Схема анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова "И скучно, и грустно..."
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Чумакова Ольга Вячеславовна

Данный материал дает возможность проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова "И скучно, и грустно...". Материал можно использовать на уроке или дать ученикам для самостоятельного анализа стихотворения на уроке или в качестве домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_stihotvoreniya_lermontova.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно…»

1.Дата написания.

- В каком году написано стихотворение?

                         1840год

2. Реально-биографические факты.

- Что вы можете рассказать об исторической эпохе, о фактах жизни самого поэта?

- Каково настроение лирического героя?

-  Характерно ли такое настроение для поэта?

          Стихотворение грустное, безнадежное, но такое характерное для М.Ю.Лермонтова и причисленное В.Г.Белинским к «величайшим созданиям поэзии».

3. Жанр.

- К какому жанру вы бы отнесли стихотворение?

       Поэтическая исповедь.

- Что такое Реквием?

          Это музыкальное произведение траурного характера.

- Как вы думаете, почему стихотворение сравнивают с реквиемом, с поэтической исповедью, «беспощадным приговором себе, жизни»?

           Преобладают трагические тона, слова звучат просто, но с мрачной торжественностью, как звуки реквиема.

4. Анализ сюжета лирического стихотворения.

- Какова ведущая тема?

            Тема личной судьбы, но в стихотворении отчетливо звучит авторское «я». Это беспощадный приговор себе, жизни.

- Какова основная мысль?

- Какова эмоциональная окраска?

- Какие интонации преобладают в стихотворении? Восторженные? Задумчивые?

5. Художественные особенности .

- Как решается проблема взаимоотношения мира и человека?

- Какие эпитеты использует автор?

- Олицетворения?

- Есть ли сравнения?

- Аллегория?

- Ирония или самоирония?

6. Особенности речи.

- Есть ли инверсия, повтор, антитеза? Параллелизм?

- Есть ли риторические вопросы, восклицания?

- Какие синтаксические особенности использует автор?

- Для чего автор использует многоточия?

           Недоговоренность, оборванные вопросительные и восклицательные предложения.

7.Ритмические особенности стихотворения.

8. Черты лирического героя.

9. Личное восприятие стихотворения.

Стихотворение – мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности.

Словарная работа

Мотив – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественного произведения. Мотивом называют и характерные для поэта лирические темы.

У Лермонтова: свобода и воля, действие и подвиг, одиночество.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Схема анализа стихотворения

Анализ лирического произведения....

памятки СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ, СХЕМА АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

памятки для учеников "Стихотворные размеры", схема анализа стихотворения...

Схема анализа стихотворения

Схема анализа стихотворения...