Развернутый конспект урока по литературе на тему: "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова".
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Конспект по литературе для 5 класса с приложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно–обобщающий урок по теме «Оптические явления» 9класс.

Методический анализ изучаемой темы:

  1. Основное содержание изучаемого материала задают Государственный стандарт основного общего образования по физике (базовый уровень) 2004г. (Сборник нормативных документов. Физика - М.: «Дрофа», 2007 г.) и образовательной программой учителя физики высшей квалификационной категории  Щетининой В.Н. за 2009г.
  2. Глубина изложения материала определяется учебником «Физика: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений /С.В.Громов, Н.А.Родина; под. ред. Шароновой. М.: Просвещение, 2004».

Цель урока:  Создать условия для успешного повторения  обучающимися темы   «Оптические явления » и  подготовке к контрольной работе.

 Задачи урока:

  1. Рассмотреть основные понятия и законы геометрической оптики;  
  2. развивать практические и аналитические навыки обучающихся при постановке  самостоятельных опытов;
  1. провести предварительную диагностику знаний по теме.

 

 Оборудование урока:

Стакан с водой  и стеклянная палочка, зеркало- 3 шт, собирающая линза, экран, линейка, детский перископ, кювета с водой, прибор по «Оптике».

 Мультимедийное сопровождение урока:  

презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

Организация работы на уроке.

Слайд № 1 – титульный - название урока.

Слайд № 2 -  цели и задачи.

  1. Актуализация знании ( 5 мин)

Трудно перечислить все те  свойства света, которые делают нашу жизнь не унылой и однообразной, а яркой, разноцветной и радостной. Страшно представить себе жизнь без света. Закройте на минуту глаза! Страшно?

Никогда больше не увидеть голубого неба, розового заката, ярко–зеленой травы! Действительно, свет – это чудо, подаренное человеку природой.

- А как называется раздел физики, в котором изучают световые явления?

- Так что же такое свет?

Физики шутят, что свет- это темное пятно в физике. Такой каламбур оправдан, до сих пор ученые до конца не познали природу света.  В 9 классе мы изучаем раздел «Оптики», называемый геометрической.

- Какие законы лежат в основе геометрической оптики?

  1. Практическая часть урока (15 мин )

Слайд № 3 - работа в парах и группах.

Выполнить практическое задание, объяснить наблюдаемое явление  и записать выводы по плану:

Отчет

Цель наблюдения  (что хочу проверить?)

Объект наблюдения (чем пользуюсь?)

Полученные результаты (что увидел в процессе наблюдения?)

Выводы:

Учащиеся проводят качественные наблюдения в парах:

  1. Положить палочку в стакан с водой.  Пронаблюдать и объяснить,  почему она  кажется надломленной?
  2. С помощью линзы на экране получите изображение удаленного в окне предмета. Что произойдет с этим изображением, если половину линзы закрыть? Выскажите предположение, что вы увидите на экране и проверьте  его практически.
  3.  Перед зеркалом зажмурьте левый глаз и закройте его изображение на зеркале пальцем, то открыв левый глаз и закрыв правый, в зеркале можно увидеть, что палец будет закрывать изображение не левого, а правого глаза. Проверьте   практически и объясните.
  4.  Почему нельзя использовать плоское зеркало в качестве киноэкрана?

Выскажи предположение и проверь его практически.

  1. Посмотрите  в  игрушечный  перископ. Объясните его действие.
  2. В кювете налита вода, эмитирующая водоем. Предположите, глядя на воду сверху, каково  расстояние до дна и проверьте свое предположение измерением.
  3. Расположите предмет перед плоским зеркалом. Выскажите предположение,  изменится ли величина изображения, если  предмет  отодвинуть  на некоторое  расстояние от зеркала и проверьте его практически.
  4.  Поставьте эксперимент по описанию «Оптическая система глаза. Дефекты зрения»

Коллективное обсуждение результатов.

  1. Зарядка для глаз (1 мин)

Слайд № 4

Когда глаза устают, острота зрения неизбежно теряется. Глазам можно и нужно дать передышку, для этого желательно прекратить работу и пойти в темную комнату, либо в комнату со слабым освещением.

Что ж, не всегда такая комната есть в наличии, поэтому есть и более простой вариант. Самый универсальный и доступный способ – просто прикрыть глаза ладонями или одной ладонью. Опишем этот метод подробнее.

Такое упражнение выполняется быстро и просто.

