контрольные, зачетные и экзаменационные работы по русскому языку и литературе
учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс) по теме
1. контрольная работа после изучения темы Морфология (Части речи).
2. Контрольная работа по теме Морфология и орфография.
3. Дифференцированный зачет по русскому языку.
4. Экзаменационная работа по русскому языку.
5. Диф. зачет по литературе.
6. Контрольная работа по литературе "Литературные направления поэзии Серебряного века.
7. Итоговая экзаменационная работа по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_kontrolnaya_po_morfologii.docx | 40.86 КБ |
kontrolnaya_po_orfografii.docx | 26.58 КБ |
dif._zachet_po_lit-re_.docx | 118.38 КБ |
test_literaturnye_napravleniya.docx | 15.53 КБ |
ekzamen_po_literature_.docx | 67.36 КБ |
dif._zachet_po_russkomu_yazyku.docx | 40.57 КБ |
ekzamen_po_russkomu_yazyku.docx | 71.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Морфология».
1. Прочитайте текст и выполните задания. а). Впишите пропущенные буквы. б). Выделите окончания существительных, обозначьте падеж, склонение, род, число. в). Обозначьте в тексте обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.
Радищев происходил из дворянской помещичьей семь… и еще в раннем детств… хорошо озн…комился с положением кр…пос(т)ной деревн…. . Мальчиком он заб…гал в крестьянский избы и там видел совсем иной мир, который ре..ко отличался от жизн… в барской усадьб… . Крепос(т)ные вели убогую полуголодную жизнь. В курной изб… черно от налета саж…. , которая покрывала все стены и потолок, и скамьи. Люди спали прямо на полу или на полатях, подос(…)лав солому и прикрывшись рваным зипуном. Зимой свое жилье крестьяне разделяли с ягнятами, телятами, которых брали на ноч…, боясь, что(бы) они (не)погибли в х…лодном хл…ву. Долгие зимние ночи трудились при свет… лучины. За малейшую провинность, а иногда и вовсе без всякой провинност… господа подвергали крепостных порк… . Но самое страшное – о крепостных помещики говорили как о вещ…. или собак…. . Крепостных прод…вали как обычно продают скот, иногда разбивая семьи.
2. Запишите прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
Вялый, дельный, красивый, ласковый, некрасивый, свободный, сносный, удобный.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Обозначьте спряжение глаголов.
Кашлять, знакомиться, баловать, сердиться, плыть, бежать, терпеть, смотреть, свистеть, кричать.
4. Запишите глаголы в 1-м и 3-м лице множественного числа настоящего времени.
Дышать, рыть, колоть, гнать, верить.____________________________________________
________________________________________________________________________________
5. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени.
Видеть, писать, ненавидеть, терпеть, следовать.____________________________________
________________________________________________________________________________
6. От данных глаголов образуйте страдательное причастие прошедшего времени.
Баловать, позолотить, добыть, грузить, загрязнить.________________________________
________________________________________________________________________________
7. Перепишите предложение, правильно образуя падежную форму числительных.
1).На 623 солдатах были пилотки, а 385 солдатам их не досталось.
2).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Обозначьте предложение, в котором допущена ошибка в употреблении собирательного числительного.
а). Двое суток нам пришлось провести в аэропорту.
б). Озеро находится в полутора километрах от города.
в). Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись.
г). Нас было двое, а их – четверо.
9. Спишите местоимения, раскрыв скобки.
Искусно подражать кому(то), (не)сколько вопросов, (не)(от)кого утаивать, (н…)кому не запомнилось, (кое)(о)ком из писателей, (н…)(за)чем не поеду, ронял что(нибудь), (н…)чего не скрывать, в каких(либо), (ни)чем не поможешь, разговаривать (н…)(о)чем, (н…)кого (не)было, (н…)кого было ждать, (н…)что не трогало его, (н…)кто иной не мог этого сделать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
10. Спишите, образуя правильную форму.
Шли (на) встречу с сыном, (с) начала года, выполнить (во) (что) (бы) (то) (ни) стало, (в) связи с происшествием, (ни) когда не собирал столько ягод, (ни) (от) куда не видно, (в)течени… Дона, (ни)сколько не трудно, читать (по)французски, (не)смотря на непогоду, (не)жаль ничего, что(бы)(ни)произошло, событие (н…)сколько (н…)радостное, (н…)видно (н…)зверей, (н…)птиц, совсем (не)интересная книга, (не)продолжительные переговоры,(не)взгоды, (не)скошенная на лугу трава, (не)приятные известия
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Образуйте от существительных прилагательные при помощи суффиксов с одним или двумя Н.
Глина, ветер, сокол, листва, шерсть, голубь, муравей, жизнь, трава, станция.____________
________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Морфология».
1. Прочитайте текст и выполните задания. а). Впишите пропущенные буквы. б). Выделите окончания существительных, обозначьте падеж, склонение, род, число.
Радищев происходил из дворянской помещичьей семь… и еще в раннем детств… хорошо озн…комился с положением кр…пос(т)ной деревн…. . Мальчиком он заб…гал в крестьянский избы и там видел совсем иной мир, который ре..ко отличался от жизн… в барской усадьб… . Крепос(т)ные вели убогую полуголодную жизнь. В курной изб… черно от налета саж…. , которая покрывала все стены и потолок, и скамьи. Долгие зимние ночи трудились при свет… лучины. За малейшую провинность, а иногда и вовсе без всякой провинност… господа подвергали крепостных порк… . Но самое страшное – о крепостных помещики говорили как о вещ…. или собак…. . Крепостных прод…вали как обычно продают скот, иногда разбивая семьи.
2. Запишите прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.
Красивый, ласковый, свободный, сносный, удобный.________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
3. Обозначьте спряжение глаголов. Кашлять, знакомиться, сердиться, плыть, терпеть, свистеть.
4. Запишите глаголы в 1-м и 3-м лице множественного числа настоящего времени.
Дышать, рыть, колоть, гнать, верить._____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
5. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени.
Видеть, писать, ненавидеть_____________________________________________________________________
6. От данных глаголов образуйте страдательное причастие прошедшего времени.
Баловать, позолотить, добыть____________________________________________________________________
7. Перепишите предложение, правильно образуя падежную форму числительных.
1).На 623 солдатах были пилотки, а 385 солдатам их не досталось. _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
8. Обозначьте предложение, в котором допущена ошибка в употреблении собирательного числительного.
а). Двое суток нам пришлось провести в аэропорту.
б). Озеро находится в полутора километрах от города.
в). Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись.
г). Нас было двое, а их – четверо.
9. Спишите местоимения, раскрыв скобки.
Искусно подражать кому(то), (не)сколько вопросов, (не)(от)кого утаивать, (н…)кому не запомнилось, (кое)(о)ком из писателей, (н…)(за)чем не поеду, ронял что(нибудь), (н…)чего не скрывать, в каких(либо), (ни)чем не поможешь, разговаривать (н…)(о)чем, __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
10. Спишите, образуя правильную форму.
Шли (на) встречу с сыном, (с) начала года, (в) связи с происшествием, (ни) когда не собирал столько ягод, (ни) (от) куда не видно, (в) течени… Дона, (ни)сколько не трудно, читать (по) французски, (не)смотря на непогоду, (не)жаль ничего, что(бы)(ни)произошло, событие (н…)сколько (н…)радостное, совсем (не)интересная книга, (не)продолжительные переговоры, (не)взгоды, (не)скошенная на лугу трава, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Образуйте от существительных прилагательные при помощи суффиксов с одним или двумя Н.
Глина, ветер, сокол, листва, шерсть, голубь, муравей, жизнь, трава, станция
_____________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Орфография»
Вариант № 1
1. Вставьте в корни слов безударные проверяемые гласные:
М_рщинистый, упр_щенный разбор, угн_тение, просв_щение, ч_стота помещения, разв…вать дискуссию, посв…тить товарищу.
2. Вставьте безударные непроверяемые гласные:
Акв_рель, пр..зидент, к_ламбур, опт_мистичный, прив_легия, при…ти, ид…ал, аб..жур, юв…лир, б…кал, нав…ждение.
3. Вставьте в корни слов чередующиеся гласные:
Зар_сли, несг_раемый, пл_вучий, прил_гательное, заб_рется, отр_сль, к_сательная, оз_рение, прик_.сновение, выск_чка, р_стовщик, скл_нение, з_ренька, пог_релец, неприк_сновенность, тв_рение, расст_лить, отт_рать, бл_стеть.
4. Вставьте гласные после шипящих.
Ч..рт, друж…к, ш…лковый, ноч..вка, сгущ..нка, сильный ож..г, мальч..нка, испеч..н, кош…лка, горяч.., ещ.., камыш..вый, подж..г дома, княж..н, копч..ный.
5. Вставьте звонкие или глухие согласные:
Дер_кий ответ, разве_чик, сру_ коло_ца, убедительная про_ьба.
6. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные:
Аген_ство, блес_нуть на со_нце, сума_шедший, счас_ливый миг, уча…ствовать в спектакле, счас…ливый день, радос…ный возглас, ярос…ное сопротивление, словес…ный портрет.
7. Вставьте в приставки з или с:
Бе_ценный, ни_падать, _дача, ра_продажа, и_гнание, ра_бросать, бе_толковый, ра_жевать, и_следовать, ра..планировать, ра…паковать, …держать, бе…вкусный, ра…бавить.
8. Вставьте в приставки и или е:
Пр…отличный, пр_дорожный, пр_открыть, пр_льститься, пр_ступник, пр_дать форму, радиопр_емник, пр…вилегия.
Контрольная работа по теме «Орфография»
Вариант № 2
1. Вставьте в корни слов безударные проверяемые гласные:
Ум…лять о помощи, раст…лковать, насл…ждаться, елочные укр…шения, см_риться с обстоятельствами, ч…стота посещений, нав…вать локоны, посв…тить фонариком
2. Вставьте безударные непроверяемые гласные:
П…н…рама, об_яние, ст_пендия, калл_графический, в_стибюль, пр…ор..тет, к…лонка, тр…туар, к…мар, г…мак, отр…жение.
3. Вставьте в корни слов чередующиеся гласные:
Отр_сль, заг_релый, прил_жение, выб_рать, р_сток, р_внина, вск_кивать, зар_стание, откл_няться, разг_реться, м_кание, спл_влять, р_вноденствие, утв_рь, р_сток, разб_рать, сж_гать, выч_тать.
4. Вставьте гласные после шипящих.
Руч…нка, ш…пот, перч..ный, трещ…тка. сверч…к, реш..тка, холщ…вый, обж…ра, зайч…нок, ш…рох, башмач…к, старич…к, береж…т, ч…рточка, собач…нка.
5. Вставьте звонкие или глухие согласные:
Вязаные варе_ки, ро_кий мальчик, жеребье_ка, ко_ьба, насле_ство.
6. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные:
Безмол_ствовать, вкус_ные я_ства, гиган_ское сооружение, громоз_кий, неумес…ный вопрос, мои ровес…ники, влас…ные структуры, президен…ские выборы, праз…ничное настроение
7. Вставьте в приставки з или с:
Ра_двоение, чре_мерный, _дельщина, бе_человечный, во_хождение, во_главить, бе_заботный, бе_словесный, бе..брежный, бе…грешный, …держанный, ра…чистить, бе…численный.
8. Вставьте в приставки и или е:
Пр_одолеть пр_пятствие, пр_морский, непр_тязательный, пр_глушить, , пр_бывать в город, пр_восходный, пр…ключения.
Предварительный просмотр:
Тестовые задания для проведения дифференцированного зачета по литературе.
Комплект
контрольно-измерительных материалов
по учебной дисциплине
ОБД.02 Литература
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по профессиям и специальностям СПО
1. Общие положения
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Литература».
КИМ включают контрольные материалы для промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке:
У1. Воспроизводить содержание литературного произведения
У2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
У 3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
У4.Определять род и жанр произведения
У5.Сопоставлять литературные произведения
У6.Выявлять авторскую позицию
У 7.Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
У 8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
У 9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы
З1.Образную природу словесного искусства
З2.Содержание изученных литературных произведений
З 3. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.
З4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
З5.Основные теоретико-литературные понятия
3.Структура контрольного задания
3.1.Текст типового задания
Дифференцированный зачет по литературе
Часть 1
А1. Кому из персонажей романа Л.Н.Толстого принадлежит следующий портрет: «Вскоре после маленькой княгини вошел массивный молодой человек, в очках, с высоким жабо и в коричневом фраке»?
1) графу Толстому
2) Пьеру Безухову
3) Курагину
4) Николаю Ростову
А2. Кого из героев романа «Отцы и дети» называют «нигилистом»:
1) Евгения Базарова
2) Аркадия Кирсанова
3) Н.П.Кирсанова
4) Ситникову
А3. Назовите героя произведения М. Горького, который из-за великой любви к людям вырвал своё горящее сердце.
- Ларра
- Данко
- Изергиль
- Макар Чудра
А4. Как сам Л.Н.Толстой определил жанр «Войны и мира»?
1) повесть
2) роман-эпопея
3) исторический роман
4) семейная хроника
А5. Какое из перечисленных стихотворений В.В. Маяковского не является сатирическим:
1) «О дряни»,
2) «Гимн взятке»,
3) «Прозаседавшиеся»,
4) «Юбилейное».
А6 Укажите, кому сказал Раскольников следующую фразу: « Я не тебе поклонился, я всему страдающему человечеству поклонился».
1) Матери
2) Соне Мармеладовой
3) Сестре
4) Порфирию Петровичу
А7. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы
1) выразить представление автора об идеальных отношениях в семье
2) объяснить происхождение героя
3) объяснить причины апатии и бездеятельности героя
4) расширить представление о барской жизни
А8. Как назывался первый сборник рассказов М.А. Шолохова, принесший ему славу:
1) «Лазоревая степь»
2) «Донские рассказы»
3) «Чужая кровь»
4) «Наука ненависти»
А9. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:
1) О времени царствования Ивана Грозного
2) Об эпохе Петра Первого
3) О России XVIII-XIX веков
4) О Смутном времени
А10. Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?
1) «среда заела»
2) в этом его собственная вина
3)неспешный, неостановимый ход времени
4) Екатерина Ивановна
А11. Жанр Тихого Дона?
