"Как стать счастливым, несмотря на трудные обстоятельства ?" (по рассказу И.С. Тургенева "Живые мощи")
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сатламышевская основная общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Нигматзянова Алсина Наиловна
Урок литературы в 8-м классе
Тема: "Как стать счастливым, несмотря на трудные обстоятельства ?" (по рассказу И.С. Тургенева "Живые мощи")
Цели урока:
Образовательная – познакомить обучающихся с произведением И.С.Тургенева «Живые мощи», расширить их представления о творческой мастерской писателя;
Развивающая – Развивать умение видеть, вычленить главное в художественном произведении, а именно тему, идейное содержание, авторскую позицию.
в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
Воспитательная – воспитывать любовь к русской литературе, содействовать укреплению чувства патриотизма, чувства милосердия, чувства любви к людям, способности сопереживать, сострадать.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Основной метод: эвристическая беседа с элементами проблемного поиска.
Основные приемы: акцентный анализ текста (обращение в ходе анализа только к одной из проблем, которую поднимает автор в произведении), работа в группах.
Оборудование:
- текст рассказа «Живые мощи»,
- рабочая тетрадь по литературе,
- таблицы для заполнения,
- индивидуальная карта обратной связи
Оформление доски:
- эпиграф к уроку: «Человек рожден для счастья, как птица для полета».(В.Г.Короленко «Парадокс» 1894г.)
- тема урока
- словарь к теме урока
В.И. Даль "Мощи - нетленное тело угодника Божьего".
Н.М. Шанский. "Мощи - останки людей, считаемые церковью святыми".
С.И.Ожегов «Мощи - высохшие останки людей, считаемые церковью святыми».
Из старославянского языка. Мошть - сила.
Следовательно, "силы, способные совершить чудеса".
Живые мощи - переносное значение, так говорят об исхудалом человеке.
Мумия – предохраненный бальзамированием от разложения высохший труп человека;
Праведник – человек, который живет праведной жизнью;
Видение – призрак, привидение;
Душа – внутренний, психический мир человека;
Икона – у верующих: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых.
Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь друг с другом: с партнером по плечу и по лицу. Садитесь.
2. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока и целеполагание:
Учитель: Любой человек, независимо от возраста, от материального положения, от наличия здоровья хочет счастья. Мы все такие разные, но есть общее у каждого, кто присутствует в этом классе: мы хотим стать счастливыми.
А скажите, можно ли стать счастливым, если…
- душа горит, или болит, или надрывается;
- когда за душой ни гроша;
- когда душа не лежит к чему- либо;
- когда душа не на месте;
- или когда просто камень на душе?
А счастливы ли люди, когда…
- живут душа в душу;
- в доме у них есть все, что душе угодно;
- сами они друг в друге души не чают;
- живут с открытой душой;
- грех на душу не берут;
- вкладывают душу в любимое дело;
- делают всё для души;
- да ещё и отдыхают душой?
Учитель: Выходит, душа-это что-то такое, от чего зависит счастье? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Учащиеся: Что нужно человеку для счастья? Можно ли и как стать счастливым, несмотря на любые обстоятельства?
Учитель: Размышления над рассказом И.С.Тургенева “Живые мощи” подскажет ответ на этот вопрос. Итак, тема сегодняшнего урока: "Как стать счастливым, несмотря на трудные обстоятельства ?" Эпиграф к уроку взят из очерка «Парадокс» В.Г.Короленко и звучит так: «Человек рожден для счастья, как птица для полета».
3.Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, я предложила вам прочесть рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи». Думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Если это так, я очень рада. Теперь проверим, внимательно ли вы читали текст.Я буду называть суждения, если они верные-вы встаете, если неверные-садитесь. (Тейк офф-Тач даун). Рассказчик поехал за тетеревами в Белевский уезд. (+)
- На следующий день рассказчик проснулся поздно.(-)
- Рассказчик не знал, кто такая Лукерья. (-)
- Первый сон Лукерьи–о рыженькой , злющей-презлющей собачонке, которая хочет её укусить(+)
- Второй сон Лукерьи- о женщине, с глазами как у сокола.(-)
- Третий сон Лукерьи- о встрече с родителями (-)
- Перед смертью Лукерья услышала колокольный звон.(+).
Учитель: Молодцы, ребята. Вы очень внимательно читали текст.
4. Работа со словарными словами.
Учитель: Читая рассказ, возникли ли у вас трудности с пониманием некоторых устаревших слов?