Итак, закройте глаза и положите сверху на них раскрытые ладошки таким образом, чтобы нижняя область ладони опиралась непосредственно на скулу (можно и выше), а четыре заранее раскрытых пальца размещались на лбу.

Ладошку нужно изогнуть так, чтобы вы могли как открывать глаз, так и мигать им. При этом важно, чтобы ладонь не касалась самих глаз. Прежде чем наложить ладони желательно их согреть. Основная задача упражнения заключается в том, чтобы глаза ощутили тепло и провели некоторое время в темноте. Всего нескольких минут достаточно, чтобы глаза отдохнули, а острота зрения восстановилось.

Глаза работают в тандеме с мозгом, поэтому закрывая глаза ладошками, вы одновременно даете отдохнуть и мозгу. В этот момент желательно подумать, а чем- нибудь приятном.

5.Теоретическая  часть урока  (15 мин).

Учащиеся выполняют тест (13  мин)

Проверка в парах (2 мин)

Слайд №5.

Критерий оценки:

4-5 верных ответов - оценка «3»;

  1. верных ответов – оценка «4»;

8  верных ответов – оценка « 5».

6.Коррекция ошибок ( 3 мин).

Слайд № 6 -7

Номер вопроса по вариантам

Содержание проверяемого вопроса

Где прочесть нужную информацию

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

1

Отражение света

Понятие – свет.

§ 31, стр.80

§ 29, стр.75

2.

Геометрическая оптика

Источники света

Записи в тетради, тема «Свет»

§ 29, стр.76

3.

Закон прямолинейного распространения света

Отражение света

§ 30, стр.77

§ 31, стр.82

4.

Отражение света

Отражение света

§ 31, стр.81, записи в тетради

§ 31, стр.81, записи в тетради

5.

Линзы

Линзы

§ 34, стр.89

§ 34, стр.89

6.

Линзы

Линзы

§ 34, стр.90

§ 34, стр.90

7.

Построение изображений

Построение изображений

§ 35, стр.92

§ 35, стр.92

8.

Дефекты зрения

Дефекты зрения

§ 38, стр.102

§ 38, стр.102

7.Подведение итогов урока и выставление оценок за урок ( 4 мин)

Запись Д/З согласно корректировке.

8 Слайд №8

Приложения

Поставьте эксперимент «Оптическая система глаза»

  1. Разместите два осветителя  и  рисунок глаза  так, как показано на рисунке.

  1. Установите на месте хрусталика собирающую линзу. Получите  модель нормального глаза и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком на изображение сетчатки.
  2. Полосками магнитной резины частично перекройте световой поток, идущий за линзой, т. е. смоделируйте действие зрачка.
  3. Ответьте на вопросы:

1) Что вы наблюдали? Назовите, что составляет оптическую систему глаза.

2) Что подтверждают ваши наблюдения?

Поставьте эксперимент «Дефекты зрения»

  1. Разместите два осветителя  и  рисунок глаза  так, как показано на рисунке. ( Используйте предыдущую установку).
  2. Замените линзу (хрусталик) на самую короткофокусную.
  3. Получите  модель одного из дефектов зрения и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком перед сетчаткой и что наблюдается на сетчатке.
  4. Замените линзу (хрусталик) на длиннофокусную.
  5. Получите  модель одного из дефектов зрения и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком за сетчаткой и что наблюдается на сетчатке.

  1. Установите на экран перед линзой поочередно другие линзы и пронаблюдайте,  как можно исправить дефекты зрения.
  2. Ответьте на вопросы:

1) Что вы наблюдали? Назовите наблюдаемые дефекты зрения.

2) Как можно исправить дефекты зрения? Что подтверждают ваши наблюдения?

 

Тест по теме « Оптические явления»

Задания базового уровня

ВАРИАНТ 1.

1. Луч света невидим в чистом воздухе, а в запыленном видим, потому что…

А. Свет отражается от пылинок и попадает в глаза;

Б. чистый воздух прозрачный, а пыльный нет;

В. пыль начинает светиться;

Г. пыль становиться источником света.

2.  На какие  законы опирается геометрическая оптика?

А. Законы Ньютона;

Б. закон отражения, закон преломления света;

В. закон прямолинейного распространения света;

Г. закон прямолинейного распространения света, закон отражения, закон преломления света

3. Выберите правильную формулировку закона прямолинейного распространения света:

А. В вакууме световые лучи распространяются по прямой линии;

Б. В прозрачной среде свет распространяется по прямым линиям;

В. В отсутствие других лучей световой луч представляет собой прямую;

Г. В прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно.