1) повесть
2) роман
3) роман-эпопея
4) исторический роман
А12. Укажите, какая проблема не поставлена автором в рассказе "Господин из Сан- Франциско".
1) проблема жизни и смерти
2) человек и цивилизация
3) проблема смысла жизни
4) проблема отцов и детей
А13. К какому типу литературных героев можно отнести чиновника Желткова ("Гранатовый браслет")?
1) «маленький человек»
2) лишний человек
3) герой-резонер
4) роковой герой
А14. Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен – это образы поэзии
1) С.Есенина
2) В.Маяковского
3) А.Ахматовой
4) А.Блока
15. Кто из перечисленных поэтов Серебряного века не принадлежал к какому-либо поэтическому течению?
1) Брюсов
2) Бальмонт
3) Цветаева
4) Гумилев
Часть 2
В1. Как относится автор романа «Тихий Дон» к гражданской войне?
Ответ: _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
В2. Укажите жанр следующих произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь».
Ответ: ____________________________.
В3. Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина (драма «Гроза»)?
_____________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В4 О чем спорили Базаров И Павел Петрович Кирсанов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В5. Ниже приведён эпиграф, который русская поэтесса А.А. Ахматова предпослала одной из своих поэм, взяв эти строки из своего собственного стихотворения 1961 года. Назовите эту поэму.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Ответ: _____________________________.
Проверяемые результаты обучения:
Работа состоит из 20 заданий по всем основным разделам курса литературы.
Работа проверяет:
1) знание образной природы словесного искусства;
2) знание содержания изученных литературных произведений;
3) знание основных фактов жизни и творчества писателей классиков XIX-XX веков;
4) знание основных теоретико-литературных понятий;
5) умение определять род и жанр произведения;
6) умение анализировать художественное произведение.
ТИПЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования. В работе используются тестовые задания двух типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом. В заданиях (часть А) с выбором ответа все ответы сформулированы, обучающийся должен только выбрать из четырех готовых ответов один правильный. Задания данного типа используются главным образом для проверки знаний обучающихся, понимания изученного материала. Это задания базового уровня, предполагается, что они посильны для абсолютного большинства обучающихся. Выполняя задания с выбором ответа, нужно записать номер правильного ответа в бланк ответов.
Второй тип заданий (часть В) - задания с кратким ответом — требует умения самостоятельно сформулировать ответ и оформить его кратко, в виде слова (например: эпитет). Следует самому вспомнить соответствующий термин, название произведения. Угадывание здесь исключено.
3.2. Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений по УД:
Каждое верно выполненное задание оценивается 1 баллом.
Оценка «5» ставится, если обучающийся набрал 18-20 баллов. (Не ставится, если обучающийся выполнил задания только из части А)
Оценка «4» ставится, если обучающийся набрал 14-17 баллов. (Не ставится, если обучающийся выполнил задания только из части А)
Оценка «3» ставится, если обучающийся набрал 10-13 баллов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся набрал 1-9 баллов.
3.3. Время на подготовку и выполнение:
подготовка 10 мин.;
выполнение 2 часа 00 мин.;
всего 2 часа 10 мин.
4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых для аттестации
- Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1 [Г.А.Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова и др.]; под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с., илл.
- Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 [Г.А.Обернихина, Т.В.Емельянова, Е.В.Мацыяка, К.В.Савченко]; под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с., илл.
- Белинский В.Г. Избранные статьи. – М.: Детская литература, 1981.
Ключи верных ответов на вопросы заданий
Часть 1.
1. 2
2. 1
3. 1
4. 2
5. 2
6. 3
7. 2
8. 3
9. 1
10. 2
11. 4
12. 2
13. 3
14. 4
15. 3
Часть 2.
1. мораль
2. сказка
3. олицетворение
4. гипербола
5. "Реквием"
Предварительный просмотр:
Тест «Литературные направления»
Вариант 1.
1. Назовите поэтическое течение начала 20 века, которое ознаменовало начало Серебряного века русской поэзии, но позже было вытеснено с поэтического олимпа акмеистами и футуристами.
- символизм,
- акмеизм,
- футуризм,
- романтизм.
2. Творчество какого поэта не было связано с футуризмом?
- В. Маяковский,
- А. Крученых,
- В. Хлебников,
- Н. Гумилев.
3. К какой группе символистов относился поэт А. Блок?
- «старшие символисты»,
- «младшие символисты».
4. Кто из поэтов принадлежал к «кубофутуристам»?
- В. Хлебников
- Н. Гумилев
- З. Гиппиус
5.Дайте определение акмеизма._________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. К какому направлению принадлежат поэты:
- Д.Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый;
- В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин;
- Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.
7. Назовите примерные хронологические рамки Серебряного века? __________________
8. Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?
- В. Брюсов,
- К. Бальмонт,
- И. Анненский,
- Н. Гумилев.
9. Укажите верное высказывание.
- О. Мандельштам был самым ярким поэтом – футуристом.
- В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к футуризму.
- Подобно другим модернистским течениям, футуризм был однороден, не распадался на группировки.
- Ключевым понятием символизма является символ.
10. В каком году возникло новое модернистское течение – акмеизм? __________________
Тест «Литературные направления»
Вариант 2.
1. Как называется модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности, создании зримого конкретного образа, отточенности деталей, переклички с минувшими эпохами?
- символизм,
- акмеизм,
- футуризм,
- реализм.
2.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
- Н. Гумилёв,
- В. Маяковский,
- Ф. Тютчев,
- А. Блок.
3. К какой группе символистов относился поэт В. Брюсов?
- «старшие символисты»,
- «младшие символисты».
4. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»?
- И. Северянин,
- В. Хлебников,
- З. Гиппиус
5. Дайте определение футуризма._________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. К какому направлению принадлежат поэты:
- Д.Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый;
- В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин;
- Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.
7. Назовите примерные хронологические рамки Серебряного века?____________________
8. Творчество какого поэта на было связано с акмеизмом?
- Н. Гумилев
- А. Ахматова,
- Д. Мережковский,
- В. Хлебников.
9. Укажите верное высказывание.
- Символизм – первое из постмодернистских литературных направлений в России.
- Русский модернизм представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, романтизмом.
- А. Блок был приверженцем кубофутуризма.
- Для поэтического языка символистов было характерно активное словотворчество (создание неологизмов).
10. В каком году оформился символизм как модернистское течение в России? __________
Предварительный просмотр:
Материалы для экзамена
по дисциплине «Русский язык и литература» (Литература)
1 вариант
Часть А
1. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
а) помещичье-дворянской б) купеческой
в) аристократической г) народной
2. Установите соответствие между тремя персонажами «Грозы» и родом их занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
а) Дикой б) Кудряш в) Кулигин | 1) часовщик-самоучка 2) конторщик 3) купец 4) лакей |
3. Что мешает Илье Ильичу Обломову быть деятельным человеком
а) отсутствие цели в жизни
б) воспитание и закономерности современной ему жизни
в) бедность
г) болезненное состояние
4. Основой конфликта романа И. Тургенева «Отцы и дети» является:
а) ссора между П.П. Кирсановым и Е. Базаровым;
б) конфликт между Н.П. Кирсановым и Е.Базаровым;
в) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов;
г) борьба между либеральными монархистами и народом.
