ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» 6 "А" класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Технологическая карта урока по литературе (6"А") класс. "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" -
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Литература |
Класс | 6 «А» |
Тема урока | Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» |
Педагогическая технология | Технология развития критического мышления на основе чтения и письма |
Приемы и стратегии используемой технологии | «Создание кластера», «Чтение с остановками», «Создание граф-схем», «Работа в группах», «Синквейн» |
Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения; совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умение интерпретировать текст Задачи уроков: Образовательные (формирование познавательных УУД):
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
|
Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 |
СТАДИЯ ВЫЗОВА | |||
Организационный момент Введение в тему. - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации
Актуализация знаний о «Записках охотника» И.С.Тургенева. Развитие умения работать в группах Развитие умения систематизировать материал Развитие логического мышления Развитие связной речи |
Задание 1. Прочитайте внимательно фрагмент. Отметьте особенности, о которых упоминается в этом фрагменте. СОСТАВЬТЕ КЛАСТЕР. П. В. Евстафьев: "Автор рассказывает о том, как после целого дня охоты он ночью сбился с дороги и набрел на крестьянских ребятишек, которые стерегли табун. В ожидании, пока сварятся "картошки", эти ребятишки коротали ночное время разными рассказами о том, кто что видел, слышал - дома, в поле, в лесу, на реке. В этих безыскусственных разговорах детей выражаются их мысли, чувства, суеверия и вообще наивный взгляд на природу и на людей. Под предлогом изображения этой занимательной сцены, автор дает читателю почувствовать и оценить те условия жизни, какими было обставлено крестьянское детство…»
| Эмоционально настраиваются на работу Знакомство с познавательной задачей Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Консультации друг с другом и с учителем Составление и оформление кластера в группах (формат А3) в группах (см. Приложение 1) |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Формирование умения составлять связный текст, развитие речи. Прогнозирование по названию |
Подготовка к непосредственному восприятию текста
| Отчет о работе каждой группы. Прием "Отсюда – туда" Знакомство с целями урока Обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики Учащиеся читают свои ассоциативные ряды, объясняют их. Учащиеся записываю свои предположения в тетради, затем зачитывают их, объясняют. |
|
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ | |||
Чтение и осмысление художественного текста с использованием следующих приемов «Чтения с остановками», «Составление граф-схем»
|
Перечень вопросов для учащихся (1 остановка) - В каком месяце происходят события? - Как описывается природа? - Где охотился рассказчик? Перечень вопросов для учащихся (2 остановка) - Как отреагировала собака на вопрос хозяина? - Что увидел охотник за равниной? - Как охотник попал на Бежин луг? - Кого увидел охотник на лугу? - Как описывается пламя костра? - Сколько было мальчиков? Как их звали? | Чтение с остановками
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА
Чтение 5-10 абзаца художественного текста, выделение основных событий. ВТОРАЯ ОСТАНОВКА
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Задания для учащихся (по группам)
Выслушивание мнения учеников. Ответы на вопросы учеников | ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА Работа в группах:
|
|
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ | |||
Возвращение к кластеру | Организация беседы по вопросам: - Что объединяет сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», в состав которого входит рассказ «Бежин луг»? - Какова основная идея рассказа «Бежин луг»?? - Каковы особенности композиции рассказа? - Что тебе особенно понравилось в рассказе? |
|
|
Домашнее задание | Составить синквейн, характеризующий главных героев рассказа «Бежин луг» | Запись домашнего задания |
Приложение 1
Прием «Составление кластера»
Кластеры (разделы, отделы) или составление мыслительных карт (mind-mapping)
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Список литературы
- Мир русской литературы http://www.literaturus.ru Literaturus.ru
- Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт – http://www.standart.edu.ru/
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается рабочая карта....
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается рабочая карта....
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг".Представлена работа в группах, творческий персказ, создание иллю...
Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...
Урок по литературе по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг". Роль пейзажных зарисовок в рассказе " Бежин луг".
В ходе урока ученики приходят к выводу о том, каким талантливым писателем-пейзажистом был И.С.Тургенев. Отмечают текстовые средства выразительности,.помогающие автору создавать картину русской природы...
Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима....