"Истинно трагический герой нашей литературы" (литературная композиция, посвященная творчеству А.Т.Твардовского).
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Жизнь Твардовского – неотъемлемая часть истории России. Твардовский – великий поэт, чьим голосом в годину подвига и горя говорил народ. Руководитель журнала, который в десятилетие лицемерия и обмана был народной совестью. Десять лет – все 1960-е годы – Твардовский, как Атлант, держал на своих плечах нашу литературу. Ценою жизни втащил в литературу Солженицына, твёрдо его поддерживал. Боролся с засилием лжелитературы. Боролся против цензуры, которую назвал пережиточным органом нашей литературы. 1960-е годы навсегда войдут в историю русской литературы как десятилетие Твардовского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvardovskiy.docx | 43.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ленинская средняя общеобразовательная школа»
д. Городище Хиславичского района Смоленской области.
Тел. 2 - 72 – 90
(Литературная композиция,
посвященная творчеству
А.Т.Твардовского.)
Учитель русского языка и литературы
высшей категории
Гриненкова Елена Михайловна.
Вступление.
Жизнь Твардовского – неотъемлемая часть истории России. Твардовский – великий поэт, чьим голосом в годину подвига и горя говорил народ. Руководитель журнала, который в десятилетие лицемерия и обмана был народной совестью. Десять лет – все 1960-е годы – Твардовский, как Атлант, держал на своих плечах нашу литературу. Ценою жизни втащил в литературу Солженицына, твёрдо его поддерживал. Боролся с засилием лжелитературы. Боролся против цензуры, которую назвал пережиточным органом нашей литературы. 1960-е годы навсегда войдут в историю русской литературы как десятилетие Твардовского.
Он истинно трагический герой нашей литературы. Трагедия не там, где враг убивает врага, а там, где свой убивает своего. Где Твардовского убивает та идеология, которой он служил и от лица которой выступал. Он получал Ленинские и Государственные премии, а цензура запрещала его поэмы, его лирику, его журнал. 1960-е годы начались смертью лауреата Нобелевской премии Пастернака, который был затравлен до того, что заболел раком, от которого и умер. В середине десятилетия партийными функционерами и их прихвостнями в литературе был признан тунеядцем и сослан будущий лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский; травля, через которую он прошёл, предопределила его раннюю смерть. А кончилось десятилетие необъявленным делом «Нового мира», которое привело к гибели Твардовского, который умер от инсульта и рака, так же затравленный партийными функционерами и их прихвостнями в литературе.
Русских поэтов бросали на растерзание чужеземной разъярённой толпе, убивали на дуэлях, вешали и расстреливали, ссылали и изгоняли из страны, гноили на каторге и в концлагерях, они слепли и замерзали, их морили голодной смертью, доводили до самоубийства – до петли и пули. Одной из самых изощрённых форм расправы над поэтом было публичное шельмование, надругательство над главным делом его жизни, травля его с улюлюканьем и издевательствами, со сворой специально натасканных псов. Вслед за Ахматовой, Пастернаком, Бродским подобное поношение выпало на долю Твардовского и свело его в могилу, при его могучем здоровье, в шестьдесят лет. Борьба шла не за социалистические идеалы, не за национальную самобытность. Шла извечная смертельная борьба невежественных завистливых бездарностей против великого творческого дара. Лжепатриоты, сделавшие из любви к родине профессию, истребляли главное достояние России – её таланты. Твардовский сказал однажды, что писатели различаются не по западническому или почвенническому мировоззрению, не по приверженности тоталитаризму или демократии, а по тому, читали они «Капитанскую дочку» Пушкина или не читали.
(На сцене 2 ведущих)
- Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на «хуторе пустоши Столпово», относившемся к деревне Загорье Смоленской губернии, в большой, многодетной семье крестьянина-кузнеца.
Он рано почувствовал и осознал своё призвание поэта и журналиста. Первые его стихи и корреспонденции были опубликованы в смоленских газетах, когда ему исполнилось 15 лет.
- После того, как в газете «Смоленская деревня» летом 1925 года появилось стихотворение «Новая изба»:
Пахнет свежей сосновой смолою,
Желтоватые стены блестят.
Хорошо заживём мы весною
Здесь на новый, советский лад…,
Твардовский, собрав с десяток стихотворений, отправился в Смоленск к М.В.Исаковскому, работавшему там в редакции газеты «Рабочий путь».
- Принял Исаковский его приветливо, отобрав часть стихотворений, вызвал художника, который зарисовал Твардовского, и вскоре в деревню пришла газета со стихами и портретом «селькора-поэта А.Твардовского».
