"Легко ли стать счастливым?"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Щербакова Ирина Вячеславовна, учитель истории и обществознания МОУ_СОШ№1 г.Петровск Саратовской области
Мастер-класс / 9класс/ Тема : Легко ли стать счастливым?
«Каждый человек – определенная нота, которую в нас
заложила судьба. Мысли человека – еще одна нота
И поступки его – нота. .
Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит – это и
называется счастьем»;
Н. Михалков
Цель урока: продолжить формирование у учащихся понятий «нравственное» и « безнравственное»;
Продолжить формирование умений работать с различными источниками, устанавливать причинно-следственные связи ,
Воспитание учащихся в духе общечеловеческих ценностей.
Учебное оборудование: рабочие листы , 2 короны, карточки с заданиями « ситуация выбора», мультимед.оборудование, презентация
Оформление доски: тема урока, «восхождение на гору счастья», высказывания :
«Сам бейся, сам суди и сам твори
Сам дверь себе для счастья отвори»
«Счастье – вольная пташка: где захотела, там и села».
Ход урока.
Мотивационный этап урока. Целевая установка:
Учитель: Скажите, ребята, что чаще всего желают друг другу люди, поздравляя с
праздниками, знаменательными датами?
Учитель: Удачи, шанса, чтоб улыбнулась фортуна, хорошей доли. А известно ли
вам, что все эти слова – перевод с разных языков одного слова «счастье»?
Трудно дать определение этому понятию. Ваши сверстники в одном
старом советском фильме на вопрос: «Что такое счастье?», ответили:
«Счастье – это когда тебя понимают…»
Учитель: А что вкладываете вы в это понятие? (варианты детей)
Учитель: Наверное, не ошибусь, если скажу, что каждый человек желает быть
счастливым по-настоящему.
Учитель: ( Слайд )Но вот легко ли стать счастливым? Мы и попытаемся ответить на этот
.вопрос./ объявление темы и ее открытие на доске /
( Слайд )
- Известно, что каждая эпоха представляла свой манифест счастья со своими
ценностными приоритетами. Каждый из нас имеет свой идеал счастья, который
с возрастом меняется, как и меняется само ощущение счастья: от простого яркого
мгновения в жизни до наивысшего, абсолютного чувства счастья. И можно
предположить, что это восхождение состоит из нескольких ступеней.
- Каковы же они и лёгок ли этот путь? нам и предстоит узнать. (На доске гора и
ступени восхождения)
Название первой ступени достаточно просто «Я жив».
- В чем же вы видите здесь человеческое счастье?
/Умение радоваться тому, что тебя окружает: солнцу, возможности дышать, видеть,
двигаться – т.е. ЖИТЬ. А мы порой этого не ценим/
( Слайд)
- Как вы думаете, кто это состояние может оценить сполна?
/Люди с ограниченными возможностями, больные люди. Например, дети
(взрослые)-инвалиды, побеждая на параолимпийских играх, испытывают счастье и
от победы, и от того, что преодолели себя, свой недуг.
( СЛАЙД) ПРИМЕР: Интересна судьба Д. Гурцкой. Отсутствие зрения, тяжелое детство. Но пройдя через жизненные испытания, она обрела свое счастье: дарить радость
другим своим творчеством, обрела любовь и возможность подарить жизнь своему
ребенку.
- Легок ли был ее путь к счастью?
(СЛАЙД) - Вторая ступень «Я приобрел» - удовлетворённость материальными благами.
Проб. задание: Докажите, что наличие материальных благ делает человека
счастливее. Но в чем кроется опасность? Лёгок ли путь к получению этих благ?
/Деньги, материальные блага – делают человека независимым, свободным в своем
выборе, дают возможность совершенствоваться и главное – заниматься
благотворительностью, т.е. помогать людям. И здесь есть тонкая грань, которую не
нужно переходить – чтобы деньги не взяли верх над человеком, не сделали человека
своим заложником/
(СЛАЙД) - Человек не может быть счастлив вне общества, вне общения, поэтому следующая ступень – «Я не один». «Общение с людьми» многогранно: дружба, любовь. Оно принесет удовлетворение, радость, а значит и счастье при выполнении правила, существующего тысячи лет.
Задание: В рабочем листе у вас приводятся изречения китайского мудреца,
еврейская мудрость и заповедь Христа.
- Что общего в них? И как в общем можно это правило назвать? («золотое»).
(СЛАЙД)
Задание: Перед вами гениальная работа Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Вспомните притчу, лежащую в основе этой картины.
- Какое состояние героев здесь запечатлел художник?
/Раскаяние сына, прощение и любовь отца приводят героев к счастью/
- Легким ли был этот путь?
- Разве мог бы назвать себя несчастным Рембрандт – художник, чьим творчеством
наслаждаются люди?
Значит, если человек занят любимым делом, работой и это приносит ему и людям
удовлетворение и радость – это еще одна ступень к счастью.(СЛАЙД)
Итак, четвертая ступень – «Я созидаю, Я создаю, Я творю».
Задание: (анализ притчи в рабочем листе) Ознакомьтесь в рабочих материалах с
притчей о «Шартском соборе» и ответьте на вопрос: кому из героев притчи работа
приносила счастье? Почему?
- Как вы думаете, легко ли быть счастливым учителем?
Итак, мы на последней ступени нашего восхождения. И, прежде чем обозначить ее, я
предлагаю познакомиться с рассказом Сухомлинского «След на земле» (анализ
рассказа в рабочем листе).
- Чем же измеряется жизнь?
- Кого из личностей нашей истории вы бы могли противопоставить герою этого
рассказа?
