Конспект серии уроков по развитию речи "Составление рассказа по данному началу"
план-конспект урока на тему

Бондарева Дарья Анатольевна

Конспект серии уроков по развитию речи "Составление рассказа по данному началу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskaz_po_nachalu.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи

(серия уроков)

Тема: «Составление рассказа на основе его начала»

Задачи: 

1. Образовательно-познавательные

-научить связно, логически, последовательно излагать события;

-формировать умение излагать свои мысли;

-формировать умение пересказывать своими словами;

-следить за правильным построением предложения;

-формировать умение правильно определять место отрывка в рассказе, хронологическую последовательность

2. Воспитательные

-развивать внимательность при рассматривании картинок;

-воспитывать аккуратность при письме

3. Коррекционные

-РСВ на материале этого урока;

-развитие диалогической и выразительной речи на материале урока.

Оборудование: ИА, серия картинок (5 шт.), на доске записаны слова с орфограммами и текст рассказа, открыто только начало

Текст:

       Над окном дома было гнездо ласточек. Из него выглядывали птенцы. Вдруг один малыш выпал из гнезда. Он стал беспомощно прыгать по траве и пищать. Мимо шли школьники. Они увидели испуганного птенца. Они решили помочь ему. Петя посадил малыша в кепку. Вова принес лестницу и поставил около дома. Мальчик поднялся по лестнице и аккуратно переложил птенца из кепки обратно в гнездо. Ребята были рады, что смогли помочь птенчику.

ПЛАН

СЛОВАРЬ

1) Птенец в беде

- птенец, птенчик, малыш

- испуганный, напуганный

- прыгать, скакать, пищать

- школьники, ребята, мальчики, Петя и Вова

- идти, проходить

- увидеть, заметить, услышать, обнаружить

2) Петя ловит птенца

- решить помочь, захотеть спасти

- посадить, поймать, ловить

- кепка, шапка

3) Вова принес лестницу

- принести, достать

- поставить ... около..., приставить ... к ...

3) Спасение

  - подняться, забраться, залезть

- аккуратно, бережно, осторожно

- переложить, положить, опустить

- рады, довольны, счастливы

Этапы урока

Содержание

Примечания

Организация начала урока

1) Проверка ИА

У: Таня! Маша!...

Д: Я слышу. Слышу хорошо. Я готова к работе.

2) Вопросы к уроку

У: Какой сейчас урок? Маша.

Д: Урок грамоты (развития речи)

У: Который сейчас урок? Дима.

Д: Второй

На плакате вопросы и ответы

Основная часть

1) Чтение начала, беседа по нему

и определение места отрывка в рассказе

У: Посмотрите на доску. Послушайте, я прочитаю вам отрывок, а вы мне скажете, о ком он.

Д: Этот отрывок о ласточках.

У: Где у ласточек было гнездо?

Д: Гнездо было над окном дома

У: Кто сидел в гнезде?

Д: В гнезде сидели птенцы

У: Птенцы - это кто?

Д: Маленькие ласточки, дети ласточек, малыши

У: Что делали птенцы?

Д: Птенцы выглядывали из гнезда

У: Выглядывали - это как, покажите

У: Как вы думаете, почему они выглядывали?

Д: Им было интересно / Они хотели посмотреть, что на улице

У: Правильно. А что случилось с 1 птенцом

Д: Он выпал из гнезда

У: Как вы думаете, какая это часть рассказа? Это начало, середина или конец?

Д: Это начало рассказа.

У: Как вы определили?

Д: По тексту. В тексте многоточие стоит в конце. Многоточие обозначает, что текст еще не закончен. Значит, есть продолжение.

У: Давайте прочитаем еще раз. Читай, Маша.

Учитель читает начало. Дети следят по тексту на доске

Дети показывают

2) Определение  количества будущих рисунков (по воображению)

У: Давайте представим. Подумайте, сколько бы вы нарисовали картинок, чтобы продолжить текст?

Д: Я бы нарисовала 4 картинки / Я хочу нарисовать 3 картинки / Я согласна с Машей

3) Определение содержания рисунков

У: Давайте представим, что будет на 1 картинке.

Д: Птенец, упавший из гнезда.

У: Так, что чувствует птенец, как вы думаете?

Д: Он напуган, ему страшно. Он пищит, зовет на помощь

У: Так. Кто еще может быть на этой картинке?

Д: Могут быть дети

У: Какие дети?

Д: Могут быть два мальчика

У: Как зовут мальчиков?

Д: Вова и Петя

У: Что делали мальчики на картинке?

Д: Они шли мимо дома

У: Что было потом?

Д: Ребята увидели птенца

У: Как сказать по-другому?

Д: Мальчики заметили малыша

У: Кто скажет кратко, что будет на 1 картинке?

Д: Я нарисую, как мальчики идут мимо дома. Они заметили птенца и решили ему помочь

У: Молодцы. Что будет на 2 картинке?

Д: Ребята захотели помочь птенцу

У: Как?

Д: Они решили посадить его обратно в гнездо

У: Вы помните, что птенцов нельзя трогать руками, иначе мама-ласточка не будет их кормить. Что нужно сделать ребятам?

