урок развитие речи "Сочиняем волшебную сказку"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 362
Московского района г.Санкт-Петербурга
Сызрановой Наталии Владимировны
Тема урока: Сочиняем волшебную сказку
Тип урока: развития речи
Цели урока:
- закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;
- знакомство с приемами сюжетосложения волшебной сказки;
- знакомство с литературоведческими понятиями;
- обучение приемам сочинительства сказок;
- развитие связной речи;
- развитие творческого потенциала обучающихся;
- воспитание культуры общения;
- воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку.
Ход урока.
Эпиграфы урока:
Что за прелесть эти сказки!
А.С.Пушкин
Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок
А.С.Пушкин
- Вводное слово.
Тихо скрипят половицы,
Налейте в чашки чаек.
Под тихий шелест страницы
К нам сказка в гости идет…(слайд 3)
Как вы уже догадались, у нас сегодня в гостях будет сказка, но не простая сказка, а сказка, которую вы сами сочините, поэтому нам нужно подготовиться к творческому процессу создания сказки.
- Повторение изученного по теме «Сказка».
- В какой форме существовали сказки в Древней Руси?
(Сказки существовали в устной форме, поэтому они относятся к словесному фольклору. Это жанр устного народного творчеств, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста.)
- Подумаем: от какого слова образовалось слово «сказка»?
( От существительного «складка» (вымысел), от глагола «складывать»).(слайд 4)
- Сказку легко выделить среди других жанров устного народного творчества. Кто-то может сказать, что сказка – пустяк, чистая фантазия, откровенная неправда. Вы согласны с этой точкой зрения?
(Нет. В сказках есть вымысел и фантастика. Но в ней, как в зеркале, отражается жизнь народа, его характер. А главное, борьба добра и зла.)
- На какие жанры делятся сказки?
(Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Называют отличительные особенности каждого жанра. Приводят примеры сказок по жанрам.) (Слайд 5)
- Волшебные сказки. Композиция, сюжет и особенности волшебной сказки.
- Эпиграф нашего урока слова А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!». А в чем заключается прелесть волшебной сказки?
(Волшебные сказки – это особый вымысел. Ни одна из сказок не обходится без сверхъестественной силы, волшебных героев, магических превращений. В этих сказках герои нарушают какой-то запрет, потом исправляют последствия и в конце побеждают зло. Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)
- Необычен язык волшебных сказок. Мы можем встретить постоянные эпитеты (Обучающиеся дают определение и приводят примеры. Постоянные эпитеты- красочные определения, подчеркивающие признаки предмета, которые употребляются с устойчивом сочетании с одним определяем словом. Например, «терем расписной»,«живая вода», «травушка-муравушка», «красная девица», «добрый молодец»); повторы (Примеры учеников: «жили-были», «ехали-ехали», «шел-шел»); олицетворение (приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым «завыла яблоня, закричала», «ветер засвистел», «котелок засопел, засвистел») (Слайд 6)
- В волшебных сказках особая композиция, построение сказки. (Присказка, зачин, завязка, события, кульминация, развязка, концовка). (Слайд 7)
Характеристика каждого элемента. Присказка- ритмически организованная прибаутка. (Ученики приводят примеры: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.») Зачин –начало сказки, может быть коротким или длинным. («За тридевять земель, в тридесятом царстве жили-были…», «Жил да был старик да старуха..», «В некотором царстве, в некотором государстве…») Концовка ограничивается ограничивает сказку, возвращает читателя в реальность. ( «И стали они жить да поживать да добра наживать», «Тут и сказочки конец, а кто слушал, молодец»)
- Практическое задание.
Соотнести элементы композиции с примерами (Слайд 8)
Где повторы, зачины, присказки, концовки сказок?
а) Жили-были в Тридевятом царстве, 1)зачин
В Тридесятом государстве…
б) Солнце высоко, колодец далёко, 2)повтор
Жар донимает, пот выступает.
в) Скоро сказка сказывается, 3)присказка
Да не скоро дело делается
г) Я там был, мёд, пиво пил, 4)концовка
По усам текло, а в рот не попало
- Персонажи сказки.
Положительные герои (Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Премудрая, крестьянский сын, царевна-лягушка); отрицательные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный, чудо-юдо, Лихо Одноглазое)
- Магическое число три (три сына, три задания для героя, три загадки, три дороги, три дня для выполнения задания, головы чудо-юда делятся на три) (Слайд 9)
- Второй эпиграф нашего урока «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» А.С.Пушкин.
Как вы понимаете слова великого поэта о волшебной сказке? (Любая сказка должна показать победу добра над злом. Должна учить преодолевать трудности и идти к намеченной цели.)
- Алгоритм подготовки к написанию сказки.
- Выберите сюжет для волшебной сказки. Не переживайте, если он будет перекликаться с уже известными историями. За счет нюансов, добавленных вами, сказка постепенно станет уникальной. В основу сюжета заложите историю о потере или нехватки чего-либо, что необходимо найти, преодолев некие препятствия. Придумай приключение.
- Придумайте героев своей истории. Обязательны в волшебной сказке роли положительного героя, например Иван-Царевич, отрицательного (Змей Горыныч, Баба-Яга), а также помощники положительных и отрицательных персонажей. Также возможно включение в сюжет персонажа, который исправляется и меняется в процессе повествования (был плохим – стал хорошим, ленивый – трудолюбивым и пр.).
- Хорошо пропишите характеры героев. Каждый из них должен обладать яркими чертами, определяющими их поведение. Если герои сказки – звери, подберите им соответствующие их внешности и возможностям достоинства и недостатки, наделите некоторыми человеческими чертами.
- Перед написанием составьте план вашей сказки. (Слайд 10)
- Домашнее задание.
Написать волшебную сказку по мотивам русских народных сказок.
Использованная литература:
- В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Литература, ч.1, М, Просвещение , 2012
- Беломестных О. Б. Поурочные разработки по литературе в 5 кл. – М.: Издательство «Вако»,2003 г
- Тесты по литературе 5-11 классы М. изд-во АСТ «Астрель», 2000
- http://www.kakprosto.ru/kak-125765-kak-napisat-volshebnuyu-skazku
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Разработка урока литературы 5класс "волшебные сказки"
Технологическая карта урока,презентация....
урок развитие речи "Сочиняем волшебную сказку"
Заключительное занятие в разделе "Фольклор"...
Урок развития речи. "Зимняя сказка".
Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов. Показ их мастерства в создании пейзажной лирики(в частности зимней)....
Урок развития речи. "Зимняя сказка".
Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов. Показ их мастерства в создании пейзажной лирики(в частности зимней)....
Урок развития речи. "Зимняя сказка".
Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов. Показ их мастерства в создании пейзажной лирики(в частности зимней)....
Развитие речи. Составление волшебной сказки.
Данный урок позволяет совершенствовать речевые умения, воспринимать и понимать отличия волшебной сказки от литературного произведения, навыки пересказа; повторять «законы» в...