Мощи – высохшие останки людей, считающиеся церковью святыми;
Мумия – предохраненный бальзамированием от разложения высохший труп человека;
Праведник – человек, который живет праведной жизнью;
Видение – призрак, привидение;
Душа – внутренний, психический мир человека;
Икона – у верующих: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых.
Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.
Учитель: Итак, убедившись в понимании прочитанного, мы попробуем все –таки раскрыть духовный мир главной героини.
5.Работа над рассказом «Живые мощи»
Учитель: На ваших столах есть листочки с утверждениями. Прочитайте приведенные утверждения и запишите свой ответ только в столбце До. У вас на это 1 минута. (Эй Ар Гайд. Перемены).
До | Утверждения | После |
Благодаря рассказчику мы ближе узнаем жизнь главной героини. | ||
Повествуя о главной героине, рассказчик испытывает только жалость. | ||
Для Лукерьи природа-явление живое и родственное. | ||
Лукерья жалуется на свою судьбу. | ||
Лукерья живет любовью к ближним. | ||
Лукерья-верующий человек. |
Учитель: Теперь прочитайте отрывок из текста, пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в столбце После. У вас 5 минут.
Отрывок из текста:
…Лукерья умолкла, а я с изумлением глядел на нее. Изумляло меня собственно то, что она рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие.
- С самого того случая, - продолжала Лукерья, - стала я сохнуть, чахнуть; чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить, а там уже - и полно ногами владеть; ни стоять, ни сидеть не могу; все бы лежала. И ни пить, ни есть не хочется: все хуже да хуже. Матушка ваша по доброте своей и лекарям меня показывала, и в больницу посылала. Однако облегченья мне никакого не вышло. И ни один лекарь даже сказать не мог, что за болезнь у меня за такая. Чего они со мной только не делали: железом раскаленным спину жгли, в колотый лед сажали - и все ничего. Совсем я окостенела под конец... Вот и порешили господа, что лечить меня больше нечего, а в барском доме держать калек неспособно... ну и переслали меня сюда - потому тут у меня родственники есть. Вот я и живу, как видите.
Лукерья опять умолкла и опять усилилась улыбнуться.
- Это, однако же, ужасно, твое положение! - воскликнул я... и, не зная, что прибавить, спросил: - А что же Поляков Василий? - Очень глуп был этот вопрос.
Лукерья отвела глаза немного в сторону.
- Что Поляков? Потужил, потужил - да и женился на другой, на девушке из Глинного. Знаете Глинное? От нас недалече. Аграфеной ее звали. Очень он меня любил, да ведь человек молодой - не оставаться же ему холостым. И какая уж я ему могла быть подруга? А жену он нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть. Он тут у соседа в приказчиках живет: матушка ваша по пачпорту его отпустила, и очень ему, слава Богу, хорошо.
- И так ты все лежишь да лежишь? - спросил я опять.
- Вот так и лежу, барин, седьмой годок. Летом-то я здесь лежу, в этой плетушке, а как холодно станет - меня в предбанник перенесут. Там лежу.
- Кто же за тобой ходит? Присматривает кто?
- А добрые люди здесь есть тоже. Меня не оставляют. Да и ходьбы за мной немного. Есть-то почитай что не ем ничего, а вода - вод она в кружке-то: всегда стоит припасенная, чистая, ключевая вода. До кружки-то я сама дотянуться могу: одна рука у меня еще действовать может. Ну, девочка тут есть, сиротка; нет, нет - да и наведается, спасибо ей. Сейчас тут была... Вы ее не встретили? Хорошенькая такая, беленькая. Она цветы мне носит; большая я до них охотница, до цветов-то. Садовых у нас нет, - были, да перевелись. Но ведь и полевые цветы хороши, пахнут еще лучше садовых. Вот хоть бы ландыш... на что приятнее!
- И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?
- А что будешь делать? Лгать не хочу - сперва очень томно было; а потом привыкла, обтерпелась - ничего; иным еще хуже бывает.
- Это каким же образом?
- А у иного и пристанища нет! А иной - слепой или глухой! А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется - я и то слышу. И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни на есть слабый! Гречиха в поле зацветет или липа в саду - мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу. Лишь бы ветерком оттуда потянуло. Нет, что Бога гневить? - многим хуже моего бывает. Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: "Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем состоянии согрешить можешь?" Но я ему ответила: "А мысленный грех, батюшка?" - "Ну, - говорит, а сам смеется, - это грех не великий".