5. «Очарованный странник» и «Левша» Н. Лескова входят в цикл произведений о:
а) настоящих мастерах своего дела б) праведниках
в) любителях приключений г) русских богатырях
6. М.Е. Салтыков-Щедрин в повести «История одного города» обратился к историческому прошлому России, чтобы
а) обличить современный ему государственный строй,
б) посмеяться над историческим прошлым
в) обратить на себя внимание как на писателя,
г) перечислить царей и царских министров.
7. Какой путь выбирает Раскольников, находясь на каторге?
а) путь дальнейшего протеста против общества
б) путь смирения, сострадания, отказ от протеста
в) путь борьбы за счастье человечества
г) путь нравственного самосовершенствования
8. Какое значение в исканиях князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?
а) пришёл к пониманию Бога
б) разочаровался в своём кумире
в) понял, что его прежние стремления ничтожны
г) сумел прославиться
9. Темой пьесы «Вишневый сад» является:
а) судьба России, ее будущее б) судьба Раневской
в) судьба Гаева г) вторжение в жизнь дворянства капиталиста Лопахина
10.Стихи так называемого «Денисьевского цикла» входят в любовную лирику:
а) А.С. Пушкина б) Ф.И. Тютчева
в) А.А Фета г) Н.А. Некрасова
11. Определите, к какому литературному направлению можно отнести творчество Н.А. Некрасова?
а) классицизм б) романтизм
в) реализм г) сентиментализм
12. Кого можно считать счастливым в поэме "Кому на Руси жить хорошо"?
а) царя б) мужиков
в) Матрену Тимофеевну д) Гришу Добросклонова
13. Какая тема раскрывается в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
а) тема любви; б) тема уходящего дворянства;
в) тема кризиса цивилизации; г) тема революции.
14. Этот человек говорил Вере: «.. может быть, твой жизненный путь, …, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины» (повесть «Гранатовый браслет»).
а) брат Николай б) генерал Аносов
в) подруга г) сестра Анна
15. Установите соответствие между тремя основными персонажами пьесы «На дне», фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
а) Лука б) Бубнов в) Актер |
| 1) хотел бы иметь бесплатный трактир 2) внезапно исчез из ночлежки 3) удавился на пустыре 4)убивает хозяина ночлежки |
16. Чем был наказан Ларра за свою чрезмерную гордость по отношению к другим людям?
а) бессмертием б) внешним уродством
в) невозможностью иметь детей г) безумием
17. Что символизирует собой «поджавший хвост паршивый пес», «пес голодный», «пес безродный», «нищий пес голодный» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
а) собаку б) старый мир
в) новый мир г) Иуду
18. Основной темой ранней лирики Маяковского является:
а) тема одиночества б) тема конца света, мира, цивилизации
в) тема любви г) тема современного города
19. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»?
а) тема революции б) тема юношеской любви
в) тема преобразований в деревне г) тема крестьянского быта в послереволюционное время
20. Одна из основных тем поэзии Есенина – это
а) любовь к крестьянской Руси б) призыв к внутренней революции
в) поиски Мировой Души и Прекрасной Дамы г) историческая тематика
21. Каждый поэт в той или иной форме выражает любовь к родному городу. А. А. Ахматова писала о Петербурге, М. И. Цветаева о:
а) Киеве б) Париже
в) Петербурге г) Москве
22. Каковы основные мотивы романа «Мастер и Маргарита»?
а) поиска своего мета в мире и реализации человека в социуме
б) мотивы семьи и детей, взаимоотношения родителей и детей
в) мотивы поиска смысла жизни в религии
г) вечной любви, милосердия, поиска правды, торжества справедливости
23. Что составляет основу сюжета рассказа «Один день Ивана Денисовича»?
а) судьба главного героя б) события одного дня
в) взаимоотношения героев г) конфликт героев
24. В поэме "Реквием" звучит тема памятника. Кому хочет "установить" памятник А. Ахматова?
а) народу-победителю б) народному страданию
в) себе г) новой власти
25. В произведении "По праву памяти" Твардовский рассказывает о
а) тяготах военной жизни б) счастливой юности советских людей
в) о сталинском времени г) о любви
Часть Б
1. Какой смысл вкладывает в финал романа «Тихий Дон» М. Шолохов?
2. В конце XIX-начале XX века в литературе сформировалось три основных модернистских течения «новой литературы». Перечислите их.
3 .Назовите произведения (не менее 3-х) литературы 2-й половины ХХ века, посвященных теме Великой Отечественной войны.
4. Кто из писателей обращался к «лагерной» тематике?
5.Перечислите имена поэтов-«шестидесятников».
Часть В
Прочитайте фрагмент и выполните задания.
А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым.
1. Определите автора, название произведения, жанр произведения, из которого взят данный фрагмент.
2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении:
а) открывает повествование;
б) завершает повествование;
в) является кульминацией любовного сюжета.
3.Главной темой этого произведения является
а ) тема оскудения «дворянских гнезд»
б ) тема духовной деградации человека
в ) тема внутреннего раскрепощения личности
2 вариант
Часть А
1. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»:
а) Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)
б) Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой
в) Это столкновение самодуров жизни и их жертв
г) Это конфликт между Тихоном и Катериной
2. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы
а) выразить представление автора об идеальных отношениях в семье
б) объяснить происхождение героя
в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя
г) расширить представление о барской жизни
3. Какой момент в биографии героя романа «Отцы и дети» Е. Базарова был переломным в осознании своей личности?
а) любовь к Одинцовой б) спор с Павлом Петровичем Кирсановым
в) разрыв с Аркадием Кирсановым г) посещение родителей
4. Установите соответствие между тремя персонажами «Отцов и детей» и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
а) Николай Петрович б) Павел Петрович в) Базаров |
| 1) умрет, заразившись тифом 2) женится на Фенечке 3) продолжит псевдонигилистическую деятельность 4) уедет жить за границу |
5.Основная идея произведения «Очарованный странник»:
а) русский человек со всем справится
б) русский человек всегда стремится к опасностям
в) только в экстремальных ситуациях раскрывается человек
г) русский человек - настоящий богатырь
6. Что стоит в центре изображения «Истории одного города»?
а) сатирическое изображение народа и власти б) крестьяне
в)провинциальные чиновники г) рабочий класс
7. Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы.
а) Он хочет достать деньги и помочь страдающим матери и сестре.
б) Он хочет поскорей обогатиться и поправить свое материальное положение
в) Он хочет отомстить старухе-процентщице за унизительное положение, в котором оказался
г) Он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит (к «наполеонам» или к «материалу»).
8.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это
а)Пьер Безухов в)Андрей Болконский
б)Платон Каратаев г)Василий Денисов
9. Идейным пафосом пьесы «Вишневый сад» является:
а) отражение изжившего себя дворянско-поместного строя;
б) роль буржуазии, пришедшей на смену и несущей разрушение и власть денег;
в) ожидание настоящих «хозяев жизни», которые превратят Россию в цветущий сад
г) красота сельской русской природы
10. Какова общая тональность поэзии Н.Некрасова?
