Развитие речи. Составление волшебной сказки.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Данный урок позволяет совершенствовать речевые умения, воспринимать и понимать отличия волшебной сказки от литературного произведения, навыки пересказа; повторять «законы» волшебной сказки; помогать овладеть навыком создания творческих работ; учить сочинять свою сказку; побуждать к успешному выполнению поисковых и проблемных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
Цели деятельности учителя: совершенствовать речевые умения, восприятие и понимание отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыки пересказа; повторить «законы» волшебной сказки; помочь овладеть навыком создания творческих работ; учить сочинять свою сказку; побуждать к успешному выполнению поисковых и проблемных заданий.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
- Речевая разминка.
«Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую».
Задание: Прочитайте отрывок, вспомните, из какой сказки эти слова. Дайте характеристику сказки. Ответьте на вопросы: Какие особенности при чтении произведений данного жанра нужно соблюдать? Какая должна быть интонация?
Чтение текста в манере «сказывания».
- Игра «Подбери постоянный эпитет».
лес (дремучий)
дуб (могучий)
море (синее)
солнце (красное)
стрелы (острые)
стрелы (каленые)
ворон (черный)
сокол (ясный)
Вопросы:
Можно сказать, что все указанные слова - «жители» одной сказки?
Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сам собой?
Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?
Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба Яга и другие.) Что же такое сказка?
Сказка (волшебная) - это «автономное государство» со своими границами, жителями, законами, с обязательным присутствием волшебства.
- Беседа о композиции сказки.
Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. («Не пей из лужицы, козленочком станешь».) Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, торжествует Добро.
(Все эти правила можно выяснить с учащимися, задавая им вопросы.)
Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский ученый В. Я. Пропп. Он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему.
СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
- Предписание или запрет.
- Нарушение.
- Вредительство или недостача.
- Отъезд героя.
- Задача.
- Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).
- Появление противника.
- Борьба.
- Победа.
- Возвращение героя.
- Ложный герой.
- Трудные испытания.
- Узнавание героев.
- Указание ложного героя. Наказание его.
- Счастливый конец (свадьба).
Не все моменты могут быть-отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть основа сказки.
Вопрос: Какие события вы нашли в волшебной сказке «Василиса Премудрая»? Приведите примеры.
- Составление сказки. Коллективная работа.
Задание: Постарайтесь сочинить сказку, используя законы, выведенные В. Я. Проппом. Определите героев, место действия, время и т. п.
Запись в тетради.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи:Составление рассказа с последующими событиями «Осенний лес».
Конспект по развитию речи в 1 – в классе глухих.Тема: Составление рассказа с последующими событиями«Осенний лес».Цел...
Урок развития речи "Составление портрета хитрого человека в художественном стиле"
Урок поможет ребятам понять, что такое психологический портрет героя, научит видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему....
урок развитие речи "Сочиняем волшебную сказку"
Заключительное занятие в разделе "Фольклор"...
урок развитие речи "Сочиняем волшебную сказку"
Заключительное занятие в разделе "Фольклор"...
Конспект фронтального занятия по развитию речи "Составление связного рассказа"
Представляю конспект логопедичесого занятия по развитию связной речи для возрастной группы 6-7 лет....
Урок развития речи. Составление устного публичного выступления о происхождении имен.
Урок развития речи. Составление устного публичного выступления о происхождении имен....
Конспект серии уроков по развитию речи "Составление рассказа по данному началу"
Конспект серии уроков по развитию речи "Составление рассказа по данному началу"...