- В 1928 году Твардовский приехал в Смоленск, где долго не мог устроиться не только на учёбу, но даже на работу – по тем временам это было ещё нелегко, тем более, что специальности у него не было никакой. Он понимал незавидность такого положения, но и отступать было некуда, - в деревню он вернуться не мог, а молодость позволяла видеть впереди только хорошее.
- Когда в московском «толстом» журнале «Октябрь» М.Светлов напечатал стихи Твардовского и кто-то где-то отметил их в критике, он заявился в Москву.
- Но получилось примерно то же самое, что со Смоленском. Его изредка печатали, зарабатывал он не намного больше, чем в Смоленске, жил по углам, койкам, слонялся по редакциям. Зимой 1930 года Твардовский вернулся в Смоленск.
- 11 лет творческой жизни на Смоленщине были периодом самостоятельного вхождения в жизнь, осознания Твардовским своего призвания поэта, мужания его высокого дара, формирования его личности.
- Здесь начало дружбы на всю жизнь с Исаковским, Македоновым, начало гонений, смертельно опасных политических обвинений, гласных и тайных доносов, ожесточенной травли со стороны оголтелых демагогов, бездарных завистников, которые в 1937 году подвели его вплотную к аресту, а в 1971 свели в могилу.
- 19 марта 1931 года семью, из которой вышел Твардовский , «раскулачили»: отняли дом и хозяйство, а родителей и детей вывезли в северное Зауралье. Узнав о беде, постигшей родных, Твардовский добился приёма у секретаря Западного обкома партии Румянцева, однако смягчить судьбу близких ему не удалось.
- Вскоре Румянцева самого постигла страшная участь: он был арестован как враг народа и погиб. С этого времени Твардовский стал особенно удобной мишенью для своих врагов.
- Для Твардовского незаживающей травмой была невозможность на протяжении пяти лет помочь близким, клеймо сына «кулака», которое с этого времени он носил, и тот факт, что даже по бесчеловечным правилам, установленным самими властями, семья его отца и он сам подверглись гонениям незаконно, так как семья его отца не могла считаться кулацкой (основным признаком кулацкого двора было применение наемного труда, а в хозяйстве Твардовского наёмный труд не применялся). Благодаря неимоверным усилиям, исключительной работоспособности Трифона Гордеевича и его безграничной преданности семье, Твардовские смогли выжить даже в невыносимых условиях ссылки. Через какое-то время им удалось перебраться из Зауралья в Русский Турек на реке Вятке. Туда к ним и приехал Александр в апреле 1936 года, а уже в июне с его помощью семья смогла вернуться в родные места, на Смоленщину.
- В 1932 году Твардовский поступил в Смоленский педагогический институт. В 1934 году он оставил его «по собственному желанию». На решение повлияла общая обстановка в Смоленске, где – как и повсюду – шла яростная борьба с «недобитым классовым врагом», и Твардовский был уготован стать жертвой.
- Осенью 1936 года он поступил в Московский институт истории, философии и литературы.
- Зимой 1939/40 года военным корреспондентом участвовал в советско-финской войне.
- 22 июня 1941 застало Твардовского на даче под Звенигородом. Он немедленно выехал в Москву, получил назначение в газету Киевского военного округа «Красная Армия» и уже через несколько дней прибыл на фронт, к местам боевых действий.
- Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте специальным корреспондентом фронтовой газеты, он прошёл по дорогам войны от Москвы до Кенигсберга.
- Он делал всё, что требовалось для фронта, часто выступал в армейской и фронтовой печати: «писал очерки, стихи, фельетоны, песни, статьи…». Но главный его труд военных лет – это лироэпическая поэма «Василий Тёркин».
- В послевоенное время помимо поэтического творчества необычайно интенсивной и плодотворной была общественно-литературная деятельность Твардовского, которой он сам придавал огромное значение.
- В 1950-1954 годах, а затем с 1958 по 1970 год он был главным редактором журнала «Новый мир», последовательно отстаивая на этом посту принципы реалистического искусства.
- Возглавляя этот журнал, он содействовал вхождению в литературу целого ряда талантливых писателей – прозаиков и поэтов: Абрамова, Тендрякова, Солженицына, Жигулина, Прасолова и других. Очень интересными и содержательными при нём стали отделы литературной критики и публицистики.
- Вместе с тем его позиция и деятельность уже в начальную пору вызвали сопротивление со стороны руководства Союза писателей. Летом 1954 года он был впервые отстранён от руководства журналом за публикацию в нём ряда критических материалов.