а) сатирическая б) лирическая
в) гражданская г) просветительская
11.Укажите, о каком герое поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» следующие строки: «Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь».
а) О Савелии б) О Ермиле Гирине
в) О Якиме Нагом г) О Григории Добросклонове
12. Какова основная идея рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
а) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику
б) разоблачение революционной идеи в мире
в) философское осмысление человеческого существования
г) восприятие американцами Европы
13. Какая из тем основная в произведении «Гранатовый браслет»?
а) Тема настоящей, вечной любви; б) Тема отцов и детей;
в) Тема человеческой реализации; г) Тема религии в жизни человека.
14. Каким общим идеям подчинены все три части произведения «Старуха Изергиль»?
а) Идеям любви между мужчиной и женщиной, вопросам брака
б) Идеям гармоничных отношений в семье, понимания отцов и детей
в) Идеям Родины как высшей ценности, необходимости защиты отеческой земли
г) Идеям смысла жизни и ее истинной ценности, свободы человека
15. Кому из героев принадлежат слова: "Человек! <...> Это звучит ... гордо"?
а) Луке б) Сатину
в) Барону г) Актеру
16. Пьеса В. Маяковского «Клоп» - сатирические произведения, направленные против таких пороков, как:
а) подлость и трусость б) мещанство и бюрократизм
в) социальное устройство г) глупость
17. Какое историческое событие нашло отражение в поэме С. Есенина «Анна Снегина»?
а) Великая Отечественная война б) Русская революция
в) отмена крепостного права г) Отечественная война 1812 года
18. Каковы основные темы цикла С. Есенина «Персидские мотивы»?
а) тема любви и тема Родины б) тема поэта и поэзии
в) тема революции г) тема жизни и смерти
19. Укажите отличительную особенность поэзии М. И. Цветаевой.
а) стихи объективно отражают все происходящее в жизни общества
б) стихи отличает ораторский стиль, гражданский пафос
в) в стихах отражена история России
г) стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора
20. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Брови черные, но одна выше другой». Кто это? (роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
а) Римский б) Берлиоз
в) Коровьев г) Воланд
21. «Чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой?» – обращается Воланд к Маргарите после бала. О чём же она попросила?
а) Чтобы Фриде больше не подавали платок, а самой Маргарите вернули Мастера;
б) Чтобы Мастера выпустили из лечебницы и все в их в жизни было как раньше;
в) уничтожить критика Латунского,
г) отомстить всем, кто травил мастера,
22. Назовите жанр произведения М.Шолохова «Тихого Дона»:
а) повесть б) роман
в) роман-эпопея г) поэма
23. Что находится в центре внимания всех произведений А.И. Солженицына?
а) жизнь заключённых
б) русский национальный характер и история России XX века
в) превращение страны в русское национальное государство
24. Какое значение имеет слово «реквием», ставшее названием цикла А. Ахматовой 1935–1940 гг.?
а) католическое богослужение по умершему
б) траурное музыкальное произведение
в) оплакивание своей судьбы и судьбы народа
25. Известные слова И.В. Сталина «сын за отца не отвечает» стали поводом для создания поэмы:
а) «По праву памяти» б) «Страна Муравия»
в) «Василий Тёркин» г) «Дом у дороги»
Часть Б
1. Какое значение имеет образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»?
2. В конце XIX-начале XX века в литературе сформировалось три основных модернистских течения «новой литературы». Перечислите их.
3. Кто из писателей является представителем «городской» прозы?
4. Какой тип литературного героя появился благодаря В.М.Шукшину?
5. Назовите имена поэтов - представителей авторской песни?
Часть В
Прочитайте фрагмент и выполните задания.
Обломов вздохнул.
- Аз, жизнь! – сказал он.
- Что жизнь?
- Трогает. Нет покоя! Лёг бы и заснул…навсегда…
- То есть погасил бы огонь и остался в темноте! Хороша жизнь! Эх, Илья! Ты хоть пофилософствовал бы немного, право! Жизнь мелькнёт, как мгновение. А он лёг бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах, если б прожить лет двести, триста! -закончил он, - сколько бы можно было переделать дела!
- Ты – другое дело, Андрей, - возразил Обломов, - у тебя крылья есть: ты не живёшь, ты летаешь; у тебя есть дарования, самолюбие; ты вон не толст, не одолевают ячмени, не чешется затылок. Ты как-то иначе устроен…
-Э, полно! Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу! У тебя были крылья, да ты отвязал их.
- Где они, крылья-то? – уныло говорил Обломов. – Я ничего не умею…
- То есть не хочешь уметь. «…» Нет, человека, который бы не умел чего-нибудь, ей-богу нет!
- А я вот не умею! – сказал Обломов.
1. Определите автора, название произведения, жанр произведения, из которого взят данный фрагмент.
2. Укажите фамилию друга Обломова, с которым он ведёт диалог.
3. В приведённом фрагменте обмениваются мнениями персонажи, имеющие разные представления о возможностях человека. Как в литературоведении называется такой вид сопоставления?
а). сопоставление
б). сравнение
в). антитеза
Ответы:
1 вариант | 2 вариант | |||
Часть А | Часть А | |||
1 | б | 1 | в | |
2 | а3, б 2, в 1 | 2 | в | |
3 | б | 3 | а | |
4 | в | 4 | а 2, б 4, в 1 | |
5 | б | 5 | а | |
6 | а | 6 | а | |
7 | г | 7 | г | |
8 | в | 8 | в | |
9 | а | 9 | в | |
10 | б | 10 | в | |
11 | в | 11 | г | |
12 | д | 12 | в | |
13 | в | 13 | а | |
14 | б | 14 | г | |
15 | а 2, б 1, в 3 | 15 | б | |
16 | а | 16 | б | |
17 | б | 17 | б | |
18 | а | 18 | а | |
19 | б | 19 | г | |
20 | а | 20 | г | |
21 | г | 21 | а | |
22 | г | 22 | в | |
23 | б | 23 | б | |
24 | б | 24 | в | |
25 | в | 25 | а | |
Часть Б | Часть Б | |||
1 | - | 1 | - | |
2 | Символизм, акмеизм, футуризм | 2 | Символизм, акмеизм, футуризм | |
3 | - | 3 | Ю. Трифонов | |
4 | А. Солженицын, В. Шаламов | 4 | Чудик | |
5 | Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский | 5 | Б. Окуджава, в. Высоцкий, Ю. Визбор | |
Часть В | Часть В | |||
1 | А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч» | 1 | И. Гончаров. Роман «Обломов» | |
2 | б | 2 | Штольц | |
3 | б | 3 | в |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный зачет
по дисциплине «Русский язык и литература»
Русский язык
Вариант 1
1. Какое из слов дано в правильном произошении?
1).снег [с'н'эх]
2). Бог [бох]
3).крем [крэм]
4).пюре [п'ур'э]
2. В каком слове ударение на третьем слоге?
1).договор
2). красивейший
3). языковые (явления)
4). христианин
3. В каком предложении вместо слова СКРЫТЫЙ нужно употребить слово СКРЫТНЫЙ?
1). Как предполагают ученые, в центре Урана есть твердое каменное ядро, СКРЫТОЕ под газообразным и жидким водородом.