- Да я, должно быть, и этим самым, мысленным грехом не больно грешна, - продолжала Лукерья, - потому я так себя приучила: не думать, а пуще того - не вспоминать. Время скорей проходит.
Я, признаюсь, удивился.
- Ты все одна да одна, Лукерья; как же ты можешь помешать, чтобы мысли тебе в голову не шли? Или ты все спишь?
- Ой, нет, барин! Спать-то я не всегда могу. Хоть и больших болей у меня нет, а ноет у меня там, в самом нутре, и в костях тоже; не дает спать как следует. Нет... а так лежу я себе, лежу-полеживаю - и не думаю; чую, что жива, дышу - и вся я тут. Смотрю, слушаю. Пчелы на пасеке жужжат да гудят; голубь на крышу сядет и заворкует; курочка-наседочка зайдет с цыплятами крошек поклевать; а то воробей залетит или бабочка - мне очень приятно. В позапрошлом году так даже ласточки вон там в углу гнездо себе свили и детей вывели. Уж как же оно было занятно! Одна влетит, к гнездышку припадет, деток накормит - и вон. Глядишь - уж на смену ей другая. Иногда не влетит, только мимо раскрытой двери пронесется, а детки тотчас - ну пищать да клювы разевать... Я их и на следующий год поджидала, да их, говорят, один здешний охотник из ружья застрелил. И на что покорыстился? Вся-то она, ласточка, не больше жука... Какие вы, господа охотники, злые!
- Я ласточек не стреляю, - поспешил я заметить.
- А то раз, - начала опять Лукерья, - вот смеху-то было! Заяц забежал, право! Собаки, что ли, за ним гнались, только он прямо в дверь как прикатит!.. Сел близехонько и долго таки сидел, все носом водил и усами дергал - настоящий офицер! И на меня смотрел. Понял, значит, что я ему не страшна. Наконец встал, прыг-прыг к двери, на пороге оглянулся - да и был таков! Смешной такой!
Лукерья взглянула на меня... аль, мол, не забавно? Я, в угоду ей, посмеялся. Она покусала пересохшие губы.
- Ну, зимою, конечно, мне хуже: потому - темно; свечку зажечь жалко, да и к чему? Я хоть грамоте знаю и читать завсегда охоча была, но что читать? Книг здесь нет никаких, да хоть бы и были, как я буду держать ее, книгу-то? Отец Алексей мне, для рассеянности, принес календарь; да видит, что пользы нет, взял да унес опять. Однако хоть и темно, а все слушать есть что: сверчок затрещит али мышь где скрестись станет. Вот тут-то хорошо: не думать!
- А то я молитвы читаю, - продолжала, отдохнув немного, Лукерья. - Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест - значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту "Отче наш", "Богородицу", акафист "Всем скорбящим" - да и опять полеживаю себе безо всякой думочки. И ничего!..
Учитель: Поделитесь ответами на следующие вопросы в команде: Вы поменяли какой-либо из ваших ответов? Если да, какой и почему? Подумайте. У вас 15 секунд. Вам есть что записать? Теперь запишите. У вас на это 10 секунд. Жду. А теперь обсуждаем по кругу. Начинает Камиль и так по кругу.У вас 2 минуты. (Финк-Райт-Раунд-Робин)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что нужно человеку для счастья? Проговорите ответ на данный вопрос по кругу один раз. Начинает тот, у кого больше больше пуговиц. У вас 1 минута. (Сингл Раунд Робин)
6.Работа в группах
(Мэнэдж Мэт)
Учитель: На столах у вас есть карточки с вопросами. Задание 1 группе:
Проследите по тексту и выясните обстоятельства встречи Петра Петровича и Лукерьи? Расскажите коротко об обстоятельствах встречи автора и героини. Каково было первое впечатление от увиденного у рассказчика? (Обсудите с партнером по плечу) У вас 2 минуты.
Спокойная ночь в Алексеевке | Ночь, проведенная в Алексеевке, в ветхом и чистом флигельке, ранее пробуждение на следующее утро ..Ничто не предвещало беды. Жизнь прекрасна. |
Описание утра, передайте настроение героя | «На следующий день… всею грудью. |
Необычная встреча Петра Петровича и Лукерьи | Загадочно лежащая фигура и голос (герой «остолбенел от удивления) Описание внешности героини |
Учитель: Мы можем сделать вывод о том, что автор от безмятежной спокойной жизни охотника переходит к образу Лукерьи (Мумии, которую он увидел в сарайчике). Таким образов, контраст усиливает чувство сострадания к крестьянке.
-Дайте сравнительную характеристику героине.