- Во второй половине 60-х годов, особенно в последние годы жизни Твардовского, руководимый им журнал подвергался всё большим нападкам. В мае 1969 года Твардовскому было предложено уйти с поста главного редактора «по собственному желанию».
- Твардовский мужественно противостоял этой травле, хотя всё происходящее вокруг журнала не могло не сказаться на его здоровье. В начале 1970 года вышел последний подписанный им номер журнала, а в феврале был коренным образом изменён состав редколлегии, после чего Твардовский не мог не принять решения об уходе.
- Здоровье Твардовского ухудшалось. В сентябре 1970 года он был помещён в больницу с частичным параличом правой стороны. Вскоре выяснилось, что у него к тому же запущенный рак лёгкого…
- И всё же , несмотря на самые пессимистические медицинские прогнозы, он прожил ещё более года, не желая сдаваться смерти и мужественно сопротивляясь ей. До последних дней он сохранил ясное сознание, интерес к жизни. И вместе с тем он спокойно и твёрдо встретил неизбежное. Умер Твардовский 18 декабря 1971 года, а 21 декабря он был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество А.Т.Твардовского.
(Ведущие и чтецы)
- Александр Трифонович Твардовский – выдающийся русский поэт, любимый миллионами читателей в России и широко известный за рубежом. Очень разнообразна тематика произведений Твардовского: природа родной стороны, семья, люди смоленской деревни, война. В своих стихах он создал образы огромной впечатляющей силы.
- Родная природа никогда не оставляет поэта равнодушным: он зорко замечает,
«Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
В апреле –
Вдруг порозовели по-вербному березняки»,
он слышит
«Невнятный говор или гомон
В вершинах сосен вековых»,
Жаворонок, возвестивший весну, напоминает ему далёкую пору детства.
Стихотворение «Весенний, утренний…»
Весенний, утренний, тоненький
Ледок натянуло сеткой,
Но каплет с каждой соломинки,
С каждой ветки.
Поёт по-зимнему улица,
Но свету — что летним днём.
И, как говорится, курица
Уже напилась под окном.
И звонкую, хрупкую,
Набравшись силы в ночи,
Чуть солнце — уже скорлупку
Проклюнули ручьи.
Весна сугробы подвинула,
Плотнее к земле примяв.
И зелень коры осиновой —
Предвестье зелени трав.
Апрельским ветром подунуло,
Запахли водой снега.
И дело своё задумала
Река, упершись в берега.
Ей грезится даль раздольная,
Её минута близка...
Грохочет крылечко школьное,
Едва дождавшись звонка...
Стихотворение «Чуть зацветет иван-чай…»
Чуть зацветёт иван–чай, -
С этого самого цвета –
Раннее лето, прощай,
Здравствуй, полдневное лето.
Липа в ночной полумгле
Светит густой позолотой,
Дышит - как будто в дупле
Скрыты горячие соты.
От перестоя трава
Никнет в сухом оперенье.
Как жестяная, мертва
Тёмная зелень сирени.
Где–то уже позади
День равноденствие славит.
И не впервые дожди
В тёплой листве шепелявят.
Не пропускай, отмечай
Снова и снова на свете
Лёгкую эту печаль,
Убыли–прибыли эти.
Все их приветствуй с утра
Или под вечер с устатку...
Здравствуй, любая пора,
И проходи по порядку.
- Связанный со Смоленщиной памятью отчих мест, детства и ранней юности, годами жизни в Смоленске в пору литературного ученичества, Твардовский с особой любовью и нежностью писал о своей малой родине.
Стихотворение «Станция Починок».
За недолгий жизни срок,
Человек бывалый,
По стране своей дорог
Сделал я немало.
Под ее шатром большим,
Под широким небом
Ни один мне край чужим
И немилым не был.
Но случилося весной
Мне проехать мимо
Маленькой моей, глухой
Станции родимой.
И успел услышать я
В тишине минутной
Ровный посвист соловья
За оградкой смутной.
Он пропел мне свой привет
Ради встречи редкой,
Будто здесь шестнадцать лет
Ждал меня на ветке.
Счастлив я.
Отрадно мне
С мыслью жить любимой,
Что в родной моей стране
Есть мой край родимый.
И еще доволен я -
Пусть смешна причина,-
Что на свете есть моя
Станция Починок.
И глубоко сознаю,
Радуюсь открыто,
Что ничье в родном краю
Имя не забыто.
И хочу трудиться так,
Жизнью жить такою,
Чтоб далекий мой земляк
Мог гордиться мною.
И встречала бы меня,
Как родного сына,
Отдаленная моя
Станция Починок.