2). Печерин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТОМ характере.
3). Трудно диагностировать заболевание, когда оно имеет СКРЫТЫЙ характер.
4). Теперь пришла очередь Павла искать в моих словах СКРЫТЫЙ смысл.
Прочитайте текст и выполните задания 4-6.
А. Некоторые лингвисты считают, что письмо появилось раньше звуковой речи на целую археологическую эпоху, однако такая теория не имеет реальных оснований.
Б. А данные истории, антропологии, этнографии опровергают положение о возникновении письма до появления звучащей речи.
В. История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка.
Г. Тем более не известно ни истории, ни этнографии человеческое общество, которое бы пользовалось письмом, не обладая речью.
4. Какой вопрос можно поставить в начале текста?
1). Сколько лет назад появилась письменность?
2). Как возник язык?
3). Какая форма речи возникла раньше: устная или письменная?
4). Благодаря чему было изобретено письмо?
5. В каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ в предложении Г?
1). в именительном
2). в родительном
3). в дательном
4). в винительном
6. Укажите значение слова ОБЩЕСТВО в предложениях В и Г.
1). организация, объединение людей, ставящих перед собой общие цели
2). определенный слой населения, отличающийся от других слоев условиями жизни, образованием и т.п.; класс, сословие
3). совокупность людей, живущих в тех или иных конкретно-исторических условиях
4). государство, страна
Прочитайте текст и выполните задания 7-10.
(1) Все блага и радости жизни создаются трудом. (2) Без труда нельзя честно жить. (3) Народ учит: кто не работает, тот не ест. (4) Навсегда запомни эту заповедь. (5) Учение - твой первый труд. (6) Идя в школу, ты идешь на работу.(7) Труд и человек, человек и труд - вот мать и отец всех истин. (8) Труд - величайшая красота, но труд вместе с тем - это адски тяжелое дело...(9) Радость труда. (10) Она ни с чем не сравнима, ни с чем не сопоставима. (11) Путь к ней нелегок, его можно сравнить, пожалуй, с напряжением воли альпиниста: мало приятного карабкаться по камням и утесам, но альпинист карабкается, чтобы выразить себя, утвердить свою честь, свое достоинство.(В. А. Сухомлинский)
7. Какое утверждение автора не совпадает с точкой зрения автора текста?
1). Чтобы испытать радость труда, необходимо много трудиться.
2). Все блага и радости в жизни создаются трудом.
3). Труд - это очень легкое дело.
4). Обучение в школе - это работа для ученика.
8. Определите стиль и тип речи данного текста.
1. Художественный стиль.
2. Публицистический стиль.
3. Научный стиль.
4. Разговорный стиль.
9. Определите тип речи данного текста.
1). повествование.
2). рассуждение.
3). описание.
4). повествование с элементами описания.
10. Укажите средство(а) связи между предложениями 9 и 10.
1. Союз и частица.
2. Личное местоимение.
3. Частица.
4. Лексический повтор.
Вариант 2
1. В каком слове произносится мягкий согласный [д']?
1).деквалификация
2).девиз
3).дешифровать
4).дека
2. В каком слове ударение падает на второй слог?
1).повторим
2).позвонишь
3).принудить
4).пролила
3. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?
1). Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидный человек.
2). Шутки брата далеко не всегда безобидны.
3). Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
4). Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
Прочитайте текст и выполните задания 4-6.
(1) Известно, что Вильгельм Рентген не умел изменять своим принципам – моральным так же , как и научным. (2) …… (3) На исходе Первой Мировой войны, когда Германия голодала, друзья из Голландии присылали стареющему ученому масло и сахар. (4) ….. он считал недостойным личное благополучие среди всеобщего бедствия и, теряя силы от недоедания, всё-таки сдавал голландские посылки для общественного распределения. (5) Только когда дело стало совсем плохо и ему грозила смерть, он согласился на добавочный паёк.
4. Какая фраза должна быть второй в этом тексте?
1). Его научный авторитет был непререкаем.
2). Однако в действительности это было далеко не так.
3). Этому есть много примеров.
4). Возможно, это всего лишь миф.
5. Каким словом или сочетанием может начинаться предложение 4?
1).поэтому
2).но
3).к тому же
4).несмотря на это
6. В каком предложении есть антонимы?
1). 1
2). 3
3). 4
4). 5
Прочитайте текст и выполните задания 7-10.
(1) Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбами темнеющие в небесах облака. (4) Неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром. (5) Странная тишинатомится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, все замирает. (7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки. (9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки, они безмолвнои быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения. (15) Да не будет конца свободе и радости!...
(В. Белов)
7. В каком(их) предложении(ях) текста наиболее ярко выражено отношение автора к описываемой картине?
1.1, 2
2. 9
3. 11, 12
4. 14, 15
8. Определите стиль текста.
1. Художественный.
2. Научно-популярный.
3. Публицистический.
4. Научный.
9. Определите тип текста.
1. Повествование с элементами описания.
2. Рассуждение с элементами описания.
3. Описание.
4. Описание с элементами рассуждения.
10. Укажите средство связи предложений 11 и 12.
1. Синоним.
2. Местоимение.
3. Лексический повтор.
4. Союз.
Ответы
Вариант 1
1.2
2.1
3.2
4.3
5.3
6.3
7.3
8.2
9.2
10.2
Вариант 2
1.2
2.3
3.3
4.3
5.2
6.3
7.4
8.1
9.1
10.2
Предварительный просмотр:
Экзаменационная работа
по предмету «Русский язык»
Вариант I
Инструкция для студентов
На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку дается 2 часа. В письменную экзаменационную работу по русскому языку включено 25 заданий. Экзаменационная работа состоит из 2-х частей: обязательной (задания базового уровня сложности) и дополнительной (задания повышенного уровня сложности).
Обязательная часть содержит 20 заданий, дополнительная –5.
В задания включены материалы, проверяющие знание разных разделов русского языка: фонетики, орфоэпии, орфографии, синтаксиса, пунктуации, морфологии, культуры речи.
Правильное выполнение экзаменационных заданий оценивается баллами, которые указаны в бланке ответов около каждого задания.
В бланке ответов напротив каждого номера заданий вам необходимо поставить цифру, соответствующую правильному ответу. Таким образом, напротив заданий 1-8 и 10-22 должна стоять только одна цифра (1,2,3 или 4) В заданиях 9 и 25 нужно вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Успехов на экзамене!
Обязательная часть
1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) вандалы
2) дефис
3) вовремя
4) шофёр
2. Какое слово не имеет окончания?
1) вход
2) смелость
3) шипение
4) вскользь
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) нагр…вать, стр…мление, соч…тающий
2) под…рить, хв…стун, просл…вляя
3) переб…рёшь, к…варный, ст…рона
4) об…яние, прик…снуться, л…скающий
4. В каком предложении – НЕ- со словом пишется раздельно?
1) Нам (не)где было даже разложить свои документы.
2)Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в серые, пасмурные дни.
3) Окно на кухне было (не)занавешено.
4) (Не)истовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад.
5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я:
1) родители похвал…т, чару…щая сказка
2) ненавид…щие ложь, люди не обид…т
3)они кле…т, изменя…щийся вид
4)флюгеры верт…тся, стел…щийся дым
6. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква О?
