Развернутый конспект урока по литературе на тему: "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова".
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Повторительно–обобщающий урок по теме «Оптические явления» 9класс.
Методический анализ изучаемой темы:
- Основное содержание изучаемого материала задают Государственный стандарт основного общего образования по физике (базовый уровень) 2004г. (Сборник нормативных документов. Физика - М.: «Дрофа», 2007 г.) и образовательной программой учителя физики высшей квалификационной категории Щетининой В.Н. за 2009г.
- Глубина изложения материала определяется учебником «Физика: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений /С.В.Громов, Н.А.Родина; под. ред. Шароновой. М.: Просвещение, 2004».
Цель урока: Создать условия для успешного повторения обучающимися темы «Оптические явления » и подготовке к контрольной работе.
Задачи урока:
- Рассмотреть основные понятия и законы геометрической оптики;
- развивать практические и аналитические навыки обучающихся при постановке самостоятельных опытов;
- провести предварительную диагностику знаний по теме.
Оборудование урока:
Стакан с водой и стеклянная палочка, зеркало- 3 шт, собирающая линза, экран, линейка, детский перископ, кювета с водой, прибор по «Оптике».
Мультимедийное сопровождение урока:
презентация к уроку.
Ход урока:
- Организационный момент (2 мин)
Организация работы на уроке.
Слайд № 1 – титульный - название урока.
Слайд № 2 - цели и задачи.
- Актуализация знании ( 5 мин)
Трудно перечислить все те свойства света, которые делают нашу жизнь не унылой и однообразной, а яркой, разноцветной и радостной. Страшно представить себе жизнь без света. Закройте на минуту глаза! Страшно?
Никогда больше не увидеть голубого неба, розового заката, ярко–зеленой травы! Действительно, свет – это чудо, подаренное человеку природой.
- А как называется раздел физики, в котором изучают световые явления?
- Так что же такое свет?
Физики шутят, что свет- это темное пятно в физике. Такой каламбур оправдан, до сих пор ученые до конца не познали природу света. В 9 классе мы изучаем раздел «Оптики», называемый геометрической.
- Какие законы лежат в основе геометрической оптики?
- Практическая часть урока (15 мин )
Слайд № 3 - работа в парах и группах.
Выполнить практическое задание, объяснить наблюдаемое явление и записать выводы по плану:
Отчет
Цель наблюдения (что хочу проверить?)
Объект наблюдения (чем пользуюсь?)
Полученные результаты (что увидел в процессе наблюдения?)
Выводы:
Учащиеся проводят качественные наблюдения в парах:
- Положить палочку в стакан с водой. Пронаблюдать и объяснить, почему она кажется надломленной?
- С помощью линзы на экране получите изображение удаленного в окне предмета. Что произойдет с этим изображением, если половину линзы закрыть? Выскажите предположение, что вы увидите на экране и проверьте его практически.
- Перед зеркалом зажмурьте левый глаз и закройте его изображение на зеркале пальцем, то открыв левый глаз и закрыв правый, в зеркале можно увидеть, что палец будет закрывать изображение не левого, а правого глаза. Проверьте практически и объясните.
- Почему нельзя использовать плоское зеркало в качестве киноэкрана?
Выскажи предположение и проверь его практически.
- Посмотрите в игрушечный перископ. Объясните его действие.
- В кювете налита вода, эмитирующая водоем. Предположите, глядя на воду сверху, каково расстояние до дна и проверьте свое предположение измерением.
- Расположите предмет перед плоским зеркалом. Выскажите предположение, изменится ли величина изображения, если предмет отодвинуть на некоторое расстояние от зеркала и проверьте его практически.
- Поставьте эксперимент по описанию «Оптическая система глаза. Дефекты зрения»
Коллективное обсуждение результатов.
- Зарядка для глаз (1 мин)
Слайд № 4
Когда глаза устают, острота зрения неизбежно теряется. Глазам можно и нужно дать передышку, для этого желательно прекратить работу и пойти в темную комнату, либо в комнату со слабым освещением.
Что ж, не всегда такая комната есть в наличии, поэтому есть и более простой вариант. Самый универсальный и доступный способ – просто прикрыть глаза ладонями или одной ладонью. Опишем этот метод подробнее.
Такое упражнение выполняется быстро и просто.
