рабочая программа 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Рассмотрено | Согласовано | Утверждена |
на заседании ШМО учителей русского языка и литературы | Заместитель директора по УР | Приказ от |
Протокол № от | « » 2016_г. | Директор школы Алексеева Н.В. |
Руководитель МО Курзанцева А.П. | Галактионова О.С. | |
Рабочая программа
по литературе
в 5 А классе
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу
составила
Пестова Мария Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Велиж
2016
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17.12.2010)
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 Ф/З , утвержденного 29.12.2012 года.
- Примерной программы основного общего образования «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение» 2010.
- Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2015 — 2016 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2016 № 1897 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования»
- Годового календарного учебного графика на 2015 — 2016 учебный год МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, курса в учебном плане, требований к уровню подготовки обучающихся, содержания учебного предмета, тематического планирования, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Рабочая программа включает разделы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание тем учебного курса
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
- Календарно-тематическое планирование
Преподавание ведётся по учебнику: «Литература». 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1,Ч.2/В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- 5 –е изд. – М.: Просвещение, 2015г.
Цель изучения литературы – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Специальными целями преподавания литературы являются формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой
Основные компетенции литературного образования:
- читательская компетенция (изучаемое произведение и его связи с другими произведениями, сходными по проблематике и художественным решениям)
- литературоведческая компетенция (основные теоретико-литературные понятия)
-коммуникативно-речевая компетенция (развитие речи обучающихся)
Главным при изучении предмета «Литература» является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта по литературе реализуется следующими видами усложняющей учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов: близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующим лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Задачи курса литературы 5 класса:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- научиться способам свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
- расширение кругозора обучающихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение литературы в 5 классе – 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.
Планируемы результаты освоения учебного предмета
• 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание тем учебного курса
Введение (1 час).
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (10 часов).
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнения.
Из древнерусской литературы (3 часа).
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из русской литературы XVIII века (1 час)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века (45 часа).
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (33 часов).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы (8 часов).
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Итоговый урок. (1 час ) Список литературы на лето.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | В том числе | |||
Развитие речи (всего) | Из них сочинения | Внеклассное чтение | Проекты | |||
1. | Введение | 1 | ||||
2. | Устное народное творчество | 10 | 1 | 1 | ||
3. | Древнерусская литература | 3 | 1 | 1 (дом.) | ||
4. | Из русской литературы 18 века | 1 | ||||
5. | Из русской литературы 19 века | 45 | 14 | 1 (дом.) 1 (классн.) | 3 | 3 |
6. | Из литературы 20 века | 33 | 11 | 1 (дом.) 1 (классн.) | 2 | 1 |
7. | Из зарубежной литературы | 8 | 1 | 1 | ||
8. | Итоговый урок | 1 | ||||
Итого | 102 | 28 | 5 | 6 | 5 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание | ||
Введение- 1ч. | |||||
1. | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | ||||
Устное народное творчество – 10 ч. | |||||
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | ||||
3. | Сказка как особый жанр фольклора | ||||
4. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | ||||
5. | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы | ||||
6. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки | ||||
7. | Р.р. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок | ||||
8. | «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. | ||||
9. | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | ||||
10. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | ||||
11 | Вн. чт. «Добро побеждает зло» по мотивам русских народных сказок | ||||
Древнерусская литература- 3 ч. | |||||
12. | Возникновение древнерусской литературы Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | ||||
13. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи | ||||
14 | Р.р. Сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» (дом.) | ||||
Из русской литературы 18 в. – 1 ч. | |||||
15. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | ||||
Из русской литературы 19 в. – 45 ч. | |||||
16. | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр | ||||
17. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | ||||
18. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Ворона и лисица» | ||||
19. | Р.р Жанр басни. Повествование и мораль в басне | ||||
20. | Проект Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | ||||
21. | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | ||||
22. | «Спящая царевна». Р.р. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | ||||
23. | Р.р Баллада В.А.Жуковского «Кубок», ее особенности | ||||
24. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» | ||||
25 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | ||||
26 | Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность | ||||
27 | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Р.р Музыкальность пушкинской сказки | ||||
28 | Р.р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | ||||
29. | Вн.чт. Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | ||||
30 | В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | ||||
31 | «Attalea Prinseps» : героическое и обыденное в сказке. Р.Р. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. | ||||
32. | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | . | |||
33. | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание Проект | ||||
34. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | ||||
35. | Р.р. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | ||||
36. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место» | ||||
37 | Р.р. Реальное и фантастическое в сюжете повести | ||||
38 | Вн.чт Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | ||||
39. | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» | ||||
40. | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | ||||
41 | Р.р. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | ||||
42 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | ||||
43. | Герасим и его окружение | ||||
44. | Р.р. Характеристика героев произведения | ||||
45. | Осада каморки Герасима. | ||||
46 | Р.р. Духовные и нравственные качества Герасима. Подготовка к сочинению | ||||
47-48. | Р.р Классное сочинение . | ||||
49. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | ||||
50. | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | ||||
51. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | ||||
52 | Странная дружба Жилина и Дины | ||||
53. | Р.р Сюжет, композиция, идея произведения | ||||
54 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Жилин и Костылин: разные судьбы» | ||||
55 | Р,р Написание сочинения «Жилин и Костылин: разные судьбы» | ||||
56. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | ||||
57. | Вн.чт. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова | ||||
58 | Образы природы в русской поэзии XIX века. | ||||
59. | Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений | ||||
60 | Проект. Образы родной природы в стихотворениях русских поэтов | ||||
Из русской литературы 20 в. – 33 ч. | |||||
61. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» | ||||
62. | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | ||||
63 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | ||||
64. | Глава «Кукла» - кульминация повести. | ||||
65. | Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Путь Васи к правде и добру» | ||||
66 | Р.р Написание сочинения «Путь Васи к правде и добру» | ||||
67. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | ||||
68. | Р.р. Стихотворение «С добрым утром!». | ||||
69. | П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки | ||||
70 | Р.р. Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | ||||
71. | Вн.чт. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | ||||
72 | Проект. «Сказы П.Бажова в иллюстрациях художников Палеха» | ||||
73. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». | ||||
74. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальность и фантастика. | ||||
75. | К.Г.Паустовский «Заячьи лапы» | ||||
76. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | ||||
77. | Положительные и отрицательные герои. Р.р.Художественные особенности пьесы-сказки. | ||||
78. | Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом | ||||
79. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита» | ||||
80. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема труда в рассказе «Никита». Р.р. Характеристика героя. Язык рассказа | ||||
81. | В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои | ||||
82. | Р.р. Человек и природа в рассказе | ||||
83 | Черты характера главного героя. | ||||
84 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» | ||||
85 | Р.р Написание сочинения Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино | ||||
86. | Вн.чт. В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» | ||||
87. | А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» | ||||
88. | Р.р К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | ||||
89. | Великая Отечественная война в жизни моей семьи | ||||
90. | Стихотворения И.А.Бунина, Д.Б.Кедрина и Н.М.Рубцова | ||||
91. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Р.р. Юмор | ||||
92. | Вн.чт. Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | ||||
93 | Промежуточная аттестация | ||||
Из зарубежной литературы- 8 ч. | |||||
94 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» | ||||
95. | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | ||||
96. | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | ||||
97 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. | ||||
98 | Проект. Сказки Г.Х.Андерсена | ||||
99. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». | ||||
100. | Том Сойер и его друзья. Р.р. Внутренний мир героев. | ||||
101. | Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» | ||||
102 | Итоговый урок «Мои любимые книжки». Летнее чтение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...