А. ож…говый В. перч…ный
Б. ноч…вка Г. волч…нок
1) А, Б, Г 2) А,В
3) А,Г 4) Б,Г
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
1) 1,2,4 2) 2,4
3) 3 4) 3,4
8. В каком предложении данные в скобках слова пишутся раздельно?
1) (От) чего мне так трудно дышать (и) так больно в груди?
2) Мне стало грустно не (по) тому, что гунны вымерли, а (от) того, что смысл слова оказался столь простым и (ни) чего не дал мне.
3) (И) так, мы не выяснили, (ни) чего он добивался, (ни) куда неожиданно исчез.
4)Во всём городе (не) было людей, настроенных (так) же спокойно и в то(же) время торжественно, как эти двое.
9. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания .
1) Крытая камыш…м хата ст…яла на лугу окружё…ая ромашками и ф…олетовыми султанами иван-чая.
2) Его лучи проб…ваясь через листву золотыми снопами падали на тр…пинку …свещали бронзу могучей сосны.
10. Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью примыкание.
Часто ли мы получаем призыв к милосердию?
11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1)Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник.
2)Отсталый да ленивый всегда позади.
3)Лёгкие ветры легко и тепло дули на пристань и уснувший посёлок.
4)Мой собеседник походил на мастера или управляющего.
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Сегодня (1) кажется (2)будет дождь. Небо перед дождём (3) кажется (4) подёрнутым серой дымкой.
1)1,2,3,4 2) 1,2
3)3,4 4)2,4
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Цветы (1) отягощённые (2) росой (3) стоят неподвижно.
1)1,2 2)1,2,3
3)1,3 4)3
14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.
1). Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2). Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание того, о чём говорится в первой части.
3). Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части предложения.
4). Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен(2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.
1)1,2,3 2)1,3
3)1,2,3,4 4)2,4
16. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно употребить
слово НЕОБИДЧИВЫЙ?
1). Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидный человек.
2). Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
3). Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
4). Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1). у башкир
2). клади быстрее
3) около пятиста метров
4) пять статей
18. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбирая стиль одежды,
1). это занимает много времени.
2). руководствуйтесь определёнными правилами.
3). подчёркивается индивидуальность.
4). большую роль играет цвет.
Прочитайте предложения и выполните задания 19 — 20.
А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.
Б. Если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы наверно не узнали её.
В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.
Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.
19. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) А 2) Б
3) В 4) Г
20. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) А,Б,Г,В 2) В,А,Б,Г
3) В,Г,Б,А 4) Г,А,Б,В
Дополнительная часть
Прочитайте текст и выполните задания 21-24
(1)... (2)С этим утверждением можно поспорить. (3)Думается, что человек не родится ни ангелом, ни зверем, ни «между ними». (4)Он формируется при жизни. (5)Задача воспитателя всё-таки не в том, чтобы человек не позволял себе делать то, что хочет. (6)…цель у воспитателя позитивная - сформировать такие потребности, «хотения», которые соответствуют, а не противоречат человеческой общественной природе.
21. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?
1. Многие считают, что слишком жёсткое воспитание наносит больше вреда, чем слишком мягкое, потому что порождает злобных и мстительных людей.
2. Один из известных педагогов говорил, что человек, который позволяет себе делать всё, что ему захочется, перестаёт быть человеком.
3. Наследственность играет большую роль в формировании человека.
4. Нужно ли человеку постоянно запрещать себе какие-то действия, чтобы преодолеть дурные наклонности?
22. Какое слово или словосочетание должно быть в начале предложения 6?
1) Зато 3) К тому же
2) На самом деле 4) И всё же
23. Укажите тип(-ы) речи данного текста.
1) описание 3) рассуждение
2) повествование 4) описание и повествование
24. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?
1). Можно поспорить (2)
2). Что хочет (5)
3). Цель - сформировать (6)
4). Сформировать такие потребности, «хотения» (6)
25. В предложенном тексте вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
Телега выбравшись на шо(с,сс)е опять затряслась забилась быстро загремела по камням. Евсей пог…нял. Звезды за домами уже (не )было. (В)переди была белая голая улица белая м…стовая белые дома. Всё это замыкалось огромным белым собором под новым бело-жестяным куполом и небо над ним стало бледно(синее), сухое.
А дома в усадьбе в это время уже роса падала сад благоухал свежестью пахло из топившейся п…варской. Далеко за р…внинами хлебов за серебристыми тополями на окраинах сада за старой заветной баней дог…рала з…ря.
В гости(н,нн)ой были отворены двери на балкон алый свет мешался с сумраком в углах и жёлто(смуглая) черно(глазая) барышня поминутно поправляла рукава лёгкого и широкого платья из оранжевого ш…лка пристально смотрела в ноты сидя спиной к з…ре ударяя по ж…лтым клавишам.
(По И.А.Бунину)
Экзаменационная работа
по предмету «Русский язык»
Вариант II
Инструкция для студентов
На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку дается 2 часа. В письменную экзаменационную работу по русскому языку включено 25 заданий. Экзаменационная работа состоит из 2-х частей: обязательной (задания базового уровня сложности) и дополнительной (задания повышенного уровня сложности).
Обязательная часть содержит 20 заданий, дополнительная -5.
В задания включены материалы, проверяющие знание разных разделов русского языка: фонетики, орфоэпии, орфографии, синтаксиса, пунктуации, морфологии, культуры речи.
Правильное выполнение экзаменационных заданий оценивается баллами, которые указаны в бланке ответов около каждого задания.
В бланке ответов напротив каждого номера заданий вам необходимо поставить цифру, соответствующую правильному ответу. Таким образом, напротив заданий 1-8 и 10-22 должна стоять только одна цифра (1,2,3 или 4). В заданиях 9 и 25 нужно вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Успехов на экзамене!
Обязательная часть
1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) процент
2) деяние
3) наискось
4) заняла
2. Какое слово имеет нулевое окончание?
1) воедино
2) набег
3) лучом
4) молчком
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант
2) пер…од, к…пошится, предв…рительный
3) с…итуация, ср…жаться, б…седующий
4) см…гчение, увл…кательный, упр…стить
4. В каком ряду НЕ со словом пишется слитно?
1) В классе стоял долго (не) умолкавший гул.
2)Эта задача оказалась далеко (не) лёгкой.
3) Перечень книг был (не) полным.
4) Командир слушал, (не) вмешиваясь.
5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
1)моряки служ…т на флоте, колыш…щиеся от ветра
2) они слыш…т, хлопоч…щий по дому
3)держ…щиеся свободно, дожди промоч…т землю
4)волны плещ…тся, дыш…щие свободно
6. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква И?
А. обидч...вый В. застр...вать
Б. десантн...к Г. гряз...вой
1)АВ 2)АБ
3)АВГ 4) АБВ
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В спортивной ходьбе запреще(1)о отрывать от земли обе ноги одновреме(2)о, как это обыкнове(3)о делают при беге; все нарушения бывают чётко зафиксирова(4)ы кинокамерой.
1)1,2,3,4 2)2,4
3) 2,3, 4) 3,4
8. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?
1) (По)моему, мы придём к тому, (от)чего отошли, (за)то и будем наказаны.
