Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Гречишникова Марина Анатольевна

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы «Литература, 5-9 классы», сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2014. Данная программа ориентирована на УМК под ред.В.Я. Коровиной, который включает в себя учебник Литература 6 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин - М.: Просвещение, 2013, рабочие тетради на печатной основе, фонохрестоматии на СД с методическими рекомендациями Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_literature_dlya_6_klassa.doc1018 КБ

Предварительный просмотр:

     

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы «Литература, 5-9 классы», сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2014.

Данная программа ориентирована на УМК под ред.В.Я. Коровиной, который включает в себя учебник Литература 6 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин - М.: Просвещение, 2013, рабочие тетради на печатной основе, фонохрестоматии на СД с методическими рекомендациями

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

       Задачи:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Концепция курса: изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Отличительные особенности программы: добавлено количество уроков по развитию речи, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинения на литературную тему, что особенно актуально в свете последних изменений итоговой аттестации выпускников.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VI классе – 105 часов (три урока литературы в неделю). Рабочая программа составлена на текущий учебный год. Прохождение программы в праздничные дни обеспечивается за счет объединения тем.

Формы и методы, технологии обучения: для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания – это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность. Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, составление вопросов викторины по изученному материалу и т.д.)

Обоснование выбора УМК: в целях литературного образования учащихся 5 класса мною выбран данный УМК, так как главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе XVIII, XIX  и XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Учебный материал включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом классе затронута одна из ведущих проблем литературного образования.

В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 6 классе – это внимание к книге. Усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.

Фонохрестоматия позволит услышать произведения русской классической литературы в исполнении известных актеров московских театров, народных артистов России. К фонохрестоматии прилагаются «Методические рекомендации», в которых дана методика работы со звучащим текстом, предложены вопросы и задания для осмысления учащимися актерской, режиссерской и музыкальной интерпретации текста.

Рабочие тетради предназначены для самостоятельной работы обучающихся; они помогают анализировать произведение, формировать собственное отношение к нему, создавать устные и письменные высказывания разного типа, вести диалог.

II. Предметные результаты освоения учебного материала

В результате освоения программы по литературе основной школы обучающиеся 6 классов научатся:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации;
  • понимать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • знать наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • знать основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • определять основные теоретико-литературные понятия.

К предметным результатам обучения в 6 классе также относятся:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

        В процессе изучения литературы учитель формирует также необходимые предметные (читательские) компетенции:

- умение понимать слово, текст, язык искусства;
- умение читать текст, адекватно понимать написанное;
- умение вступить в диалог;
- умение задать вопрос;
- умение определить авторскую позицию;
- умение сформулировать свою позицию и высказать ее;
- умение организовать монолог, диалог;
- умение использовать термины;
- умение определять  функциональное назначение художественных средств.

III. Содержание учебного предмета

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, от их типа и формы зависит структура и методика урока. При составлении данной рабочей программы учитывались следующие типы и виды уроков:

  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей.
  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям.
  4. Уроки внеклассного чтения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 рабочих недель, итого 105 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).


VI. Календарно - тематическое планирование                                                                                                                                                                                

№ п/п

Тема урока

Дата

Примечания

I четверть (8 недель, 2 дня – 25 часов)

Введение – 1 ч.

1

Художественное произведение. Содержание и форма.

04.09.

Устное народное творчество

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

06.09.

3

Пословицы, поговорки – мудрость народная.

08.09.

4

Вн.чт. Загадки как малый жанр фольклора.

11.09.

5

Урок-игра «Сядем рядком, поговорим ладком».

13.09.

6

Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество»

15.09.

Из древнерусской литературы

7

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

18.09.

8

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

20.09.

Из русской литературы ХVIII века

9

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

22.09.

Из русской литературы XIX века

10

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

25.09.

11

И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

27.09.

12

Вн. чт. И.А. Крылов – великий баснописец. Конкурс чтецов.

29.09.

13

Контрольная работа № 2 по теме «Басни»

02.10.

14

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

04.10.