Итак, закройте глаза и положите сверху на них раскрытые ладошки таким образом, чтобы нижняя область ладони опиралась непосредственно на скулу (можно и выше), а четыре заранее раскрытых пальца размещались на лбу.
Ладошку нужно изогнуть так, чтобы вы могли как открывать глаз, так и мигать им. При этом важно, чтобы ладонь не касалась самих глаз. Прежде чем наложить ладони желательно их согреть. Основная задача упражнения заключается в том, чтобы глаза ощутили тепло и провели некоторое время в темноте. Всего нескольких минут достаточно, чтобы глаза отдохнули, а острота зрения восстановилось.
Глаза работают в тандеме с мозгом, поэтому закрывая глаза ладошками, вы одновременно даете отдохнуть и мозгу. В этот момент желательно подумать, а чем- нибудь приятном.
5.Теоретическая часть урока (15 мин).
Учащиеся выполняют тест (13 мин)
Проверка в парах (2 мин)
Слайд №5.
Критерий оценки:
4-5 верных ответов - оценка «3»;
- верных ответов – оценка «4»;
8 верных ответов – оценка « 5».
6.Коррекция ошибок ( 3 мин).
Слайд № 6 -7
Номер вопроса по вариантам | Содержание проверяемого вопроса | Где прочесть нужную информацию | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 | |
1 | Отражение света | Понятие – свет. | § 31, стр.80 | § 29, стр.75 |
2. | Геометрическая оптика | Источники света | Записи в тетради, тема «Свет» | § 29, стр.76 |
3. | Закон прямолинейного распространения света | Отражение света | § 30, стр.77 | § 31, стр.82 |
4. | Отражение света | Отражение света | § 31, стр.81, записи в тетради | § 31, стр.81, записи в тетради |
5. | Линзы | Линзы | § 34, стр.89 | § 34, стр.89 |
6. | Линзы | Линзы | § 34, стр.90 | § 34, стр.90 |
7. | Построение изображений | Построение изображений | § 35, стр.92 | § 35, стр.92 |
8. | Дефекты зрения | Дефекты зрения | § 38, стр.102 | § 38, стр.102 |
7.Подведение итогов урока и выставление оценок за урок ( 4 мин)
Запись Д/З согласно корректировке.
8 Слайд №8
Приложения
Поставьте эксперимент «Оптическая система глаза»
- Разместите два осветителя и рисунок глаза так, как показано на рисунке.
- Установите на месте хрусталика собирающую линзу. Получите модель нормального глаза и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком на изображение сетчатки.
- Полосками магнитной резины частично перекройте световой поток, идущий за линзой, т. е. смоделируйте действие зрачка.
- Ответьте на вопросы:
1) Что вы наблюдали? Назовите, что составляет оптическую систему глаза.
2) Что подтверждают ваши наблюдения?
Поставьте эксперимент «Дефекты зрения»
- Разместите два осветителя и рисунок глаза так, как показано на рисунке. ( Используйте предыдущую установку).
- Замените линзу (хрусталик) на самую короткофокусную.
- Получите модель одного из дефектов зрения и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком перед сетчаткой и что наблюдается на сетчатке.
- Замените линзу (хрусталик) на длиннофокусную.
- Получите модель одного из дефектов зрения и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком за сетчаткой и что наблюдается на сетчатке.
- Установите на экран перед линзой поочередно другие линзы и пронаблюдайте, как можно исправить дефекты зрения.
- Ответьте на вопросы:
1) Что вы наблюдали? Назовите наблюдаемые дефекты зрения.
2) Как можно исправить дефекты зрения? Что подтверждают ваши наблюдения?
Тест по теме « Оптические явления»
Задания базового уровня
ВАРИАНТ 1.
1. Луч света невидим в чистом воздухе, а в запыленном видим, потому что…
А. Свет отражается от пылинок и попадает в глаза;
Б. чистый воздух прозрачный, а пыльный нет;
В. пыль начинает светиться;
Г. пыль становиться источником света.
2. На какие законы опирается геометрическая оптика?
А. Законы Ньютона;
Б. закон отражения, закон преломления света;
В. закон прямолинейного распространения света;
Г. закон прямолинейного распространения света, закон отражения, закон преломления света
3. Выберите правильную формулировку закона прямолинейного распространения света:
А. В вакууме световые лучи распространяются по прямой линии;
Б. В прозрачной среде свет распространяется по прямым линиям;
В. В отсутствие других лучей световой луч представляет собой прямую;
Г. В прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно.