2) (По)моему лицу было ясно, что сегодня (по)домашнему ему одеваться не следовало бы.
3) (В)виду того, что нас так(же) ждали к ужину, мы отложили прогулку, за (то) явились (во)время.
4) (Во)время блужданий по России я часто думал о том, что(бы) осталось от природы, если(бы) не было лесов.
9. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания .
1) Волны неслись к берегу и выбрас…вали на песок на камни дли…ые водор…сли (не)осторожных рыб измуче…ых пр…боем крабов и множество красивых маленьких ракушек.
2) Когда Михаська п…смотрел на небо солнце уже катилось по кромке леса как огромный мяч по фу…больному полю.
10. Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью согласование.
Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.
11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1). Дети каждый день сыпали на подоконник для синиц и воробьёв крошки и крупу.
2). Высота горных хребтов определяет как характер растительности так и своеобразие животного мира.
3). Венчики трав качались над горизонтом и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.
4). У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи.
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Окрестные горы(1) к моему сожалению(2) были совершенно лишены древесной растительности. Я почувствовал, что мне не удастся взойти на их вершины. В этот момент(3) к моему сожалению(4) прибавилось и чувство разочарования.
1)1,2,3,4 2)1,2
3)3,4 4)2,4
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Соловей(1) рассыпаясь ликующей трелью(2) пел (3) свою весеннюю песню.
1)1, 2 2)1,2,3
3)1,3 4)2,3
14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
У меня есть одна слабость: мне хочется возможно большее число людей приохотить к писательству.(К.Паустовский)
1). Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части предложения.
2). Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3). Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4). Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание того, о чём говорится в первой части.
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ни на минуту не умолкая (1) шумели воды прилива, набегали (2) грохочущие волны (3) бьющиеся (4) о подножье горы.
1)2,4 2)1,2,3,4
3)1,2,4 4)1,3
16. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1). СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2). Сено в стогу - СЫТЫЙ корм скоту.
3). СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4). СЫТОЕ брюхо к учению глухо.
17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1). несколько прутий
2). известные профессора
3) свыше пятисот тридцати участников
4) хотите
18. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Пользуясь советами специалистов,
1). вы можете сами отремонтировать свою квартиру.
2). требуется внимательное отношение к ним.
3). у меня возникло своё решение проблемы.
4). всё станет понятно.
Прочитайте предложения и выполните задания 19 — 20.
А. К какому классу относятся зёрна, определяется, прежде всего, их всхожестью и чистотой.
Б. Урожай зависит от погоды от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше всего - от качества семян.
В. Для первого класса, например, на двадцать пять-тридцать тысяч зёрен допускается не больше пяти сорных семян других растений.
Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.
19. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) А 2) Б
3) В 4) Г
20. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) АВГБ 2) АГБВ
3) БГАВ 4) БВГА
Дополнительная часть
Прочитайте текст и выполните задания 21-24
(1)... (2)И очень быстро, за какие-то 50 лет, мир стал совершенно другим. (3)Появились фабрики, угольные шахты, железные дороги, по морю начали ходить пароходы. (4)Произошло то, что называют промышленной революцией. (5)Что же было причиной этих перемен? (6)…паровая машина оказалась настолько рентабельной, что вызвала невиданный рост производства.
21. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в данном тексте?
1. Паровую машину, как известно, изобрёл Джеймс Уатт.
2. Изобретение паровой машины имело огромное значение.
3. Более двух веков назад в Европе произошла промышленная революция.
4. Более двух веков назад была изобретена паровая машина.
22. Каким словом или сочетанием может начинаться предложение 6?
1)Таким образом
2)Дело в том, что
3)На самом деле
4)Так как
23. Укажите тип(-ы) речи данного текста.
1) описание и повествование 3) повествование
2) рассуждение и описание 4) описание
24. В каком (-их) предложении(-ях) слово что служит подлежащим?
1) в предложении 4
2) в предложении 5
3) в предложении 6
4) в предложениях 4 и 5
25. В предложенном тексте вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
Бывает, поз…ней осенью вернётся лето и зацепит уходящую осень огне(н,нн)ым хвост…ком. И осень растает разнежится и пр…тихн…т словно ласковая с…бака которую гладит женщина. И тогда лес запахнет прощальным …роматом палой листвы рубиновыми плодами шиповника и янтарём барбариса белым грибом (ни)кем (не )тронутым уже развалившимся, пропитанным водой, но всё ещё п…хучим, напоминающим о прошлых п…годах. И п…течёт по лесу улыбч…вый добрый дух от сосны к берёзё от берёзы к дубу, а тот ответит могучими запахами силы крепости лесной и вечности. В запахах леса есть что(то) вечное и (не)истребимое, особо ощутимое в тёплые мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени. Она уже освободилась от нудных дождей, злых наскоков зимы и дотошных, всё обволакивающих иголок инея: всё ушло, всё в прошлом. И будто осень засыпая видит сон о лете а нам показывает свои божественные видения во всём величии одухотворённой красоты и в животв…рящих …роматах земли.
(По Г.Троепольскому)
Ответы
к экзаменационной работе
по предмету «Русский язык»
Вариант I | Вариант II | |
1 | 3 | 3 |
2 | 4 | 2 |
3 | 2 | 4 |
4 | 3 | 3 |
5 | 2 | 3 |
6 | 3 | 2 |
7 | 4 | 3 |
8 | 4 | 3 |
9 | 1) Крытая камышом хата стояла на лугу, окружённая ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая. 2) Его лучи, пробиваясь через листву, золотистыми снопами падали на тропинку, освещая бронзу могучей сосны. | 12. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания . 1) Волны неслись к берегу и выбрасывали на песок, на камни длинные водоросли, неосторожных рыб, измученных прибоем крабов и множество красивых маленьких ракушек. 2) Когда Михаська посмотрел на небо, солнце уже катилось по кромке леса, как огромный мяч по футбольному полю. |
10 | часто получаем | этой оценке |
11 | 1 | 2 |
12 | 2 | 2 |
13 | 3 | 1 |
14 | 2 | 4 |
15 | 1 | 4 |
16 | 3 | 2 |
17 | 3 | 1 |
18 | 2 | 1 |
19 | 2 | 2 |
20 | 3 | 3 |
21 | 2 | 4 |
22 | 2 | 2 |
23 | 3 | 3 |
24 | 1 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланки для анализа контрольных работ по русскому языку и литературе.
Заполнение данных бланков очнь удобно для учителя, т.к. экономит время и дает реальное представлние о результате работы....
Экзаменационный материал по русскому языку и литературе в переводных классах
Экзаменационные билеты по русскому языку и литературе в 10 класса...
Контрольные работы по русскому языку и литературе Архив
Контрольные работы по русскому языку и литературе Архивом...
ФГОС Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе
Анализ УМК по литературе и русскому языку в свете внедрения ФГОС...
Экзаменационные билеты по русскому языку и литературе.
КОСы по русскому языку и литературе для студентов первого курса....
Экзаменационная работа по русскому языку и литературе спо 1 курс
Материал для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе в тестовой форме....
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения экзаменационных работ по русскому языку
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения экзаменационных работ по русскому языку 8 класс (в форме ОГЭ)...