памятки СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ, СХЕМА АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ
материал по литературе (7 класс) на тему
памятки для учеников "Стихотворные размеры", схема анализа стихотворения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стихотворные размеры | 39 КБ |
Схема анализа стихтворения | 15.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Стихотворные размеры | Ключевые слова | схемы | примеры |
Хорей | Море | __ __ | Прибежали в избу дети… (А.С. Пушкин) |
Ямб | Земля | __ __ | Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А.С. Пушкин) |
Дактиль | Золото | __ __ __ | Ясность прозрачных небес… (А. Г. Майков) |
Амфибрахий | Железо | __ __ __ | Как ныне сбирается вещий Олег… (А.С. Пушкин) |
анапест | серебро | __ __ __ | На тебя заглядеться не диво… (Н.А. Некрасов) |
Стихотворные размеры
Стихотворные размеры
Стихотворные размеры | Ключевые слова | схемы | примеры |
Хорей | Море | __ __ | Прибежали в избу дети… (А.С. Пушкин) |
Ямб | Земля | __ __ | Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А.С. Пушкин) |
Дактиль | Золото | __ __ __ | Ясность прозрачных небес… (А. Г. Майков) |
Амфибрахий | Железо | __ __ __ | Как ныне сбирается вещий Олег… (А.С. Пушкин) |
анапест | серебро | __ __ __ | На тебя заглядеться не диво… (Н.А. Некрасов) |
Стихотворные размеры
Стихотворные размеры | Ключевые слова | схемы | примеры |
Хорей | Море | __ __ | Прибежали в избу дети… (А.С. Пушкин) |
Ямб | Земля | __ __ | Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А.С. Пушкин) |
Дактиль | Золото | __ __ __ | Ясность прозрачных небес… (А. Г. Майков) |
Амфибрахий | Железо | __ __ __ | Как ныне сбирается вещий Олег… (А.С. Пушкин) |
анапест | серебро | __ __ __ | На тебя заглядеться не диво… (Н.А. Некрасов) |
Предварительный просмотр:
Примерный план анализа стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…
4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
5. Тема, идея стихотворения.
6. Образы стихотворения.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):
Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:
- эпитет - художественное определение;
- сравнение – сопоставление предметов и явлений;
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- ирония - скрытая насмешка;
- гипербола - художественное преувеличение;
- литота - художественное преуменьшение;
- олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
- перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
- паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.
Стилистические фигуры:
- повторы (рефрен);
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- антитеза (противопоставление);
- градация (например: светлый - бледный - едва заметный);
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- ассонанс - повторение гласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).
8. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;
Б). трехсложные размеры:
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
В). верлибр (свободный или белый стих)
9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
10. Образ лирического героя, авторское "Я".
11. Цветопись.
12. Ваши впечатления о стихотворении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Как определять стихотворные размеры"
Памятка помогает правильно определять стихотворные размеры и запомнить их...
«Поэзия и информатика» Сравнительный анализ ритмической пульсации стихотворений разных стихотворных размеров с использованием инструментария информатики
Предлагаемая проектно-исследовательская работа была создана в 2012-2013 учебном году ученицей 10 класса 107 гимназии Санкт-Петербурга Свистельник Оксаной под руководством учителя информатики Пугаевой ...
Наглядные пособия по разным разделам русского языка, а также схемы стихотворных размеров
Эти таблицы я использую для создания презентаций, а также распечатываю на А4 и вывешиваю в классе как наглядные пособия. Здесь можно найти материал к разным темам по русскому языку 5-9 классов (без си...
Схема анализа стихотворения
Анализ лирического произведения....
Схема анализа стихотворения
Схема анализа стихотворения...
Схема анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова "И скучно, и грустно..."
Данный материал дает возможность проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова "И скучно, и грустно...". Материал можно использовать на уроке или дать ученикам для самостоятельного анализа с...