ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА»
1. Цель урока: раскрыть духовный потенциал любовной лирики А.С.Пушкина
2. Задачи:
обучающие:
· познакомить обучающихся с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина;
· вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
· организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний по творчеству поэта:
развивающие:
· развивать ассоциативное мышление и творческое воображение обучающихся;
· развивать умение анализировать стихотворный текст;
· развивать навыки выразительного чтения;
воспитательные:
· воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
· воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира.
3. Тип урока: урок объяснения нового материала
4. Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная
5. Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, проектор, экран
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 47.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА»
ФИО (полностью) | Щелкунова Наталья Викторовна | |
Место работы | МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области | |
Должность | Зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы | |
Предмет | Литература | |
Класс | 9 | |
Тема и номер урока в теме | Урок 3 « Любовная лирика А.С.Пушкина» | |
Базовый учебник | В.Я. Коровина «Литература» 9 класс |
- Цель урока: раскрыть духовный потенциал любовной лирики А.С.Пушкина
- Задачи:
- обучающие:
- познакомить обучающихся с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина;
- вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
- организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний по творчеству поэта:
- развивающие:
- развивать ассоциативное мышление и творческое воображение обучающихся;
- развивать умение анализировать стихотворный текст;
- развивать навыки выразительного чтения;
- воспитательные:
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира.
- Тип урока: урок объяснения нового материала
- Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная
- Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, проектор, экран
- Структура и ход урока:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1.
№ | Этап урока | Название использованных ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационный момент, постановка целей урока | Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока. | Слушают учителя | 3 мин. | ||
Объяснение нового материала | Презентация №1 | Вступительное слово учителя о месте любовной лирики А.С.Пушкина во всем его творчестве. Делая плавные переходы к сообщениям обучающихся, дополняет сведения о музах поэта. Задает вопросы классу при анализе стихотворений. | Рассказывают интересные факты из биографии женщин, которым А.С.Пушкин посвящал свои стихотворения, которые были его музами. Выразительно читают и анализируют стихотворения поэта | 35 мин. | |
Рефлексия | Учитель задает вопросы: - Я сегодня на уроке… - На уроке мне понравилось… - Сегодня на уроке я узнал… | Отвечают на вопросы учителя | 4 мин. | ||
Постановка домашнего задания | Комментарии к домашнему заданию | Записывают в дневник | 3 мин. |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | «Любовная лирика А.С.Пушкина» | ЭОР | Презентация | Любовная лирика А.С. Пушкина.ppt |
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА
Цель урока: раскрыть духовный потенциал любовной лирики А.С.Пушкина
Задачи урока:
- обучающие:
- познакомить обучающихся с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина;
- вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
- организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний по творчеству поэта:
- развивающие:
- развивать ассоциативное мышление и творческое воображение обучающихся;
- развивать умение анализировать стихотворный текст;
- развивать навыки выразительного чтения;
- воспитательные:
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира.
Ход урока:
Учитель. Слайды презентации № 2, 3.
Как много интересных судеб скрывается за портретами известных художников. Об одних мы знаем много, о других скупо написано -"неизвестный". Но есть люди, личности, благодаря которым многие столетия мы вспоминаем тех, кто так или иначе были связаны с ним. Конечно же, Пушкин был таким ярким человеком. Резкий и вспыльчивый, мечтательный и романтичный, циничный и наивный - в нем многое смешалось. Сегодня на уроке мы познакомимся с его современницами, женщинами, о которых мы знаем и помним благодаря таланту Пушкина. Одних он любил, другими восхищался, но они живут в веках благодаря его стихам.
Александр Сергеевич Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», сумел в своем творчестве отразить все тончайшие оттенки любовного чувства: от застенчивой, целомудренной влюбленности до мятежной, бурной, страсти и всепоглощающего, гармонического чувства.
Биографы Пушкина насчитывают более 100 женщин в его жизни! Кто они?
Ученик 1. Екатерина Бакунина. Слайды презентации № 5, 6
Первая любовь… Она пришла к 16-летнему лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, 20-летней фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми темными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала.
“Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи”. Влюбленный лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.
