Схема анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова "И скучно, и грустно..."
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему
Данный материал дает возможность проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова "И скучно, и грустно...". Материал можно использовать на уроке или дать ученикам для самостоятельного анализа стихотворения на уроке или в качестве домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya_lermontova.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно…»
1.Дата написания.
- В каком году написано стихотворение?
1840год
2. Реально-биографические факты.
- Что вы можете рассказать об исторической эпохе, о фактах жизни самого поэта?
- Каково настроение лирического героя?
- Характерно ли такое настроение для поэта?
Стихотворение грустное, безнадежное, но такое характерное для М.Ю.Лермонтова и причисленное В.Г.Белинским к «величайшим созданиям поэзии».
3. Жанр.
- К какому жанру вы бы отнесли стихотворение?
Поэтическая исповедь.
- Что такое Реквием?
Это музыкальное произведение траурного характера.
- Как вы думаете, почему стихотворение сравнивают с реквиемом, с поэтической исповедью, «беспощадным приговором себе, жизни»?
Преобладают трагические тона, слова звучат просто, но с мрачной торжественностью, как звуки реквиема.
4. Анализ сюжета лирического стихотворения.
- Какова ведущая тема?
Тема личной судьбы, но в стихотворении отчетливо звучит авторское «я». Это беспощадный приговор себе, жизни.
- Какова основная мысль?
- Какова эмоциональная окраска?
- Какие интонации преобладают в стихотворении? Восторженные? Задумчивые?
5. Художественные особенности .
- Как решается проблема взаимоотношения мира и человека?
- Какие эпитеты использует автор?
- Олицетворения?
- Есть ли сравнения?
- Аллегория?
- Ирония или самоирония?
6. Особенности речи.
- Есть ли инверсия, повтор, антитеза? Параллелизм?
- Есть ли риторические вопросы, восклицания?
- Какие синтаксические особенности использует автор?
- Для чего автор использует многоточия?
Недоговоренность, оборванные вопросительные и восклицательные предложения.
7.Ритмические особенности стихотворения.
8. Черты лирического героя.
9. Личное восприятие стихотворения.
Стихотворение – мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности.
Словарная работа
Мотив – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественного произведения. Мотивом называют и характерные для поэта лирические темы.
У Лермонтова: свобода и воля, действие и подвиг, одиночество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
Конспект урока....
Схема анализа стихотворения
Анализ лирического произведения....
памятки СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ, СХЕМА АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ
памятки для учеников "Стихотворные размеры", схема анализа стихотворения...
Схема анализа стихотворения
Схема анализа стихотворения...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...
Проверочная работа по стихотворению М.Ю.Лермонтова "И скучно, и грустно..."
Проверочная работа по литературе для 9 класса...