Схема анализа стихотворения
презентация к уроку по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому. Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления. Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания. Аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление. Перифраз придает загадочность . Оксюморон создаёт новое понятие или представление . Ирония придает комический эффект. Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; с метонимией этого сделать нельзя. Антитеза . Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи.
Параллелизм подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность. Задача анафоры и эпифоры - выделить слово, задержать на нём внимание читателей. Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придаёт последней большую выразительность. Риторические обращения, вопросы , восклицания придают художественной речи авторскую интонацию: торжественность, восторженность, сердечность, доверительность, иронию и т.п. Асиндетон (бессоюзие) придаёт речи стремительность, выразительность, передаёт убыстрённую интонацию. Благодаря асиндетону речь приобретает большую сжатость, компактность. Полисиндетон (многосоюзие) – способствует выделению отдельных слов, замедляет интонацию,усиливает выразительность речи,подчёркивает целеустремленность и единство перечисляемого. Содержательная функция эллипсиса (пропуск слов) – в создании эффекта лирической «недоговорённости», нарочитой небрежности, подчёркнутой динамичности речи. Односоставные предложения : - назывные позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние; - определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, непринуждённым, так как всё внимание сосредотачивается на действии; неопределённо-личные предложения подчеркивают неопределённость действующего лица, здесь важно само действие; - обобщённо-личные предложения – удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний, при которых автор смотрит на себя как бы со стороны; - безличные предложения – это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Они делают повествования боле лиричным.
Двусоставные предложения (уравновешенная структура : всякому действию соответствует исполнитель). Двусоставные предложения способны передать ровное, без страстных порывов, эмоциональное состояние и созерцательное настроение, в целом элегическое. Сложносочинённые предложения выражают присущие им значения: последовательности, одновременности, чередования, противопоставления. Сложноподчинённые выражают разнообразные смысловые отношения: условные, временные, причинно – следственные и другие. Бессоюзные предложения , способные передавать различные смысловые отношения, выразительнее сложноподчинённых предложений, потому что им свойственна эмоциональная напряжённость и динамичность, создаваемые за счёт отсутствия союзов (сложноподчиненные предложения более строгие, логичные, они гораздо реже встречаются в поэтических текстах). Бессоюзные предложения позволяют воссоздать сложную картину – зрительную или звуковую - , обладают большой выразительностью и экспрессией. В поэтическом тексте важно обратить внимание на характеристику предложений по цели высказывания, по интонации, на наличие прямой речи и диалог. Отметить, кому принадлежит прямая речь, каков характер диалога – с реальным лицом или воображаемым собеседником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты-схемы для проверки школьной документации
Подборка карт-схем для проверки классных журналов, дневников, тетрадей учащихся и др. школьной документации....
Карты-схемы по работе с учащимися
В подборке даны карты-схемы для фиксирования работы с неуспевающими учащимися, учащимися, склонными к пропускам уроков и др. ...
Схема-табличка анализа проверочныхработ по русскому языку.
Эта схема-табличка очень удобна для анализа всех проверочных работ по русскому языку в классе, где работает учитель....
Схема урока. Музыка осени. 1 класс.
В помощь учителям музыки....
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Углубленное логопедическое обследование...
Использование опорных схем и схем-конспектов на уроках химии
Химия наука "зубрительная", чтобы облегчить восприятие и запоминание использую различные схемы. Они могут использоваться при изучении нового материала, на обобщающих уроках,при самостоятель...
Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии
Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...