На протяжении всего 1816 года Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной свое поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. Двадцать два стихотворения с “бакунинским мотивом” - своего рода энциклопедия юной любви.
Наверное, под впечатлением свидания, отмеченного душевной взаимностью, родилось это стихотворение:
Здесь ею счастлив был я раз,
В восторге сладостном погас.
И время самое для нас
Остановилось на минуту!
29 ноября 1815 года Пушкин записал в дневнике: «Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотря на снежную дорогу – ее не было видно! Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице, - сладкая минута! Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут». Свое чувство к Бакуниной Пушкин выразил в цикле элегий 181 года: «Уныние», «Месяц», «Певец», Осеннее утро».
Е. Бакунина, художница, ученица К. Брюллова, переживет Пушкина на 32 года. У нее будет своя судьба, но светлое воспоминание о Пушкине она пронесет через все годы.
С нежностью вспомнил поэт о “милой Бакуниной” и многие годы спустя:
В те дни… в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал
Учитель: Лицей окончен… По выходе из Лицея Пушкин познакомился С Евдокией Ивановной Голицыной, прозванной в Петербурге Princesse Nocturne (Ночной княгиней). Прозвище свое Евдокия Ивановна получила потому, что какая-то гадалка предсказала ей смерть в ночные часы, после чего княгиня превратила ночь в день и принимала своих гостей после полуночи.
К моменту знакомства с ней Пушкина Евдокия Ивановна была уже не очень молода, но обретенное ею в петербургском свете влияние, вся необычность, даже некоторая эксцентричность ее облика и жизненных привычек, быть может, даже придавали ей в глазах поэта особое очарование.
Ученик 2. Евдокия Ивановна Голицына. Слайды презентации № 7, 8
В первый раз он встретился с ней в доме Карамзиных осенью 1817 года и сразу же ею увлекся. В декабре 1817 года Карамзин писал Вяземскому в Варшаву: "Поэт Пушкин... у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви". Но в последнем Карамзин ошибался: 30 ноября появилось стихотворение Пушкина "Краев чужих неопытный любитель", посвященное Е. И. Голицыной. Нетрудно заметить, что оно отличается от традиционного любовного послания главными смысловыми акцентами. Образ княгини Голицыной выстраивается в необычном контексте: он соединен прежде всего с гражданскими добродетелями. Юный поэт через Голицыну словно открывает для себя, после многолетнего французского воспитания, новый и неожиданный облик отечества, воспринявшего дух просвещенья, идеалы гражданской свободы. Интуитивно поэт принял в этом послании именно тот тон, который был свойственен салону Евдокии Голицыной.
Когда поэт был отправлен в ссылку, княгиня Голицына не осталась равнодушна к его судьбе и вместе с А. И. Тургеневым способствовала тому, что он был переведен под начало Воронцова в Одессу. Он тоже вспоминал о ней в ссылке. 7 мая 1821 году он писал А. И. Тургеневу из Кишинева, что вдали от камина княгини Голицыной можно замерзнуть и под небом Италии. А в 1824 году чрез него же передал ей привет: "Обнимаю всех, то есть весьма немногих, целую руку К. А. Карамзиной и княгине Голицыной…».
Выразительное чтение стихотворения, посвященного Е.И.Голицыной:
Краев чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моем,
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина - не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел -
Но я вчера Голицыну увидел
И примирен с отечеством моим.
Учитель: Вырвавшись в Петербург из царскосельской “кельи”, юный поэт стал, подобно своему герою Онегину, театралом. “Под сенью кулис” Пушкин был очарован знаменитой актрисой романтического театра – балета, “царствующей” Авдотьей Истоминой.
Ученик 3. Евдокия Ильинична Истомина. Слайды презентации 9, 10
Имя этой танцовщицы увековечил Пушкин. Строки из «Евгения Онегина» всем знакомы со школьной скамьи:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Но не все знают, что Пушкин собирался писать роман «Русский Пелам», прообразом одной из героинь которого должна была стать Авдотья Истомина. Обдумывая эпизод с ее участием, Пушкин увлекся, и появился план совсем другого романа – «Две танцовщицы». Он сохранился, и поколения литературоведов пытаются его расшифровать.