4. Угол отражения луча—это …

А. … угол между падающим и отраженным лучами;

Б. … угол между отраженным лучом и перпендикуляром к плоскости падения;

В. … угол между отраженным  лучом и плоскостью отражения;

Г. … угол между отраженным лучом и  произвольной прямой, лежащей в плоскости отражения.

5. Что является главной частью оптических приборов?        

А. Корпус;

Б. линза;

В. лупа;

Г. свет.

6. На рис. представлены сечения стеклянных линз. Какие это линзы?

 А.  Собирающие;

 Б.  рассеивающие;

 В.  сферические;

 Г.  оптические.

7.  На рис. показаны линза, предмет РQ  и его изображние РQ. Какая линия будет главной оптической осью?

       А. Р Р

       Б. Q Q                                                                                         

       В.  1

       Г.  3

8.  Оптическая система глаза строит изображение перед сетчаткой. Какой это дефект зрения  и какие линзы нужны для очков?

А. Близорукость, собирающие;

Б.  дальнозоркость, рассеивающие;

В. близорукость, рассеивающие;

Г. дальнозоркость, собирающие;

Тест по теме « Оптические явления»

Задания базового уровня

ВАРИАНТ 2.

1. Свет – это …

А. Электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения;

Б. электромагнитные волны, излучающие с частотой от 0,3 до 400 ТГц;

В. электромагнитные волны, излучающие с частотой не превышающей 0,3 ТГц;

Г. электромагнитные волны.

3. Солнечным днем небо было безоблачным. Выберите правильное утверждение.

А. Солнце – естественный источник света;

Б. солнце – искусственный источник света;

В. чем выше солнце над горизонтом, тем длиннее тени предметов;

            Г. солнце светит отраженным светом.

2.  Выберите правильную формулировку закона отражения:

А. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред не лежат в одной плоскости, угол падения равен углу отражения;

Б.  Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к плоскости падения лежат в одной плоскости, угол между лучами  равен углу отражения;

В. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред, восстановленный в точке падения луча лежат в одной плоскости, угол падения равен углу отражения;

Г. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред лежат в одной плоскости, угол падения равен половине угла отражения;

 4.  Угол падения луча—это …

А. … угол между падающим и отраженным лучами;

Б. … угол между падающим  лучом и перпендикуляром к плоскости падения;

В. … угол между падающим  лучом и плоскостью падения;

Г. … угол между падающим  лучом и  произвольной прямой, лежащей в плоскости отражения.

5. Какое свойство линз позволяет широко их использовать в оптических приборах?

А. Линзы практически не поглощают свет;

Б. линзы практически не отражают свет;

В. линзы не изменяют направление света;

Г. с их помощью можно управлять световыми лучами и получать различные изображения.

6. На рис. представлены сечения стеклянных линз. Какие это линзы?

  А.  Собирающие;

  Б.   рассеивающие;

  В.   сферические;

   Г.  оптические.

7.  На рис. показаны линза, предмет РQ  и его изображние РQ. Какая линия будет побочной оптической осью?

       А. Р Р

       Б. Q Q                                                                                         

       В.  1

       Г.  3

8.  Оптическая система глаза строит изображение за  сетчаткой. Какой это дефект зрения  и какие линзы нужны для очков?

А. Близорукость, собирающие;

Б.  дальнозоркость, рассеивающие;

В. близорукость, рассеивающие;

Г. дальнозоркость, собирающие;

                    Тест по теме
         « Оптические     явления»

         Задания базового уровня
ВАРИАНТ 1.      А, Г,  Г,  Б, Б, А, А, В.
ВАРИАНТ 2.      А, А, В, Б, Г, Б, Б, Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова. Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл».

Урок разработан для обучающихся 10 класса, имеет цель познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания;  раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевско...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по творчеству Н.А. Некрасова. Гражданская лирика. Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

Урок-анализ стихотворе­ния «Размышления у парадного подъ­езда»   как   раздумья поэта  об  острых вопросах  совре­менности, определение своеобразия...

Урок литературы в 6 классе по творчеству Н.А.Некрасова

Данный урок литературы в 6 классе проводится с целью обощения  и систематизации всего ранее изученного по творчеству Н.А.Некрасова. Урок направлен на то, чтобы сформировать у обучающихся предстал...

Конспект урока по литературе 10 класс "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"

Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"...

Презентация по литературе на тему жизнь и творчество М. Горького ( для 7 класса литература)

Урок по литературе предназначен для обзора биографии и творчества Горького...