Какова была Лукерья до болезни и стала теперь?
(Обсудите с партнером по лицу) У вас 2 минуты.
Какова была Лукерья прежде | «Лукерья-первая красавица во всей нашей деревне, хохотунья, плясунья, певунья! Лукерья, за которой я сам втайне вздыхал, я, -шестнадцатилетний мальчик!» |
Лукерья, которую встретил рассказчик | «Темное, неподвижное лицо с мертвенными глазами…» |
Учитель: Мы можем сделать вывод о том, что до болезни и после неё Лукерья не перестает верить в Бога, она не ропщет на судьбу, а несет свой крест.
Задание 2 группе:
-Можно ли рассказ Лукерьи назвать исповедью? Почему?
Расскажите историю болезни Лукерьи.
(…По просьбе охотника, Лукерья рассказывает о своей беде.)
Ответьте на вопросы:
(Подтверждайте цитатами из текста ответы)(Обсудите с партнером по плечу) У вас 2 минуты.
В чем проявлялась жизнь души Лукерьи? | в слиянии с природой, в пении, в общении с Богом через молитвы |
В чем состоят ее «маленькие» радости. | В созерцании природы, в общении с ней «Но ведь и полевые цветы хороши, пахнут еще лучше садовых. Вот хоть бы ландыш… на что приятнее!»; «А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется – я и то слышу. Я и запах всякий чувствовать могу, самый что ни на есть слабый!»; «Заяц забежал, право! Собаки, что ли, за ним гнались, только он прямо в дверь как прикатит!.. Сел близехонько и долго таки сидел, все носом водил и усами дергал – настоящий офицер!» |
А как же она относится к людям? | Лукерья, хотя и неподвижна, и «мумия», но – живой человек, наделенный такими душевными качествами, как мудрость, сострадание, забота о ближнем. «Нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие», она рассказывает о том, как заболела, о судьбе Василия Полякова. Она радуется за любимого человека. Она просит не для себя лично, заботится о крестьянах: «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу, -- с величайшим усилием, но умиленно произнесла она. – Дай Бог всем здоровья! А вот вам, барин, матушку вашу уговорить – крестьяне здешние бедные – хоть бы малость с них оброку сбавила!» Земли у них недостаточно, угодий нет… Они бы за вас Богу помолились… А мне ничего не нужно – всем довольна». Лукерья даже в таком положении способна посочувствовать судьбе горше своей. Это одна из добродетелей человека: велик тот, кто может отдать последнее. Больная Лукерья отдает последнее – душевное сострадание—тем, кому «хуже бывает». |
Учитель: Вывод: Что же мы узнаем из так называемой исповеди о Лукерье? О её внутреннем мире? (Она не просто смиренная, верующая в Бога крестьянка, а ещё и заступница за других. Сиротку учит пению, просит за крестьян в деревне (сбавить налоги), вся жизнь её – это безропотное несение креста, который дал ей Господь. Круг её общения- живая природа, да паломники заезжие.
Сны Лукерьи.
- Какое значение имеют сны Лукерьи? Зачем автор вводит в рассказ сны?
Важны ли сны Лукерьи ? О чем они говорят?(Обсудите с партнером по лицу).У вас 2 минуты.
Первый сон. Его значение | 1-ый сон был расшифрован самой Лукерьей- образ маленькой, но злой собачки (это её болезнь).Поле, по которому ходит героиня, это ее жизнь и вообще жизнь. Венок Лукерья плетет для своего земного жениха. Иисус- ее небесный жених («Видно он меня любит») |
Второй сон .Его значение | 2-ой сон- Искупление грехов людских невинных и смиренной душой. (Родители ее снились, благодарили за искупление) |
Третий сон. Его значение | Смерть приходит за Лукерьей. Смысл в том, что после смерти жизнь не только не заканчивается, а наоборот, начинается самый счастливый её период. |
Учитель: Вывод: Таким образом, сны дают нам ответ и на вопрос, почему Лукерья не боится смерти, а радуется встречи с ней.
Учитель: Запишите качества Лукерьи. Сейчас вы по одному будете зачитывать свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи в своих тетрадях.(Ол Райт Раунд Робин) Начинает говорить свой ответ Ильзира под номером 2 и так по кругу. Начинаем. У вас на это 1 минута.
Учащиеся: терпеливая, мудрая, несёт свой крест, воплощает силу духа русского человека, праведница .