Репертуар Большого (Каменного) театра привлекал в театр молодых вольнодумцев, среди которых был и юный Пушкин. Молодой поэт высоко ценил искусство Истоминой. В течение некоторого времени Пушкин даже считал себя влюбленным в Истомину – как он сам писал, «когда-то волочился» за нею.
Учитель. Любовь в поэзии А.С.Пушкина – это глубокое, нравственно- чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, она – дар жизни. Любимая представляется поэту как “гений чистой красоты”, как “чистейшей прелести чистейший образец”.
Я думаю, что, познакомившись с любовной лирикой А.С.Пушкина, вы согласитесь с мнением В.Г.Белинского:
“Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”.
Поэт дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к такому бесценному дару судьбы, как любовь.
Ученик 4. Мария Николаевна Раевская. Слайды презентации 11, 12
Раевская Мария Николаевна (1805-1863), в замужестве княгиня Волконская, младшая дочь генерала Н. Н. Раевского. Пушкин встречался с Марией Раевской в Петербурге в 1817-1820 годах и на юге в 1820-е годы. Последний раз поэт виделся с ней в Москве (декабрь, 1826) накануне ее отъезда в Сибирь к мужу, декабристу С. Г. Волконскому, приговоренному к 20 годам каторги. Этот ее поступок был подвигом самоотверженности, верности и мужества, который высоко оценили уже современники. Пушкин, полный восхищения, даже преклонения перед этой юной женщиной, посвятил ей свою новую поэму «Полтава». По мнению некоторых исследователей, с именем Марии Раевской-Волконской связаны циклы лирических стихотворений, написанных поэтом на юге, и два поэтических шедевра более позднего времени: «Не пой, красавица, при мне..» (1828) и «На холмах Грузии…» (1829).
Выразительное чтение и анализ стихотворения «На холмах Грузии…»:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой…
Унынья моего ничто не мучит, не тревожит.
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Учитель:
- Какова тема стихотворения?
- Каким вы представляете лирического героя?
- Каково настроение стихотворения? Проследите по тексту.
- Какую мысль мечтал донести Пушкин до нас, читателей?
- Какие средства выразительности использует поэт в стихотворении?
В 1823 году Пушкина перевели в шумную Одессу. Поэт провел в ссылке всего 1 год, но и здесь за столь короткий срок он покорил сердца двух красавиц, которые оставили прекрасный след и в его душе, и в лирике, - это Амалия Ризнич и Е.К.Воронцова.
Ученик 5. Амалия Ризнич. Слайды презентации № 13, 14
Первой его “жертвой” оказалась Амалия Ризнич – жена богатого коммерсанта. Дом Ивана Ризнича постоянно был полон гостей. На одном из таких приемов Пушкин и познакомился с Амалией. Полунемка, полуитальянка, с некоторой примесью еврейской крови, высокая, стройная, с необычайно красивыми горящими глазами, удивительно белой и изящной шеей, высоким бюстом и с черною косою более двух аршин длиною, эксцентричность манер, оригинальность одежды (Амалия любила щеголять в костюме для верховой езды), неутомимость в развлечениях в сочетании с яркой красотой и редким обаянием привлекли к очаровательной сирене целый сонм поклонников. А предпочтение она отдала поэту. Недолгое, но яркое увлечение вдохновило Пушкина на многие лирические произведения. Мечтая о близости этой женщины, он пишет трогающее нежностью, романтическое стихотворение “Ночь”.
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг …люблю… твоя… твоя!..
Счастливые встречи двух влюбленных длились недолго. Муж узнал об их связи и тут же отправил неверную жену в Италию, лишив материальной поддержки. В этом же году Амалия заболела чахоткой, а через год скончалась. Поэт тяжело пережил разлуку. Тень умершей возлюбленной еще долго будет витать над ним.
1830 году А.С.Пушкин написал стихотворение, посвященное Амалии, "Для берегов отчизны дальней..."
Учитель: Однако вскоре Пушкин утешился, обратив свой взор на Елизавету Ксаверьевну Воронцову (в девичестве Браницкую).
Ученик 6. Елизавета Ксаверьевна Воронцова.
