методическая разработка к уроку литературы
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, определение необходимых ресурсов, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов и оценку реализуемости исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_uroku_literatury_sochineine_ya_i_more.doc | 668 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Учитель: Мезенцева Виктория Валерьевна, ГБОУ школа-интернат № 28.
Предмет: литература.
Учебник: литература для 6 класса: ФГОС: В 2 ч. Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. , и др. Под редакцией: Сухих И.Н.
Урок № 74.
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения «Я и море» по мотивам повести-феерии А.Грина «Алые паруса».
Продолжительность: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок развития речи.
Технологии: проблемно-диалоговое обучение, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, концентрированные, информационно-коммуникационные.
Цель: обучение написанию сочинения по мотивам художественных произведений, научиться описывать изображённый «поэтический» предмет, используя средства выразительности.
1. Образовательная: формировать навыки написания сочинения по картине; подготовить учащихся к написанию сочинения, продолжить развитие навыков письменной речи учащихся; познакомить с творчеством К.Ф. Юона.
2. Развивающая: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, пополнять словарный запас учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать у учащихся умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею, прививать любовь к искусству.
Планируемы результаты:
1. Предметные:
- формировать умения написания сочинения по художественным произведениям литературы и живописи, используя лексико-изобразительные средства;
- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать текст – описание.
3. Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
- планирование учебного сотрудничества со сверстником;
- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.
4. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать коллективно, в парах, индивидуально;
- нравственно-этическое оценивание описываемой картины на основе личностно-значимого опыта.
- создать эмоциональный фон для развития творческих возможностей учащихся.
- создать банк изобразительно-выразительных средств и обогатить словарный запас учащихся.
- активизировать сознание учащихся, возбудить интерес к творческой самостоятельной деятельности.
Форма работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: репродукции художников маринистов, проектор, экран, толковый словарь, орфографические словари, музыкальное оформление.
Ход урока
1. Индукция
Вопрос учителя:
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “море”?
Составление кластера на доске:
– Как много образов, звуков, чувств рождает море!
2. Разрыв 1
– На доске открывается запись:
Сколько ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется каждый час. То оно тихое, светло-голубое, то оно ярко-синее, пламенное, сверкающее, то под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным. Но вот налетает буря, и оно грозно преображается. (В.Катаев)
3. Деконструкция
– Вопрос учителя: Какова главная мысль данного текста? ( море всегда разное)
– На доске открываются репродукции с изображением морских пейзажей( море в шторм, море тихое, море ночью, море вдали, море у берега и т.д.-всего 12-15 картин)
– Слово учителя: Море действительно всегда разное, но у каждого художника, писателя, да просто у любого человека есть свое представление о нем. Так в повести Александра Грина мы встретились с образом моря, а сегодня нам предстоит создать вслед за автором свою картину моря, описать каким оно предстаёт перед вами.
Предлагаю учащимся поработать по группам с текстами русских писателей.(5 групп
– Задание к тексту:
- Прочитать текст. Определить, какое состояние море в нем описано?
- Выписать 5-6 ключевых слов
- Выбрать среди иллюстраций картину, которая соответствует описанию.
- Выбрать метафоры, эпитеты, сравнения, которые помогают создать образ моря.
Текст№1
В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.
Далеко-далеко одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.
Вблизи берега над волнами носятся то туда , то сюда чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились навстречу ему.
Но главное очарование море заключается в какой-то тайне, которую оно хранит в своих пространствах. Сквозь толщу воды были видны разноцветные камешки гравия.
Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца.(-В.Катаев – в карточке автор не указывается)
Текст №2
Море огромное, лениво вздыхающее у берега– уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег…
Море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота– это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам.
Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу
(М.Горький)
Текст№3
Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.
В голубом пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другой на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца , тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение , полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море– тем, что отражало его ликующий свет.
Ветер ласково гладил атласную грудь моря; зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали с него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его; узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. Вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, она теряла свое основание вдали.
Парусное судно скользило по воде, как большая неуклюжая птица с серыми крыльями. Оно было далеко от берега и шло еще дальше туда, где море и небо сливалось в синюю бесконечность.
Море, принимая солнце в свои объятия, встречало его приветливой музыкой плеска волн, разукрашенных его прощальными лучами в дивные, богатые оттенками цвета.
