Вариант проектной работы при изучении "Бородино" М.Ю. Лермонтова.
проект по литературе (5 класс) на тему
Предлагаю вашему вниманию один из вариантов проектной работы при изучении "Бородино" М.Ю. Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_proektom_borodino_m.yu_.lermontova.odp | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обсуждение темы проекта Проект «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» предназначен для изучения творческого наследия писателя. Ребята вы можете по выбору взять для изучения одно из произведений М.Ю.Лермонтова. Свои работы вы можете представить в виде презентации.
Цели и задачи проектной работы Цель : изучить творческое наследие М.Ю. Лермонтова, особенности произведения «Бородино», его историческую канву. Героический дух русского народа. Задачи: у казать актуальность изучения творчества М.Ю. Лермонтова и его произведения «Бородино».Подготовить презентацию по по выбранной теме
План работы Обработка материала и оформление его в виде презентации; Защита презентации (обсуждаем сильные и слабые стороны работы); Сбор информации и материала по выбранной литературной теме.
Михаил Юрьевич Лермонтов Стихотворение «Бородино»
И вот нашли большое поле
Уж мы пойдем ломить стеною
Тогда считать мы стали раны
Но тих был наш бивак открытый
На поле грозной сечи
Сверкнул за строем строй
Мы долго молча отступали
Забил снаряд я в пушку туго
Два дня мы были в перестрелке
Французы двинулись как тучи
Наполеон Кутузов Как Лермонтов рисует Наполеона и Кутузова?
Исторический факт «Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем, атаки кавалерии сменяли одна другую, всё новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях. Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, он отводит ее на новые рубежи южнее Москвы. Жители спешно покинули город. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города. Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней в городе начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия. Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России».
Кутузов Михаил Илларионович Раевский Николай Николаевич Багратион Петр Иванович Барклай-де-Толли Михаил Богданович Герои Бородино
«Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душой; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привлекает к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества» Пушкин А.С.
Петр Иванович Багратион службу начал в . В Багратион командовал 2-й Западной армией. Во время вынужденного отступления искусно вывел свою армию из-под удара превосходящих сил Наполеона и соединился с 1-й Западной армией М. Б. Барклая де Толли у Смоленска. В 26августа командовал левым, наиболее опасным крылом русских войск . Прах Багратиона до сих пор покоится на Бородинском поле, где и погиб этот великий полководец. Багратион
Барклай де Толли
Бородинское поле Бородинское поле находится недалеко от города Можайска близ Москвы
Как отметил М.И. Кутузов: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов» С этой поры Бородино стало святыней и гордостью России. Приезжая на поле русской славы, люди обращают внимание на скромные, но величественные в своей значимости памятники Великой Отечественной войны: доты, ходы сообщений, братские могилы красноармейцев.
Памятники Бородинского поля Памятник кавалергардам Памятник на командном пункте Кутузова
Памятники Бородинского поля Главный монумент героям Бородинского сражения на батарее Раевского
Памятники Бородинского поля Памятник третьей Пехотной дивизии Памятник 12 роте на Шевардинском редуте
Памятники Бородинского поля Памятник на батарее Раевского
Памятный знак на границе Бородинского поля
Возможный план 1. Разговор молодого солдата с участником Бородинской битвы, в котором определяется тема будущего рассказа («Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!»). 2. Начало рассказа старого солдата, его повествование о неудачах русской армии, настроениях отступавших солдат («Мы долго молча отступали, / Досадно было, боя ждали...»). 3. Рассказ о подготовке к Бородинскому сражению (ночи перед боем), решимости солдат победить в нем («Уж мы пойдем ломить стеною, / Уж постоим мы головою / За родину свою»). 4. Описание Бородинского сражения: его начала («И только небо засветилось, / Всё шумно вдруг зашевелилось...»); наивысшего момента в развитии действия, кульминации («Звучал булат, картечь визжала, / Рука бойцов колоть устала, / И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел»); развязки, конца битвы («Вот затрещали барабаны — / И отступили басурманы»). 5. Возвращение к диалогу, сравнение «могучего, лихого племени» и нынешнего поколения.
1. Какие средства использует Лермонтов для создания образа рассказчика? В чем проявляется естественность, разговорность речи старого солдата? 2. Какими чувствами проникнут рассказ солдата о Бородинской битве и ее героях? 3. Чем подтверждается справедливость того, что рассказчик называет своих товарищей, героев Бородинского сражения, «богатырями»?
Выводы 1. Из всех фактов о Бородинском сражении поэт отбирает те, которые позволяют рассказать о героизме простых солдат, передать эмоциональное отношение к описываемым событиям. 2. Автор стихотворения стремится вызвать у читателя определенные чувства и переживания. Ему важно, чтобы читатели испытали чувство гордости и восхищения людьми, которые сумели отстоять Москву. 3. В стихотворении Лермонтова сражение показано глазами русского солдата. Это вымышленный персонаж, образ которого создан для того, чтобы ярче выразить основную идею произведения. 4. Поэт при описании событий использует стиль художественной литературы, специфика которой заключается в наличии художественных образов. В художественном произведении слова приобретают новые значения. 5. В результате возникает образная, художественная картина исторического события, которая хотя и соотносится с реальной действительностью, но при этом основана на преобразовании этой действительности автором, который показывает свое видение сути и смысла события.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к лицейскому журналу как вариант проектной деятельности школьников
Несколько лет руководила работой издательского центра Лицея ТвГУ в Твери. Проектной деятельностью занялась с удовольствием, потому что подобная работа (а выпуск любого номера журнала - уже полноц...
Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовате...
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"
Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1 содержит примерные темы ...
Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина
Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина проводится в 8 классе как обобщающий урок по произведениям 19 века...
Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени»
Данная контрольная работа помогает детально выявить знания детей по произведению Лермонтова "Герой нашего времени"...
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...
Варианты экзаменационных работ по математике ГВЭ-9 (письменная часть) 300-е номера вариантов.
Каждый вариант экзаменационной работы с 300-ми номерами вариантов содержит 10 заданий базового уровня сложности с кратким ответом, в которых необходимо записать ответ в виде целого числа, конечной дес...