Открытый урок по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.А. Фета"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Подготовила молодой специалист учитель русского языка и литературы Трихаева М.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_fet_5_klass.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов г.о. Жуковский
Открытый урок по литературе в 5 классе на тему: «Жизнь и творчество А. А. Фета»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Трихаева М.С.
2016 уч.год
– Какие стихи А. А. Фета вы знаете, помните, любите?
– Что вы знаете о самом поэте?
– Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…
Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.
Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. Его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.
Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.
На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.
Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. Среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников.
В 1844 году Афанасий Фет оканчивает университет. В 1850 году выходит второй сборник стихов А. А. Фета. Именно 50-е годы стали для поэта «звёздным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Стихи, статьи, переводы, вышедшие из-под его пера, сразу печатались в журналах. Стихи Фета были необычны. У него слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, цветовые и световые впечатления. Это очень точно подметил другой поэт, современник Фета, Алексей Константинович Толстой: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.
А. А. Фет – поэт, единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…»
– Попадали ли вы под дождь?
– Где это было?
– Когда это было?
– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?
– А как пахнет дождь?
– Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота.
Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.
Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.
Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
Просмотр.
Словесное рисование дождя. 2-3 ученика.
– Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.
Каждый видит, слышит, ощущает дождь по– своему. Наши дожди имеют разное настроение.
Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).
Сегодня на уроке мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.
Поэт создал свой дождь – весенний.
Тема урока А.А. Фет. “Весенний дождь”.
Откройте тетради.
Запись в тетрадь. Запишите число, классная работа, Тему урока
Для нашего урока я предлагаю следующие Цели и задачи:
– Сегодня на уроке мы с вами проанализируем стихотворение А.А.Фета “Весенний дождь”;
– Научимся составлять образную картину;
– Составим творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление как дождь.
– Чем мы будем заниматься на уроке? (обратная связь)
– Анализировать
– Составлять образную картину
– Писать творческую работу.
– Откроем учебник на стр. 246.
Слайд №1. Портрет Фета, постепенно возникают строчки стихотворения “Весенний дождь”.
Послушаем стихотворение. Учитель читает стихотворение (учебник).
Чтение учащимися про себя и вслух (2-3 человека)
– Дадим оценку нашим чтецам. Что удалось при прочтении, над чем надо работать?
– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прочтении стиха?
(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).
Запись в тетрадь Образный ряд стихотворения А.А. Фета “Весенний дождь”: …
– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому?
– Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)
Сколько строк?
Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать
Динамику. Движение.
Вопрос № 4 учебника.
– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья.
– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.
Слайд №2 (показана завеса дождя)
– Как вы понимаете слово завеса?
– Подберите слова синонимы.
Запись в тетрадь: Завеса.
Слайд №3 Словарная статья.
Прочитаем и запомним значение этого слова.
– Какое художественно – изобразительное средство применил автор во 2 строфе 2-го четверостишья? (метафора)
Запись в тетрадь “Качаясь, движется завеса” – это метафора.
Что такое метафора?
Вспомним определение
Слайд № 4
– Есть ли у нас ещё во втором четверостишье сравнение?
(Будто в золотой пыли)
Слайд №5
Запись в тетрадь: будто в золотой пыли – сравнение
– Какое слово указывает на сравнение? Подчеркните его.
Вспомним определение
Слайд №6
Поработаем с вопросом учебника Задание № 5 прочитайте
– Прочитайте выразительно стихотворение про себя.
Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения.
Слайд№7
Прочитайте их еще раз
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит.
– Что подошло к саду?
– Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя.
(Олицетворение)
Вспомним определение.
Слайд № 8
В образный ряд, который мы составили в начале урока этот образ не вошёл.
– Почему?
(Потому что сложно за каплями дождя разглядеть, что же подошло к саду)
– В каком образе можно представить это таинственное существо?
– Давайте рассмотрим, как художники увидели это таинственное существо в виде женщины.
Слайд №9
(На слайдах показаны 2 картины художников, изобразивших дождь)
– Слова “вода”, “капля” женского рода – дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.
– Согласитесь, картины очень разные.
– Чем они отличаются друг от друга?
– А чем они похожи?
– Какую из этих картин мы могли бы назвать “Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?
– Предлагаю подобрать слова к изображенным на картинах образам, которые помогут нам описать их характер и настроение.
Запись на доске: По одному определению, по очереди.
Посмотрим, совпали ли наши восприятия этих картин, с восприятиями поэтов?
Слайд №10, №11
– А какие ассоциации у вас возникают со словом ребёнок?
(Ручки, ножки, младенец, кулачок, напевает, хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок играет)
– А теперь представим дождь в виде ребёнка.
– Ваша задача составить 2-3 словосочетания или предложения, где дождь представлен в виде младенца.
Ответы детей.
– Посмотрим, что получилось у меня.
Слайд №12
Запишите наиболее понравившийся пример.
Запись в тетрадь:
– А вот какое стихотворение написал С.Я. Маршак.
Слайд №13
Вспомните в начале урока, вы описывали дождь, в который вы попали, и свои воспоминания о нем.
Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?
Я предлагаю вам составить текст из 2-3 предложений, описание вашего нового дождя.
Озаглавьте текст. Как и А.А.Фет, передайте в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.
А процессу вашей работы вам поможет музыка и фотообразы.
Слайд №14
Читают 2–3 ученика свою работу.
Слайд №15
Получилась ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?
Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?
Достигли мы целей поставленных в начале урока?
Слайд № 16
Как вы думаете, кто за урок может поставить себе отличную и хорошую отметку.
Оцените себя, назовите одноклассника, чья работа на уроке была хорошей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по литературе на тему: "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова".
Конспект по литературе для 5 класса с приложением....
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Открытый урок по географии по теме:"Жизнь на разных материках" (с применением элементов сингапурской методики обучения)
Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. В это время осуществ...
Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."
Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...