Д: Они могут посадить его в кепку

У: Правильно. Расскажи, что будет на 2 картинке, Коля.

Д: На 2 картинке будет нарисован мальчик, который ловит птенца и сажает его в кепку

У: Молодец. Скажите, что будет на 3 картинке? Гнездо ведь высоко, как до него дотянуться?

Д: Ребятам нужна лестница, чтобы дотянуться до гнезда

У: Правильно, как на картинке появиться лестница?

Д: Лестницу принесет второй мальчик, Вова

У: Принесет и что?

Д: Вова поставит лестницу около дома, под гнездом

У: Хорошо. А что будет на последней картинке

Д: Петя забирается по лестнице к гнезду и перекладывает в него птенца

У: Птенчик маленький, как нужно с ним обращаться?

Д: Аккуратно, осторожно, бережно

У: Как вы думаете, какое настроение у ребят

Д: Мальчики рады, довольны

У: Почему?

Д: Они рады, потому что смогли помочь птенчику

У: А как вы думаете, птенец тоже рад?

Д: Да, птенец рад, что оказался в гнезде

У: А почему он так рад?

Д: Потому что он маленький, сам ничего не умеет. Гнездо его дом, мама покормит его и согреет. Дома всегда хорошо

У: Молодцы

Если сами не могут, показываем картинку

На доске может быть словарь.

4) Составление плана

У: Давайте теперь составим план. О чем речь на 1 картинке?

Д: О том, как птенец выпал из гнезда

У: Как мы назовем 1 картинку.

Д: «Птенец в беде»

У: Хорошо. Что произошло дальше?

Д: Школьники решили помочь птенцу

У: Что они сделали вначале

Д: Петя посадил птенца в кепку

У: Назовем следующую часть - «Петя ловит птенца»

У: Что потом?

Д: «Вова принес лестницу»

У: Чем все закончилось?

Д: Ребята вернули птенца в гнездо

У: Как назовем последнюю часть?

Д: «Спасение»

Можно для подсказки предъявлять картинки

5) Пересказ

У: Кто хочет рассказать по плану?

Д: Можно я: Над окном дома было гнездо ласточек. Из него выглядывали птенцы. Вдруг один малыш выпал из гнезда. Он стал беспомощно прыгать по траве и пищать. Мимо шли школьники. Они увидели испуганного птенца. Они решили помочь ему. Петя посадил малыша в кепку. Вова принес лестницу и поставил около дома. Мальчик поднялся по лестнице и аккуратно переложил птенца из кепки обратно в гнездо. Ребята были рады, что смогли помочь птенчику.

У: Хорошо. Кто может рассказать по-другому?

Д: Над окном дома было гнездо ласточек. Из него выглядывали птенцы. Вдруг один малыш выпал из гнезда. Он начал скакать по земле и жалобно пищать. Рядом проходили ребята. Они заметили испуганного малыша. Коля поймал птенца и посадил в шапку. Дима принес лестницу и приставил к дому. Коля забрался по лестнице к гнезду и бережно положил малыша в гнездо. Ребята были довольны, что помогли птенцу.

У: Молодцы

6) Лексико-грамматическая и орфографическая работа

У: Теперь найдите в тексте глаголы в прошедшем времени.

У: Правильно. Обратите внимания на эти слова. Давайте вставим пропущенные буквы. Какое здесь правило?

..кно, з..мля, гн..здо, пт..нцы, испуга..ый, п..садил, пр..нес, п..ставил, п..днялся, а....уратно, р..бята,  п..щать, перел..жил, помощ.., помоч.., лес..ница, прох..дить

Дети отвечают

На доске орфограммы

 

8) Письменная работа

У: Откройте ваши тетрадки. Напишите в них сегодняшнее число. Потом «Сочинение». Посмотрите еще раз на картинки, на слова. Вспомните те рассказы, которые мы составляли сами. Напишите тот рассказ, который вам больше понравился. Пишите аккуратно, помните про орфограммы.

Ребятам оказываем дифференциров-ную помощь: оставляется один план, кому-то словарь, кому-то картинки

Организация окончания урока

У: Сдавайте тетрадки. Завтра я скажу оценки. Идите на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект серии уроков по предметно-практическому обучению

Конспекты серии уроков по предметно-практическому обучению в 1 классе по теме "Мозаика: цветы"  разработаны в соответствии с программой для специальных (коррекционных) школ I вида (для глухих дет...

Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."

Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО  (индивидуально-ориентированная система обучения)  И...

Макет к сказке К.И.Чуковского" Цыпленок" .Конспект серии уроков предметно-практического обучения в 1 классе школы I вида.

В работе представлено подробное описание системы работы по созданию макета, на уроках применяются разнообразные формы организации деятельности детей....

Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века"

Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века" Тип урока: Изучение нового материала с постановкой проблемно-познавательного задания...

Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс

Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....

Конспекты серии занятий по развитию речи (средняя возрастная группа)

Представлена серия занятий, разработанных мною, по развитию речи в средней возрастной группе. Конспекты представлены в журнале "Метод-сборник"...

Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"

Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...