4. Угол отражения луча—это …
А. … угол между падающим и отраженным лучами;
Б. … угол между отраженным лучом и перпендикуляром к плоскости падения;
В. … угол между отраженным лучом и плоскостью отражения;
Г. … угол между отраженным лучом и произвольной прямой, лежащей в плоскости отражения.
5. Что является главной частью оптических приборов?
А. Корпус;
Б. линза;
В. лупа;
Г. свет.
6. На рис. представлены сечения стеклянных линз. Какие это линзы?
А. Собирающие;
Б. рассеивающие;
В. сферические;
Г. оптические.
7. На рис. показаны линза, предмет РQ и его изображние Р’Q’ . Какая линия будет главной оптической осью?
А. Р Р’
Б. Q Q’
В. 1
Г. 3
8. Оптическая система глаза строит изображение перед сетчаткой. Какой это дефект зрения и какие линзы нужны для очков?
А. Близорукость, собирающие;
Б. дальнозоркость, рассеивающие;
В. близорукость, рассеивающие;
Г. дальнозоркость, собирающие;
Тест по теме « Оптические явления»
Задания базового уровня
ВАРИАНТ 2.
1. Свет – это …
А. Электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения;
Б. электромагнитные волны, излучающие с частотой от 0,3 до 400 ТГц;
В. электромагнитные волны, излучающие с частотой не превышающей 0,3 ТГц;
Г. электромагнитные волны.
3. Солнечным днем небо было безоблачным. Выберите правильное утверждение.
А. Солнце – естественный источник света;
Б. солнце – искусственный источник света;
В. чем выше солнце над горизонтом, тем длиннее тени предметов;
Г. солнце светит отраженным светом.
2. Выберите правильную формулировку закона отражения:
А. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред не лежат в одной плоскости, угол падения равен углу отражения;
Б. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к плоскости падения лежат в одной плоскости, угол между лучами равен углу отражения;
В. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред, восстановленный в точке падения луча лежат в одной плоскости, угол падения равен углу отражения;
Г. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред лежат в одной плоскости, угол падения равен половине угла отражения;
4. Угол падения луча—это …
А. … угол между падающим и отраженным лучами;
Б. … угол между падающим лучом и перпендикуляром к плоскости падения;
В. … угол между падающим лучом и плоскостью падения;
Г. … угол между падающим лучом и произвольной прямой, лежащей в плоскости отражения.
5. Какое свойство линз позволяет широко их использовать в оптических приборах?
А. Линзы практически не поглощают свет;
Б. линзы практически не отражают свет;
В. линзы не изменяют направление света;
Г. с их помощью можно управлять световыми лучами и получать различные изображения.
6. На рис. представлены сечения стеклянных линз. Какие это линзы?
А. Собирающие;
Б. рассеивающие;
В. сферические;
Г. оптические.
7. На рис. показаны линза, предмет РQ и его изображние Р’Q’ . Какая линия будет побочной оптической осью?
А. Р Р’
Б. Q Q’
В. 1
Г. 3
8. Оптическая система глаза строит изображение за сетчаткой. Какой это дефект зрения и какие линзы нужны для очков?
А. Близорукость, собирающие;
Б. дальнозоркость, рассеивающие;
В. близорукость, рассеивающие;
Г. дальнозоркость, собирающие;
Тест по теме
« Оптические явления»
Задания базового уровня
ВАРИАНТ 1. А, Г, Г, Б, Б, А, А, В.
ВАРИАНТ 2. А, А, В, Б, Г, Б, Б, Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова. Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл».
Урок разработан для обучающихся 10 класса, имеет цель познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания; раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевско...
Презентация к уроку литературы в 7 классе по творчеству Н.А. Некрасова. Гражданская лирика. Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».
Урок-анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» как раздумья поэта об острых вопросах современности, определение своеобразия...
Урок литературы в 6 классе по творчеству Н.А.Некрасова
Данный урок литературы в 6 классе проводится с целью обощения и систематизации всего ранее изученного по творчеству Н.А.Некрасова. Урок направлен на то, чтобы сформировать у обучающихся предстал...
Конспект урока по литературе 10 класс "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"
Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"...
Презентация по литературе на тему жизнь и творчество М. Горького ( для 7 класса литература)
Урок по литературе предназначен для обзора биографии и творчества Горького...