Слайды презентации 15, 16
Поэта не пугала игра с огнем - предметом его нового обожания стала жена всесильного и грозного генерал-губернатора графа Воронцова. Современник Вигель писал об Элизе, которой было за тридцать: “Она была одной из совершеннейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такой мягкою, очаровательною, женственной грацией, такой приветливостью, таким неукоснительным изяществом, что легко себе объяснить, как такие люди, как Пушкин, и многие другие, без памяти влюблялись в Воронцову… С врожденным польским легкомыслием и кокетством желала она нравиться, и никто лучше ее в этом не успевал”.
Большая и длительная сердечная привязанность поэта запечатлена во многих стихах, а воспоминания и свидетельства современников повествуют о скандалах, которые даже светские приличия не могли затушевать. Молодые люди таились, скрывали от людских глаз свою связь, но графу все стало известно о неверности жены, и он предписал Пушкину немедленно выехать в Херсонский уезд и собрать там материалы о ходе работ по истреблению саранчи. Поэт счел такой Приказ оскорбительным и написал прошение об отставке. Уезжая из Одессы “в далекий северный уезд”, Пушкин получил от возлюбленной перстень-талисман, которым очень дорожил, и написал стихотворение“Талисман».
Запутавшись в своих любовных связях, озлобленный на себя, уволенный со службы, Пушкин приехал в родовое именье Михайловское. Первые месяцы он жил мыслями об Одессе, оставленной там Елизавете Ксаверьевне, много сочинял. От любимой женщины изредка приходили письма с заветной печатью, письма, которые он должен был сжигать, оберегая честь графини. В стихотворении “Сожженное письмо” удивительно точно, поэтично рассказано, как превращаются в пепел листы, принесшие столько радости одинокому поэту. И лишь осенью 1830 года, готовясь к браку, он навсегда простился с графиней, посвятив ей стихотворение “Прощание”.
Выразительное чтение и анализ стихотворения «Сожженное письмо»
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
Учитель:
- В чем символичность названия стихотворения?
- В чем оригинальность «вечной» темы, изображенной Пушкиным?
- Каково настроение лирического героя?
- Укажите средства художественной выразительности, использованные поэтом в стихотворении.
Учитель: Со временем тоска прошла, душевная боль утихла, и поэта вновь потянуло в общество женщин, благо, что они были рядом - всего в нескольких верстах от дома. В соседнем селе Тригорское жила с семьей Прасковья Александровна Осипова, по первому мужу Вульф. В это время приехала погостить к своим родственникам
Анна Керн . Слайды презентации № 17, 18 (фильм о Пушкине и Керн, романс «Я помню чудное мгновенье…»)
Учитель:
Вы избалованы природой;
Она пристрастна к вам была,
И наша вечная хвала
Вам кажется докучной одой.
Вы сами знаете давно,
Что вас любить немудрено,
Что нежным взором вы Армида,
Что легким станом вы Сильфида,
Что ваши алые уста,
Как гармоническая роза...
И наши рифмы, наша проза
Пред вами шум и суета.
Но красоты воспоминанье
Нам сердце трогает тайком —
И строк небрежных начертанье
Вношу смиренно в ваш альбом.
Авось на память поневоле
Придет вам тот, кто вас певал
В те дни, как Пресненское поле
Еще забор не заграждал.
Это стихотворение А.С.Пушкин посвятил Е.Н.Ушаковой.
Ученик 7. Е.Н.Ушакова. Слайд презентации № 19
Старшая дочь в семье Ушаковых; преданный друг поэта и большая почитательница его таланта. Ушаковы жили в Москве, на Пресне; в их доме собирались музыканты, певцы, писатели. В 1827-1829 гг. там постоянно бывал и Пушкин; альбомы сестер, Екатерины и Елизаветы, были заполнены его стихами и рисунками. Екатерина Николаевна питала к Пушкину глубокое чувство и сохранило его на долгие годы. Она вышла замуж только после гибели поэта.
Учитель: Осенью 1826 года Пушкин вырвался из Михайловского заточения. Столица устроила любимому поэту восторженную встречу, его буквально разрывали на части, приглашали на балы, приемы, банкеты. Пушкин упивался, наслаждался своей славой. Издатели платили ему самые высокие гонорары, которые он небрежно проигрывал в карты. Но все чаще накатывались тоска и скука. Приближающаяся осень жизни наводила поэта на мысль, что пора остепениться, обрести тихую, спокойную гавань.