ПРИМЕР: Сахаров – лидер диссидентского движения, правозащитник, занимался
благотворительностью, верен своим убеждениям и принципам, хотя за это подвергался
гонениям. Но после смерти его назвали Совестью народа. Мало кому была дана такая
честь.
- Легким ли был его путь к счастью?
Так как же мы обозначим V ступень? «След после себя»(СЛАЙД)
- Итак, мы прошли с вами все 5 ступеней счастья. А на какой ступени счастья
находитесь вы?
- Я предлагаю вам игру «Счастливая корона». Королева Счастья предлагает надеть
корону и стать счастливым, а королева Печали говорит, что человек захочет от
этой короны избавиться. Каков ваш выбор? Аргументы. (остальные в рабочих
листке делают пометку – свой выбор)
Королева Счастья Карточка Королева Печали
Богатство – это здорово. 1. Ты станешь Тебе будут завидовать
Ты сможешь получить богатым люди, ты и твоя семья
хорошее образование, можешь оказаться под
обеспечить будущее се- прицелом криминала.
бе, своей семье, заняться
благотворительностью.
(ребенок делает свой выбор, приводит аргумент)
Ты реально можешь 2. Ты получишь Ты не должен забывать,
изменить жизнь в стране, власть в руки что политика – дело
провести задуманные грязное; что ничто так не
тобой законы, реформы. меняет человека, как деньги
Ты станешь популярен и и власть.
известен.
Любовь – самое возвышенное 3. Ты влюбишься Любовь приносит не только
чувство, способное превра- радость, но и слезы, страда-
тить человека в птицу. С ния, боли в сердце. Можно
крыльями за спиной ты совер- спокойно обойтись и без
шишь много благих дел. таких переживаний.
Вы испытываете счастье от 4. Сбылись мечты - У вас совершенно не хвата-
того, что несёте свет знаний вы стали учителями ет времени для себя и семьи
детям, что ваши ученики (карточка гостям) А ваша зарплата совсем вас
нашли свое место в жизни не радует.
- Итак, вы сделали свой выбор. Пройдя по всем ступеням, я думаю, вы готовы
составить «формулу счастья».
НАПРИМЕР: Физик Ландау вывел для себя «формулу счастья», где необходимы
работа, любовь, общение с людьми.
Поэтесса Сельвинская считает, что счастье:
Если ешь любимую пищу,
Надеваешь красивые вещи,
Общаешься, с кем интересно,
Думаешь о высоком –
Это и есть счастье.
- А как выглядит «формула счастья» по-вашему?СЛАЙД)
Счастье = Жизнь + Матер. + Общение + Работа, + След после себя
благополучие творчество
- Так ответьте на главный вопрос нашего урока: легко ли стать счастливым
человеком?
- Что нужно для этого сделать?
/ «Быть человеком и жить по законом совести»;
Н. Михалков сказал: «Каждый человек – определенная нота, которую в нас
заложила судьба. Мысли человека – еще одна нота. И поступки его – нота.
Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит – это и
называется счастьем»;
«Сам бейся, сам суди и сам твори
Сам дверь себе для счастья отвори», Я. Райнис/
- Русская пословица гласит: «Счастье – вольная пташка: где захотела, там и села».
А я бы сказала, кто заслужил, у того она и в руках,
А коль она оказалась у вас – берегите, храните, цените…
Стихотворение «Как нарисовать птицу». На фоне музыки слайды презентации
Как нарисовать птицу
Сперва нарисуйте клетку
с настежь открытой дверцей,
затем нарисуйте что-нибудь
красивое и простое,
что-нибудь очень приятное
и нужное очень
для птицы;
затем
в саду или в роще
к дереву полотно прислоните,
за деревом этим спрячьтесь,
не двигайтесь
и молчите.
Иногда она прилетает быстро
и на жердочку в клетке садится.
Иногда же проходят годы –
и нет
птицы.
Не падайте духом,
ждите,
ждите, если надо, годы,
потому что срок ожиданья,
короткий он или длинный,
не имеет никакого значенья
для успеха вашей картины.
Когда же прилетит к вам птица
(если только она прилетит),
храните молчание,
ждите,
чтобы птица в клетку влетела;
и, когда она в клетку влетит,
тихо кистью дверцу заприте,
и, не коснувшись ни перышка,
осторожненько клетку сотрите.
Затем нарисуйте дерево,
выбрав лучшую ветку для птицы,
нарисуйте листву зелёную,
свежесть ветра и ласку солнца,
нарисуйте звон мошкары,
что в горячих лучах резвится,
и ждите,
ждите затем,
чтобы запела птица.
Если она не поет –
это плохая примета,
это значит, что ваша картина
совсем никуда не годится;
но если птица поет –
это хороший признак,
признак, что вашей картиной
можете вы гордиться
и можете вашу подпись
поставить в углу картины
вырвав для этой цели
перо у поющей птицы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Легко ли быть патриотом"
"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...
Статья "Решение задания А9 ЕГЭ по информатике быстро и легко"
В статье приведен способ решения задач на кодирование, который позволяет быстро и легко решать трудные задачи типа А9 из ЕГЭ по информатике...
Статья "Легко ли быть подростком?"
Статья для родителей, а также в помощь классному руководителю для проведения родительского собрания в 7 классе...
Статья: «Лапта на уроках легкой атлетики»
Всем известно, что лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и, особенно в и...
Статья «Фотосинтез, 6 класс: интересно и легко». (Из опыта работы)
Статья содержит сценарий открытого урока «Фотосинтез»....
Статья на тему: Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.
Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.урок легкий атлетика физическийОценка результатов учебной деятельности...
Статья "Жизненная емкость легких"
Мною написана статья на тему:"Жизненная емкость легких"...