1936
- «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому. Что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Её до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок песни с далёких полей, или, например. Запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца…»
Так ещё при жизни матери писал о ней Александр Твардовский в «Автобиографии».
- В стихотворении «Матери» в не совсем обычной для Твардовского форме белого стиха с редкостной силой проявились не только память детства и глубоко сыновнее чувство, но и обострённый поэтический слух и зоркость, а главное – всё более крепнущее лирическое дарование поэта.
- Стихи эти отчётливо психологичны, в них как бы отраженно – в картинах природы, в приметах неотделимой от неё сельской жизни и быта – возникает столь близкий сердцу поэта материнский облик:
- И первый шум листвы ещё неполной,
И след зелёный по траве зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо –
Мне всякий раз тебя напоминают.
- В 1965 году Твардовский проводил мать в последний путь. В этом же году создан цикл «Памяти матери».
В этих стихах он вбирает в себя боль и скорбь о судьбе матери, горькое смирение с неизбежной конечностью человеческой жизни.
- В первом из четырёх стихотворений цикла «Памяти матери» звучит вечная материнская забота и молодая сыновняя устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет поскорее вкусить самостоятельности, и, как бы он ни был привязан к матери, его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским. Это стихотворение может быть посвящено великому множеству матерей.
Стихотворение «Прощаемся мы с матерями» (из цикла «Памяти матери»).
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока —
Еще в нашей юности ранней,
Еще у родного порога,
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвемся разлуке.
Разлука еще безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.
И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.
А там — за невестками — внуки...
И вдруг назовет телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.
- Во многих стихах Твардовского глубоко проникновенно и с большой впечатляющей силой обнажается трагическое лицо войны. Такова небольшая, на первый взгляд, стихотворная зарисовка «Две строчки», пронизанная горькими воспоминаниями о предшествовавшей Великой Отечественной войне непродолжительной, но обернувшейся немалыми бессмысленными жертвами финской зимней кампании 1940 года.
- Эти вроде бы простые и непритязательные стихи отмечены глубокой исповедальностью, пронзительной болью за каждую так слепо и беспощадно оборванную человеческую жизнь.
Стихотворение «Две строчки».
Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал...
Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
- Жестокая память о войне и предвоенных испытаниях несёт в лирике Твардовского мощный заряд трагического гуманизма. Это качество отчётливо проявилось в одном из лучших стихотворений цикла «Стихи из записной книжки».
Стихотворение «Перед войной, как будто в знак беды…»
* * *
Перед войной, как будто в знак беды,
Чтоб легче не была, явившись в новости,
Морозами неслыханной суровости
Пожгло и уничтожило сады.
И тяжко было сердцу удрученному
Средь буйной видеть зелени иной
Торчащие по-зимнему, по-черному
Деревья, что не ожили весной.
Под их корой, как у бревна отхлупшею,
Виднелся мертвенный коричневый нагар.
И повсеместно избранные, лучшие
Постиг деревья гибельный удар...
Прошли года. Деревья умерщвленные
С нежданной силой ожили опять,
Живые ветки выдали, зеленые...
Прошла война. А ты все плачешь, мать.
- Творчество Твардовского первых послевоенных лет пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал «жестокой памятью».
Подвиг народа, простого солдата раскрывается с особым драматизмом и силой сопереживания, ощущения себя на месте каждого из павших.
- «Стихи эти, - отмечал сам автор, - продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу.
Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, - так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».
- Эти слова сказаны Твардовским по поводу стихотворения «Я убит подо Ржевом», написанного от первого лица. Единство живых и павших, чувство безграничной любви к жизни, за которую погиб солдат, воспел Твардовский в этом стихотворении.
Стихотворение «Я убит подо Ржевом» (отрывки)
- День Победы поэт встретил в небольшом прусском городе Таплау. По воспоминаниям художника Ореста Верейского, было солнечно и жарко, все были взволнованы и необыкновенно радостны. На залитой солнцем улице горько плакал солдат, а подошедший к нему Твардовский, пытаясь успокоить, обнял его и что-то долго говорил, солдат же всё время повторял сквозь слёзы: «Сегодня люди перестали убивать друг друга…» А вечером гремел салют из всех видов оружия. Стреляли все, палили в светлое от разноцветных трасс небо из наганов, винтовок. Стрелял и Твардовский.
- А в 1948 году появилось стихотворение «В тот день, когда окончилась война». Прославляя бессмертие, это стихотворение само его обрело.
Стихотворение «В тот день, когда окончилась война» (отрывки).
- Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского.
С новой, выстраданной силой и глубиной звучит тема памяти и долга перед погибшими в написанных в 1966 году строках.
Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…»
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...
- Своей трагической недосказанностью эти стихи ещё сильнее и глубже передают ощущение невольной личной вины и ответственности за оборванные войной человеческие жизни.
- Кроме стихотворений Твардовским написано несколько поэм. 1931 год – поэма «Путь к социализму»; 1933 год – поэма «Вступление».
- Широкую известность принесла поэту написанная в середине 30-х годов «Страна Муравия» - поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелёгком пути в колхоз. В ней ярко проявился его самобытный талант. Ныне вполне очевидно двойственное восприятие событий коллективизации в поэме Твардовского.
- В первый же год войны была начата и по её окончанию завершена лирическая поэма «Дом у дороги».
«Тема её, - как отмечал сам поэт, - война, но с иной стороны, чем в «Тёркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну».
- Поэма утверждает неиссякаемую жизнестойкость народа, который сохранил силу своего деятельного добра, нравственности, чувства семьи и дома в самых, казалось бы, невыносимых условиях.
- Новый этап в развитии страны и литературы ознаменовался в творчестве Твардовского созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи «За далью – даль», сатирической поэмы –сказки «Тёркин на том свете» и лирико-трагедийной поэмы «По праву памяти».
- За годы войны было написано немало лирических и лиро-эпических поэм, в числе которых «Зоя» Маргариты Алигер, «Сын» Павла Антокольского, «Ленинградская поэма» Ольги Бергольц и др. Но наиболее значительным поэтическим произведением военных лет по праву считается поэма А.Твардовского «Василий Тёркин».
- Эту книгу можно без преувеличения назвать поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны.
Василий Тёркин в поэме олицетворяет весь народ. В этом образе нашли художественное воплощение русский национальный характер, его отличительные черты и качества.
- Впервые «Василий Тёркин» был опубликован в газете Западного фронта «Красноармейская правда». С тех пор и до конца войны главы поэмы по мере написания публиковались в этой газете. «С того времени как в печати появились первые главы «Тёркина», он стал моей основной и главной работой на фронте», - признавался Твардовский.
- На протяжении всей поэмы в образе Василия Тёркина последовательно раскрывается живой и убедительный характер русского человека. В герое Твардовского живёт естественная , как дыхание, любовь к Родине. Для него органичны верность своему гражданскому и воинскому долгу.
Инсценировка главы «Два солдата» из поэмы «Василий Тёркин».
- «Ни в Твардовские, ни в Есенины не назначают. Жизнь богаче оттого, что они есть, бедней, - когда их нет…
Жить посмертно тем, кто стремился не из жизни взять, а своё отдать людям…
Вмещая прошлое, такая жизнь длится в будущем, в ней особенно ощутима связь времён. Это и Твардовского судьба».
Стихотворение «На дне моей жизни…»
На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На теплом пенушке.
И чтобы листва
красовалась палая
В наклонных лучах
недалекого вечера.
И пусть оно так,
что морока немалая -
Твой век целиком,
да об этом уж нечего.
Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.
- Нет, поэт не просто «отметился галочкой». Его стихи помогали людям в дни войны выстоять и победить, а нам помогают понять и почувствовать, что мы – наследники великого народа и великой Победы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Не хороните меня живой...»: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству М.И. Цветаевой.
Конспект внеклассного мероприятия по изучению творрчества М. Цветаевой...
Разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству Саши Черного.
Литературно-музыкальная композиция «Здравствуйте, я – Сам по себе, я – Мечтатель, я – Саша Черный». Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 класса. Цель мероприятия: познакомить учащихся с творчеством ...
сценарий литературной композиции, посвященной творчеству А.П.Чехова
Сценарий содержит материал о жизни А.П.Чехова , его произведениях (сопровождается презентацией). Некоторые рассказы писателя предложены в инсценированном прочтении учащимися. Данный сценарий поз...
Музыкально – литературная композиция, посвященная творчеству Льва Ивановича Ошанина "Мне доверена песня"
Музыкально-литературная композиция знакомит учащихся с творчеством Л.И. Ошанина. развивает творческие способности учащихся, способствует развитию эмоциональной сфер...
Музыкально-литературная композиция, посвященная творчеству А. Фатьянова "Если б я родился не в России"
Композиция знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта-песенника, нашего земляка Алексея Ивановича Фатьянова...
Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.Т.Твардовского
"Я вам жить завещаю, - что я ещё..."...
Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”
ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...
- Мне нравится (1)