Ученик 8. Анна Алексеевна Оленина. Слайды презентации 20, 21(романс «Я Вас любил…»)
Зимой 1826 года Пушкин тепло был принят в просвещенной семье президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина, где царила живая и обаятельная Аннет.
По свидетельству современников, Анна Алексеевна в то время была назначена фрейлиной к императрицам; при дворе считалась одной из выдающихся красавиц, выделялась, кроме того, блистательным и игривым умом и особенно любовью ко всему изящному. Пушкин увлекся ею бурно и мучительно, о чем свидетельствуют прекрасные стихи: “Ты и вы”, “Не пой, красавица при мне …”, “Ее глаза” и др.
О любви к Аннет свидетельствуют и рисунки ее профиля на полях рукописи поэмы “Полтава” и надписи: “А.О., Аннет Оленина” и даже “Аннет Пушкиной” недвусмысленно свидетельствующие о желании Пушкина связать с ней свою судьбу. Но предложение поэта было отклонено матерью невесты. Сыграли свою роль и равнодушие самолюбивой, избалованной девушки, и репутация Пушкина как политического ссыльного или политически неблагонадежного человека, и, наконец, мнение семьи Олениных: “Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и не был богат”.
Прощание с уходящей любовью нашло отражение в знаменитой элегии “Я вас любил…”, выделяющейся высотой нравственного чувства, взлетом его души, его любви, стоящей на грани самоотречения. В стихотворении выражено удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта
Я Вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я Вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я Вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Учитель: От плена изящной Олениной поэта избавила юная 16-летняя Наталья Николаевна Гончарова, поразившая Пушкина царственной, гармоничной и одухотворенной красотой.
Ученик 9. Наталья Николаевна Гончарова. Слайды презентации 22, 23
Она только недавно начала выезжать, но о ней уже говорили в свете, называли ее одной из первых московских красавиц. Очарованный поэт вскоре сделал ей предложение и получил неопределенный ответ - полуотказ, полусогласие. Но он не отступил: слишком сильна была его влюбленность; мечта о счастье с этой девочкой, такой не похожей на него, такой спокойной, нежной, умиротворяющей, кружила ему голову. Около двух лет тянулась история пушкинского сватовства.
И вот, наконец, в апреле 1830 года согласие было получено. "Участь моя решена. Я женюсь... (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь). Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - Боже мой - она... почти моя... Я готов удвоить жизнь и без того неполную. Я никогда не хлопотал о счастье, я мог обойтись без него. Теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его?" Так писал Пушкин весной 1830 года, сразу после помолвки. С этого времени Пушкин постоянно возвращается к мысли о возможности счастья для него, бездомного, гонимого поэта с зыбким и туманным будущим ..."
Свадьба беспрестанно откладывалась. Пушкин настаивал, чтобы поскорее их обвенчали. Но Наталья Ивановна напрямик ему объявила, что у нее нет денег. Тогда Пушкин заложил именье, привез денег и просил шить приданое.
Пушкин боролся за свое счастье и победил. Свадьба прошла торжественно. Наталья Николаевна перестала быть отдаленной прекрасной мечтой. Он стал относиться к ней менее возвышенно - и еще больше полюбил. “Я женат – и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось”,- пишет поэт своему другу Плетневу вскоре после свадьбы.
Какой заботливостью, сдержанной нежностью, восхищением дышат его письма к жене и детям:
“Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу!”
“Не можешь вообразить, какая тоска без тебя!”
“Что с вами? Здорова ли ты? Здоровы ли дети? Сердце замирает, как подумаешь!”
“Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою я люблю еще более твоего лица”.
В письмах и лирике Пушкина тонко вырисовывается портрет горячо любимой жены.
Выразительное чтение стихотворения «Мадонна
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных прудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Учитель: Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что "любви все возрасты покорны". Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека.
Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
Простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство.
Рефлексия:
- Я сегодня на уроке…
- На уроке мне понравилось…
- Сегодня на уроке я узнал…
Комментирование домашнего задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...