А.С. Пушкин. Поэма "Медный всадник".
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
А.С. Пушкин. Поэма "Медный всадник".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s._pushkin._mednyy_vsadnik.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С. Пушкин.
Поэма «Медный всадник»
Название поэмы, особая роль в ней Медного всадника, памятника Петру I на Сенатской площади Петербурга, свидетельствуют о философском подходе Пушкина к освещению истории. Фигура Петра символизирует государственную мощь, а конь под ним – вздернутую державной уздой Россию.
Петр, олицетворяющий державную мощь российской государственности, является и здесь главным героем, хотя действие поэмы относится к 1824 году, ко времени большого петербургского наводнения.
Во Вступлении Пушкин славит историческое дело Петра, олицетворенное в красоте и величии созданной им новой столицы. Но мажорное Вступление, достигнув торжества, внезапно обрывается на драматической ноте: «Была ужасная пора…». За внешним благообразием и стройностью начинает шевелиться обузданный, но готовый вырваться из плена хаос. Как продолжение печального воя ветра над омраченным Петроградом, из его тревожных, волнующихся стихий появляется в «петербургской повести» фигура Евгения, мелкого чиновника, мечтающего о служебной карьере, о семейной идиллии с будущей женой, юной невестой Парашей. Поэт описывает огромный город, его могучего основателя Петра на бронзовом коне и маленького бедного Евгения. И все они подвергаются страшному испытанию.
«Божья стихия» несет разрушения городу, хотя Медный всадник выдерживает ее напор. Евгения же она повергает в непоправимую беду: наводнение сметает домик Параши и разрушает его идиллические мечты. Евгений сходит с ума, и в сознании «безумца» виновник случившегося – Петр, построивший город «под морем» и не сумевший обуздать бушующую стихию. Возникает один из вечных в истории конфликтов – власть и личность, исторический процесс и судьба «частного» человека в нем.
Пушкин не отдает в этом конфликте предпочтения ни государственному (Петр), ни личному (Евгений) началу. Высший смысл исторического прогресса должен заключаться в их гармонии. В трактовке «мятежа» Евгения иногда усматривается бунт частного против общего во имя торжества частного. Но современный исследователь поэмы Ю. Борев полагает, что «идея личного счастья не только «частное» дело Евгения, но и «всеобщее» дело, так как этот герой представляет самые широкие слои «третьего сословия». Судьба Евгения – судьба народная. И если он несчастлив и о его жизненных интересах не заботится царь, то он не заботится и о тысяче подобных».
В поэме ставится вопрос о цене исторического прогресса. Оправдано ли строительство Петербурга, созидание мощной государственности без учета и за счет интересов «маленького человека» – Евгения?
Однако содержание «Медного всадника» этим кругом идей не ограничивается. Дело в том, что и Евгений, бунтующий против Петра, является человеком Петровской эпохи русской истории. Пушкин не щадит не только «медного истукана» Петра, но и бедного дворянина, давно забывшего о том, кто он и откуда он. Пушкин рассказывает, что Евгений – отпрыск древнего боярского рода, что имена его дедов, прадедов и пращуров звучали в «Истории государства Российского» Карамзина. «Безродный» и «беспамятный» Евгений у Пушкина – прямое детище петровских преобразований, нарушивших связь времен.
В набросках письма к Чаадаеву 1836 года Пушкин упрекает Петра в расправе над дворянской аристократией, бывшей опорой трона и контролировавшей действия государя. Петр «уничтожил, укоротил» дворянство, опубликовав «Табель о рангах» и допустив в дворянское сословие людей случайных, неродовитых, сделавших карьеру на государственной службе, но лишенных высоких нравственных достоинств и фамильных преданий, укреплявших патриотизм. Более ста лет дворянское сословие размывается притоком в него неродовитого, демократического элемента и теряет свою культурную, стабилизирующую роль в системе российской государственности. А ведь самодержавие без такой опоры и духовного контроля, как об этом писал еще юный Пушкин, катастрофически вырождается в самовластие.
Заметим, что Пушкин здесь опирается на исторические взгляды Карамзина: как только самодержавие склоняется к самовластию, неминуемо и неотвратимо Провидение наказывает властителя подъемом стихийных народных мятежей. С воспевающим волю Петра вступлением вступает в диалог другой образ державного всадника среди «вселенского потопа», разлива и разгула «Божьих стихий»:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы
Восхищение здесь граничит с ужасом, гордость державного властителя - с гордыней, так как Россия-то вздернута им над бездной. И теперь Пушкин с тревогой думает о том, куда скачет конь взнузданной Петром государственности и какова его дальнейшая судьба.
Ответственность за Россию в поэме Пушкина несет не только Петр Великий, но и Евгений, «маленький» представитель того сословия, на котором искони лежал тяжелый груз государственных забот. Потому и бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающего кумиру на бронзовом коне («Ужо тебе!..»), - бунт бессмысленный и наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. Не только в безумии Евгения, но и в этом – реалистический смысл фантастической картины ожившего Медного всадника, преследующего Евгения.
Не только самовластие Петра, но и измена Евгения своему историческому призванию спровоцировали катастрофу. В буйстве стихий бессильно выглядит самовластная государственность и теряет надежды Евгений. Обе ветви державной власти терпят наказание.
Не случайно в 1830-е годы Пушкин бился над проблемой возрождения культурной дворянской аристократии. Он пророчески чувствовал, что с её падением неминуем крах российской государственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"
Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...
Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"
Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....
Конспект урока в 10 классе "Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России".
Подробный конспект урока с приложением презентации....
Комплексный анализ поэмы Пушкина "Медный всадник"
Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....
урок литературы А.С.Пушкин "Медный всадник"
Презентация к уроку литературы по теме "А.С.Пушкин "Медный всадник"...
«На берегу пустынных волн…» (вступление к петербургской повести А.С. Пушкина «Медный всадник»).
Цель урока: познакомить учащихся с поэтикой А.С. Пушкина на примере вступления к петербургской повести «Медный всадник», поработать над интонацией, лексикой, подготовить к выразительному чтению текста...
Сюжет и композиция поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник"
В этой презентации показаны картинки из поэмы и рассказан сюжет и композиция....