Учитель: Есть ли то что вы перечислили у Лукерьи? Считает ли она себя счастливой? Проговорите ответ на данный вопрос по кругу один раз. Начинает тот, у кого волосы темнее.У вас 1 минута. (Сингл Раунд Робин)
7. Обобщение-рефлексия .
Учитель: Давайте вспомним теоретико-литературные понятия. Посмотрите на слайд. Тема – предмет изображения события, фактов действительности, взаимоотношений людей, которые автор выбрал для художественного осмысления и отражения. При анализе тематики произведения важно обратить внимание на то, что темы могут быть определённо обобщёнными, общечеловеческими. (Например: тема «народности», «гордости и смирения», «памяти»…)
Идея художественного произведения – её осмысление, результат умственной работы, анализа, сравнения, обобщения.
Идея пронизывает художественную ткань произведения. Автор, как правило, нигде целостно её не формулирует.(Поэтому мы, читатели, её должны определить.)
Проблематика – как автор осмысливает особенности реальной действительности и внутреннего мира человека, что считает главным, а что второстепенным, какие вопросы выносит на обсуждение с читателем.
Сюжет – последовательность событий, действий героев в основе развития действия всегда должны быть какие – либо противоречия, конфликт.
Композиция произведения. Это структура произведения, последовательность расположения его частей и элементов. Композиция включает в себя сюжет, а также авторские отступления и другие вставные элементы, не связанные непосредственно с сюжетом, но важные для идейного мира произведения.
У вас на столах есть таблицы. Заполните первую таблицу.Для этого вы в своих группах будете работать в парах.(Релли Тейбл) Вы будете работать с партнером по лицу.А Камиль-5-й ученик- будет работать с парой Айгуль и Сюмбель.Сначала заполните графу тема рассказа. Начинают заполнять таблицу те, у кого волосы светлее. Артур заполняет графу сюжет рассказа. Будете работать по очереди.
Чтобы заполнить вторую таблицу, вы будете работать с партнером по плечу. У вас 5 минут.
Таблица № 1
Тема (о чем) | Сюжет | Композиция (построение) | Проблематика | Идея |
Таблица № 2
Имя героя | Социальное положение | Психологический тип (характеристика) | Взаимоотношения друг с другом |
Лукерья | |||
Рассказчик |
8.Вывод.
Учитель: Вернемся к названию произведения. Как название произведения соотносится с образом Лукерьи?
Учащиеся: Лукерья не просто истощенный человек, но святой человек, заслуживший почитание за свое терпение.
Учитель: В чем смысл эпиграфа к уроку?
Учащиеся: Человек рожден для того, чтобы жить и радоваться жизни, какой бы она трудной ни была.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы верно ответили на вопросы. Значит, вы поняли произведение.
Учитель: А теперь заполните таблицу, которая называется «Индивидуальная карта обратной связи». Если все-таки какие-то вопросы остались непонятными, впишите их в таблицу.
Содержание | Самооценка | Оценка учителя |
Работал хорошо, материал урока понял тоже хорошо |
| |
Работал хорошо, но некоторые вопросы остались непонятыми |
| |
Работал неудовлетворительно, почти ничего не понял |
|
Условные знаки: - «хорошо»; - «удовлетворительно»;
- «неудовлетворительно».
9.Домашнее задание:
Учитель: Напишите сочинение – размышление на тему: «Горе, беда, несчастье всегда ли ожесточают людей?». Урок подошел к концу. Поблагодарите друг друга за работу. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Чтение - полезное, но трудное занятие"
Статья учителя русского языка и литературы гимназии №441 Савиной Н.Г. о воспитании вдумчивого читателя...
Классный час,дискуссия:"Как стать счастливым"
Дисскуссия на вечные вопросы о счастье и смысле жизни....
Притча "Как стать счастливым"
Предлагаю небольшую, но поучительную притчу о том, как стать счастливым....
Пять способов стать счастливее: арт-терапия
Методы арт-терапии активно используются психологами и психиатрами.Они давно выяснили: есть «волшебные картинки», которые помогают исцелиться от страхов и тревог!Перед тобой несколько простых приёмов, ...
"Легко ли стать счастливым?"
Мастер-класс...
Беседа "Как стать счастливым?"
1. Есть расхожее мнение: «Счастье каждый понимает по-своему». Так ли это на самом деле?2. Можно ли сказать: «Высшее счастье» и «низменное счастье»?...
Как стать счастливым?
В Екатеринбурге прошла лекция одного из самых востребованных психологов России, посвященная теме, которую Михаил Лабковский считает главной в психологии. Речь идет о способности по...