Божественный источник света, творящего жизнь, прощался с морем красноречивой гармонией своих красок, чтобы разбудить сонную землю радостным блеском лучей. (М.Горький)
Текст №4
Их обоих окон мне было видно море. Огромные холмы с белым гребнем, с воем толкая друг друга, встают, падают, опять встают, только брызги, как дым, поднимаются, да стон носится в воздухе. Фрегат взберется на голову волны, дрогнет там на гребне, потом упадет на бок и начинает скользить с горы, опустившись на дно между двух бугров, выпрямится только затем, чтоб тяжело перевалиться на другой бок и лезть вновь на холм.
…обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами гривастых фантастических существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению.
Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и , казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность,-так силен был его ровный пробег,-давали ту притупленность, оглушенность, которая равна действием глубокому сну.
Текст № 5
…Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же , песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! От этого, может быть, так тяжело смотреть ему на море.
Нет, бог с ним, с морем! Самая тишина его и неподвижность не рождают отрадного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек все видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды. Гончаров И.А.)
4. Реконструкция
Работа по группам с текстом.
– Каждый участник группы выписывает 5-6 ключевых слов из текста, определяет, какое состояние моря описано в данном тексте, выбирает подходящую по теме иллюстрацию
5. Социализация
– Затем в группе сравнивают и обсуждают выписанные слова. Записывают коллективно отобранные ключевые слова, обсуждают состояние моря, которое описано в тексте, выбирают подходящую иллюстрацию.
Далее коллективно заполняется рабочий лист.
6. Афиширование
Каждая группа представляет свой текст.
– Выразительное чтение текста.
– Ответ на вопрос, какое состояние моря описано в нем.
– Указывают иллюстрацию, соответствующую данному образу моря.
– Назвать ключевые слова по плану (что вижу, что слышу, что чувствую)
– называют наиболее яркие эпитеты, сравнения, метафоры.
7. Разрыв-2
Учитель: Вы назвали много ярких, интересных метафор, а мне особенно нравится одна, не названная вами – “Море смеялось”. С этой метафоры начинается один из текстов, принадлежащих А.М.Горькому.
– Как вы думаете, какой это текст? (находят текст №3). Обоснуйте свой ответ.
8. Рефлексия
Мы увидели сегодня справедливость утверждения, с которого начали свой урок: “Море всегда разное, новое, невиданное”. Думается, что у каждого из вас сложился свой образ моря, свое представление о нем. Попытайтесь
в виде синквейна выразить свои впечатления о море.
На втором уроке предлагается написать творческую работу “Я сижу на берегу моря…”
Приложение
Привожу некоторые образцы синквейна, созданного ребятами:
Море!
Огромное, прекрасное, бурное!
Ревет, стонет, пугает.
Страшно ощущать свою беспомощность.
Стихия! (КатяД.)
Море!
Разное, таинственное, изменчивое.
Манит, страшит, очаровывает.
Хочется разгадать его тайну.
Безграничность. (Максим Ш.)
Море!
Нежное, ленивое, ярко-синее!
Дремлет, ласкается, играет.
Можно раствориться в его объятиях.
Счастье! (Оля К.)
и фрагменты сочинений учащихся:
«Во время заката все море приятно розовое. Блески розового солнца на воде, розовые облака…» (Саша Б.)
«…я опустил лицо в воду, открыл глаза и увидел синюю бездну…»
(Саша Р.)
«На лазурном небе ярко светит солнце, которое ласково гладит меня своими лучами, а вдалеке стая чаек медленно и плавно парит над водяным покрывалом земли, выискивая корм.» (Артур Ж.)
«Море кажется бесконечно спокойным на вид, но стоит увидеть, как море штормит, в душе появляется страх и ощущение его необыкновенной силы. Море– это сила и красота природы!» (Максим К.)
« Иногда можно радоваться тому, что ты сидишь на теплом песке, смотришь на это прелестное спокойное море, слышишь звонкий крик белых чаек в голубом небе, чувствуешь свежесть ветерка, тепло солнца, мягкость песка. На душе – легкость, какая-то радость. Но самое главное-это свобода, простор, бесконечность.» (Саша З.)
«Вдруг налетел порыв ветра и полетели мелкие брызги, море стало морщиться, как будто человек, пьющий лимонный сок.» (Миша Л.)
«Над морем кружат белокрылые чайки и по-девчачьи повизгивают» (Максим Ш.)
« Со скалы видно всю бесконечно-синюю пустыню. …Страшно сидеть на скале и смотреть на шумную бесконечность… На горизонте небо сливается с морем, облака похожи на пену волн» (Оля К.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова
В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....
Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.
План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....
Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.
План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....
Методическая разработка к уроку литературы в 7 классе: «Подведем итоги изученного раздела «Я и мое детство».
Данный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы "Школа 2100". Посредством литературы форм...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...