солдата? С какой целью автор их вводит? Почему так часто в речи героя звучат слова «мы», «наш», «все»? Заполняем пункт 3-ий. | Он главный герой. «Мусью», «Басурманы». Герой – простой солдат, для достоверности. Не он один, а все вместе одержали победу. |
Давайте прочитаем те строки, которые посвящены самой битве со слов «Ну ж был денёк…» Какие сравнения помогают ярче и образнее представить это сражение? Как ведёт себя наш герой во время битвы? Каков его характер? Запишем пункт 4-ый нашей характеристики. | Земля, как груди. Французы, как тучи. Знамёна, как тени. Храбрый, рассудительный, сожалеет о павших. |
С древности на Руси слагали былины о храбрых богатырях – защитниках Родины. Каких богатырей вы знаете? А кого называет богатырями Лермонтов? Найдите и прочитайте эти строки. Сравните начало и конец стихотворения. Зачем повторяется автор? Заполняем пункт 5-ый. | Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Простых солдат. Чтобы убедить нас в своей мысли: те, кто победил, были настоящими героями, а нынешнее поколение может им только завидовать. |
Многие художники в своём творчестве обращались к истории Бородинского сражения: Верещагин, Сорокин, Атланов, Аверьянов. Мы прослушаем с вами стихотворение в исполнении Михаила Казакова в сопровождении картин, посвящённых битве. Вопросы после прослушивания: Что изменилось в вашем восприятии стихотворения «Бородино» после прослушивания? В чём помогли живописные произведения? Какой собственное отношение к битве высказал актёр? Какие чувства солдата выразил в заключительных строках стихотворения Михаил Казаков? Заполним пункт 6-ой. | Глубже поняли весь ужас войны. Точнее представили, как всё происходило. Гордость, печаль о погибших. |
Ещё один знаменитый писатель, творчество которого – достояние нашей культуры, посвятил одно из лучших своих произведений Войне 1812 года. Мы будем изучать роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в старших классах. Прочтите высказывания Толстого о том, как повлияло на него прочтение стихотворения «Бородино». Почему Толстой сравнивает стихотворение с зерном? Как видите, Война 1812 года была огромным событием в истории нашей страны и нашла отражение в произведениях поэтов, художников, писателей. Героям этой войны посвящали стихотворения и целые романы, им установлены памятники. Надеюсь, эта страница истории России вам запомнится, а чтобы она ещё лучше вам запомнилась, домашним заданием будет выучить любые 5 строф подряд наизусть. | Из стихотворения, как из зерна, вырос его роман. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...