15

Тема и идея стихотворения А. С. Пушкина  «Зимнее утро».

06.10.

16

 Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

09.10.

17

Лирика Пушкина

11.10.

18

Лирика Пушкина

13.10.

19

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

16.10.

20

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

18.10.

21

Контрольная работа по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

20.10.

22

Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина «Дубровский»

23.10.

23

Дубровский – старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина.

25.10.

24

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма.

27.10.

II четверть 7 недель, 2 дня – 22 часа

25

Бунт крестьян в повести А.С. Пушкина «Дубровский»

06.11.

26

Осуждение пороков общества в повести А.С. Пушкина «Дубровский»

08.11.

27

Защита чести, независимости личности (А.С. Пушкин «Дубровский»)

10.11.

28

Романтическая история любви в повести «Дубровский»

13.11.

29

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

15.11.

30

Обобщение по повести «Дубровский».

17.11.

31

Контрольная работа № 4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский».

20.11.

32

Сочинение по повести «Дубровский».

22.11.

33

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю. Лермонтова  «Тучи».

24.11.

34

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

27.11.

35

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

29.11.

36

Контрольная работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова

01.12.

37

И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя.

04.12.

38

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

06.12.

39

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

08.12.

40

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».         

11.12.

41

Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по циклу «Записки охотника»).  

13.12.

42

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

15.12.

43

Природа  в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».  

18.12.

44

Земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

20.12.

45

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета.

22.12.

46

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

25.12.

III четверть (10 недель, 4 дня, 32 часа)

47

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

10.01.

48

Народ-созидатель в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».

12.01.

49

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А. Некрасова.

15.01.

50

Н.А. Некрасов «Железная дорога». Своеобразие языка и композиции.

17.01.

51

 Реалистические и фантастические картины  в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

19.01.

52

Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов XIX века.

22.01.

53

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя.

24.01.

54

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

26.01.

55

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

29.01.

56

Комическое и трагическое в сказе Н.С. Лескова «Левша»

31.01.

57

Сказовая форма повествования.

02.02.

58

Контрольная работа № 7 по произведениям Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова.

05.02

59

А.П. Чехов. Литературный портрет писателя.  

07.02

60

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

09.02

61

Разоблачение лицемерия в рассказах А.П. Чехова.

12.02

62

 Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

14.02

63

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».  

16.02

64

 А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

19.02

65

Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века

21.02

Из литературы XX века.

66

 А.И. Куприн «Чудесный доктор».

23.02

67

Тема служения людям  в рассказе «Чудесный доктор»

26.02

68

А.П. Платонов. Литературный портрет писателя.

28.02

69

А.П. Платонов. «Неизвестный цветок».

02.03

70

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

05.03

71

Душевная чистота главных героев в повести А.С. Грина «Алые паруса»

07.03

72

Отношение автора к героям повести «Алые паруса»

09.03

73

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

12.03

74

Вн.чт. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке».

14.03

75

16.03

76

Картины жизни и быта сибирской деревни в рассказе   В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

19.03

77

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.  Контрольная работа № 9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с

розовой гривой»

21.03

78

Трудности военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

23.03

IV четверть (8 недель,  4 дня – 26 часов)

79

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

02.04

80

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

04.04

81

Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

06.04

82

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

09.04

83

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

11.04

84

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

13.04

85

«Звезда полей» Николая Рубцова

16.04

86

Контрольная работа № 10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.

18.04

87

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина.  

20.04

88

В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал».

23.04

89

 Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе

25.04

90

Герой-повествователь  в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

27.04

91

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

30.04

Из зарубежной литературы

92

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

02.05

93

 Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

04.05

94

Геродот. «Легенда об Арионе».

07.05

95

А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.

09.05

96

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

11.05

97

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

14.05

98

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

16.05

99

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

18.05

100

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

21.05

101

23.05

Повторение и обобщение изученного в 5 классе

102

Итоговый тест. 

25.05

103

28.05

104

Рекомендации для летнего чтения

30.05

105

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...